Всестороннее изучение института представительства в гражданском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 09:58, практическая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является всестороннее изучение института представительства в гражданском праве.
Задачами настоящей работы являются:
- установление понятие представительства;
- характеристика видов представительства;
- выяснение субъектов, участвующих в представительстве и требований, предъявляемых к ним;
- характеристика оснований возникновения представительства;

Прикрепленные файлы: 1 файл

predstavitelstvo.doc

— 227.50 Кб (Скачать документ)

 С другой  стороны, несмотря на то, что договор  среди оснований полномочий в  п. 1 ст. 182 ГК РФ не назван, в  других статьях ГК РФ и иных  законов четко разграничивается  договор как основание возникновения  полномочия и выдача доверенности: коммерческое представительство осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме и содержащего указания на полномочия представителя, а при отсутствии таких указаний - также и доверенности (п. 3 ст. 184 ГК РФ); в случаях, когда в агентском договоре, заключенном в письменной форме, предусмотрены общие полномочия агента на совершение сделок от имени принципала, последний в отношениях с третьими лицами не вправе ссылаться на отсутствие у агента надлежащих полномочий, если не докажет, что третье лицо знало или должно было знать об ограничении полномочий агента (п. 2 ст. 1005 ГК РФ); в отношениях с третьими лицами полномочие товарища совершать сделки от имени всех товарищей удостоверяется доверенностью, выданной ему остальными товарищами, или договором простого товарищества, совершенным в письменной форме (п. 2 ст. 1044 ГК РФ). Такие положения законодательства, в свою очередь, позволили другим авторам сделать вывод о самостоятельном значении договора для возникновения полномочия23.

 Представляется, что исходя из формального толкования закона, более обоснованной является позиция второй группы авторов.

 Такой  вывод подтверждает и позиция судов. Так, в Постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 09 августа 2004 г. №Ф09-2495/04-ГК24 было указано, что отсутствие у ответчика доверенности на осуществление действий от имени истца не может являться основанием для признания совершенных ответчиком действий по исполнению заключенного между ними агентского договора неправомерными, так как из буквального толкования условий этого договора следует, что им предусмотрены общие полномочия агента. В Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 апреля 2002 г. № 28425 содержится аналогичная позиция: основанием возникновения полномочий представителя является сам договор поручения, установленная в договоре обязанность доверителя выдавать доверенность на совершение юридических действий распространяется на те действия, в отношении которых полномочия в договоре не указаны.

 В пользу  этого вывода свидетельствуют и иные положения действующего законодательства.

 Во-первых, если бы законодатель исходил  из возможности совмещения в  одном документе договора и  доверенности, не было бы необходимости  указывать на это в отдельных  случаях.

 Во-вторых, во всех таких случаях в законе прямо устанавливается, что для включения полномочий в договор он должен быть заключен в письменной форме.

 В-третьих, в законе можно найти и иные  случаи отграничения доверенности  от других видов письменных  уполномочий. Например, в соответствии с п. 3 ст. 164 Жилищного кодекса Российской Федерации26 на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью.

 Таким  образом, в соответствии с существующим  правовым регулированием договор  является отличным от доверенности основанием полномочия, при этом он может выступать основанием полномочия только в случаях, предусмотренных в законе.

Подтверждение полномочий письменным договором не угрожает интересам устойчивости оборота, как это иногда отмечается в юридической литературе.

 Так, А.В. Егоров полагает, что указание  в одном из документов, фиксирующем  содержание договора, полномочий  представителя, не может гарантировать  третьему лицу наличие такого  полномочия, так как такой договор  может быть неоднократно изменен. Он также указывает, что признание недействительным договора, которым установлено полномочие, повлечет и отсутствие полномочия27. На эти доводы можно возразить, что доверенность до ее предъявления третьему лицу также может быть отменена, что может быть признана недействительной и выдача доверенности.

 Таким  образом, формально-юридическое толкование  действующего законодательства и иные соображения приводят к выводу об обоснованности рассмотрения договора как самостоятельного основания возникновения полномочия представителя в случаях, указанных в законе.

 Вместе  с тем отсутствие общих норм в гл. 10 ГК РФ о договоре как основании полномочий не может не повлечь определенных трудностей. Остаются неразрешенными вопросы о целесообразности применения к передоверию полномочий по такому договору, к форме доверенности, выдаваемой в порядке передоверия по такому договору, и к действиям представителя при прекращении договора соответствующих норм ГК РФ о доверенности. Представляется необходимым восполнить этот пробел с целью четкого законодательного регулирования уполномочивания представителя представляемым путем заключения договора28.

§4. Закон как основание возникновения представительства.

Следующим основанием представительства и полномочия в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 182 ГК РФ является указание закона.

Данная формулировка представляется не совсем удачной, поскольку и другие основания представительства и полномочия являются таковыми также именно в силу указаний закона.

Как справедливо указывал О.А. Красавчиков, закон участвует при возникновении каждого правоотношения, поэтому вряд ли можно говорить о законе (указании закона) как о юридическом факте, являющемся основанием возникновения представительства и полномочия29.

В данном случае необходимо говорить как об основаниях представительства не об указании закона, а об указанных в гражданском законодательстве иных юридических фактах, чем уполномочие и акт государственного органа или органа местного самоуправления30.

Таким наиболее распространенным юридическим фактом является возникновение семейного правоотношения между родителем и ребенком. При этом представительство и полномочие возникают с момента рождения ребенка (п. 2 ст. 17 и абз. 1 п. 1 ст. 28 ГК РФ) и прекращаются по достижении ребенком четырнадцати лет (п. 2 ст. 40 ГК РФ) или по иным основаниям, предусмотренным гражданским или семейным законодательством.

