Зарождение и этапы развития предприятий гостеприимства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 14:32, доклад

Краткое описание

Говоря о развитии сферы гостеприимства в допетровскую эпоху, следует отметить, что среди первыхпредприятий гостеприимства были гостиные дворы, постоялые дворы при ямских станциях, кабаки, корчмы, монастырские подворья. Появление первых предприятий гостеприимства было тесно связано с развитием городов на Руси. Древнерусский город был центром хозяйственной и культурной жизни. С ростом городов развивалась и городская инфраструктура, в частности, заведения по приему путешествующих. В таких заведениях, как корчма, путешественник мог отдохнуть, получить место на постой, поесть. «В помещении корчмы – большой комнате – посредине находился очаг [… ]. Вокруг стояли столы и скамьи для гостей, в углу размещалась лавка, где продавалась всякая всячина […]. Здесь же стояло несколько бочек, откуда наливали пиво или квас. Кроме общей комнаты в корчмах имелись помещения для отдыха проезжающих и вместительный сарай для возов и лошадей.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Гост.дело в РоссииMicrosoft Word.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

 Вся первая половина XIX века отмечена строительством новых гостиниц, появлением нормативных документов, регламентирующих их деятельность. К середине века в Петербурге насчитывалось уже 53 гостиницы. Начиная со второй половины XIX века, в гостиницах Санкт-Петербурга уделяется большое внимание комфорту проживающих, внедрению последних технических достижений. Немало этим переменам способствовало внимание общественности и властей к повышению качества обслуживания  петербургских гостиниц.«Конец XIX-нач. ХХ в. оставили большой след в развитии гостиничного дела в России. В это время были построены известные гостиницы, некоторые из которых после реконструкции успешно функционируют и сегодня. В основном они соответствовали передовым мировым концепциям того времени, как с точки зрения архитектуры и интерьера, так и предлагаемого обслуживания. Были построены гостиницы «Европейская», «Астория» в Санкт-Петербурге». 16К отелям высокого класса в 1900 г. относились, помимо хорошо известных «Европейской» и «Большой Северной», «Гранд-Отель», «Англия», «Париж», находившиеся на Малой Морской улице; «Бель-Вю», «Франция», расположенные на Большой Морской;в Москве – «Националь», «Славянский базар» и др. Из перечисленных гостиниц в настоящее время в Санкт-Петербурге функционируют лишь две: «Европейская» и «Большая Северная» (ныне «Октябрьская»).

 

 

 

История последней уходит корнями в далекий 1851 год. Построенная по проекту А.П. Гемилиана, она получила название «Знаменская» в честь храма и площади, на которую выходил вокзал первой в России железной дороги. Это был один из первых случаев, когда здание строилось специально под гостиницу. Владельцы менялись, внося усовершенствования, но более всех отличился купец Василий Соловьев, владевший ею с 1893 по 1917 гг. При нем же появилось название гостиницы «Большая Северная». После приобретения новым владельцем гостиницу отремонтировали за 600 тыс. руб., установили «собственную, с аккумуляторами станцию»17 для электроосвещения, оборудовали 116 номеров, 12 общих столовых, 3 бильярдных, в 1900 г. соорудили лифт с электродвигателем. В роскошном зале на 500 посетителей стали устраивать поздние обеды и ужины с музыкой и хорами цыган. Был введен пароконный омнибус для доставления гостей и багажа со всех петербургских вокзалов. Гостиничные кареты имели все первоклассные отели, чтобы не быть в зависимости от извозчиков.18

Музыкальные обеды часто превращались в «корпоративы»: 17 октября 1898 г. здесь собрались в составе 30 человек преподаватели Михайловской Артиллерийской академии. Среди знаменитых посетителей и постояльцев гостиницы были вдова и сын художника В.В. Верещагина, певец Л.В. Собинов, В.И. Ленин. Пышно обставленные кабинеты и рестораны гостиницы посещали «в основном люди деловые – чиновники, служащие банка, а также артисты и зажиточная молодежь».19 Повышение комфортности отеля произошло в результате переустройства в 1910-1912 гг. (арх. О.Р. Мунц).

