Методология СПЭ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 18:27, лекция

Краткое описание

Методологические принципы экспертно-психологического исследования.
Этапы планирования психодиагностической деятельности эксперта-психолога.
Методы и методики, применяемые при производстве СПЭ.
Экспертно-психологическое исследование в СПЭ.
Заключение СПЭ.

Прикрепленные файлы: 1 файл

СПЭ обвиняемых.docx

— 63.43 Кб (Скачать документ)

Психолог-эксперт выбирает методики экспериментально-психологического исследования и определяет очередность их применения с учетом цели исследования, образования подэкспертного его жизненного опыта, особенностей установленного личного контакта с подэкспертным, наличия в поведении подэкспертного особых тенденций (симуляции, диссимуляции, аггравации).

Применение методик экспериментально-психологического исследования осуществляется по мере возрастания их сложности: от более простых – к более сложным. В обратном порядке применяют методики при обследовании подэкспертного, предрасположенного к аггравации или симуляции, учитывая при этом возможность выполнения им легких заданий нарачито неверно.

Проведение экспериментально-психологического исследования предполагает постоянное наблюдение за поведением подэкспертного, учет реакций на замечания психолога-эксперта, особенности реагирования на искусственно созданную ситуацию успеха или неуспеха, что позволяет судить о наличии установочного поведения.

При оценке результатов следует учитывать, принималась ли подэкспертным помощь эксперта при выполнении задания или отвергалась в силу негативистических проявлений либо в связи с установочным поведением.

При производстве СПЭ процесс проведения экспертно-психологического исследования можно представить в виде следующей обобщенной схемы:

  • уяснение фабулы уголовного дела;
  • психологический анализ индивидуально-психологических особенностей подэкспертного лица по материалам уголовного дела;
  • психологический анализ динамики психической деятельности подэкспертного лица в юридически значимых ситуациях по материалам уголовного дела;
  • клинико-психологическая беседа, экспериментально-психологическое исследование, наблюдение;
  • сопоставительный анализ данных психологического изучения материалов уголовного дела, данных беседы, наблюдения и результатов экспериментально-психологического исследования;
  • анализ взаимодействия личности подэкспертного с юридически значимой ситуацией, исследование способности подэкспертного к адекватному отражению ситуации, осознанию и регуляции собственных действий;
  • составление заключения СПЭ с формулировкой экспертных выводов.

Заключение СПЭ условно делится на три основные части:

Вводная часть содержит данные о времени и месте составления заключения, сведения об эксперте, правовые основания проведения СПЭ. Также указываются лица, присутствовавшие при ее проведении, вопросы, поставленные перед экспертизой (излагаются в том порядке и форме, как указано в постановлении или определении о назначении экспертизы).

В исследовательской части указываются характер и методы проведенных психологических исследований, результаты, полученные с помощью каждого метода, приводятся синтезированные характеристики на базе результатов, полученных после применения групп методов, могут содержаться узкоспециальные термины с пояснениями, формулы, графики.

Выводы эксперта формулируются в результативной части в той последовательности, в которой были поставлены вопросы. Выводы не должны нести двусмысленной смысловой нагрузки. В случаях, когда точный ответ не представляется возможным или ставится вопрос, не входящий в компетенцию эксперта, то об этом должно быть прямо указано в заключении.

Если при проведении экспертизы эксперт установит обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, целесообразно указать на них в своем заключении.

Заключение является процессуальным документом и подлежит дальнейшему оцениванию судом.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. На каких методологических принципах строится судебно-экспертное психологическое исследование? В чем их суть?
  2. Как определяются задачи СПЭ?
  3. Назовите этапы планирования СПЭ.
  4. Какие требования предъявляются к методам и методикам, применяемым в СПЭ?
  5. Какие установки подэкспертных к исходу экспертизы Вы знаете? Назовите способы предотвращения искажений результатов экспертных исследований.
  6. Назовите основные этапы проведения судебно-экспертного исследования.
  7. Какие требования предъявляются к вводной, исследовательской и результативной частям экспертного заключения?

 

Литература: [2], с. 597-598; [3], с. 28-52; [4], с. 60-80; [5], с.356-401; [6], с.79-90.

