Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей проявления и возможности конструктивного разрешения трудового конфликта. Основные задачи:
1)изучить понятие трудового конфликта и его характеристика;
2)выявить основные типы трудовых конфликтов и причины возникновения конфликтных ситуаций;
3)выявить пути разрешения и предупреждения трудовых конфликтов;
4)проанализировать последствия проявления трудовых конфликтов;
5)проанализировать трудовые конфликты на примере шахтерских забастовок
Введение 3
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты ТРУДОВЫХ
КОНФЛИКТОВ. 5
1.1.Сущность и виды трудовых конфликтов 5
1.2.Предупреждение и разрешение трудовых конфликтов 12
ГЛАВА 2. ЗАБАСТОВКИ КАК ВИД МЕЖГРУППОВЫХ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ 19
2.1.Сущность понятия «забастовка» 19
2.2.Шахтерские забастовки в России в 1989-2008 гг. 24
заключение 34
список используемой литературы 35
В октябре 2003 года в Североуральске (Свердловская область) состоялась крупнейшая за последние годы забастовка шахтеров: встали все шахты Североуральского бокситового рудника (СУБР), входящего в состав Сибирско‑Уральской алюминиевой компании (СУАЛ). 1 октября 800 горняков отказались выходить на поверхность и выдвинули требования погасить долги по зарплате, увеличить зарплату, снизить нормы выработки и оплачивать работу по выходным в двойном размере. Активистов поддержали еще 5 тысяч шахтеров и их семьи, местная организация Независимого профсоюза горняков РФ.
В апреле
2004 года более 150 рабочих шахты «Енисейская»
в Хакасии объявили голодовку
с требованием полностью
В мае 2004 года 30 шахтеров разреза «Раковский», расположенного в поселке Новошахтинск в четырех часах езды от Владивостока и принадлежащего ООО «Энергия Востока», провели голодовку. Причиной акции стала многомесячная задолженность по зарплате.
В мае 2004 года 9 рабочих завода горношахтного оборудования в городе Шахты Ростовской области объявили голодовку. Они приняли такое решение после переговоров с представителями компании «Ростовуголь» по вопросам выплаты долгов по заработной плате. 3 июня число работников предприятий ОАО "Ростовуголь", объявивших голодовку, выросло до 41 человека. 9 июня к участникам голодовки, присоединились 24 сотрудника одного из вспомогательных предприятий «Ростовугля» в Новошахтинске.
В сентябре 2004 года 60 горняков рудника «Кировский» (ОАО «Апатит», Мурманская область) отказались выйти после смены на поверхность и заявили о начале акции протеста. Основные требования бастующих - повышение заработной платы, улучшение условий труда.
В декабре 2004 года в городе Шахты Ростовской области началась голодовка работников местного шахтопроходческого строительного управления (ШПСУ), требующих выплаты долгов по заработной плате. В ней участвовали 15 человек. По настоянию врачей люди разошлись по домам 31 декабря. Однако на смену им пришли другие шахтеры. Последняя группа из шести человек начала голодовку с 12 января.
В августе 2005 года в городе Шахтерске Углегорского района Сахалина 18 горняков объявили забастовку в забое на глубине более 140 метров, требуя выплаты задолженности по зарплате. 9 сентября забастовка завершилась, после того, как всем добытчикам угля шахтоуправления «Шахтерское» выдали зарплату за июнь.
В мае 2006 года пять горняков шахты «Енисейская» в Республике Хакасия объявили голодовку, требуя погашения задолженности по зарплате. Голодовка продлилась несколько дней и была приостановлена после получения шахтерами заверений в скором погашении задолженности.
В августе 2006 года голодовку провели работники шахты ЗАО «ПКФ «Юнал» в Хакасии. Голодовку шахтеры прекратили, получив задолженность по зарплате после вмешательства прокуратуры.
