Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 18:27, лекция
Методологические принципы экспертно-психологического исследования.
Этапы планирования психодиагностической деятельности эксперта-психолога.
Методы и методики, применяемые при производстве СПЭ.
Экспертно-психологическое исследование в СПЭ.
Заключение СПЭ.
При анализе норм законодательства Республики Беларусь можно обнаружить, что наиболее адекватно им отвечают «рационалистические» представления о человеке. Понятие "нормы" с позиций права выступает норма регуляции поведения или лежащей в его основе психической деятельности. У разных подэкспертных данная норма наполняется определенным смысловым содержанием. Необходимость выяснения степени влияния психической патологии на нормальную регуляцию поведения требует в первую очередь объяснительного подхода, системного анализа и экспертной оценки структуры психики.
При проведении СПЭ используется системно-структурный подход для исследования психической деятельности подэкспертных лиц. Системно-структурный подход раскрывается посредством ряда методологических принципов.
Взаимодействие личностных и ситуационных факторов. Объектом исследования эксперта-психолога является психическая деятельность подэкспертного лица в юридически значимых ситуациях. При анализе ситуационных факторов необходимо учитывать, каким именно образом они могут оказывать влияние на поведение и интересующие судебно-следственные органы способности человека к осуществлению той или иной деятельности. Основные элементы психологически адекватного понятия взаимодействия личности и ситуации сформулированы Д. Магнуссоном и Н.Эндлером:
Единство сознания и деятельности. Каждый юридический критерий, исследуемый экспертом-психологом, представлен не только в психологических понятиях, но состоит из двух частей, характеризующих способность, во-первых, к адекватному осознанию окружающей действительности и самосознанию, во-вторых - к полноценной произвольной регуляции своих действий. Важно учитывать, что если способность к адекватному осознанию себя и окружающего в интересующей следствие или суд ситуации нарушена, то нарушена бывает и произвольная регуляция своих действий, поскольку действие всегда реализует цель - а цель является осознанным образом предвосхищаемого результата действия. Но если структуры сознания в рассматриваемой ситуации сохранны, необходимо отдельно анализировать звено регуляции поведения или деятельности, которое может быть расстроено и при полном осознании своих действий.
Уровневый анализ поведения и деятельности. Конечная цель судебно-психологического исследования - анализ регуляции поведения и деятельности подэкспертного лица (обвиняемого, свидетеля, потерпевшего) - требует системного рассмотрения иерархической структуры регуляции поведения и деятельности. Наиболее обобщенной и отражающей значимые звенья генеза поведения является схема предложенная Мельниковым В.М.
Первым этапом и одновременно высшим звеном мотивации поведения является формирование личности с определенной социальной ориентацией. Главные ценности личности, ее социальные установки задают основное направление формирования актуальной ситуативной мотивации, однако не предопределяют однозначно содержания конкретных мотивов поведения и планирования поступков.
Между "ядром" личности и поступком существует статистическая связь с достаточно высокой вероятностью, но наблюдаемая не всегда, не во всех случаях.
Следующий уровень - формирование у человека конкретной мотивации. В возникновении и выборе конкретных мотивов деятельности важнейшим личностным фактором выступает умение и способность адекватно соотносить ее субъективные моменты с объективно существующими требованиями, связями и отношениями окружающей действительности и имеющейся ситуации. Последнее неизбежно предполагает наличие у субъекта адекватного целостного образа ситуации, в которой осуществляется деятельность. На основе данного образа происходит выбор конкретных актуальных мотивов и целей деятельности, построение схем поведения.
Между мотивацией и поступком лежит еще одно звено - планирование и принятие решения. В основе этого этапа формирования поведения лежит психологический процесс целеполагания, т.е. выбора и постановки целей, на достижение которых будет направлен поступок. Одна из основных личностных структур, участвующих в целеполагании, - это самооценка. При планировании человек должен оценить свои возможности и способности, необходимые для достижения цели, и соотнести их с объективными условиями ситуации.
Последний этап - процесс реализации принятого решения, выбор способа достижения цели.
На каждом этапе происходит субъективная оценка как функция самосознания, с одной стороны, и осознания окружающей действительности - с другой. На основе соотнесения этих оценок осуществляется личностный контроль формирования каждого этапа мотивации поведения и соответствующая результатам контроля коррекция каждого иерархического звена формирования поведения.
При экспертном исследовании психолог должен уметь выделять интересующий его уровень поведения, деятельности, личности, объясняющий действия подэкспертного лица и, соответственно, имеющий значение для дела, для целенаправленного аналитического и экспериментального изучения.
Принцип развития. Изучение психики подэкспертного лица в его динамике позволяет понять становление его ценностных ориентации, мотивационного строения личности, его характера и темперамента, дает возможность выявить уровень развития и особенности отдельных психических процессов - смыслового восприятия, памяти, внимания, мышления и т.п. При экспертном исследовании психологу необходимо проанализировать становление психических особенностей человека в его макродинамике. В то же время чрезвычайно важно учитывать и "микродинамику" психической деятельности в конкретно разворачивающейся ситуации. Юридически значимые ситуации не бывают одномоментными - они всегда занимают более или менее длительный промежуток времени с изменяющимися окружающими условиями. Понимание мотивации поведения как непрерывного взаимодействия личностных и ситуационных факторов диктует необходимость анализа полной динамики психических процессов в интересующий суд и следствие промежуток времени.
Принцип объективности. Эксперт-психолог должен включать в методический аппарат СПЭ взаимопроверяющие и взаимодополняющие методы исследования и сопоставлять полученные данные.