 

Тема 4. Исследование индивидуально-психологических особенностей обвиняемых (подозреваемых) при проведении СПЭ

 

  1. Юридическое значение СПЭ индивидуально-психологических особенностей обвиняемых (подозреваемых).
  2. Задачи СПЭ индивидуально-психологических особенностей обвиняемых.
  3. Методическое обеспечение СПЭ индивидуально-психологических особенностей обвиняемых.

 

Проблема личности является центральной в деятельности судебного психолога-эксперта. Психологическое исследование личности подэкспертного необходимо практически во всех предметных видах экспертизы. В то же время СПЭ личности обвиняемых представляет собой и самостоятельный вид экспертизы.

Юридической основой данного вида экспертизы является п. 3 ч. 3 ст. 89 УПК Республики Беларусь, в которой среди обстоятельств, подлежащих доказыванию, указываются «... обстоятельства… характеризующие личность обвиняемого». Поскольку, согласно ст. 88 УПК Республики Беларусь, заключение эксперта является доказательством по уголовному делу, во многих случаях возникает необходимость назначения экспертизы личности обвиняемого, которая может проводиться в рамках СПЭ либо КСППЭ.

Законодательная формулировка содержательно не раскрывает свойств личности обвиняемого, имеющих уголовно-правовое значение и подлежащих доказыванию, не уточняет, какие же конкретно «иные обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого» имеются в виду.

Экспертиза личности обвиняемого во многих случаях способствует правильному установлению мотивов преступления, которые могут быть необходимым признаком состава преступления или выступать в качестве квалифицирующего обстоятельства - разумеется, установление искомых мотивов является прерогативой суда.

Для судебно-следственных органов научно обоснованная оценка личности обвиняемого выступает, во-первых, в качестве предпосылок установления обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности, т.е. смягчающих или отягчающих обстоятельств (ст. 63, 64 УК Республики Беларусь). Не все обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности, относятся к личностным характеристикам, но следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 63 УК Республики Беларусь судом «при назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих и обстоятельства, не предусмотренные частью первой настоящей статьи», а как показывает многолетняя практика судопроизводства, в качестве таких часто выступают обстоятельства, характеризующие личность виновного. Во-вторых, судебно-психологическая оценка личности обвиняемого помогает суду более полно раскрыть причины и условия, способствовавшие совершению преступления (ст. 89 УПК Республики Беларусь). В-третьих, полное исследование личности виновного способствует правильному решению вопроса о назначении вида наказания (ч. 1 ст. 62 УК Республики Беларусь). Законодателем указывается, что при назначении осужденным вида наказания подлежит проявлять индивидуальный подход с учетом, в числе прочих обстоятельств, и личности виновного. О большой роли СПЭ личности обвиняемого свидетельствует тот факт, что неполное выяснение обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого, рассматривается в судебной практике (при невозможности восполнить этот пробел в судебном заседании) как основание направления дела для дополнительного расследования.

В современной психологии существует множество определений личности. Человек же может быть описан не только с помощью понятия личности, но и характера, темперамента и других существенных свойств, которые и отличают одного человека от другого и выявляют его индивидуальность. Юридическое значение имеют как раз индивидуальные особенности обвиняемого, включающие способности, систему отношений, мировоззрение, ценности, мотивы, привычные способы адаптации и реагирования, темперамент, характер, культурные различия, эмоциональные особенности и т.д. Понятие индивидуально-психологических особенностей включает в себя и аномалии личности, конкретизирует их, т.е. является синтезом многих характеристик человека.

Основной вопрос судебно-следственных органов, решаемый этим видом экспертизы: «Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого (подсудимого)?»

Эксперт может оперировать достаточно широким кругом явлений, связанных с индивидуальными особенностями подэкспертного, что позволяет ему создавать «психологический портрет» обвиняемого как контекст решения многих юридических вопросов. В то же время в данном «психологическом портрете» могут быть упущены какие-то конкретные характеристики личности, имеющие юридическое значение и влекущие определенные уголовно-правовые последствия. Поэтому часто на СПЭ выносятся вопросы в конкретизированном виде: «Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально-психологические особенности, как ... (перечисляются интересующие судебно-следственные органы особенности личности обвиняемого)?».

