Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 01:15, контрольная работа
Анализируя элементы структуры профессионального сознания, необходимо иметь в виду его единство и целостность. Поскольку мораль и право неотделимы друг от друга, нельзя также провести какую-либо четкую границу между нравственным и правовым сознанием на любом из двух уровней отражения действительности.
Сфера действия морали, морального сознания, нравственной (этической) культуры шире, чем правовой: они в большей или в меньшей степени регулируют все общественные отношения. Многочисленные исследования показали, что обеспечить социально адекватное и законопослушное поведение людей в условиях государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременно. Право не может быть очищено от морали, отделено от нравственности.
Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие профессиональной морали сотрудников ОВД, ее основные
особенности……………………………………………………………………6
2. Источники профессиональной морали сотрудников
правоохранительных органов: международные и отечественные
нормативно-правовые акты, традиции отечественного правосознания,
правоохранительная деятельность…………………………………………..16
3. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел
Российской Федерации о нравственных принципах службы в полиции….25
Заключение………………………………………………………………….29
Список использованной литературы………………………………………32
Глоссарий ключевых слов………………………………………………….33
В качестве примера назову «Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» .
Назначение и смысл подобных
кодексов и присяг не только в том,
чтобы поддерживать у сотрудников
ОВД чувство солидарности и профессиональной
чести. Смысл этот гораздо глубже,
он заключается в укреплении профессионального
и общечеловеческого долга
2. Международные
нормативно-правовые акты. Здесь
определены международные
Основными документами в этой группе источников являются: «Всеобщая декларация прав человека» (1948 г.), «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (1953 г.), «Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» (1984 г.),
«Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания» (1987 г.), «Международный пакт о гражданских и политических правах»(1966 г.), «Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него», «Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него», «Минимальные стандартные правила обращения с заключенными» (1977 г.), «Основные принципы обращения с заключенными» (1990 г.) , «Свод принципов защиты всех лиц , подвергающихся задержанию и заключению в какой бы то ни было форме» (1988 г.), а также «Конвенция о правах ребенка» (1989 г.).
К числу международных документов - источников правовой морали, которые не имеют силы закона, относятся: «Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» (1979 г.), «Декларация о полиции»
(1979 г.), «Основные принципы, касающиеся роли юристов» (Восьмой конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с нарушителями. 1990 г.). «Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка» .
3. Ментальные традиции. Они имеются в правосознании каждого народа, любой социальной группы и составляют важный источник правовой морали.
Менталитет - модное сегодня понятие латинского происхождения.
Его аналог имеется во всех индоевропейских языках и переводится как «образ мыслей». Поэтому под ментальными традициями правосознания мы будем понимать естественно - историческое понимание права, представления и оценочные схемы права, которые имеются у разных социальных групп нашего общества и определяют устойчивое, не только сознательное, но и бессознательное отношение к праву. С пониманием права в отечественном правосознании ситуация никогда не была простой.
Сегодня в нашем правосознании ясно выделяются три основные традиции, три разных, во многом противоположных, «образа права». Эти традиции восходят, по-видимому, к бытовому укладу, социальной и политической организации жизни древних славян. Кратко раскроем каждую из них.
Самой древней
и устойчивой ментальной традицией
отечественного правосознания следует
считать правовой нигилизм. Правовой
нигилизм представляет собой отрицание
или непризнание социальной необходимости
и ценности права, его организующего
и дисциплинирующего
Правовой
нигилизм как состояние отечественного
правосознания глубоко и
Указанные
причины привели к укоренению
в правосознании практически
всех слоев российского
Правовой нигилизм был многократно усилен идеологией классического марксизма (критика буржуазного, а по сути гражданского, права) и марксизма-ленинизма (идея диктатуры пролетариата, то есть власти рабочего класса, не ограниченной законом, положение об отмирании права с переходом к коммунизму), а также тоталитарным политическим режимом в годы советской власти. Наследство, оставленное Советской властью постсоветским государствам, не включало правового строя…
На протяжении всей российской истории правитель (царь или генсек) всегда стоял над законом, и законы служили просто инструментом правления.
______________________________
1 Струве П.Б. Интеллигенция и революция // Вехи: Сб. ст. о русской революции. СПб., 1990.
В советский период широко распространился правовой нигилизм, в рамках которого циничное пренебрежение правом и законом стало нормой политической жизни. Правосудие было благосклонно к людям, занимавшим высокое положение, а в отношении остальных демонстрировало то, что критики называют «обвинительным уклоном»… Люди понимали происходящее и не доверяли судам, относясь к ним как к придаткам органов принуждения, обслуживающим государственные интересы. Хуже всего было то, что это недоверие глубоко укоренилось1.
Формы проявления правового нигилизма сегодня многообразны. Выделим главные из них.
Во-первых, это непонимание смысла права и его языка, что проявляется, например, в неумении оформить самые простые юридические документы: доверенность, завещание или заявление в милицию.
Во-вторых, это полное невежество в отношении своих прав человека и гражданина и, соответственно, обязанностей.
В-третьих, это недоверие и боязнь любых представителей юридической профессии, в частности, сотрудников правоохранительных органов. Такое недоверие проявляется в отказе от сотрудничества с представителями власти, в проявлении неуважения и низкой оценке профессиональной деятельности сотрудников милиции, их деловых и моральных качеств.
Вторую ментальную традицию отечественного правосознания мы вслед за П.И. Новгородцевым и И.А. Ильиным назовем либеральной.
«В России, как и в других странах, имеются достаточные «правовые корни» - исторические правовые предпосылки, которые, в конечном итоге, в начале XX столетия предопределили высокую значимость в утверждении либеральной цивилизации на российской земле2.
