Тоталитарное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной курсовой работы – раскрыть важность и значение понятия тоталитарного государства и проанализировать его сущность. Также нам предстоит обобщить информацию об этом политико-правовом явлении из различных источников и сравнить точки зрения авторитетных правоведов, политологов и исторических и иных деятелей по этому вопросу.

Содержание

Введение 3
I Глава. Предпосылки и пути формирования и развития тоталитарных систем. 5
§1. Генезис тоталитарной тенденции. 5
§2. Основные этапы развития тоталитаризма. 10
II Глава. Сущностные черты тоталитарных режимов на примере Германии, Италии, СССР. 14
§1. Фашистский режим в Италии. 14
§2. Национал-социализм в Германии. 18
§3. Коммунистический режим в СССР. 24
§4. Эволюция коммунистических режимов в ХХ веке. 26
§5. Сводная таблица сравнения тоталитарных режимов. 28
III Глава. Проблема преодоления тоталитаризма. 31
§1. Дискуссии о тоталитаризме. 31
§2. Пути преодоления тоталитаризма. 33
Заключение. 35
Список литературы. 37

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа по ТГП по теме Тоталитарное государство Грабарь Екатерины 1МП.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

В отличие от итальянского фашизма, национал-социализму не свойственно наличие обширной философской базы, это, скорее, ярко выраженное политическое учение, «наделенное узким сектантским духом» с «претензией на обладание вечной истиной», - утверждает М.А.Исаев.

В первую очередь, идеологи нацизма использовали достижения немецкой школы социологии и психологии. По словам М.А.Исаева, «нацизм – это учение, созданное дилетантами, которые воспользовались неоднозначными достижениями профессионалов».

Немецкий историк конца ХVII века И.Гердер в основу собственного видения истории положил понятие «характера народа», которое до него использовали еще Платон, Аристотель и Монтескье, но именно И.Гердер в труде «Ideen zur Philisophie der Geschichte der Menschlichkeit» («Идеи к философии истории человечества», 1791) высказал мнение о том, что история представляет собой развертывание всех сторон характера того или иного народа в потоке времени. Однако позитивная наука XIX века, как отмечает М.А.Исаев, связала понятия народа и расы, отождествив народ с кровью и языком.

Еще Аристотелем был сделан вывод о неравенстве рас. Огюст Конт говорил о белой расе как о «avant-garde de l’humanité». Карл Линней распространял понятие «homo sapiens» исключительно на народы Западной Европы, исключая даже славян. Ж.Гобино в труде «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1884) представил гипотезу о том, что человечество деградировало в процессе истории на почве смешения рас. Причем спасение от этой деградации он видел в восстановлении чистоты расы. Научный мир не принял его теорию, однако его главную мысль – расовый хилиазм – оценили политики. Далее творцы немецкого романтизма превратили «характер народа» (И.Гердера) в «душу народа» - Volksgeist, а затем понятие «народа» и вовсе было подменено словом «раса». По Х.С.Чемберлену к наивысшему типу цивилизации могли принадлежать только арийцы, народная душа которых воплотилась «в арийском миросозерцании». Но произошло порабощение этого миросозерцания, поскольку вера в «иудейского Иегову» испортила арийцев, а вера в рай и ад сковала народную душу. Основоположник немецкой школы психологии И.Ф.Гербарт считает, что для воспитания народной души необходимо из внешнего насилия над личностью в процессе ее воспитания сделать внутреннее побуждение, то есть повлиять на его волю. А следовательно, под носителем воли понимался действующий субъект, который при помощи собственной воли реализует народную душу, которая раскрывается в понятии руководства (Führung – отсюда и слово «фюрер», в котором объединяются понятия учителя и руководителя, то есть это высший тип руководства, который правит, воспитывая и обучая, с точки зрения национал-социалистической идеологии).

Главным идеологическим трудом национал-социалистов М.А.Исаев называет работу А.Розенберга «Der Mythos des 20.Jahrhunderts» («Миф двадцатого века»), а не «Mein Kampf» А.Гитлера, поскольку именно в труде А.Розенберга «мы находим стройную и рационализированную систему взглядов». Последний сходится с И.Гердером во мнении, что народы в процессе своего развития реализуют свою душу и ценности. Причем эти ценности реализуются в форме мифа, которым одухотворена жизнь того или иного народа. Таким образом, миф арийцев Древней Индии – концепция охраны всего сущего; миф Древней Персии – концепция борьбы мирового добра с мировым злом; миф Древней Греции – идея непревзойденной красоты; миф Древнего Рима – концепция сильного государства и мирового господства.

По А.Розенбергу11 особое место среди арийцев занимают германские народы. Их миф – это концепция государства, основанного на понятиях крови, долга и чести. Но «расовая душа германцев сильно деградировала», так как христианство привило немцам вместо этих понятий понятие любви. Отсюда А.Розенберг заключает: «На месте любви, с целью подчинения, будет стоять – сведенная к формуле – любовь к чести». В понятии чести германской расы он аккумулирует «понятие чести Фрица, метод отбора Мольтке и святую волю Бисмарка». 12

Инструментами реализации мифа являются концепция воспитания личности, расовая гигиена и такой тип государства, который взял бы на себя исполнение этих двух задач. Нацисты называли его «орденским государством» (Ordensstaat). Вся власть в государстве принадлежит вождю (Führer), опирающемуся на партию, то есть на своего рода аналог ордена. Отношения внутри партии строятся по типу личной преданности вождю. В государстве упраздняются «буржуазные» права и свободы. Вместо избирательного права вводится открытое голосование с представительством только от корпоративных групп населения. Происходит активная милитаризация. Государство реализует свою воспитательную цель для возрождения расовой чистоты немцев.

