Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 13:22, курсовая работа
Цель данной работы: выявить сходство и различия между стереотипическим образом российского туриста, существующим в материалах СМИ и Интернета, и образом российского туриста с точки зрения его самого и выяснить, есть ли перемены к лучшему.
Реализация поставленной цели и включает в себя выполнение следующих задач:
1 - рассмотреть стереотипы о российском туристе в материалах СМИ и Интернета.
2 - составить собирательный образ российского туриста. Каков он? –
3 - Выявить тенденции. Как меняется российский турист? Каков турист будущего?
Введение…………………………………………………………………..3
1. Психология туризма в России………………………………………5
1.1. Мотивация туристов…………………………………………..5
1.2. Особенности Российского туризма…………………………..5
2. Исследование стереотипов о российских туристах в СМИ и Интернете………………………………………………………………….9
3. «Другие» туристы из России…………………………………………13
3.1. Типология современного русского туриста…………………...13
3.2. Другой взгляд на русских туристов……………………………21
Заключение…………………………………………………………………25
Список литературы………………………………………………………...27
В-пятых, статистика «по странам» грешит неточностями. Пример: в связи с резким ужесточением правил оформления виз в Бельгию количество обращений за туристическими визами в эту страну упало практически до нуля. После аналогичного ужесточения со стороны Нидерландов количество запросов сократилось в два раза, но сократилось ли адекватно количество посещений этих стран? Думаю, нет. И прежде всего потому, что подавляющее число российских туристов посещает эти страны проездом, в составе комбинированных автобусных или авиатуров., в которых конечным пунктом является, например, Париж, а на посещение Бенилюкса отводится несколько дней (2-4). Таким образом, количество «транзитных» туристов может превышать число «прямых» туристов в несколько раз. По моим подсчетам, минимальное соотношение составляет 10:1. Аналогичная ситуация с русским туризмом в Германии, где эта цифра может быть еще внушительнее, т.к. географическое положение этой страны просто обязывает остановиться с экскурсией тем туристам, которые едут на автобусе во Францию, Бенилюкс, Англию, Швейцарию. Но абсолютным «рекордсменом» является Польша. Мне не приходилось слышать ни об одной экскурсионной группе по этой замечательной стране, через которую проезжает практически каждая автобусная группа. Остановка хотя бы на пару часов в Варшаве – обычное дело. Мало? Но Старый Город за это время успевают показать, а потому можно сказать, что хоть и символически, но туристы Польшу смотрят.
На самом деле, всесторонний анализ феномена “русского туриста» провести довольно сложно. Этот процесс долог и трудоемок, а использование обычных статистических методов может вызвать серьезные искажения реальной картины вещей.. Поэтому можно попытаться нарисовать социологический портрет «русского туриста», исходя из собственных наблюдений, основываясь на личном опыте общения примерно с 5000 человек на протяжении последних 8 лет.
Надо сказать, что в состав многомиллионной братии “русских туристов» входят представители всех социальных слоев, каковых насчитывается 6 по П.Уотсону и 7 – по М.Римашевскому (хотя существенное различие в их классификации заключается в том, что Римашевский выделил «криминалитет» в качестве отдельного социального слоя). При этом типология «русских туристов» не всегда пересекается с социологической классификацией. Дело не только в том, что типы могут соотноситься с совершенно разными социальными слоями, но и в том, что здесь очень силен еще и личностно-психологический аспект, зачастую превалирующий над материальным.
Туризм и путешествия – часть нашего бытия, для многих людей очень существенная. Это социальное явление, в котором находят отражение все основные аспекты общественной жизни, причем не только внутрироссийской, но и мировой. Трудно представить, что теракты в Америке могут повлиять на объем потребления докторской колбасы в Москве и регионах, а вот на спрос на поездки в Таиланд - могут, из-за опасений, что самолет может пролетать над районами боевых действий. Тем более они могут повлиять на спрос на такие поездки в Египет или ОАЭ, хоть это и не всегда обоснованно. Хитросплетения мировой политики и особенности политической географии большинством населения воспринимаются очень обобщенно и отрывочно, поэтому страхи и опасения появляются там, где их можно избежать. В то же время, наблюдается значительная неосведомленность относительно реалий тех стран, которые являются традиционно популярными местами отдыха.