______________________________
1 Питер Г. Соломон. Проблемы развития правового строя в постсоветской России.
- М., 1997.
2 Алексеев С.С. Философия права. - М., 1997.
Право в рамках этой традиции понимается в том смысле, который предложил И. Кант: «право есть практическая свобода каждого человека и гражданина, которая ограничена законом и регулируется имеющимися представлениями о справедливости и формальном равенстве личностей».
Такое понимание права в России не было широко распространено, оно не укоренилось в народе. Либеральное правопонимание было присуще интеллектуальной и юридической элите - представителям отечественного правоведения и философии права (Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, И.А. Ильин, Н.Н. Алексеев, Е.Н. Трубецкой и др.), а также практикам либеральной русской юриспруденции (А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, М.Ф. Громницкий и др.).
Следует отметить,
что практическая деятельность, публицистические
и научные труды представителей
либеральной русской
На первое
место в своей деятельности классики
русской юриспруденции
Третья ментальная традиция отечественного правосозания может быть названа этатизмом, «державностью». В соответствии с ней государство воспринимается как патерн, а его глава - как отец, который стоит над законом и обладает безбрежной властью, вольный поэтому казнить или миловать своих подданных.
______________________________
1 Суд присяжных в России: громкие уголовные процессы 1864-1917 гг.- Л., 1991.
Такую бессознательную установку русского человека на сильное государство, на то, что верховная власть способна решить все его проблемы, включая повседневные, Н.А. Бердяев называл чертой нашего национального характера.
Такая традиция, несомненно, присутствует в политико-правовых построениях евразийцев, Вл. Соловьева,
а практически она проявляется в излишней политизированности российского общества, в том, что многие представители власти служат не закону, но начальству, в отождествлении общества и государства в массовом сознании. Слабость реальных институтов гражданского общества в нашей стране, которые начинаются с чистоты в подъезде собственного дома, с налаженности и организованности форм повседневной жизни, также является данью рассматриваемой традиции отечественного правосознания.
Все три рассмотренные традиции отечественного правосознания сосуществуют в настоящее время в основных слоях российского общества, все они являются источниками существующей ныне (а не идеальной, желаемой) правовой морали, ни одна из выделенных традиций не является ни «хорошей», ни «плохой». В качестве прогноза отметим, что из взаимодействия данных традиций (конечно, при условии доведения до конца судебной и правовой реформ, достижения стабильности в российском обществе) постепенно может возникнуть новый, специфически российский тип правосознания. Его философский прообраз прорисован в трудах И.А. Ильина, С.Л. Франка, евразийцев. В таком понимании права принципы индивидуализма и коллективизма сочетаются на общечеловечески -нравственной или религиозной основе. Для рождения нового правопонимания необходимо длительное время и усилия, естественно -историческая смена поколений.
3. Кодекс профессиональной
этики сотрудника органов
Российской Федерации о нравственных принципах службы в полиции.
В демократических обществах , основанных на принципах законности, полиция выполняет традиционные функции: профилактика, выявление преступности и борьба с ней, сохранение общественного спокойствия, обеспечение соблюдения закона и общественного порядка и защита фундаментальных прав граждан, оказание помощи и услуг населению.
Как известно, одно из основных отличий морали от других форм общественного сознания заключается в том, что ее нормы не являются строго обязательными , представляют право широкого выбора и санкционируются исключительно силой воздействия общественного мнения. Но если это положение оценочно относится ко всем гражданам в равной степени, то применительно к требованиям, которые предъявляются к сотрудникам ОВД, эти условия оказываются этическими нормами и приобретают строго обязательный характер и обеспечиваются административными санкциями.
Примером такого характера служит Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, который утвержден приказом министра внутренних дел 24.12.2008 г.
Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних
дел Российской Федерации является
профессионально-нравственным руководством,
обращённым к сознанию и совести
сотрудника.
Кодекс
как свод профессионально-этических норм
определяет для сотрудника органов внутренних
дел Российской Федерации:
- нравственные ценности,
обязательства и принципы службы в органах
внутренних дел;
- профессионально-этические
требования к служебному и внеслужебному
поведению, взаимоотношениям в служебном
коллективе;
- профессионально-этический
стандарт антикоррупционного поведения.
Кодекс
служит целям :
- установления нравственно-этических
основ служебной деятельности и профессионального
поведения сотрудника;
- формирования единства
убеждений и взглядов в сфере профессиональной
этики и служебного этикета, ориентированных
на профессионально-этический эталон
поведения;
- регулирования профессионально-этических
проблем взаимоотношений сотрудников,
возникающих в процессе их совместной
деятельности;
- воспитания высоконравственной
личности сотрудника, соответствующей
нормам и принципам общечеловеческой
и профессиональной морали.
По своему
функциональному предназначению Кодекс:
- служит методологической
основой формирования профессиональной
морали в органах внутренних дел;
- ориентирует сотрудника
в ситуациях конфликта и этической неопределённости
и иных обстоятельствах нравственного
выбора;
- способствует выработке
у сотрудника потребности соблюдения
профессионально-этических норм поведения;
- выступает средством общественного
контроля за нравственным обликом и профессиональным
поведением сотрудника.
Кодекс
разработан на основе положений Конституции
Российской Федерации, требований законодательства
Российской Федерации, нормативных правовых
актов Министерства внутренних дел Российской
Федерации с учётом общих принципов служебного
поведения государственных служащих.
Нормы и
требования Кодекса соответствуют положениям
Кодекса должностных лиц по поддержанию
правопорядка, а также Европейского кодекса
полицейской этики.
Информация о работе Нормативно-правовая основа профессиональной морали сотрудников ОВД