Криминологическая характеристика женской преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 19:51, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении криминологической характеристики женской преступности, выявлении наиболее эффективных методов и средств предупреждения женской преступности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть исторический экскурс в проблематику женской преступности;
- охарактеризовать состояние, уровень, структуру и динамику женской преступности: отобразить особенности системы учета женской преступности;
- изучить общесоциальные, социально-психологические детерминанты женской преступности;

Прикрепленные файлы: 1 файл

диплом доработка.doc

— 516.00 Кб (Скачать документ)

- своевременное выявление и перекрытие нелегальных каналов поставки алкогольной продукции и наркотических средств;

- обеспечение доступности и совершенствование медицинского обслуживания и социальной помощи лицам, злоупотребляющим спиртными напитками и наркотическими средствами.

Отмеченные мероприятия в экономической, социальной, семейной сфере требуют надлежащего информационного и пропагандистского сопровождения. Наиболее значимыми направлениями просветительской и информационной политики в деле профилактики женской преступности являются:

- распространение правовых знаний и формирование культуры правомерного поведения;

- формирование нетерпимости к преступным проявлениям и недопущение смакования криминальных подробностей в средствах массовой информации;

- утверждение в общественном сознании идеи гендерного равенства и недопущение дискриминации на основании полового признака.

На наш взгляд, определенный интерес вызывает предложение Е.Р. Абызовой о создании на уровне УВД, ОВД групп по предупреждению женской преступности, которые во взаимодействии с государственными и негосударственными организациями должны не только выполнять специфические правоохранительные функции, но и координировать деятельность всех служб и подразделений по предупреждению женской преступности. В число полномочий таких групп автор предлагает включить деятельность по обобщению и анализу состояния преступности среди женщин, проживающих на подведомственной территории; информированию местных органов власти о правонарушениях среди женщин, причинах и условиях, способствующих совершению правонарушений; организации профилактической работы участковых инспекторов; оказанию женщинам социальной поддержки, помощи в трудоустройстве, жилищном и бытовом устройстве71.

Таким образом, считаем, что оптимизация системы предупреждения женской преступности предполагает перенос центра тяжести с правоограничительных и репрессивных мер, ориентированных на борьбу с преступностью, на меры социальной помощи, поддержки и защиты женщин, оказавшихся в опасной или трудной жизненной ситуации.

 

 

3.3. Индивидуальные  меры предупреждения женской  преступности

 

Обострение проблем, связанных с эффективностью применения и исполнения уголовного наказания в отношении женщин, создает условия для действия криминогенных факторов, определяющих формирование устойчивой антисоциальной направленности личности женщин, обнаруживающих признаки противоправного поведения. В числе таких факторов особенно ощутима роль распространения пьянства, наркомании, проституции, влияния уголовно-профессиональных традиций и обычаев на конкретную личность и неформальные социальные группы, особенно несовершеннолетних, процесса вовлечения женщин в деятельность организованных преступных сообществ. Также обращает на себя внимание тенденция вовлечения несовершеннолетних девушек в преступную деятельность и проституцию, сращивание официальной трудовой занятости женщин с профессиональной преступной деятельностью.

 Заслуживают внимания усилия  по реформированию уголовно-исполнительного  законодательства, в частности, направленные  на демократизацию и либерализацию режима отбывания наказания осужденных к лишению свободы женщин. Необходима соответствующая законодательная регламентация деятельности различных служб психолого-психиатрической помощи в женских колониях, а также статуса сотрудников этих служб, которые не должны находиться в прямой служебной зависимости от администраций этих учреждений.

Также острой стоит проблема с обеспечением здоровья осужденных женщин. В связи с тем, что  в женских колониях на высоком уровне остается заболеваемость осужденных женщин, это негативно отражается на их дальнейшей адаптации в обществе. Особо остро стоит проблема заболеваемости туберкулезом. По данным проведенного в 2005 - 2013 гг. исследования, больные туберкулезом женщины-осужденные, отбывающие наказание в лечебных исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы ФСИН России, распределяются по возрастным группам следующим образом: от 21 до 30 лет - 49% осужденных, от 31 до 40 лет - 30,7% осужденных, от 41 до 50 лет - 14% осужденных. Доли лиц крайних возрастных групп незначительны. В самой молодой группе до 20 лет - 3%, а в группе старше 50 лет - 3,3% осужденных. Полученные данные свидетельствуют, что чаще в ЛИУ для туберкулезных больных находятся лица молодого и среднего трудоспособного возраста от 21 до 40 лет (79,9%). Как правило, эти лица более интенсивно подвержены алкоголизму, потребляют наркотические средства и психотропные вещества. В 2004 г. в лечебных исправительных учреждениях для содержания туберкулезных больных 3,5% осужденных находятся на обязательном лечении от алкоголизма, а 2,8% осужденных находятся на обязательном лечении от наркомании. Изучение возрастного состава осужденных имеет практическое значение для деятельности лечебных исправительных учреждений. Зная распределение осужденных по возрасту, легче планировать производственную базу лечебных мастерских, деятельность школ и технических училищ72.