Иногда, правда, это даже помогает турфирмам поддерживать направление. Например, остров Бали не преподносится как часть Индонезии, поскольку эта страна с довольно нестабильной политической ситуацией, этническими конфликтами и «партизанским подпольем» на ряде островов. В том же Египте сильны экстремистские исламские группировки, являвшиеся виновниками крупных терактов, но это не мешает Египту быть в ряду популярных туристических направлений.
С другой стороны, «русский турист» менее «пуглив», чем западный собрат. Объясняется это тем, что он привык к стрессам и у себя дома, а также тем, что не так-то легко отказаться от спецпредложений, которые появляются на рынке после очередного громкого теракта. Он тоже бывает подвержен шоку, но отходит от него быстрее. После 11 сентября мировой туррынок по сию пору находится в стагнации; аннулировано около 90% туров. В России тоже наблюдался спад (на «восточных»направлениях – до 80%), но был достаточно непродолжительным и стал стабилизироваться спустя два месяца.
Характерной особенностью «русского туриста» является то, что он может быть представителем любого социального слоя, даже «маргиналов». Отмечу, что по М.Ромашевскому в российском обществе выделяются следующие социальные группы:1)общероссийские элитные группы; 2) региональные и корпоративные элиты; 3) верхний средний класс; 4)динамичный средний класс; 5) аутсайдеры; 6)маргиналы; 7)криминалитет. Если криминалитет стоит в конце списка, то это не означает, что его вклад в собирательный образ «русского туриста» стоит на соответствующем месте. Напротив, «криминалитет» зачастую выступает довольно активной группой и, как ни странно, довольно благодарной аудиторией в отличие, например, от многих более «благородных» слоев.
Так какие же социопсихологические типы «русского туриста» можно выделить? Начнем сверху вниз.
«VIP-classic». Наиболее распространенный тип среди своей группы. Входят представители слоев 1 и 2. Приоритеты: обязательно престижные курорты, размещение и перелет первого класса. Желательно соседство с «сильными мира сего» и мировыми звездами. Практически неограниченный бюджет путешествия. Туры составляются по индивидуальной программе. С турфирмами общается через секретарей.
«Отморозок». Группа 7, иногда 3. Всеми силами старается приблизиться к кругу классических VIP, имитируя их образ жизни и привычки. Главный критерий в выборе тура – дорого и «круто». Основная цель путешествия – поддержка имиджа. Бюджет высок, но не безграничен (10000-40000$). Покупает туры через секретарей, но может нагрянуть в офис и собственной персоной. Предпочитает пляжный отдых, экскурсии интересуют мало. Торгуется редко.
«Эскапист». Группы 2 и 3. Относительно новый тип. Любитель экологического и экстремального туризма, уставший от бешенного ритма современной деловой жизни. Бюджет поездки - 5000-15000$. Может купить тур с проживанием в шалаше на острове за 300 долларов в сутки.
Замечательной особенностью вышеобозначенных типов является относительная свобода в выборе времени путешествия, т.е. помимо основных «пиковых» сезонов (Новый Год, майские праздники, август-сентябрь), могут себе позволить выезд практически в любое время года.
Необходимо отметить, что на данный момент наблюдается существенный разрыв между этими типами и последующими «нижестоящими», прежде всего разрыв материальный. Первые 3 группы составляют не более 5% от общего числа туристов. Средний слой, по одной версии, еще достаточно не сформировался и не играет существенной роли в структуре выезда за рубеж, т.е. разрыв происходит уже на линии «очень дорого – очень дешево», по другой версии – он реально существует и играет существенную роль.
