Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 16:15, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Современная корыстно-насильственная преступность в России представляет собой социально-негативное явление переходного периода. В условиях социальных, экономических, политических и иных реформ корыстно-насильственная преступность приобретает все более негативные количественные и качественные характеристики, организованные формы, элементы криминального профессионализма. Преступники для достижения своих корыстных целей нередко прибегают к насилию. Формы такого преступного насилия достаточно разнообразны. Особую опасность представляют корыстно-насильственные посягательства с применением оружия и иных предметов, используемых в качестве оружия. Анализ уголовных дел, информационно-справочных материалов правоохранительных органов свидетельствует о высоком уровне вооруженности криминальных групп корыстной направленности. Жертвам корыстно-насильственных посягательств нередко приходится сталкиваться с особой жестокостью, садизмом, глумлением над личностью.
Введение
1. Понятие и виды насильственных преступлений против собственности
1.1. Понятие и признаки насильственных преступлений против собственности
1.2. Виды и характеристика насильственных преступлений против собственности
2. Проблемы уголовно-правовой квалификации и отграничения от смежных составов
2.1. Проблемы уголовно-правовой квалификации
2.2. Проблемы отграчения и разграничения.
Заключение
Список литературы
Алкоголизация населения играет роковую роль, когда лица, склонные к неумеренному потреблению спиртного, не останавливаются перед насилием для получения средств на его покупку. За последнее время ситуация ухудшилась, возросли ее негативные последствия, наметился рост совершения тяжких насильственных преступлений в состоянии опьянения.
В большей половине случаев при грабеже (56%) и почти половины ситуаций при разбое (49,8%) преступники изымали у виновных деньги на спиртное. При этом в ходе разбоя виновные в 12,2% изученных случаев наносили потерпевшим тяжкие телесные повреждения, что почти в полтора раза превышает аналогичный показатель, характеризующий ситуации, связанные с изъятием имущества на иные цели.
Сказанное подтверждает злободневность проблемы противодействия пьянству, которое выступает в качестве фактора, непосредственно генерирующего корыстные преступления, отягченные посягательством на личность. При этом вред здоровью пострадавших в значительной степени превышает моральный ущерб, причиняемый изъятием денег на спиртное.
Тот факт, что в основе грабежа и разбоя лежит корыстный мотив, подтверждают данные, характеризующие перечень предметов, отбираемых насильственным путем у потерпевших.
Так, примерно в трети случаев при грабеже или разбое виновные, применяя насилие, отбирали у потерпевших деньги; в одном из десяти случаев — драгоценности; еще в двух из десяти случаев — иное имущество, а также комплекс различных ценных предметов.
Приведенные данные подтверждают индивидуалистическую сущность лиц, совершающих грабежи и разбои. Под воздействием такой антисоциальной направленности в криминогенной ситуации наиболее ярко проявляется корыстный или иной низменный мотив, руководящий поведением и побуждающий преступников к различному насилию над личностью при противоправном изъятии имущества, принадлежащего потерпевшим.
При грабеже и разбое страдали в большинстве ситуаций (до 80% случаев) случайные люди. В остальных ситуациях в качестве пострадавших выступали знакомые преступников, нередко граждане, употреблявшие с ними спиртное.
Доля лиц, чье противоправное поведение складывалось только из одного эпизода, среди задержанных за грабеж составляет около 60%, за разбой — 46,3%. Преступное поведение остальной части лиц, виновных в грабеже и разбое, складывается из системы анализируемых преступлений. Так, в трети случаев при грабеже и в четырех из десяти случаев при разбое содеянное квалифицировалось по совокупности с иными преступлениями, что было более опасным, чем просто совершение грабежей и разбоев.
Последствия подобного криминального поведения более серьезны, так как виновные отдавали предпочтение холодному и огнестрельному оружию и избирали в качестве объектов нападения тех лиц, у которых имелись значительные ценности.
Так, при совершении разбоев в комплексе с другими преступлениями телесные повреждения имели место в большинстве случаев — 86,8%.
