Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 09:22, курсовая работа
Актуальность курсовой работы заключается в том, что в последнее время отмечается тенденция к увеличению спроса среди туристов на национальный туристский продут, что связано с одной стороны с улучшением качества жизни населения, а с другой − ухудшением экологической обстановки в мире, сокращением естественных природных ресурсов в регионах.
Объект исследования − культурно-исторический потенциал Белорусского Полесья.
Предмет исследования – использование культурно-исторического потенциала Белорусского Полесья в туристско-рекреационной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ГЕОГРАФИЯ БЕЛОРУССКОГО ПОЛЕСЬЯ 4
1.1 Природные рекреационные ресурсы Полесья 4
1.2 Ресурсы познавательного туризма Полесья 9
2 ПИНСКИЙ РАЙОН-ЖЕМЧУЖИНА ПОЛЕСЬЯ 22
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПИНСКА И ПИНСКОГО РАЙОНА 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Из Дубое (дворцовопарковый ансамбль) паромная переправа ведет к заповедным уголкам Заречья. Первый из них − биологический заказник «Кончицы». Он занимает площадь 150,3 га и имеет плакорное, т.е. водораздельное положение на равном удалении от русла Припяти и Пины. Кончицы − полный антипод безлесному Загородью. Это самый большой сплошной лесной массив на влажной и болотистой почве. Из 29 категорий уникальных и редких для Беларуси лесных сообществ здесь представлены 18. Ясенники и дубравы сменяются кленовниками, липняками, ильмовниками, вязовниками. Есть здесь лесные патриархи всех пород − вязы, дубы, ели. Есть леса, выросшие на древних дюнах 316 видов растений, 114 из которых лекарственные, а 14 включены в Красную книгу Беларуси.
Грибное
царство насчитывает 89 видов грибов.
Это единственное место на Полесье,
где обнаружен представитель
грибной элиты − трюфель
Животный мир не уступает своим богатством растительному, правда 11 видов обитателей заказника занесены в Красную книгу Беларуси. Летучие мыши - «кажаны» − избрали по каким-то только им ведомым причинам «Кончицы» своим миграционным коридором [8 c.76] .
Биологический заказник «Изин»− настоящее чудо природы. Преобладают в нем дубово-грабовые леса (38,6%), на втором месте сосняки, на третьем − березовые леса. 15 % заказника занимают болота. Каким-то удивительным образом здесь сохранились реликтовые растения, которые произрастали еще в эпоху мамонтов. Одно из них – венерин башмачок. Нижний лепесток этого редкого цветка имеет вздутие, которое и придет ему сходство с башмачком. По размеру венерин башмачок впору разве что самому маленькому из лесных духов (Приложение А, рисунок 1).
Народная мифология полешуков в изобилии населила духами здешние леса, луга, болота, реки и озера. Лесовики, пущевики, гаюны и гаевики, болтники, багники, лоховики, озерницы, русалки. Они охраняют лесные болотные и водные богатства, наказывают за непочтительное отношение к природе.
Волшебных цветов недоступного изинского леса не счесть: яркий фантастический венерин башмачок, нежно-розовое кадило сарматское, лилово розовые, смахивающие на колокольчики зубянки клубненосные. В пазухах листьев этого живородящего растения коричневые или черные клубеньки, которые, упав на землю, дают начало новым цветкам (Приложение А, рисунок 2).
Природный потенциал города Пинска и Пинского района богат и многолик: известные не по-наслышке пинские болота, очаровывающие своей нетронутой природой, благоприятный климат, спокойные реки, несущие свои воды в Черное море, богатый растительный и животный мир, дающий основу развитию охотничьего и познавательного туризма региона не могут не привлекать внимания со стороны туристов, желающих не только насладиться нетронутой природой, но и совмещая приятное с полезным − подлечить свое здоровье, чему способствует развитие и функционирование лечебно-оздоровительных учреждений в городе и районе.
Пинск и Пина − город и река. Их связывает едва ли не тысяча лет. На заре Древней Руси Пина принесла на своих волнах струги основателей Пинска − славян-дреговичей, облюбовавших в ХI в. ее возвышенный левый берег. Она дала городу славное имя и судьбу – быть столицей полесского края, важным торговым центром на пути от Балтии к Черному морю (Рисунок 1).
Город известен по Ипатьевской летописи с 1097 г. В то время он принадлежал киевскому князю Святополку Изяславичу. До середины ХII в. входил в Туровское княжество и был вторым по значению городом. Со второй половины ХII в. – центр удельного Пинского княжества. С начала ХIV в.− в составе Великого княжества Литовского. В 1581 г получил Магдебургское право и герб. Магдебургское право подтверждалось в 1589, 1633, 1650 и 1785 гг.