Здесь опять встает терминологический вопрос: что такое «русский турист среднего класса»? На мой взгляд, можно выделить 3 группы «среднего класса»: те, кто может позволить поездку стоимостью до $2000; те, кто может потратить на тур не более $1000; те, кто способен заплатить за тур $500-600 на человека. Я условно определяю, что имеется ввиду 1 поездка в год. Если это 2, 3 поездки, то порядковый номер группы повышается. Эти три группы охватывают оба социальных слоя «среднего класса (3 и 4) и внутри себя могут быть разделены на определенные социопсихологические типы, весьма разнородные.
Можно условно обозначить 3 группы «русских туристов среднего класса» как верхнюю, среднюю и нижнюю. Все они включают в себя типы «курортников», «экскурсантов» и смешанный тип «курортника-экскурсанта». При этом первостепенное внимание будет уделено именно потребителям туруслуг, вернее, готовых пакетных туров, включающих в себя перелет/переезд, проживание, трансфер, экскурсии.
«Курортник». Собственно говоря, именно этот тип является преобладающим, задающим тон на массовых направлениях. Представлен всеми тремя группами. Определение не означает, что этот турист постоянно проводит время на пляже и ничем более не интересуется. Просто экскурсии не являются основной целью поездки, а участие в них бывает спонтанным и незапланированным заранее, до начала тура; приобретаются на месте. Именно «курортник» заставляет ценовую планку опускаться всё ниже и ниже; именно «курортник» является основным потребителем чартерных программ. Можно сказать, что он является своеобразным гегемоном, «двигателем турпрогресса», хотя может оказывать и регрессивное воздействие на развитие рынка. Дело в том, что курортник в массе своей ориентирован на определенные популярные места отдыха, что приводит, несомненно, к бурному росту туристической инфраструктуры и, соответственно, доходов местной туриндустрии, но с другой стороны может иметь следствием неразвитость иных, не менее перспективных курортов, т.к. переориентация «курортника» с одного направления на другое – вещь очень сложная. Ещё одной особенностью является ограниченность временных рамок при планировании поездок, причем в последнее время эти рамки обозначаются всё более резко.: Новый Год, весенние школьные каникулы, майские праздники, июль-сентябрь. Остальное время года можно отнести к «низкому сезону», хотя российский «низкий сезон» для выезда за рубеж не всегда совпадает с общемировым или региональным, и так бывает в большинстве случаев. Такое гипертрофированное вычленение «высокого сезона» объясняется тем, что основная масса туристов среднего класса – наемные служащие среднего и низшего звена, которым в большинстве случаев не удается вырваться в поездку в иное время. Такая политика выгодна работодателям, поскольку позволяет засчитывать выходные праздничные дни в счет отпусков, но невыгодна самим работникам, так как им приходится планировать поездку на «высокий сезон», когда цены на путевки поднимаются на 30-50%.
Тип курортников составляют примерно 70% от общего числа выезжающих за рубеж туристов. Основные места притяжения: Турция, Египет, Испания, Хорватия, Таиланд. Курорты Малайзии, Индонезии, Мальдивских островов менее востребованы из-за более высокой стоимости туров., а отдых на Сейшелах, Маврикии, островах Карибского моря (за исключением Кубы и Доминиканы) и Океании могут себе позволить и вовсе немногие представители среднего слоя.
Среди «экскурсантов» преобладает 2 и 3 группы «туристов среднего класса». В структуре спроса на экскурсионные туры произошли изменения за последние 10 лет. Всплеск экскурсионного туризма приходится на 1992-1997 года. Среди «экскурсантов» была значительная прослойка из более низких социальных слоев, в т.ч. «аутсайдеров», что объяснялось широкими возможностями быстрого накопления средств на поездки посредством получения дивидендов по вкладам в финансовые пирамиды, продажи или сдачи внаем жилплощади. Отсюда высокая доля пенсионеров и представителей тех слоев интеллигенции, чей социальный статус резко упал после начала рыночных преобразований. Характерно, что именно эта группа сформировала своеобразную прослойку «заядлых туристов», играющую существенную роль в структуре экскурсионного туризма и по сей день несмотря на то, что финансовые возможности этой прослойки упали минимум в два раза, что повлияло и на выбор туров, и на частоту поездок.