НовыйXX век диктовал и новые стандарты обслуживания. Возвели шестой и седьмой этажи, фасад со стороны площади облицевали гранитом. Увеличили количество номеров до 200, среди ниходин трехкомнатный, 40 двухкомнатных. Ванных комнат – 32, в некоторых номерах – биде (!), 23 ванны в номерах, 9 ванных комнат – общие. Было проведено центральное отопление. Для тех, у кого номер был без телефона, на первом этаже оборудовали телефонную комнату с коммутатором. «Номера гостиницы снабжались отрывными календарями, карточками с расписанием всех отходящих от Петербурга поездов, …афишами и анонсами театров…выписывались газеты и журналы».20 В штате гостиницы состоял 101 человек. Для лучших, старейших сотрудников владелец гостиницы ходатайствовал перед министром торговли и промышленности о награждении их званием «личных почетных граждан».

К сохранившимся высококлассным гостиницам Петербурга принадлежит еще одна. Сквозь перегруженный декором облик Grand HotelEurope до сих пор просматривается строгое членение фасада. Дома купцов Акиндина, Рогова, Савельева на углу Михайловской улицы и Невского проспекта были спроектированы зодчим К.И. Росси. В бытность управления немецкой династией Клее стараниями владельцев гостиница получила широкую известность. Осенью 1858 г. здесь жил Т. Готье, одним из первых назвавших Петербург Северной Венецией. В ней же останавливались «русский европеец» И. С. Тургенев (в 1861, 1862, 1870 гг.), и тогда же, в 1861 г., – основатель Третьяковской галереи П.М. Третьяков. В гостинице был электромагнитный телеграф, газовое освещение, она хорошо отапливалась (21 голландская изразцовая печь, 17 каминов, 10 английских очагов), отвечала гигиеническим нормам (14 ватерклозетов и пр.).

В ту пору гостиница называлась «Россия», но ей было далеко до отеля, которым она стала спустя 14 лет. В 1863 г. под здание гостиницы, оценивавшейся в 185 321 руб., была выдана ссуда на ее переустройство. Но в 1871 г. произошел пожар, и Клее, не надеясь на возрождение своего дела, продал здание. Уже через год акционерное общество новой «Европейской» гостиницы выкупило соседние дома Рогова, Михайловского трактира. В числе учредителей были ученик А.С. Даргомыжского А.Н. Фитингоф-Шель, разорившийся издатель газеты «Северная пчела» П.Н. Усов, основатель петербургского частного коммерческого банка Е.Е. Брандт и другие влиятельные предприниматели. Строительство было поручено архитектору Л.Ф. Фонтана. Одним из главных условий, поставленных акционерами архитектору, помимо окончания строительства в течение 2-х лет, был «пышный фасад», получивший неоднозначную оценку современников. Позже, в 1905 г. по проекту К.З. Маккензена были созданы интерьеры в стиле модерн, а в 1908-1914 гг. по проекту Ф.И. Лидваля, которому помогали К.Г. Эйлерс, С.С. Серафимов, – главная лестница, читальный зал, холл бельэтажа, ресторанные залы. Общая площадь гостиницы составила 300021 квадратных саженей, из них – 260 роскошных номеров. «При гостинице имелись различные производства – кондитерское и коптильное, фруктовых вод и пищевого льда, …винный погреб, выездные экипажи, прачечная (впервые…на верхнем этаже, благодаря чему в жилые помещения не проникали неприятные запахи), парикмахерская, сапожная и портновские мастерские, а также группа переводчиков».22

О высоком уровне технического оснащения гостиницы свидетельствуют наличие специальной мебельной фабрики, подъемной машины для багажа и «для опускания кушаний», телеграфа, почтового отделения, начавших входить в моду лифтов, новейшей системы отопления от литейного завода Сан-Галли. Михайловская улица, на которую выходил один из фасадов «Европейской», благодаря лавкам и престижным магазинам, занявшим первый этаж здания, прославилась как одна из самых оживленных в Петербурге. С начала XX в. вплоть до 1917 г. директором гостиницы был выходец из Швейцарии, Йозеф Вольфслисберг. Именно при нем отделка «Европейской» обогатилась лепкой, витражами, панно, керамикой – характерными чертами artnouveau. В 1906 г. по проекту В.А. Щуко в гостинице устроено кафе.