Грабежам и разбоям почти в половине случаев сопутствуют преступления против порядка управления, общественной безопасности и общественного порядка, а также деяния, посягающие на жизнь и здоровье человека. Из них четверть приходится на преступления, связанные с посягательством на личность. Особо следует отметить, что наличие у данной категории преступников огнестрельного оружия формирует в них комплекс вседозволенности, когда они в ряде случаев пренебрегают даже чувством самосохранения, устраивая через непродолжительное время после разбойного нападения скандалы и дебоши в общественных местах, демонстративно прибегая к насилию без всякой необходимости.
Среди иных преступлений, не связанных
с насилием, в комплексе с грабежом
и разбоем совершаются
Грабежу и разбою в 36,5% случаев сопутствовали другие корыстные преступления, связанные с посягательством на собственность. Во-первых, это ситуации, когда виновные совершали и грабежи, и разбои, и бандитизм, и вымогательство. Во-вторых, грабежам и разбоям сопутствовали кражи и иные корыстные ненасильственные преступления. В-третьих, в 14,7% ситуаций, когда грабеж и разбой были совершены в совокупности с другими преступлениями, в числе последних фиксировалось изнасилование, которым завершались корыстно-насильственные нападения на женщин. В целом же практика квалификации грабежа и разбоя по совокупности с другими преступлениями наглядно показывает общественную опасность лиц, совершающих корыстно-насильственные преступления.
Таким образом, характер современного грабежа и разбоя в совокупности с данными, указывающими на их долю в структуре преступлений и свидетельствующими о динамике их развития в последние годы, показывает, что российское общество подвержено такому явлению, как корыстная агрессия. При этом благоприятная перспектива ее преодоления, к сожалению, не просматривается.
В процессе предупреждения насильственных преступлений важно предотвращение их последствий, в частности, морального и физического вреда, которые наносятся жизни и здоровью потерпевших. Поэтому, во-первых, важно выявить характерные признаки лиц, которых следует взять под социальный контроль. Во-вторых, необходимо определить факторы, генерирующие криминальное насилие. Представляется актуальным проанализировать данные, характеризующие граждан, совершивших различные преступления против жизни и здоровья.
Абсолютное большинство
Таким образом, данные преступления не являются исключением из правила, согласно которому имеет место существенное отличие в преступности мужчин и женщин. Прежде всего это значительное количественное превышение доли мужчин по сравнению с женщинами, что объясняется психофизическими особенностями пола. Женщина значительно реже демонстрирует агрессивное поведение, хотя нынешняя криминальная обстановка создает прецеденты участия женщин в организованных преступных группах, совершающих разбойные и бандитские нападения.
Сохраняется тенденция к агрессивным проявлениям со стороны женщин на социальной почве, например, в семейно-бытовой сфере (свыше 10% изученных случаев). Обычно женщины отличаются большим самообладанием, поскольку их доля в иных конфликтах межличностного общения значительно меньше. В отличие от них мужчины более склонны к праздному времяпрепровождению, злоупотреблению спиртными напитками, что в свою очередь стимулирует совершение насильственных действий.
В целом же алкоголизация играет крайне негативную роль, выполняя роль ведущего фактора, генерирующего криминальную гетероагрессию.
Необходимо отметить, что свыше 85% виновных в убийствах, в нанесении различной тяжести травм в момент совершения насильственных действий находились в состоянии опьянения. Спиртное стимулировало насилие и в семейно-бытовой сфере (85%), и в ходе иных эксцессов (78% ситуаций).
Рассматривая данный фактор, следует указать и на то обстоятельство, что в момент совершения тяжких насильственных преступлений, как правило, в состоянии опьянения находятся и потерпевшие. Большинство их распивали спиртное вместе с преступниками, являясь затем инициаторами ссор, драк. Будучи зачинщиками конфликтов, потерпевшие отличались виктимным негативным поведением, давая повод для совершения преступления. В итоге процесс превращения их в жертву противоправного насилия отличался весьма интенсивным характером.
Безусловно, фактор алкоголизации играет важную роль, но следует учитывать стимулирующую роль спиртного в проявлении той фиксированной установки, которая сложилась у виновных ранее. Речь идет о пробелах в воспитании, когда психолого-педагогический фактор не менее значим для линии поведения граждан, совершивших криминальное насилие.
