Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 19:51, контрольная работа
Цель работы заключается в изучении криминологической характеристики женской преступности, выявлении наиболее эффективных методов и средств предупреждения женской преступности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть исторический экскурс в проблематику женской преступности;
- охарактеризовать состояние, уровень, структуру и динамику женской преступности: отобразить особенности системы учета женской преступности;
- изучить общесоциальные, социально-психологические детерминанты женской преступности;
Оглавление
Приложения
Произошедшие за последние годы изменения женской преступности, а также выявленные при этом тенденции и закономерности позволяют говорить о том, что современная женская преступность существенно отличается от женской преступности прошлых лет. Растет число женщин, осваивающих мужские криминальные "специальности" (бандитизм, похищение человека и т.д.), получило распространение участие женщин в террористических актах, возрос объем совершаемых ими особо тяжких и тяжких преступлений, уровень организованности и профессионализма. В связи с феминизацией наркобизнеса увеличилось число лиц женского пола, которые выполняют перевозку, хранение, сбыт, а иногда производство и культивирование наркотических средств. Становятся распространенными факты вовлечения женщинами в совершение таких преступлений своих малолетних детей. Наблюдается неблагоприятная тенденция роста числа преступлений против семьи и несовершеннолетних, совершенных женщинами.
Рост женской преступности является закономерным следствием изменения места женщин в системе общественных отношений, возрастанием важности выполняемых ими социальных ролей и функций, снижением уровня благосостояния и ограничением возможности трудоустройства женщины, что в условиях функционирования новой модели экономического и социального поведения на рынке приводит к поиску дополнительных источников дохода, деморализации личности и деструктивному поведению, итогом которого становится совершение преступлений. Данные выводы подтверждаются статистическими данными. Так, в 2013 г. было выявлено 1012563 лиц, совершивших преступления, из них 156268 женщин; в 2012 г. было выявлено 1010938 лиц, совершивших преступления, из них 154368 женщин; в 2011 г. было выявлено 1041340 лиц, совершивших преступления, из них 159329 женщин1.
Не стали препятствием этим негативным процессам проводимые в стране социальные программы, законодательные новации и либерально-гуманистическое отношение к лицам женского пола, совершающим преступления. Ослабло влияние субъектов профилактики, не реализуются в должной мере процессы ресоциализации женщин, отбывших наказание.
Анализ состояния современной женской преступности и её тенденций позволяют сделать вывод об отсутствии эффективных средств и методов предупреждения преступлений, а также согласованных форм сотрудничества между органами власти, правоохранительными органами и общественными организациями по предупреждению женской преступности. Не уделяется должное внимание проблеме ресоциализации женщин, оказания психологической помощи осужденным женщинам и т.п.
Данные обстоятельства, свидетельствуя о высокой степени актуальности данного исследования.
Цель работы заключается в изучении криминологической характеристики женской преступности, выявлении наиболее эффективных методов и средств предупреждения женской преступности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть исторический экскурс в проблематику женской преступности;
- охарактеризовать состояние, уровень, структуру и динамику женской преступности: отобразить особенности системы учета женской преступности;
- изучить общесоциальные, социально-психологические детерминанты женской преступности;
- раскрыть некоторые особенности личности женщин-преступниц;
- определить типологию личности профессиональных преступниц; назвать факторы «профессионализации» женской преступности;
- изучить общесоциальные аспекты предупреждения женской преступности; специальные и индивидуальные меры предупреждения женской преступности;
- рассмотреть роль микросоциальной среды в формировании противоправного поведения женщин; указать на виктимологический аспект проблемы злоупотребления наркотиками лицами женского пола;
- выявить проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных женщин.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с женской преступностью как особой категории девиантного поведения.
Предмет исследования – криминологическая характеристика и предупреждение женской преступности в РФ в современных условиях.
В качестве основных методов исследования использованы: анализ правовой литературы, сравнительно-правовой и статистический методы, системный и комплексный подходы.
Нормативную базу исследования составляют положения уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства РФ.
Теоретической базой выпускной квалификационной работы послужили работы таких известных ученых в области уголовного права и криминологии как: Л.З. Аджиева, А.А. Бакин, Е.В. Кунц, В.Н. Кудрявцев, А.А. Носикова, С.С. Остроумов, Л.М. Щербакова, В.Е. Эминов, А.В. Ястребов, а также комментарии действующего законодательства РФ, публикации в периодической печати.