В августе 2006 года провели голодовку более 50 горняков шахты «Енисейская» (Республика Хакасия), которые требовали погашения задолженности по зарплате. Шахтеры прекратили продолжавшуюся 14 дней голодовку после того, как им была полностью погашена двухмесячная задолженность по зарплате.
Постепенно забастовки из сугубо экономического явления перерастают в область социальных действий.21 Так, мы уже давно привыкли, что в России постоянно то в одном, то в другом ее конце происходят забастовки (по данным статистики каждый день происходит хотя бы одно выступление рабочих). И эти известия почти не волнуют нас так, как это было в 1991 - 1992 годах, мы уже начинаем привыкать, что без забастовок от государства ничего нельзя получить. Прошедшие 27 марта 2008 года массовые акции протеста, резко всколыхнувшие достаточно стабильную кривую забастовочного движения, заставляют вновь вернуться к пристальному рассмотрению данной проблемы.
27 марта на шахте «Красная шапочка» в городе Североуральск Свердловской области началась забастовка. Более 100 шахтеров отказались выходить на поверхность, требуя, в частности, отмены рабочих суббот и повышения зарплаты. Шахта принадлежит ОАО «СУБР», предприятие «РусАл».
Предприятия
угольной промышленности
Важно отметить, что среди лидеров прошедшей акции наиболее заметными фигурами были руководители именно шахтерских профсоюзов. Однако, несмотря на всю серьезность и трудность своего положения, россияне все же сумели остаться в рамках разумного поведения, и забастовка не вылилась в открытое противостояние народа и власти. Стоит отметить, что корни данной проблемы уходят в экономику, но, тем не менее, анализ ее последствий и прогнозирование развития дальнейших событий связаны именно с конфликтологией как более общей наукой.
Проблемы шахтерских забастовок выходят далеко за рамки одной лишь угольной промышленности и являются болезнью всех бюджетных отраслей. Их наибольшая «видимость» связана с такими причинами как:
-распространенность профессии по всей стране ( Кемеровский регион, Воркута, Подмосковье, Воронеж );
-наибольшая сплоченность и лучшая организация по отношению к другим отраслям (наибольшее количество отраслевых профсоюзов);
-преобладание мужчин в отрасли (98 % - мужчины);
-невозможность частичной занятости на другом производстве (угольная отрасль в большинстве случаев является краеобразующей, и поэтому, если «стоят »шахты , «стоит» и все остальное производство);
-выпуск первоочередной, стратегической продукции для нужд государства (студенты, артисты, преподаватели не контролируют никаких дефицитных ресурсов, поэтому их забастовка вряд ли окажет на правительство такое влияние как забастовка шахтеров);
Основным социальным противоречием, служащим базой для возникновения производственных конфликтов (забастовок), по-моему, является несоответствие уровня развития производственных отношений в бюджетных отраслях (угольная отрасль), уровню развития экономики России в целом. Экономически целесообразно закрытие нерентабельных шахт, но с социальной точки зрения невозможно предложить шахтерам какую-либо иную работу.
Так как забастовочное движение на современном этапе развития страны возникло достаточно давно, исследования в этой области имеют уже немалую научную историю. Так, первым, наиболее серьезным шагом к признанию «научности» данной проблемы стало обсуждение за «круглым столом» в 1991 году проблемы забастовок в свете социально-трудовых конфликтов. По сути это явилось первым шагом к осознанию важности данного социального вопроса, после почти семидесятилетнего искусственного ухода от этой темы. Тогда свое мнение к забастовкам как форме социального протеста высказали виднейшие специалисты-социологи, среди которых был А. Кабаков и В. Рукавишвили.
Вплотную занимался проблемой социальных конфликтов Калужский институт социологии под руководством Ю. А. Барклянского. Основными направлениями их поиска стали процессы социальной напряженности, формы ее развития, стадии развития процесса социальной напряженности.
Анализ зарубежной литературы по конфликтологии показал, что применительно к нашим реалиям использовать ее можно лишь в малой степени. Наиболее значимым препятствием является социокультурные различия стран Европы, Северной Америки и России.23
Приведенные ниже цифры нельзя принимать как абсолютно объективные, так как до сих пор не существует строго сформулированной методики учета забастовок, не существует жесткого разделения политических, экономических и иных требований.