Относительно возраста граждан, совершивших посягательство на личность и здоровье, следует отметить, что наибольшая вероятность проявления криминального насилия приходится на возрастные группы, охватывающие интервал с 18 до 50 лет. В итоге средний возраст, например, лиц, допустивших криминальное насилие в социальной сфере, колеблется в пределах 32—35 лет. В отличие от данной категории виновных средний возраст преступников, допустивших посягательство на личность в ходе иных эксцессов, составляет примерно 25 лет, т. е. они в среднем моложе на 10 лет. При этом характерным для лиц данного возраста является совершение таких насильственных преступлений, как хулиганство, грабеж, разбой, изнасилование. В то же время лица, возраст которых колеблется в пределах 30—40 лет — характерные участники различного рода социально-бытовых конфликтов, обусловленных нынешними сложными жизненными ситуациями, влекущими семейные неурядицы и распад семей, а также конфликты на почве систематического злоупотребления алкоголем.
При совершении противоправных посягательств на собственность методами насильственного характера в форме грабежа, разбоя, бандитизма характерным для виновных является молодежный возраст, как правило, не превышающий 24—25 лет. Чем моложе по возрасту виновный, тем агрессивнее его криминальное поведение, когда преступник использует не только словесные угрозы и колюще-режущие предметы, но и различного рода оружие.
Абсолютное большинство
Жестокость при половом
Практика показывает, что в 5% изученных случаев в роли насильников выступали родственники потерпевшей, а возраст последней, как правило, не достигал совершеннолетия. Согласно полученным результатам, средний возраст потерпевших колеблется в пределах 17—18 лет. При этом, как правило, оказывают физическое сопротивление насильникам и получают различные травмы потерпевшие, средний возраст которых составляет 18,7 года. Примечательно, что средний возраст потерпевших, находившихся в момент совершения преступления в бессознательном состоянии, — 13,1 года.
По поводу характера взаимоотношений
преступника с потерпевшей
Достаточно часто преступники были знакомы с пострадавшими от изнасилования по месту жительства (29,1%) либо поддерживали дружеские отношения. В подобных ситуациях рассматриваемое деяние представляет реакцию насильника на отказ женщины вступить в интимные отношения. Кроме физического насилия и угроз, здесь имеет место принуждение к половым извращениям, а также иные грубые и циничные действия. Специфика этих криминальных ситуаций состоит в том, что такие виновные не отличались сексуальной патологией, не являлись маньяками в силу различных половых аномалий, отклонений в психике либо потенциальной склонности к латентной сексуальной агрессии, заранее не вынашивали замысел совершить преступление, полагая, что им удастся добиться добровольной половой связи с потерпевшей. В определенной степени этому благоприятствовало виктимное поведение потерпевшей.
Относительно обстоятельств
Характерной особенностью данного
преступления является то, что в 86% ситуаций
преступники совершили
Анализ семейного положения участников эксцессов межличностного общения показывает, что большая часть виновных в криминальном насилии в ходе семейно-бытовых конфликтов состояли в браке.
Это вполне закономерно, поскольку абсолютное большинство (3/4) этих виновных — лица зрелого возраста, что предполагает наличие собственной семьи.
Однако последнее
Криминальное насилие —
Речь идет прежде всего о факторах, предопределивших социальную напряженность в российском обществе и неопределенность социального статуса многих людей, вплоть до их маргинализации. Негативным моментом также является фактор стресса, генерирующий психические расстройства, исключающие или ослабляющие контроль над конфликтной ситуацией.
Особая специфика заключается и во внутренней готовности многих людей к насилию с высокой вероятностью его направленности на жизнь того или иного конкретного лица, когда потерпевшими являются близкие родственники и иные граждане, состоящие с виновным в дружеских отношениях. При совершении таких насильственных преступлений типология потерпевших неизменна. Специфичны лишь скандальные ситуации между указанными сторонами. Принципиально важно, что семейные и дружеские отношения не играют роли сдерживающего фактора, а поведение как потерпевшего, так и преступника является социально нежелательным. Иногда только случай разделяет их на вышеуказанные категории, каждая из которых в современных условиях деморализована.
Информация о работе Насильственные преступления против собственности