Среди «экскурсантов» можно
выделить «максималистов» и «
«Курортник-экскурсант» совмещает, например, недельную поездку по стране с недельным отдыхом на море. Особенно популярен такой вид туризма в Испании и Италии, а также Таиланде (правда, на посещение Бангкока отводится 2 дня). Интересно отметить, что пути экскурсантов и курортников пересекаются далеко не везде. Так, например, Турция, обладая колоссальным экскурсионным потенциалом помимо своих пляжей, по обилию достопримечательностей может быть сравнима с Италией или Грецией, но групповые экскурсионные туры по этой стране не пользуются спросом.
Ценовая планка в экскурсионном туризме снижается. Это происходит как из-за падения спроса, так и благодаря применению новых механизмов ценообразования, в результате чего авиатуры в Париж по стоимости могут быть сравнимы с автобусными турами. Общей чертой всех экскурсионных туров является преимуществественная востребованность недорогого проживания, не выше 3*, поскольку основная цель поездки – познавательная.
Снижение спроса на экскурсионный туризм объясняется также возрастными и культурными различиями между курортниками и экскурсантами. Экскурсант «стареет». Можно сказать, что курортник – человек более молодой, представитель динамичной и активной социальной прослойки, в то время как в переходе от курортника к экскурсанту происходит возрастание возрастного ценза. Доля людей в возрасте после 40 лет и с высшим образованием составляет 80% ; при старении или выполнении возможной по финансам «программы путешествий», возможности индивида сокращаются и он неизбежно выбывает из когорты путешествующих. Среди молодежи приверженцев экскурсионного туризма немного. Например, в группе из 30 человек молодых людей до 25 лет наберется не более 5-6.
Нижняя группа туристов среднего класса соприкасается с другим слоем туристов, которых можно условно назвать «малобюджетниками», для котрых тур дороже $350 представляется дорогим. Среди них можно выделить те же категории, что и среди представителей среднего класса, за исключением курортно-экскурсионного варианта, так как за эти деньги совмещение экскурсионного тура с полноценным отдыхом представляется проблематичным. «Малобюджетный курортник» нацелен на недорогое размещение в отелях 2-3*, чартерный перелет, приобретение»горящих» туров по сниженным ценам, спецпредложения на низкие даты. Социальный состав очень пестрый: от низкооплачевыемых работником коммерческих фирм до «бюджетников» и пенсионеров. Именно «малобюджетники» составляют костяк пассажиров чартерных рейсов в низкий сезон и покупателей «горящих» туров. По разным направлениям доля малобюджетников составляет от 40 до 60% от общего числа «курортников». Надо сказать, что систематический выброс на рынок «горящих путевок» привел к формированию психологии малобюджетника у более обеспеченных социальных групп. Всё более распространенным становится мнение, что возможно приобрести «горящий тур» по бросовой цене куда угодно и когда угодно, но это не всегда верно, особенно касательно «высоких дат».
«Экскурсанты» находятся в непримеримом противостоянии с «курортниками». Лежание на пляже явно не в почете у приверженцев экскурсионного туризма, что они постоянно подчеркивают, окружая курортников коллективным презрением. Отчасти это можно отнести к разряду не только социального конфликта, так как курортники, в представлении экскурсантов, принадлежат к более высоким социальным слоям, но и к культурологическому, поскольку экскурсанты считают курортников менее культурными, чем они сами. Действительно, среди малобюджетных экскурсантов особенно велико число людей с высшим образованием и научными степенями, а почему они пользуются дешевыми автобусными турами, думаю, не надо объяснять. Не так давно в «Комсомольской Правде» появилась статья, в которой автобусные туры преподносились как удел неудачников с низким интеллектуальным уровнем. Эта статья содержала еще многие сентенции, обнажающие очень отдаленное знакомство автора с предметом; я, например, счел эту публикацию оскорбительной по отношению к тем людям, которые волею судеб и экономической политики оказались отброшены в разряд «аутсайдеров» несмотря на то, что среди этих «изгоев» необычайно высок удел профессуры и научных работников.