Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 19:51, контрольная работа
Цель работы заключается в изучении криминологической характеристики женской преступности, выявлении наиболее эффективных методов и средств предупреждения женской преступности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть исторический экскурс в проблематику женской преступности;
- охарактеризовать состояние, уровень, структуру и динамику женской преступности: отобразить особенности системы учета женской преступности;
- изучить общесоциальные, социально-психологические детерминанты женской преступности;
Последствия такого средового влияния общество ощущает на себе после освобождения женщин из мест лишения свободы, когда они пытаются "найти себя" в условиях, уже не соответствующих их образу жизни и полученным установкам.
Виктимологическим аспектом проблемы женской преступности является злоупотребление наркотиками лицами женского пола. У лиц, употребляющих наркотические средства, заметны снижение интеллектуального и волевого развития, быстрая физическая и психическая утомляемость, отсутствие осмысленности в действиях, невозможность сосредоточиться на чем-либо. У них происходит потеря интереса, а в последствии и неспособность к учебе и труду. Социально полезные связи утрачиваются. Быстро прогрессирующее интеллектуальное и волевое падение делает их болезненно внушаемыми, легко подверженными воздействию более сильных личностей77. У женщин, злоупотребляющих наркотическими средствами, процесс развития заболевания приводит к тому, что появляется новый доминирующий мотив преступного поведения - наркотики. По мере деградации личности этот мотив начинает доминировать, подчиняя себе все остальные мотивы. Какие-либо сдерживающие факторы отсутствуют.
Наркотическое опьянение ослабляет, а часто полностью устраняет контроль личности за собственным поведением, поэтому большинство насильственных преступленийсовершаются именно в состоянии наркотического опьянения. Наркоманы обычно нигде не работают, а для того, чтобы добыть средства для покупки наркотиков совершают как имущественные преступления (как правило, не представляющие большой общественной опасности), так и тяжкие насильственные преступления.
Наркотик оказывает тормозящее воздействие, проявляющееся в отсутствии должной внимательности и реакции. В этом психофизическом действии наркотика – растормаживающего и тормозящего, «он является мотивом-стимулом, сомотивом, тогда как доминантным, ведущим, смыслообразующим является мотив корысти, хулиганства, агрессивности личности, недисциплинированного эгоизма и т.п. криминогенные мотивы, которые и определяют социальное и уголовно-правовое содержание преступления»78.
В криминологической литературе такие наркотические сомотивы называются криминопровоцирующими79. Под влиянием обычного действия алкоголя наступают часто и такие психические нарушения, что опьяневший может совершить всевозможные неадекватные, безмотивные, странные действия, а также такого рода поступки, которые находятся в резком противоречии со свойственными ему характерологическими особенностями, социальными и этическими установками, привычным жизненным укладом.
В случаях же хронического заболевания, наркотической психической и социальной деградации личности потребность в наркотике входит в число равнозначных криминогенным и даже ведет их за собой. Если корыстное преступление совершается исключительно для приобретения наркотиков, спиртных напитков, служит проявлением болезненной потребности, не исключающей, однако, вменяемости субъекта, то следует признать, что наркотическая мотивация лежит в основе поведения лица, выступает в качестве криминогенного фактора, составляющего основу мотивов преступления.
Следовательно, можно сделать вывод, что место наркотизма в генезисе преступности неоднозначно: с одной стороны, это сопричина, сомотив при доминирующей роли иных криминогенных факторов, с другой – это ведущее, определяющее место в мотивационной сфере личности, выступающее в качестве причины преступлений.
Наступающая в результате употребления любого наркотического вещества физическая и психологическая зависимость заставляет наркомана идти на все, чтобы добыть зелье. Наркозависимые женщины занимаются проституцией, используют шантаж, прибегают к разного рода махинациям (например, подделка рецептов), совершают кражи и т.п. Следует отметить, что в русле современных социально-экономических процессов наркоманство женщин будут оказывать более сильное влияние на состояние правонарушений среди них.
Из всего вышеизложенного следует закономерный вывод о том, что характер преступлений, совершаемых женщинами, страдающими, наркоманией, определяется двумя обстоятельствами: некоторыми особенностями наркотической деградации и типом свойственного им наркотического опьянения. Распад социально значимых качеств и свойств личности женщин под воздействием наркотика способствует снижению жизненной активности в целом, что находит свое отражение и в видах совершаемых преступлений. Преступная деятельность наркомана изначально связана с незаконным оборотом наркотических средств.
Среди лиц, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, мужчины и женщины составляют почти близкие доли: соответственно, 55 и 45 %; две трети (66,7 %) – это молодые люди в возрасте 18–29 лет, из них женщин – 47,8 %80.