В ХI веке нынешняя территория города и района входила в состав Киевской Руси и Туровского княжества, а во второй половине ХII в, в самостоятельное Пинское княжество. В начале ХIV века Пинские земли вошли в состав Великого княжества Литовского. В 1521 году, после смерти последнего Пинского князя Федора, великий князь и король Польши Сигизмунд I упразднил Пинский удел, отдав его земли своей жене-королеве Боне.
Поселенее было расположено на левом берегу Пины. Древнее замчище занимало холм над рекой, за пределами окружающего его рва застраивался посад, имевший деревянную крепостную стену. В течение столетий замчище (детинец) было центром, к которому сходились улицы и вокруг которого складывались жилые кварталы. Здесь же, у замчища, разместились площади с ратушей, торговые ряды, культовые здания, жилые дома знати, купцов и ремесленников[9 c.3-10].
С ХIV в. в городе существовали православные монастыри (Пинский, Лещинский, Варваринский, Богоявленский), католические монастыри (Пинский францисканцев, Пинский доминиканцев), церкви, Троицкий мост, триумфальные арки.
В ХVII ̶ XVIII вв. сформировался архитектурный центр города. Построены каменный иезуитский костел и коллегиум, доминиканский и кармелицкий монастыри, ратуша, дворец Бутримовича, Пинский монастырь бернардинцев, в предместье Каролин ̶ замок и костел Карла Баромея.
В культурно-историческом наследии особое место занимают старинные усадьбы − сложные комплексы соподчиненных архитектурных и природных элементов. Они включают жилые, служебные, хозяйственные и промышленные сооружения, сады и парки, водные системы, а также малые архитектурные формы, каплицы, объединенные логикой планировочного построения и созданные в соответствии со стилевыми требованиями определенной эпохи. Усадьбы формировались в русле развития общеевропейской культуры с учетом исторических, экономических и природных условий, местных традиций. Немалое значение имели также образ жизни, эстетические вкусы их владельцев.
История возникновения усадеб уходит в глубокую старину. По данным археологических раскопок, они как частновладельческие замки известны на территории Беларуси с XI – XII вв [10 c.149].
Следует отметить, что ни одна из европейских стилевых волн не обо-шла нашей восприимчивой культурной почвы. Усадьбы эволюционировали от древних укрепленных дворов до хорошо отстроенных ренессансных комплексов и далее к художественным ансамблям барокко. Усадьбы наиболее богатых имений этого периода представляли собой величественные ансамбли, пользующиеся европейской известностью, в которых архитектура, живопись, скульптура и садовое искусство отличались особым великолепием.
Необычайно представительной была эпоха классицизма и особенно романтизма, расцвет которой приходится в Беларуси на первую половину XIX в. Развитию романтизма благоприятствовала спокойная красота белоруской природы, а уважение к природе было главной чертой стиля.
Разнообразием архитектурных форм, размерами, подчеркнутой утилитарностью отличаются усадьбы, построенные в формах эклектики, а затем модерна (примерно с середины XIX в.).
Усадьбы
были мощными хозяйственными системами
и в то же время исключительным
культурно-историческим явлением края.
Родовые гнезда создавались рядом
поколений. Историческая цепь предков
обязывала беречь родовое наследие.
Богатые люди - владельцы этих усадеб
− были прекрасно образованы, они
занимались наукой, искусством, это
были очень авторитетные люди, которые
очень много сделали для
В прошлом усадьбы были выразительными культурными и экономическими центрами на Беларуси. Принадлежали они в основном шляхте. Формирование и жизнь исторических усадеб, их ценность обусловлены особенностями этого привилегированного сословия [10 c.241].
Шляхетством наделялись за особые заслуги, а также при достижении определенной должности (гражданской или воинской). Шляхтичи заносились в родоводные книги. Права и привилегии были утверждены Статутами Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского 1529, 1566 и 1588 годов.
Слово «шляхта» − немецкого происхождения и означает «род, порода». Из Германии оно перешло в Польшу, а затем, на рубеже XII и XIV вв., вошло в употребление на Беларуси. Шляхтой считалось рыцарство – низшая группа светских феодалов. Основной обязанностью шляхтичей была защита Родины. Основой политической и экономической мощи шляхты являлась земельная собственность[11 c.210].
Шляхта в Беларуси, как и в целом в Великом княжестве Литовском, по сравнению с другими странами Европы была многочисленной. Преобладающая часть шляхты принадлежала к так называемой застенковой, или шарочковой, шляхте, которая имела фамильный герб, коня и право носить саблю, но не имела крепостных. К концу XIX в. численность такой шляхты значительно увеличилась в результате бесконечных разделов земли между наследниками.
