Методология СПЭ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 18:27, лекция

Краткое описание

Методологические принципы экспертно-психологического исследования.
Этапы планирования психодиагностической деятельности эксперта-психолога.
Методы и методики, применяемые при производстве СПЭ.
Экспертно-психологическое исследование в СПЭ.
Заключение СПЭ.

Прикрепленные файлы: 1 файл

СПЭ обвиняемых.docx

— 63.43 Кб (Скачать документ)

Основной вопрос судебно-следственных органов, который решается при данном виде СПЭ:

«Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемых ему действий в состоянии аффекта?»

Главная цель СПЭ - диагностика такого эмоционального состояния подэкспертного, которая снижает способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими в момент совершения инкриминируемого ему деяния. На пути к ее достижению перед экспертами встают еще две важные задачи отграничить исследуемую аффективную реакцию:

  • от патологического аффекта или иных временных болезненных расстройств психики;
  • от обычных состояний эмоциональной напряженности или эмоциональных реакций, не достигших глубины физиологического аффекта.

Решение всех этих задач основывается на анализе и экспертной оценке ситуации, личности, индивидных качеств субъекта, его актуального психофизиологического состояния к моменту эмоционального реагирования, а также особенностей поведения в период и после аффективного деяния.

Оценка ситуации и личности

Необходимыми и достаточными причинами развития аффектогенной ситуации являются:

  • Высокая личностная значимость угрожающего психотравмирующего фактора.
  • Наличие условий, порождающих у подэкспертного дефицит информации о путях, средствах и времени нейтрализации возникшей угрозы и удовлетворения актуализированной ею потребности в безопасности.
  • Конфликтный характер ситуации. Отмечено существование длительных конфликтов в сфере наиболее значимых для личности отношений Нередко наличие в прошлом кризисных периодов в жизни личности.

Экспертная оценка ситуации осуществляется в беседе с исследуемым, по материалам дела, данным проективных методик («незаконченные предложения», Тематический апперцепционный тест - ТАТ).

Информационные характеристики психотравмирующего воздействия, как и его значимость, сугубо индивидуальны и детерминированы не только объективными условиями ситуации, но и особенностями личности субъекта, его динамическими (быстрота познавательных процессов, способность к концентрации внимания и др. (для диагностики используются 10 слов, Опосредованное запоминание по Леонтьеву, Пиктограмма, Классификация предметов, Исключение понятий, Исключение предметов, Сравнение понятий, Аналогии, Счет по Крепелину, Проба Бурдона, Отсчитывание, Таблицы Шульте и др.) и содержательными (ценности (тест Рокича), интеллект (тест Векслера, матрицы Равенна), опыт, навыки и др.) свойствами. В связи с этим аффектогенное значение ситуации не может быть понято лишь на основании изучения ее объективных аспектов. Адекватная экспертная оценка ситуации возможна только при учете личности субъекта, взаимодействующего с этой ситуацией.

Личности, совершившие преступление в состоянии аффекта, как правило:

  • Имеют положительную социальную направленность хорошие производственные и бытовые характеристики, нередко пользуется авторитетом у окружающих.
  • Данные анкетных личностных тестов (MMPI и 16-PF Кеттела) также свидетельствуют о хорошей их социализации, тенденции к конвенциальному (одобряемому) поведению, легкости и беспрепятственности его реализации в жизни.
  • Склонны к застреванию на психотравмирующих моментах, тенденции к кумуляции аффективного напряжения (ММPI, «Дом, дерево, человек).
  • Имеют высокую, но недостаточно устойчивую самооценку, высокий уровень притязаний (методика «Уровень притязаний» Хоппе, субъективная локализация контроля Роттера, репертуарные решетки Келли, шкалы самооценки по Дембо-Рубинштейн).

Данные экспериментально-психологического исследования и тестов имеют для СПЭ скорее вспомогательное значение и должны быть распространены на момент содеянного с предельной осторожностью.