Следует отметить, что доля лиц, осужденных за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, создавших семью в период отбывания наказания за преступление, составила 2 %.
Причем проблема создания семьи более остро стоит у женщин: только 0,9 % из них сумели это сделать. У мужчин таких почти в три раза больше (3 %). Между тем в системе ценностных ориентаций у многих преступников рассматриваемой категории семья играет отнюдь не главную роль81.
Многие преступления в сфере незаконного оборота наркотиков совершаются в состоянии наркотического опьянения (35,4 %). При этом доля мужчин составляет 41,1 %, женщин – 12,4 %. Нельзя не отметить то, что среднее число судимостей у мужчин, совершивших преступление в сфере незаконного оборота наркотических средств, превышает среднее число судимостей у женщин почти в три раза и составляет соответственно 2,9 и 1,0. Доля женщин с одной судимостью достигает 88,6 %, мужчин – 36,5 %. Отсюда следует, что мужчины имеют большую склонность к совершению преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств после отбытия наказания, т.е. характеризуются повышенной рецидивностью.
Итак, негативное влияние микросоциальной среды на женщин влечет совершение преступлений.
Расширение и обогащение системы мер уголовно-правового характера, не связанных с реальным лишением свободы, – современная тенденция уголовно-правовой политики, определяемая принципами гуманизма и экономии репрессий.
В настоящее время идет активный поиск путей сокращения применения реального лишения свободы посредством введения и применения мер уголовно-правового характера без изоляции от общества. Уголовный закон при применении мер уголовно-правового характера к женщинам, совершившим преступления, предоставляет им ряд серьезных преференций по сравнению с мужчинами. Это обусловлено целым рядом причин: физиология женского организма, состояние беременности, наличие несовершеннолетних детей и т.д. В связи с этим встает проблема применения наказаний к женщинам-преступницам.
Масштабы женской преступности, а также ее качественные характеристики говорят о том, что предупреждение преступности женщин лежит в основе решения проблем предупреждения всей преступности82.
Предупреждение данного вида преступности, помимо общесоциальных мер, возможно и с по-мощью мер уголовно-правового характера, среди которых основное место, безусловно, занимает наказание; в связи с этим представляется весьма важным изучить практику его назначения (Приложение 1).
Анализ приведенных данных показывает, что среди всех осужденных лиц доля женщин в среднем составляет 14,7 %. Одной из целей наказания является предупреждение совершения новых преступлений, однако изучение практики назначения и исполнения наказаний женщинам показывает, что достижение этих целей можно поставить под сомнение.
Из видов наказаний, закрепленных в УК РФ83, наиболее распространенным видом, назначаемым женщинам-преступницам, является лишение свободы. Помимо этого, женщинам назначаются также штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы. Однако удельный вес этих видов наказаний в общей структуре наказаний весьма небольшой. Так, доля штрафа в 2012 г . составила примерно 20 %, удельный вес обязательных работ – 11 %, исправительных работ – 6 %, в то время как удельный вес лишения свободы в общей структуре наказаний колеблется от 68 % в 2005 г . до 41 % в 2012 г . (Приложение 2).
Так, самым распространенным наказанием, назначаемым женщинам, является лишение свободы. В 2012 г . 41,6 % женщин было назначено лишение свободы на определенный срок, из них 62,7 % отбывают лишение свободы условно. Примерно такая же ситуация наблюдается во всем исследуемом периоде. С 2006 г. удельный вес условного осуждения в структуре лишения свободы изменился незначительно: с 69,2 до 62,7 %. Более половины женщин, которым назначено лишение свободы, отбывают наказание условно. Условное осуждение менее репрессивно, чем реальное лишение свободы, но само его назначение оказывает принудительно-воспитательное воздействие на осужденного, способствуя тому, чтобы он отказался от совершения преступления в будущем. Подобного воздействия, конечно, недостаточно для лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Кроме того, в настоящее время эффективный контроль за условно осужденными лицами не осуществляется в полной мере, и женщины попадают в ту же среду, в которой находились до совершения преступления84.
Все меры уголовно-правового характера, применяемые к осужденным женщинам, условно можно разделить на три группы. К первой группе относятся обстоятельства, смягчающие наказание в целом, и влияющие на индивидуализацию наказания при его назначении. К таким мерам относятся п. п. «в», «г» ч. 1 ст. 61 УК РФ.
Беременность признается обстоятельством, смягчающим наказание виновной, прежде всего исходя из принципа гуманизма, что диктуется заботой о здоровье ребенка и самой женщины.