Психодиагностика выступает в качестве ключевого момента при осуществлении СПЭ. Одни и те же данные, полученные с ее помощью, используются либо как феноменологические критерии отнесения психических явлений к определенному диагностическому классу, либо оцениваются в аналитическом аспекте как предпосылки и механизмы развития этих психических явлений, процессов, состояний, поведения. При этом в соответствии с положениями системного анализа общим и обязательным принципом исследования во всех случаях является необходимость получения совокупности данных, дающих максимально полное и целостное представление об исследуемом психическом явлении (процессе, состоянии), о личности исследуемого в становлении и развитии.
На первом этапе планирования психодиагностической деятельности эксперта-психолога определяется задача психодиагностического исследования (рис. 3). При СПЭ в роли "заказчика", определяющего задачи исследования, выступают судебно-следственные органы. При проведении СПЭ исследуются "юридические критерии", сформулированные в уголовном и гражданском законодательстве исключительно в психологических понятиях.
На втором этапе планирования производства экспертизы психолог выделяет предмет исследования, т.е. уясняет, какое явление необходимо диагностировать. Предмет психодиагностического исследования определяется вопросами, заданными эксперту органом, назначившим экспертизу.
Рис. 3. Этапы планирования СПЭ
Каждая СПЭ - это уникальная процедура психодиагностического исследования с выбором конкретных методов исследования.
При проведении СПЭ применяются следующие методы.
а) Биографический метод. В деятельности эксперта-психолога данная процедура предстает в виде психологического анализа уголовного дела и приобщенных к нему материалов.
Психологический анализ материалов уголовного дела состоит из следующих основных компонентов:
б) Наблюдение. Включает в себя наблюдение подэкспертного во время проведения экспертизы, а также просмотр различных видеоматериалов (если имеются видеозаписи допросов, выхода на место происшествия). Наблюдение, осуществляемое экспертом-психологом, непосредственно связано с особенностями клинико-психологической беседы.
в) Беседа. Основные функции беседы - установление доверительного контакта с подэкспертным.
Беседа строится обычно свободно и не директивно, не формализованно, но в ней обязательно должны присутствовать определенные компоненты. Наболее важными из них является, во-первых, опрос испытуемого по пунктам, имеющим значение для производства экспертизы: анамнез жизни, особенности самосознания, динамика психического состояния в юридически значимой ситуации, отношение подэкспертного к криминальной ситуации и к ситуации судебной экспертизы и т.п.; во-вторых, моделирование в рамках беседы разных ситуаций диалогового взаимодействия с регистрацией поведения испытуемого.
г) Объективные тесты. Характеризуются наличием правильных или нормативных ответов. В деятельности эксперта-психолога обычно используются психометрические методы (типа тестов Векслера, Равена), позволяющие измерить уровень интеллектуального развития, и классические патопсихологические методы исследования познавательных процессов - внимания, памяти, мышления (10 слов, Опосредованное запоминание по Леонтьеву, Пиктограмма, Классификация предметов, Исключение понятий, Исключение предметов, Сравнение понятий, Аналогии, Счет по Крепелину, Проба Бурдона, Отсчитывание, Таблицы Шульте и др)., с акцентом на качественный анализ данных, отличающихся от нормативных.
д) Стандартизированные самоотчеты.
Тесты-опросники. Опросники могут основываться на клинико-психологической типологии личности (MMPI), типологии черт личности (16-факторный опросник Кеттелла), характера (опросник Шмишека, ПДО А.Е. Личко), темперамента (опросник Стреляу, EPI Айзенка), отдельных черт личности и психических состояний (опросник субъективной локализации контроля Роттера, агрессии Басса-Дарки, тревожности Спилбергера и др.).
Субъективное шкалирование. Чаще всего в СПЭ применяют шкалы самооценки по Дембо-Рубинштейн или более сложные техники выявления личностных конструктов по Келли (репертуарные решетки и др.).
е) Проективные техники.
Классическая словесная апперцепция. От испытуемых требуется дать вербальное описание достаточно неструктурированного неопределенного стимульного материала или составить на его основе рассказ (ТАТ, тест Роршаха, тест руки Вагнера и др.).
Проективное предпочтение. Методы, основанные на выборе испытуемым одного или нескольких из предлагаемых стимулов (цветовой тест Люшера, тест Сонди, цветовой тест отношений А.Эткинда и др.).
Рисуночные тесты. Чаще всего используются рисунок человека, несуществующего животного, семьи. Применяется достаточно унифицированная стандартизированная схема интерпретации.
Полупроективные тесты. К ним можно отнести тест Розенцвейга, методы незаконченных предложений, Пиктограмму.
ж) Анализ продуктов спонтанного творчества. Применяется в тех случаях, когда в распоряжении эксперта-психолога есть рисунки, картины, литературные произведения подэкспертного.
Эксперементально-
Методы психодиагностики, применяемые в СПЭ, должны обладать двумя основными характеристиками - валидностью и надежностью.
Валидность является комплексной характеристикой методики, включающей сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним. По выражению А. Анастази, это понятие, показывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает.
Другая необходимая для возможности применения методики в психодиагностических целях характеристика - это надежность теста - понятие, отражающее точность психодиагностического исследования и устойчивость результатов к воздействию посторонних факторов.
Одной из главных особенностей контингента испытуемых в условиях СПЭ является наличие как раз таких дополнительных факторов, которые существенно снижают валидность и надежность психодиагностических исследований. В первую очередь, это различные психогенные реактивные наслоения на психическую деятельность подэкспертных, связанные с ситуацией привлечения к уголовной ответственности, с реакцией на содеянное, с лишением свободы и помещением в новые условия жизнедеятельности. Одним из ведущих факторов, искажающих результаты психодиагностических методов, являются и разнообразные установки подэкспертных по отношению к исходу экспертизы.