Эмпирическая база исследования. Автором были использованы статистические данные и практика как в целом по России, так и материалы ГУ МВД России по НСО.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав и заключения, приложений.
Во введение обосновывается актуальность темы, определена цель, задачи, объект, предмет, методология, теоретическая база исследования.
В первой главе «Криминологическая характеристика женской преступности» представлен исторический экскурс в проблематику женской преступности; рассматривается состояние, уровень, структура и динамика женской преступности; система учета женской преступности.
Во второй главе «Криминологическая характеристика личности женщин, совершающих преступления и детерминанты женской преступности» рассматриваются общесоциальные, социально-психологические детерминанты женской преступности; отражаются некоторые особенности личности женщин-преступниц; определяется типология личности профессиональных преступниц; факторы «профессионализации» женской преступности.
В третьей главе «Основные направления социально-правового механизма профилактики и предупреждения женской преступности» изучаются общесоциальные аспекты предупреждения женской преступности; специальные и индивидуальные меры предупреждения женской преступности; определяется роль микросоциальной среды в формировании противоправного поведения женщин; рассматривается виктимологический аспект проблемы злоупотребления наркотиками лицами женского пола; выявляются проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных женщин.
Заключение представляет собой концентрированное изложение выводов, сделанных в выпускной квалификационной работе, а также предложений направленных на совершенствование борьбы с женской преступностью.
Словосочетание «преступность среди женщин» связано с выработанными в криминологии понятиями. «Труды специалистов прошлого достаточно убедительно свидетельствуют, что еще с древних пор чрезмерное употребление спиртных напитков, половая распущенность выступали немаловажными факторами, обусловливающими совершение преступлений женщинами» - пишет Е.В. Кунц2.
Изучая криминологические исследования, в которых ученые пытались объяснить причины преступности среди женщин, Е.В. Кунц выделяет три группы:
1. Ученые,
которые примыкали по своим
политическим взглядам к
2. Ученые,
которые по своим политическим
взглядам примыкали к
3. Ученые,
которые по своим политическим
взглядам ближе к
Причины преступности следует искать как в свойствах самой местности, так равно в составе народонаселения, в степени нравственного, а отчасти и материального благосостояния жителей. Справедливо указывает Вильсон на причины значительно меньшей преступности женщин по сравнению с мужчинами (доля подсудимых женщин в составе всех осужденных была равна в 1856 г. - 6,5%)4. Учитывая эти точки зрения, можно выделить сложившиеся исторически два направления исследований, объясняющих причины преступности среди женщин. К первому из них традиционно относится группа теорий, доказывающих, что причины заключаются во врожденных психобиологических свойствах полов. К этому направлению относится, в частности, теория Ч. Ломброзо, который полагал, что женщина более преступна по своей природе, так как стоит на более низкой ступени развития, чем мужчина. Так как эта позиция противоречила статистике, он предложил объединить данные по женщинам - преступницам и женщинам - проституткам, считая эти типы схожими5. Е.А. Кунц считает более приемлемой ту группу теорий, которая обосновывает преступность именно с точки зрения социальных свойств личности, противоречий, коренящихся в самом обществе. «Эти теории указывают на многообразие социальных факторов, которые по - разному влияют на мужчин и женщин. Такой подход представляется более правильным» - пишет данный ученый6.
Социальный статус женщин в Российской империи характеризовался крайней степенью бесправия в обществе, которое отражалось и на их криминальной активности. Например, корыстные преступления не были характерны для преступности среди женщин в дореволюционной России. В 1856-1860 гг. удельный вес преступлений женщин в общей преступности не превышал 6,3 %, а в 1874-1878 гг. возрос до 8,7%, в 1893- до 12,8 %. По видам преступлений женщины распределялись следующим образом: в кражах их принимало участие -8,7 %, в убийствах супруга или родственников - 39,3 %, в детоубийстве - 98,3 %7 . Эти данные в достаточной мере наглядно свидетельствуют, что во второй половине XIX в. наблюдался значительный рост удельного веса преступлений, совершенных женщинами в общем числе учтенных преступлений, основную часть которых составляли криминальные насильственные посягательства.