Таблица 1. Относительные величины. Характер требований и частота появления (в процентах) на 1991-1992 гг. 1995 -1996 гг.
Характер требований / частота появления |
1991-1992 гг. |
1995 -1996 гг. |
экономические |
41.3% |
55.2% |
социальные |
45.5% |
33.4% |
политические |
9.4% |
7.2% |
другие |
3.6% |
4.2% |
ИТОГО |
100% |
100% |
Таблица 2. Абсолютные величины
Характер требований / частота появления |
1991-1992 гг. |
1995 -1996 гг. |
экономические |
282 |
345 |
социальные |
311 |
208 |
политические |
64 |
44 |
другие |
26 |
27 |
ИТОГО |
683 |
624 |
Основными мотивами шахтерских забастовок на современном этапе их развития являются невыплата заработанных денег.24 И, если работники других отраслей (учителя, медики) в какой-то степени могут найти себе дополнительную работу, то шахтеры, в силу ряда причин, среди которых и условия труда, и географическое положение шахт не имеют такой возможности.
Если в 1991-1992 годах забастовки носили в основном политический характер, то в 1995-1996 годах преобладали экономические требования.
Так, при анализе требований бастующих в 1991-1992 гг. сразу же бросается в глаза широта спектра выдвигаемых шахтерами условий, причем требования эти выходили далеко за рамки узкопрофессиональных.
Интересно, что
суммарный уровень
Одним из наиболее значимых результатов забастовки можно назвать выплату части заработанных денег и согласования графика выплаты оставшихся долгов государства перед шахтерами, за исполнением которого следила комиссия, составленная из лидеров профсоюзных движений.25
О недостатках всех предыдущих решений говорит то, что число забастовок не уменьшилось, а наоборот лишь возросло, т.е. решения, которых бастующие добились, носили лишь временный характер.
Тем не менее, стоит отметить некоторые из них. Так, II съезд шахтеров утвердил текст Генерального типового соглашения. Основным моментом считается создание и закрепление системы «коллективно-договорного регулирования производственных и трудовых отношений». Таким образом, на первое место ставится вопрос об оплате труда, складывающейся в соответствии с рыночной стоимостью горняцкой рабочей силы. Коллективно-договорное регулирование должно основываться на нормах Международной организации труда (МОТ), международных пактах и еще многих подобных документах. Это соглашение было подписано правительством и даже была выделена какая - то часть денег. Можно отметить, что очень часто правительство, заключая заведомо невыполнимые соглашения, тем самым вызывает новые конфликты. Это связано с тем, что экономикой нельзя управлять силовыми методами, а постепенно реструктуризировать неэффективно действующую в целом отрасль, оставив только рентабельные шахты, выделив им дополнительные источники финансирования. Другое дело, какими способами решается эта проблема, и кому выгодно ее затягивание.
Рассмотрев уже выявленные подходы и варианты решения такого вида конфликта как забастовка, можно выделить такие проблемы, как:
-макросоциальный аспект забастовки, т.е. место данного явления в ряду других форм социального действия и его отношения к социальным институтам;
-механизмы возникновения и функционирования забастовок;
-рассмотрение морального аспекта поведения бастующих.26
По данным вопросам нет ни одного эмпирического и полного теоретического исследования, что позволяет говорить о необходимости дальнейшей разработки данной темы.
Применительно к данной работе, можно говорить о некоторых изменениях в шахтерском забастовочном движении. Так, вполне можно считать экономическое положение шахтеров, а, следственно рост или наоборот падение числа забастовок, верным и наиболее чувствительным индикатором политического и экономического положения России.
Важнейшим выводом всей работы можно считать то, что трудовой конфликт не должен восприниматься как только отрицательное явление. Если им умело управлять, то он может стать элементом организационного развития необходимых для общества преобразований.