Более сложную проблему представляет экспертная оценка влияния индивидуально-психологических особенностей обвиняемого на его поведение в интересующей следствие и суд ситуации. В этом случае формулируется следующий вопрос: «Могли ли индивидуально-психологические особенности обвиняемого оказать существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?».

С позиций СПЭ, индивидуально-психологические особенности обвиняемого оказывают существенное влияние на его поведение в том случае, когда они ограничивают его способность к смысловой оценке и волевому контролю своих противоправных поступков, т.е. способность в полной мере осознавать значение своих действий или осуществлять их произвольную регуляцию и контроль в момент совершения инкриминируемых ему деяний.

Устанавливая снижение способности субъекта в полной мере осознавать и контролировать свои действия, эксперт-психолог отталкивается не столько от психодиагностики личности испытуемого, сколько от анализа взаимодействия личностных структур с ситуационными переменными.

Во-первых, необходимо выявить субъективную значимость ситуации, степень ее новизны для испытуемого, силу ее фрустрирующего воздействия, особенности переработки ее информационных характеристик, возможности соотнесения требований ситуации с самооценкой человека, т.е. индивидуальные особенности смыслового восприятия ситуации, понимания содержащихся в ней связей и отношений.

Во-вторых, нужно выявить способность человека к адекватному целеполаганию, выбору возможных вариантов действий, прогнозу их возможных последствий, степень опосредованности поступков, компенсаторные возможности, способность к коррекции и контролю на каждом этапе генеза поведения в анализируемой ситуации, т.е. особенности регуляции поведения во время совершения преступления.

При формулировании экспертного вывода о том, что выявленные у обвиняемого индивидуально-психологические особенности (указываются, какие) в период совершения инкриминируемых ему действий оказали существенное влияние на его поведение, эксперту необходимо раскрыть психологический механизм существенного влияния. То есть, показать, какие звенья мотивации поведения оказались нарушенными, основываясь на анализе взаимодействия личности и конкретной ситуации, в которой совершалось преступление.

Простое отражение в поведении человека его индивидуальных особенностей (например, у обвиняемого диагностируется жестокость как черта личности, как привычный способ реагирования, и он совершил жестокое убийство; или обвиняемый с высокой степенью агрессивности, при сохранности структур самосознания и регуляции деятельности, совершает агрессивный деликт и т.п.) нельзя смешивать с существенным их влиянием, так как они не нарушают нормальный ход деятельности, целевую структуру поведения, а только оформляют действие, определяют способ достижения цели.

В этом случае в заключении СПЭ устанавливается, что выявленные у обвиняемого индивидуально-психологические особенности нашли отражение в его поведении. Подобный ответ не приводит к сколь - нибудь значимым правовым последствиям, поскольку и так очевидно, что в любом поведенческом акте отражаются индивидуально-психологические особенности человека.

В каждой конкретной экспертизе могут применяться самые разнообразные методики в зависимости от психологического анализа фабулы уголовного дела. Главным ориентиром для эксперта-психолога является представление о том, какие аспекты, стороны и уровни личности можно диагностировать тем или иным методом.

Так, объемные личностные опросники, типа MMPI и 16-факторного личностного опросника Кеттелла используют для определения общей структуры строения личности.

Для исследования мотивационной и волевой сферы, выявления особенностей смыслового восприятия и оценки различных ситуаций применяют проективные методы (ТАТ, тест Роршаха), различные варианты репертуарных решеток Келли.

Такие методики, как «Уровень притязаний», «Самооценка», «Локус контроля», дают ценную информацию о личностных предпосылках целеобразования, целеполагания, принятия решений.

Особенности личностного реагирования на фрустрацию, типичные способы разрешения конфликтных ситуаций исследуются тестом Розенцвейга.

Кроме того, при проведении СПЭ индивидуально-психологических особенностей обвиняемого применяется направленная клинико-психологическая беседа, наблюдение и экспериментальное исследование особенностей познавательной деятельности (мышления, внимания, памяти) испытуемого.

Информация о работе Методология СПЭ