Характеризуя семейное положение больных туберкулезом осужденных, их отношение к семье, можно отметить, что лишь 37% этих лиц воспитывались в полноценных семьях. Остальные воспитывались либо только матерью, либо другими родственниками.

Что касается семейных отношений больных туберкулезом осужденных, то, по данным нашего исследования, 57,4% осужденных в браке не состояли, 18% - в браке состояли, 16,8% - разведены и 7,8% были в гражданском браке. Важная группа причин связана с личными качествами человека. Для многих преступников характерны пьянство, беспорядочная половая жизнь, случайность доходов. Такие свойства характера отрицательно оцениваются будущими супругами, не способствуют созданию семьи. Надо сказать, что в системе ценностных ориентаций многих преступников семья к тому же играет отнюдь не главную роль.

С учетом омоложения состава осужденных такой фактор следует отнести к числу неблагоприятных, так как холостые осужденные характеризовались хуже других осужденных по ряду показателей. Так, среди них 19,6% злостно нарушали установленный порядок (среди осужденных, состоявших к моменту ареста в браке, - 6,3%). Изучение семейного положения осужденных показало, что семья играет важную роль как антикриминогенный фактор. 

Говоря о состоянии здоровья осужденных, необходимо остановиться на таких специфических заболеваниях, как алкоголизм, наркомания, социально значимые заболевания. В соответствии с действующим законодательством при наличии таких заболеваний осужденному может назначаться принудительное (обязательное) лечение. По полученным нами данным 3,5% осужденным было назначено лечение от алкоголизма или наркомании.

«Проведенный анализ уровня образования больных туберкулезом осужденных показал, что среднее общее образование имеют 60,4% осужденных, среднее специальное 29,0%, начальное - 6,3%, высшее - 2,4%, неграмотных - 1,9% осужденных.

Результаты исследования показали, что по мере увеличения возраста наблюдаются существенные изменения в образовательном уровне осужденных. Увеличивается доля лиц, имевших образование в пределах начального, и достаточно интенсивно возрастает процент тех, кто получил среднее специальное и высшее образование»73.

Многочисленные исследования ученых показали, какое значение имеет труд в формировании мировоззрения человека и его нравственных взглядов74. Вместе с тем само по себе участие человека в труде еще не является гарантией его правопослушного поведения. Так, данные нашего исследования показывают, что подавляющее большинство осужденных были заняты до ареста общественно полезным трудом. Это, однако, не помешало им совершить преступление. До осуждения 73,2% лиц были трудоустроены или учились. Не работали или не учились всего 24% осужденных, а 2,8% получали пенсионное обеспечение. Как видно из приведенных данных, по сравнению с данными статистики существенных изменений в составе осужденных в зависимости от рода занятий не произошло. Как и раньше, большинство осужденных принадлежали к рабочим - самой многочисленной социальной группе среди населения. Уменьшилась доля служащих, незначительно изменилось соотношение других категорий.

Выявленные в ходе исследования признаки позволяют выделить исследуемую категорию как наиболее уязвимую в криминогенном отношении. Вместе с тем можно отметить, что многие личностные особенности больных туберкулезом осужденных обусловлены их образом жизни до лишения свободы. В частности, отношение некоторых осужденных к себе во многом и предопределило появление у них туберкулеза, а именно: приверженность к алкоголю, потреблению наркотических средств и психотропных веществ, отсутствие постоянной работы и стремления иметь семью.

Анализ практики показывает, что в лечебных исправительных учреждениях имеется и часть нарушителей, отказывающихся от назначенного им противотуберкулезного лечения. Более того, часто такие больные осужденные вступают в конфликты с врачами и администрацией учреждения. Их численность составляет до 4% от общей численности больных туберкулезом осужденных.

Что касается мер поощрения, применяемых к больным туберкулезом осужденным, то здесь прослеживается представляющая практический интерес зависимость: чем старше осужденный, тем больше у него поощрений, а больные осужденные старше сорока лет не только ведут более правильный образ жизни в лечебном исправительном учреждении, но и более добросовестно относятся к лечению.

Анализ практики применения к осужденным, больным туберкулезом, мер поощрения и взыскания позволяет сделать вывод о том, что снижение активности в поведении больных, в том числе и в противоправных формах, наблюдается в старших возрастных группах. Такое поведение обусловлено осознанием опасности заболевания и, соответственно, необходимости соблюдения не только порядка отбывания наказания, но и добросовестного отношения к лечению от туберкулеза.