Другим примером является такой юридический факт, как назначение лица на должность капитана судна, который в соответствии со ст. 71 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану судна имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца или грузовладельца.

Некоторые авторы предлагают включить в эту группу также такие юридические факты, как усыновление или наряду с усыновлением еще и установление опеки. Такой подход обусловлен опять-таки неудачной формулировкой п. 1 ст. 28 ГК РФ, который называет родителей, усыновителей и опекунов «законными представителями». Вместе с тем необходимо указать, что несмотря на то, что последствием усыновления в соответствии с п. 1 ст. 137 СК РФ является полное приравнивание прав и обязанностей усыновленного и усыновителя к правам и обязанностям родного ребенка и родителя31, основанием такого приравнивания является согласно абз. 1 п. 2 ст. 125 СК РФ решение суда об установлении усыновления ребенка, то есть акт уполномоченного на то государственного органа. Точно так же основанием возникновения представительства и полномочия при установлении опеки является назначение органом опеки и попечительства опекуна, то есть акт органа местного самоуправления (п. 1 ст. 35 ГК РФ).

Следовательно, при включении в эту группу таких юридических фактов, как усыновление или установление опеки, теряет всякий смысл предусмотренное абз. 1 п. 1 ст. 182 ГК РФ выделение в отдельную группу таких оснований представительства и полномочия, как акт уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Налоговый кодекс Российской Федерации в ст. 27 устанавливает, что законными представителями налогоплательщика - организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в некоторых случаях представительство возникает в силу оснований (юридических фактов) прямо указанных в законе.

§5. Акт уполномоченного органа как основание возникновения представительства.

Основанием представительства и полномочия является также акт уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Такими актами являются, например, как было указано выше, решение суда об установлении усыновления ребенка (судебный акт) и решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна (административный акт).

Также предлагается рассматривать как входящие в эту группу административные акты о назначении работника на должность, связанную с осуществлением определенных представительских функций. При этом указывается, что полномочия представителя определяются изданным административным актом, либо следуют из должностной инструкции работника, либо явствуют из обстановки, в которой действует представитель (продавец, кассир, приемщик заказов и т.п.)32. С этим мнением не представляется возможным согласиться, поскольку, во-первых, гражданское законодательство относит к данной группе оснований представительства и полномочия только акты государственных органов и органов местного самоуправления, но не акты частных лиц; а во-вторых, в данном случае основанием представительства и полномочия является уполномочие, которое может быть совершено в том числе и посредством конклюдентных действий, то есть путем постановки работника организации, оказывающей публичные услуги населению, на определенное рабочее место.

Акты уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления, предписывающие субъектам действовать в качестве представителя других лиц, весьма разнообразны.

Так, например, представители государства в органах управления акционерных обществ, акции которых закреплены в государственной собственности, являются государственными служащими и назначаются на основании решения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации либо соответствующих федеральных органов33.

В соответствии со ст. 50 ГПК РФ суд назначает адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях. В данном случае основанием возникновения представительства является волевой акт суда.

Таким образом, принципиальное отличие представительства, возникающего на основании уполномоченного органа государственной или муниципальной власти, от законного представительства состоит в том, что в данном случае необходим специальный документ (акт) указывающий на полномочия представителя.

§6. Уполномочие посредством конклюдентных действий.

Уполномочие также может быть совершено посредством конклюдентных действий34.

Наиболее типичным случаем такого уполномочия является постановка работника организации, оказывающей публичные услуги населению (торговые, бытовые, транспортные, социально - культурные организации и т.д.), на определенное рабочее место (например, продавца, кассира и т.д.).

В.А. Рясенцев обосновал наличие правоотношения представительства в этом случае следующим образом:

1) предприятия действуют при заключении сделок через представителей;

2) каждое  предприятие, из числа названных  выше, систематически совершает  сделки определенных видов;

3) эти сделки  заключают работники данного  предприятия, занимающие определенные  должности.

Соответственно предположение, что лицо, заключающее типичную для данного предприятия сделку в помещении магазина, склада, конторы и т.д., не является должностным лицом, обладающим соответствующим полномочием, лишено основания; и следовательно, каждый гражданин или юридическое лицо вправе считать, что работник, совершающий сделки в обстановке, нормальной для деятельности данного предприятия, занимает соответствующую должность, которая ставит его в положение представителя35.

Более того, в данном случае существует презумпция того, что любое лицо, действующее в соответствующей обстановке, должно рассматриваться в качестве представителя организации, и соответствующий риск несет лицо, создавшее такую обстановку36. Именно это имеется в виду в абз. 2 п. 1 ст. 182 ГК РФ, когда говорится о полномочии, явствующем из обстановки, в которой действует представитель, хотя, как представляется, в данном случае имеет место уполномочие, совершенное посредством конклюдентных действий.

Таким образом, уполномочие, совершенное посредством конклюдентных действий, направлено, в первую очередь, на защиту интересов третьих лиц, которые намерены совершить сделку с представляемым лицом и имеют все основания полагать, что представитель обладает необходимыми полномочиями, что явствует из обстановки в которой он действует.

 

Глава 3. Полномочия представителя.

Полномочие представителя представляет собой один из наиболее оригинальных правовых феноменов. Оно дает возможность представителю совершать юридические действия от имени представляемого с непосредственным изменением правовой сферы последнего. Однако в юридической литературе нет единства мнений по поводу правовой природы такой «возможности».

Информация о работе Всестороннее изучение института представительства в гражданском праве