Изменение социально-экономических отношений, складывающихся в обществе на рубеже XIX и XX в.в., определило особое место женщин. Женщины чаще становятся членами преступных групп. Если обратить внимание на состав осужденных в России с 1913 -1916 гт. по половому признаку, то статистические данные свидетельствуют о том, что существенно возросли преступления женщин, подсудные общим судам.
Социальный переворот в дореволюционный период вызвал беспрецедентный распад общества и его маргинализацию, к различным способам выжить прибегали социально незащищенные группы населения, прежде всего, женщины. Безработица ударила по женскому населению. Под влиянием оскудения материального положения женщины могли расплатиться за продуктовую карточку своим телом. Реальных действий, направленных на борьбу с проституцией, не было. В России в конце XIX в. на 70 осужденных за детоубийство мужчин приходилось 3 900 женщин8. Участие женщины в общей преступности в дореволюционной России не превышало 15 %, в последующем, в определенные периоды, этот показатель существенно возрастал9.
Распространенность преступности среди женщин имеет территориальные различия. Наименьший процент преступности среди женщин регистрировался на территории Кавказского региона. Причины такого несоответствия коренились в закрепощении женщин. Обращает на себя внимание высокий процент вдов среди правонарушительниц: в городах их 19,6 %, в селе - 28,6 %10.
В начале XX в. и в первые послереволюционные годы преступность среди женщин не привлекала к себе особого внимания: женщины совершали мало преступлений, и их социальная активность была невелика. Конец 1920 - х гг. характеризуется в целом снижением преступности женщин как в абсолютных цифрах, так в удельном весе, в частности, краж с 18,1 % в 1922 г. до 13,8 % в 1926 г., грабежей и разбоев с 7,9 % в 1923 г. до 5%. Осужденные за кражи женщины составляли на 1 января 1927 г. 28,5%, за грабежи и разбой - 3,4 %11. В 1921 г. имущественные преступления составляют 40% от общего числа совершаемых женщинами преступлений. В 1922 г. осужденные за них составили 42,3% от общей совокупности женщин-преступниц12.
В период построения социализма особую тревогу вызывал женский алкоголизм. Женский алкоголизм имеет более опасные последствия, чем мужской, поскольку алкоголь и пьянство нарушают функцию материнства, затрагивая будущие поколения. Удельный вес алкоголизма в общей массе алкогольных заболеваний ниже, чем в экономически развитых странах, тем не менее, общая тенденция в динамике этого явления вызывает большую озабоченность13. «У женщин - хронических алкоголиков стойкая, антиобщественная направленность и характерная для них социальная дезориентация, что во многом определяет высокий уровень общественной опасности личности. Для них характерна тенденция к противоправным действиям, чаще всего направленным против личности, а также против собственности (кражи, грабежи, разбой, хулиганство, нанесение тяжких телесных повреждений, убийства). Эти преступления совершаются с усилением вспыльчивости, раздражительности, агрессивности, жестокости. У некоторых женщин под влиянием алкоголя возникает ничем не обоснованное чувство озлобленности, негодования, обиды, ревности, мести, что усиливает возбудимость, ослабляет сдерживающие нервные механизмы. В таком состоянии они нередко теряют самообладание, этим объясняется тот факт, что значительная часть преступлений, направленных против личности, совершается в состоянии алкогольного опьянения» - отмечает А.В. Ястребов14. Доля женщин, совершивших преступления в пьяном виде, возросла за три года с 1,7% (1925 г.) до 4,85% (1928 г.15). По данным ЦСУ РСФСР, с 1926 по 1929 г. удельный вес преступлений, совершенных в состоянии опьянения, повысился в городах среди мужчин с 12 до 25,6%, женщин - с 3,2 до 7,1%, в селах среди мужчин с 6,9 до 17,4%, женщин - с 0,9 до 1,6%16. Таким образом, темпы роста преступности в состоянии опьянения среди мужчин и среди женщин практически совпадали. Учитывая тот факт, что уровень мужской преступности был значительно выше, чем женской, данный вывод свидетельствует о более интенсивном влиянии пьянства на рост женской преступности.
Информация о работе Криминологическая характеристика женской преступности