Анализ жизненного пути обвиняемого, его целостного поведения, оценка информации, содержащейся в материалах дела, об особенностях формирования личности, системе ее общественных отношений, ценностных ориентации, способах самоактуализации подлежат экспертному исследованию именно в психологический период, относящийся к содеянному.

Оценка индивидных качеств и временных неблагоприятных факторов

Особенности эмоционального реагирования зависят не только от личности исследуемого, но и от многих психофизиологических свойств, присущих ему как индивиду.

Прежде всего следует указать на характер эмоциональной реактивности, являющийся основой темперамента. Общеизвестна склонность к сильным, напряженным аффектам (агрессии, ярости) представителей сильного неуравновешенного типа (холериков). Эмоционально неустойчивы также меланхолики. Для них типичны астенические быстро истощаемые аффекты, но при определенных условиях возможны грубые агрессивные реакции.

Наряду с относительно постоянными индивидными свойствами, существенное влияние на развитие аффектов оказывают различные неблагоприятные факторы, изменяющие психофизиологическое состояние индивида к моменту эмоционального реагирования. Наибольшее значение имеют состояние алкогольного опьянения, соматические болезни или состояние выздоровления, психическое и физическое перенапряжение (усталость), бессонница, истощение, беременность, выраженный синдром менструального напряжения у женщин, передозировка некоторых лекарственных средств (психостимуляторов), прием наркотиков и др. Их роль как условий, способствующих развитию аффектов, связывается с состоянием общей психической астении, изменениями настроения и (или) вегетативной дизрегуляцией.

При исследовании индивидных качеств и временных неблагоприятных факторов эксперт-психолог использует результаты по опросникам Стреляу, Айзенка, наблюдения, беседы и психологического анализа материалов уголовного дела.

Оценка феноменологии эмоциональных состояний

Будучи интегративной реакцией всего организма, выраженная эмоция (аффект) является внешнему наблюдателю в виде типичного комплекса соматических, вегетативных и пантомимических признаков, обнаруживает себя в характерном изменении поведения и психической деятельности субъекта при совершении аффективного деяния. Представление о глубине и качестве эмоции, кроме того, может сложиться на основе субъективного «отчета» исследуемого о его специфических переживаниях, особых соматических ощущениях, своеобразных трансформациях сознания, самосознания и познавательных процессов. Учет и оценка этих объективных и субъективных признаков аффекта и реконструкция на их основе актуального психического состояния обвиняемого в момент совершения преступления - завершающий этап экспертного анализа. При его проведении большую диагностическую важность приобретает установление характера динамики эмоционального процесса, так как только констатация закономерной смены типичных эмоциональных феноменов позволяет распознать аффект с достаточной надежностью. В связи с отмеченным целесообразно рассмотреть признаки аффекта по стадиям аффективного процесса, в котором условно выделяют подготовительную стадию, стадию аффективного взрыва и стадию истощения.

Подготовительная стадия. В широком смысле ее психологические границы определяются временем развития актуальной конфликтной ситуации, в узком - охватывают временной промежуток от непосредственного травмирующего психику повода до аффективного взрыва. При внезапном развитии конфликтной ситуации эти границы обычно совпадают, в случае кумулятивного аффекта они существенно различаются. Этим объясняется возможность неоднозначной юридической и психологической оценки признака внезапности развития аффекта. Юридическое понимание внезапности требует констатации аффективного взрыва непосредственно вслед за травмирующим поводом (насилием, оскорблением). Психологическое понимание внезапности учитывает прежде всего субъективный момент - внезапность аффективного импульса к действию для самого субъекта33. Такая субъективная внезапность может не совпадать с объективным поводом, что во многом зависит от особенностей процесса переживания психотравмы.

Наиболее надежные критерии экспертной оценки подготовительной стадии аффекта могут быть получены при анализе поведения подэкспертного. При развертывании во времени оно все больше теряет свободу, становится негибким, стереотипным, мотиво- или целенесообразным. При остром, внезапном неправомерном воздействии, когда причинный и разрешающий факторы практически совпадают, эта стадия носит максимально свернутый характер.