Представляется, что в условиях роста заболеваемости туберкулезом, которая в учреждениях уголовно-исполнительной системы приобрела характер эпидемии, в условиях недостаточности диагностического оборудования, лекарственных средств, финансирования, необходимо четко в законе - УИК РФ75 - сформулировать условия отбывания наказания в ЛИУ для осужденных, больных туберкулезом, особенно в строгих условиях, где содержание злостных нарушителей осуществляется в запираемых помещениях с ограничением времени прогулок, что, на мой взгляд, противоречит методам лечения туберкулеза.

Лечение туберкулеза должно быть комплексным; наряду с лекарственным лечением огромное значение имеет общеукрепляющий гигиено-диетический режим. При этом использование свежего воздуха должно быть обеспечено в наибольшей мере (вплоть до почти круглосуточного, за исключением времени, отведенного на сон, пребывания на воздухе). В связи с этим представляется, что время прогулок осужденных, находящихся на излечении в ЛИУ и содержащихся в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, строгих условиях, должно быть больше двух часов либо их условия содержания должны быть уравнены с содержанием осужденных в лечебно-профилактических учреждениях.

Другая проблема - это проблема преемственности в лечении больных туберкулезом, освобождающихся из мест лишения свободы, территориальными органами здравоохранения.

В соответствии с частью 4 статьи 18 УИК РФ к осужденным, больным открытой формой туберкулеза, учреждением, исполняющим наказание, по решению медицинской комиссии применяется обязательное лечение. Однако освобождение таких осужденных из мест лишения свободы производится в зависимости не от прохождения полного курса лечения, а от отбытого срока наказания. В то же время положения глав 21 и 22 УИК РФ не содержат конкретных норм по контролю за осужденными, освобождаемыми из мест лишения свободы. Это приводит к тому, что многие больные туберкулезом не проходят полного курса лечения и соответственно представляют опасность для окружающих.

Думается, что в главах 21 и 22 УИК РФ должны быть регламентированы действия администрации исправительного учреждения, территориальных органов здравоохранения, а также обязанности освобождающегося лица по дальнейшему прохождению обязательного лечения, а также меры возможного воздействия при уклонении от лечения.

Безопасность законопослушного населения должна быть обеспечена не только изоляцией преступника от общества, но и возвращением в общество здорового человека. Это чрезвычайно важно с позиций того, что предназначение женщины в семье – рожать и воспитывать детей.

 В то же время, достаточно  острой  остается и проблема  ресоциализации осужденных женщин. Это связано с тем, что те социальные связи и ценности, которые женщина теряет за годы пребывания в исправительном учреждении, объективно не могут быть восстановлены за шесть месяцев до ее освобождения. Поэтому работу по ресоциализации женщин, оказавшихся в местах лишения свободы, необходимо начинать с момента поступления их в колонию.

К мерам организационно-правового характера, относятся рекомендации по созданию государственного Центра ресоциализации осужденных, который скоординировал бы усилия государственных, общественных, религиозных и иных организаций по оказанию помощи в социальной реабилитации лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы и освободившимся после него. При местных территориальных центрах и бюро занятости населения есть смысл создавать определенный фонд вакантных мест, ориентированный на заявки администрации органов, исполняющих наказание.

 

3.4. Роль микросоциальной среды в формировании противоправного

поведения женщин. Виктимологический аспект проблемы

злоупотребления наркотиками лицами женского пола

 

Современная женская преступность имеет свои социально обусловленные особенности, которые находятся в прямой зависимости от изменений исторического, геополитического, экономико-правового, демографического и иного порядка, происходящих в обществе. Эти изменения наиболее ярко отражаются в микросоциальной атмосфере жизнедеятельности женщин.

На личность женщин-преступниц происходит влияние со стороны малых неформальных групп антиобщественной направленности, в том числе и преступных групп. Особенно ярко оно ощущается в условиях мест лишения свободы. Движущими мотивами поведения осужденных женщин в местах лишения свободы являются попытки к восстановлению нарушенной системы жизнеобеспечения. Лишение свободы ведет к прекращению исполнения ведущих социальных функций, и осужденные, восстанавливал систему жизнеобеспечения) пытаются в первую очередь найти способы выполнения ведущих социальных ролей или же такие заменители, которые бы давали возможность реализовываться потребностям в самоутверждении, творчестве, общении, т.е. тем потребностям, которые в условиях свободы реализуются в процессе исполнения ведущих социальных функций или благодаря им. Именно влияние подобных социально-ролевых суррогатов оказывает наиболее отрицательное воздействие на формирование устойчивой антисоциальной, направленности личности в условиях лишения свободы. Например, по данным ученых-криминологов - порядка 60% осужденных к лишению свободы женщин находятся друг с другом в гомосексуальных отношениях, а 76,9% изученных женщин так или иначе не отождествляют себя с социальным статусом матери, жены, хозяйки "семейного очага" и т.д.76

Информация о работе Криминологическая характеристика женской преступности