Шляхта оказывала значительное влияние на развитие белорусской культуры, на социально-экономическую жизнь страны, содействуя переходу на рыночно-капиталистический путь развития. В 1860-е гг., например, большинство мануфактур и фабрик Беларуси, преимущественно сахарных, мукомольно-крупяных, винно-водочных, принадлежало шляхте. Мельницы, сыроварни, винокуренные заводы имелись почти в каждом имении. Во многих имениях имелись кирпичные заводы, сукновальни. При некоторых имениях имелись заводы по выплавке чугуна из местных железных руд. Беларусь также славилась стекольным производством[11 c.217].
Принадлежностью каждой усадьбы был плодовый сад или парк, обычно окружавшие усадебный дом или примыкавшие к нему. Сад со всем разнообразием растений и животных представлялся как подобие Вселенной, как особый микромир, рай, эдем.
В 1569 году между Великим княжеством Литовским и Польшей заключена уния − объединение в государство Речь Посполитую. Решением сейма Пинская и Берестейская земли были преобразованы в поветы и составили Брест-Литовское воеводство.
В 1793 году Пинские земли были присоединены к Российской империи и вошли в состав Минского наместничества. Три года спустя наместничество было преобразовано в Минскую губернию, и Пинск стал уездным городом. За свою историю Пинск и его окрестности неоднократно страдали от войн. Эти места помнят набеги чужестранных князей, антифеодальную освободительную войну 1654-1667 гг., нашествие шведов (1706 г) и французов (1812 ) [12 c.89]
Пинск – родина династии хасидских цадиков, при которых каролин-столинская ветвь хасидизма достигла вершины своего влияния на Полесье и Волыни. Кроме того – это город детства Голды Меир, Хаима Вейцмана (первый глава Израиля) (Приложение Г, рисунок 2) и других известных ученых и политиков. На обширной территории в центре Пинска раскинулось бывшее гетто, а на соседнем кладбище захоронены сотни людей, погибших от голода и лишений. Много тысяч пинских евреев погибло у деревень Посеничи и Козляковичи, где на месте массовых казней установлены памятные знаки. Еще один мемориал, посвященный памяти нескольких десятков тысяч евреев, уничтоженных гитлеровцами в годы войны, находится возле деревни Добрая воля [13 c.45].
По сохранности
древней планировки, наличию памятников
архитектуры, истории и культуры
Пинск является одним из уникальных
городов Беларуси. Историко-архитектурный
комплекс ул. Ленина является одним
из наиболее примечательных примеров
уличной застройки в
За многовековую историю город соединил различные виды религий. Так, на протяжении многих веков в городе существовали православные, католические и униацкие храмы, иудейские синагоги. История Пинска тесно связана с именами таких людей как преподобномученика Афанасия Филиповича и Святого Макария, игумена Пинского, которые включены в «Собор Белорусских святых»; св. Андрея Боболи; архибискупа Минско-могилевской епархии Казимира Свентека, который в ноябре 1994 г. назначен в сан кардинала. В Пинске находятся могилы Цви (Гирша) − сына основателя хасидизма Баал - Шем-Това, Аорона I Каролинского и его сына Ореша, но, к сожалению могилы не обозначены, что не дает возможность использовать их в туристских целях[14 c.67].
Планировочная
структура и обширная рядовая
застройка Пинска включает в себя
все стадии развития градостроительства.
Сохранности и реставрации
Пинск,
являющийся культурно-
Три столетия в центре Пинска «уходил» высоко в небо своими башнями, будто плыл над полесскими туманами, величественный храм. Во всем Великом княжестве Литовском не было сооружения, равного по масштабу пинскому костелу Святого Станислава. Объем здания составлял 40 тыс. м.ᵌ, кресты сияли на высоте современных 9-этажных домов. Этот храм был символом Пинска. Он очаровывал и притягивал к себе. Первый камень в фундамент костела в 1636г. был положен рукой канцлера великого литовского, старосты виленского и пинского Альбрехта Станислава Радзивила (1593-1656 гг.), одного из образованнейших людей своего времени, автора трудов на исторические, религиозные, социально-политические темы. Через 11 лет костел освятили. На своем веку святыня послужила и иезуитам, базилианам, была прославленным Богоявленским собором, а 1919 г. вновь возвращена католикам. После Второй мировой войны обгоревший, с полуразрушенной башней костел все еще возвышался в центре Пинска, а 1953 г. был взорван [16 c.31].
Грандиозный монастырский комплекс, который помимо костела включал коллегиум, жилые и хозяйственные постройки, возводили с перерывами более 40 лет (1636 −1676 гг). До наших дней сохранилось два небольших монастырских флигеля у реки и поражающий своими размерами и величием коллегиум – самое старое здание Пинска (Приложение Б,рисунок 1).
Информация о работе Культурно-исторический потенциал Белорусского Полесья