Стадия аффективного взрыва. Феноменологический анализ этой стадии - центральный пункт СПЭ физиологического аффекта, основа его экспертного установления и дифференцирования.

Наиболее информативные признаки физиологического аффекта следующие:

  1. Глубина аффективной суженности сознания. Она проявляется в резком ограничении поля восприятия, нарушении контроля над ситуацией, трансформации характера переживаний. Внимание концентрируется исключительно на источнике насилия и немногих связанных с ним элементах ситуации. Сознание заполняется крайне эмоционально насыщенными переживаниями гнева, обиды, оскорбленного достоинства, глубокого недовольства. Изменяется восприятие конфликтной ситуации. Оно становится избирательно фрагментарным, отрывочным, утрачивает одновременность. «Отчет» обвиняемых о содеянном на следствии и при экспертизе показывает, что они в это время фиксируют в сознании с особой четкостью только отдельные, наиболее значимые для их личности элементы ситуации, не воспринимают и не осознают многие из других существенных для дела обстоятельств.

Показателем глубины нарушений самосознания являются также признаки дереализации окружающего на высоте аффекта, наличие которых надежно дифференцирует аффект от других менее глубоких эмоций.

К внешним признакам сужения сознания относятся снижение ориентировки в окружающем («слепая ярость») и понижение чувствительности. Обвиняемые нередко игнорируют свои ранения, вид крови, не обращают внимания на опасные препятствия, не реагируют на обращение окружающих, не замечают простых путей к достижению целей, действуют «напролом».

  1. Нарушение поведения и деятельности. Оно выражает расстройства регулятивных функций сознания (воли) и проявляется в крайней негибкости, стереотипности действий. При этом нарушается и упрощается структура деятельности, утрачиваются сложные интеллектуальные и моторные навыки, требующие контроля сознания, начинают доминировать элементарные действия, двигательные автоматизмы, не соотносятся с ситуацией способы и средства достижения целей. Указанные особенности определяют ряд типичных криминологических характеристик преступлений, совершенных в состоянии аффекта. Для них свойственны множественность наносимых ударов и ранений, нередко - даже после полного прекращения сопротивления жертвы, ее смерти.

Снижение произвольности действий сопровождается резким усилением их энергетики. Движения становятся стремительными, выполняются непрерывно, с большой силой. В этот период лицо способно преодолевать значительные препятствия, развивать усилия, недоступные ему в обычном состоянии.

Мерой сужения сознания и нарушения произвольности действий может служить степень отклонения поведения в аффекте от типичного для индивида стереотипа и стиля поведения.

  1. Типичная динамика эмоционального возбуждения: субъективная внезапность и импульсивность развития, взрывной, «лавинообразный» характер нарастания и резкий стремительный спад.
  2. Характерные «физиогномические» признаки аффекта, связанные с непроизвольными пантомимическими и вегетативными его проявлениями, нарушение экспрессивной и коммуникативной функций речи.

Стадия истощения. Очень интенсивная трата энергии в момент аффективного взрыва определяет характерный симптом постаффективной стадии - наличие глубокой психической и физической астении с переживанием тяжелого потрясения, внутреннего опустошения, крайней усталости, растерянности, раскаяния, жалости к потерпевшему.

К заключительной стадии аффекта условно могут быть отнесены постаффективные амнезии (нарушения припоминания содеянного в аффекте). Они относятся к наиболее «шатким» показателям аффекта вследствие отсутствия критериев их объективации.

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Какие юридические последствия наступают в результате установления экспертом-психологом состояния аффекта обвиняемого в момент совершения преступления?
  2. Назовите основные слагаемые экспертной оценки состояния физиологического аффекта? Какими методами пользуется эксперт-психолог при их оценке?
  3. В чем заключается оценка экспертом феноменологии аффекта?
  4. Какие дифференциально-диагностические критерии физиологического аффекта и аффективной вспышки Вы знаете?

 

Литература:[1], с. 546-557; [3], с. 79-121; [4], с. 81-110; [5], с.434 -459; [6], с. 114-137; [36].

 

 

 


Информация о работе Методология СПЭ