«Европейская» время от времени подвергалась улучшению, реконструкции, увеличивалось количество и качество предоставляемых услуг, которые оказывал вышколенный персонал. Для расширения площадей постепенно увеличивалась этажность: в 1909 г. в мансарде в корпусе на Итальянской улице и Михайловской площади разместились кладовые и площадка для летнего ресторана, в другой мансарде – кухня, зал крытого летнего ресторана с беседками и садом, утопавший в зелени тропических растений. Так появился ресторан «Крыша», прославившийся видом на весь Петербург, который «прикидывался оттуда Парижем».23

 

Изысканность блюд и разнообразие меню дополнялось культурно-досуговой программой: на музыкальных вечерах выступали лучшие столичные артисты. Последнее переустройство до грозных событий 1917 г. состоялось в 1913-1914 гг.: на крыше построена гостиничная хлебопекарня, затем на территории двора (со стороны Невского пр.) – одноэтажная пристройка со стеклянным куполом для кофейни «по типу венских», которая так и не была открыта.

Интерьеры гостиницы меняли облик, приобретая эклектичный характер, номера заполнялись дорогими вещами, жилье приобретало уютный и богатый вид, соответствующий знаменитым постояльцам. Здесь останавливались И.С. Тургенев, В.М. Бехтерев, гастролировавший в Петербурге в 1902 г. скрипач-виртуоз Ян Кубелик, шведский король Густав V, посетивший наш город в 1908 г. в связи с женитьбой своего сына24, племянник японского микадо25 принц Хироясу Фушими с супругой.

Помимо «Европейской» в число фешенебельных гостиниц Петербурга также входили «Астория» и «Англетер». На их месте еще в XIX столетии были доходные дома, а в 1876 г. была открыта гостиница «Шмидт-Англия»26. В 1907 г. лондонское акционерное общество «Палас-отель» приобрело здание на углу Б. Морской ул., д.37, заявив о желании возвести здесь гостиницу с новейшими усовершенствованиями. Затем владельцем стал германский подданный Отто Мейер. Проект был разработан Ф.И. Лидвалем; в реализации участвовали инженеры-архитекторы Н.П. Козлов, К.Г. Эйлерс, а также выпускницы Женского Политехнического института. В отделке залов принимал участие В.А. Щуко. По мнению специалистов, особенно удачным оказался первый этаж, украшенный длинным рядом остекленных арок. Органично вписавшись в окружающий архитектурный ландшафт, здание производит впечатление именно гостиницы. Внутри оно было отделано в неоклассическом направлении модерна. Во внутреннем дворе находился зимний сад, в подвальном этаже – кухня; первый этаж вдоль Б. Морской заняли магазины. Название гостиницы связано с фамилией американских бизнесменов, братьев Астор, основателей крупных высококлассных отелей Нью-Йорка.

Стараясь держать марку, «Астория» в Петербурге славилась многочисленными нововведениями, к созданию которых приложили усилия русские и иностранные компании. «Пылевысасывающая станция» и санитарное оборудование установлены немецкими фирмами, вентиляционное устройство – петербургской фирмой инженера А. К. Тайпале, мебель поставили шведское «Акционерное общество Бауман» и австрийская компания «Портуа и Фикс», «Варшавская ковровая фабрика» украсила интерьеры. «Десять лифтов развозили гостей со всего света по 350 номерам, расположившимся на восьми этажах. В 150 номерах имелись ванны, в остальных – краны с холодной и горячей водой»27, проходившей через фильтры. «Во всех номерах имелись центральное паровое отопление и телефоны…На первом этаже здания, снабженного световой электрической сигнализацией (для быстрого вызова прислуги), разместились два ресторана, один – с зимним садом».28

 

 

 

Роскошь отделки, в облицовке которой присутствовали отборные сорта мрамора, керамика, в оформлении осветительных приборов – бронза, сочеталась с высоким уровнем сервиса. На первом этаже к услугам гостей находились швейцарская, справочная, приемная, паспортная, бюро переводов, дамский и мужской парикмахерский салоны, портновская, библиотека. Номера гостиницы отличались простором и хорошей звукоизоляцией, что особенно важно, так как «Астория» размещена в центре города. Шеф-поваром прославленного ресторана гостиницы был француз Маро. Если рестораны «Европейской» обслуживались официантами татарами, ценившимися за трезвость, честность, трудолюбие, то в «Астории» служили иностранцы, «не говорившие по-русски, но отлично понимавшие, что надо делать, чтобы угодить гостям»29.