При беременности наблюдается повышенная раздражимость, вспыльчивость, и это должно учитываться при назначении наказания, однако в каждом конкретном случае указанное обстоятельство подлежит тщательному исследованию, и ему должна быть дана соответствующая оценка.
Наличие малолетних детей у виновного также рассматривается как обстоятельство, смягчающее наказание, которое требует исследования и соответствующей оценки. Это обстоятельство может быть признано смягчающим в том случае, если установлен не только факт наличия малолетних детей у виновного, но и его участие в их воспитании и материальном содержании. Указанное обстоятельство не может быть признано смягчающим, если виновный лишен родительских прав, длительное время не проживает с семьей, не занимается воспитанием детей, не оказывает им материальной поддержки, жестоко относится к ним, либо совершил в отношении детей преступные действия.
Ко второй группе мер уголовно-правового характера, применяемых к осужденным женщинам, можно отнести неназначение отдельных видов наказания. Так, по УК РФ, к женщинам не применяются такие виды наказаний, как пожизненное лишение свободы и смертная казнь. Беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, не назначаются обязательные и исправительные работы. Принудительные работы не назначаются беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, а также женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста. Арест не назначается беременным женщинам, а также женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет. Кроме того, к женщинам применяются особые (специальные) меры уголовно-правового характера: отсрочка отбывания наказания беременным женщинам; отсрочка отбывания наказания женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет.
К третьей группе мер относятся специфические виды освобождения от уголовного наказания – отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.
Это сравнительно новый институт, введенный в российское законодательство в 1992 г., которым была предусмотрена возможность предоставления отсрочки отбывания наказания женщинам в связи с их беременностью или наличием малолетних детей только во время отбывания ими лишения свободы. УК РФ предоставил суду право применить отсрочку отбывания наказания в отношении данной категории подсудимых также при вынесении приговора. Этому способствовало и присоединение России ко многим международно-правовым актам в области охраны прав и интересов личности, в том числе малолетних детей, что не могло не сказаться на внутреннем уголовно-правовом законодательстве. Так, в соответствии с п. 1 ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., каждый ребенок без всякой дискриминации по какому бы то ни было признаку, в том числе и рождения от осужденной матери, имеет «право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства».
В Конвенции о правах ребенка 1989 г. говорится: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучен со своей матерью...»85.
Данная мера уголовно-правового характера предусмотрена ст. 82 УК РФ, ее смысл заключается в создании более благоприятных условий для рождения и воспитания ребенка. По своей социально-правовой природе появление данного института обусловлено реализацией естественного права женщин на материнство, на повышение их роли в воспитании детей. Отсрочка отбывания наказания направлена на защиту интересов ребенка и его матери и на решение целей наказания без его реального исполнения.
По своей видовой принадлежности изучаемые меры уголовно-правового характера относятся к институту освобождения от наказания, представляют собой приостановление исполнения назначенного судом наказания в виде лишения свободы, ареста, ограничения свободы, исправительных работ, обязательных работ и являются самостоятельным уголовно-правовым институтом специфического воздействия на осужденных женщин. Кроме того, отсрочка отбывания наказания является своеобразной формой индивидуализации уголовной ответственности. Ее применение призвано содействовать исправлению осужденных женщин, предупреждению совершения ими новых преступлений, а также воспитанию и развитию малолетних детей.
Наказывая женщину за совершенное преступление и заботясь об облегчении участи женщины-матери, закон ограждает в первую очередь малолетних детей, которые вынуждены следовать за матерью в места лишения свободы или обречены на рождение в этих местах, от незаслуженной кары86.
Таким образом, анализ судебной практики показал, что более половины женщин, имеющих детей до 14 лет, не получают отсрочки приговора, так как осуждены по так называемым тяжким статьям. Нередки случаи, когда суд не идет навстречу женщинам, имеющим малолетних детей, хотя осуждаются они не за убийство, а за экономические преступления.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о целесообразности многолетней отсрочки от отбывания наказания, предоставляемой беременным женщинам и женщинам, имеющим несовершеннолетних детей (всего возможно до 14 лет). За длительный промежуток времени утрачивается общественная опасность содеянного, фактически наказание не может быть исполнено длительный период. Таким образом, назначить женщине, совершившей преступление, наказание в виде реального лишения свободы и обязать возместить причиненный вред или дать возможность матери самой вырастить и воспитать ребенка. Однозначного ответа на этот вопрос в настоящий момент нет, однако совершенствование законодательства и обобщение опыта зарубежных государств, думается, должно помочь в выработке единого подхода к данной проблеме.
Информация о работе Криминологическая характеристика женской преступности