Во времена первого директора гостиницы француза Луи Терье в моду вошли «асторийские» предобеденные чаи под музыку гостиничного румынского оркестра Гулеско. Гостиница приводилась в действие хорошо отлаженным механизмом различных служб, поэтому гости, в числе которых были такие известные личности, как например, писатель Г. Уэллс (1914), ни в чем не знали неудобств. Так как к началу Перовой мировой войны гостиницей владела компания «Вайс и Фрейтаг», переводившая выручку в Германию, после годовой бюрократической волокиты гостиницу закрыли. Серьезный урон гостиница, охранявшаяся юнкерами, потерпела во время вооруженного переворота большевиков. На этом завершилась не только одна из примечательнейших страниц истории отеля «Астория», но и целая эпоха гостиничного дела в России.

В начале ХХ в.  в Москве в 1910 г. работало 228 гостиниц, не считая 77 постоялых дворов. Крупнейшими гостиницами Москвы к началу ХХ в. были «Гранд-отель», «Боярский двор», «Новомосковская», «Европа», «Славянский базар», «Националь» и др. Многие гостиницы славились на всю Москву своими ресторанами «Славянский базар», «Альпийская роза».30

Гостиница и ресторан «Славянский базар» были построены по заказу известного предпринимателя-подрядчика А.А.Пороховщикова,решившего построить в Москве на Никольской улицегостиницу «Славянский базар»,которая была задумана как центр городской жизни,включавший магазины,ресторан, большой концертный зал. Для концертного зала было заказано художнику И. Репину грандиозное живописное полотно «Русские и славянские композиторы». Открытие «Славянского базара» стало крупным общественным событием.

 

 

 

Гостиница и ресторан «Славянский базар» были популярными местами встреч московской творческой интеллигенции.  По легендеименно в ресторане гостиницы «Славянский базар» произошла встреча и знакомство В.В.Немировича-Данченко и К.С.Станиславского – двух основателей МХАТ (Московского художественного академического театра).

 

 

 

После Октябрьской революции 1917 г. большинство гостиниц были национализированы, а наиболее шикарные гостиницы стали местом временного размещения представителей новой власти (среди них – гостиницы Астория» в Санкт-Петербурге и «Националь» в Москве).

Интересным средством размещения в первые годы советской власти стали  Дома экскурсантов. «Первоначально туризм рассматривался как вид воспитательной работы и находился в тесной взаимосвязи с экскурсионным делом и краеведением….его развитие стало прерогативой  Народного комиссариата просвещения (Наркомпросса). Туризм был призван служить средством идеологического воспитания».31 Рассчитанные на непритязательных туристов, здесь предлагались очень простые условия размещения, а при большом  количестве прибывших гостей размещали даже на полу на тюфяках. Мебель была очень простой и грубо сколоченной, но к  услугам туристов предлагали кипяток, питание и экскурсии. Однако к 1922 г. эти экскурсионные станции были закрыты.

Национализация коснулась дворцов и поместий, превращенных в годы советской власти в санатории, дома отдыха. Начиная с 1919 г. были приняты декреты «О лечебных местностях общегосударственного значения», «Об использовании  Крыма для лечения трудящихся», «Об организации домов отдыха».В 1919г. в стране функционировали 5 курортов: Старая Русса, Липецк, Сергиевские Минеральные Воды, Эльтон и Кашин, курорты Черноморского побережья Кавказа. В 1925 г. в бывшем царском дворце в Ливадии (Крым) был открыт первый  санаторий для крестьян, а в Гурзуфе –   первый пионерлагерь «Артек». В 1920-1930-ые г. идет активное развитие лечебно-оздоровительного туризма и курортного дела. Развивается город-курорт Сочи. Город являлся местом отдыха партийной и государственной элиты страны.

В течение 1931-1937 гг. были благоустроены курорты на территории Грузии: Гагры, Боржоми, Новый Афон.32

Информация о работе Зарождение и этапы развития предприятий гостеприимства в России