Сначала А.Гитлер, по словам М.А.Исаева, пытался подражать Б.Муссолини, когда в 1923 году предпринял поход на Берлин с целью захвата власти. Но эта идея закончилась для него неудачно. Однако Великая депрессия предоставила ему возможность прийти к власти демократическим путем. 30 января 1933 года рейхспрезидент Веймарской Германии Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером.

Нацификация (после известного поджога Рейхстага 27 февраля 1933 года) Германии началась с закона «Против образования новых партий» от 14 июля 1933 года. Он состоял из двух параграфов, в первом из которых Национал-социалистическая германская рабочая партия объявлялась единственной политической партией Германии; а следующий параграф устанавливал трехлетнее тюремное заключение за принадлежность к любой другой партии. Последующий закон «Об обеспечении единства партии и государства» от декабря 1933 года гласил13: «После победы национал-социалистической революции Национал-социалистическая германская рабочая партия является носительницей германской государственной мысли и неразрывно связана с государством. Она является корпорацией публичного права. Ее устав утверждается вождем». Следовательно, партия приравнивается к государственному органу. Однако нацисты не осуществили слияния государственного и партийного аппарата, что отличает их от большевиков. Партия фактически не имела веса в решении государственных вопросов, поскольку орденский принцип ее организации исключал внутрипартийную демократию. Самостоятельная роль партии проявлялась разве что в сфере идеологии и воспитания, а в остальном она лишь служила «декоративным украшением на фасаде режима личной власти правителя государства», - пишет М.А.Исаев.

«Положение о германских общинах» от 30 января 1935 года объявлялось «основным законом национал-социалистического государства», так как именно в органах местного самоуправления возможно было осуществление мечты нацистов о слиянии вождя, народа и государства в единое целое. Община становилась первичным элементом организации нацистского государства. Глава общины – бургомистр – призывался на должность «в силу доверия партии и государства» и управлял ею вместе с уполномоченным от партии. Последний утверждал устав общины и общинных советников, с ним согласовывались вопросы общего управления, он формировал списки кандидатов на должность бургомистра. Высшей инстанцией, контролировавшей деятельность общин, был гауляйтер – имперский наместник.

Рядом законов («О переустройстве империи», «О германском гражданстве», «О ликвидации рейхсрата» 1934 года) А.Гитлер преобразовал Германию из федеративного в унитарное государство, упразднив старое деление на земли. Вместо них были введены Gau – наместничества, во главе которых ставились имперские наместники – гауляйтеры, подчинявшиеся имперскому министру внутренних дел и назначавшиеся фюрером. Права упраздненного рейхсрата передавались соответствующему министру имперского правительства. Также было упразднено и  отдельное гражданство немецких земель (хотя для Пруссии было сделано исключение). Законом от 1 августа 1934 года «О верховном главе Германской империи» должность рейхспрезидента слилась с должностью рейхсканцлера, а значит, Гитлер получал право назначать преемника своей власти. Он также распространил конституционное право (ст.73) главы государства обращаться к народному референдуму в случае собственного несогласия с принятым рейхстагом законом на правительство. Таким образом, он получил неограниченную возможность манипулирования общественным сознанием при помощи плебисцита, - утверждает М.А.Исаев.

В 1938 году Гитлер становится верховным главнокомандующим, а в1942 году – и верховным судьей в государстве.

Хотя Гитлер формально и не отменял Веймарскую конституцию, но многие из ее положений либо превратились в фикцию, либо были пересмотрены.  Например, народное представительство в Германии номинально продолжало существовать, но реально его роль была практически сведена к нулю.

Нацификация в Германии затронула и чиновничий аппарат: упор делался на старое кайзеровское профессиональное чиновничество, но все чиновники «неарийского происхождения» должны были быть уволены.

В области брака, семьи и медицинского обслуживания нацификация приняла острую форму расового законодательства: категорически воспрещались браки с «неарийцами» под страхом уголовного преследования; статус арийца должен был быть подтвержден особой расовой комиссией; чиновники, занимавшие некоторые государственные посты, обязаны были получать согласие на собственный брак от начальства; каждый новорожденный должен был получить медицинское заключение о полноценности, иначе он не имел права на жизнь. Проводилось массовое уничтожение людей с психическими заболеваниями и врожденными патологиями, осуществлялись стерилизации отдельных групп населения. Ученые и учителя неарийского происхождения подвергались репрессиям.

В экономической сфере было проведено принудительное укрупнение промышленных предприятий. Господствовала плановая экономика, осуществлялись четырехлетки (выполнялись, в отличие от пятилеток СССР). Кроме того, велась широкая борьба с безработицей. Реализовывались многочисленные программы по общественным работам: строились автобаны, мосты, плотины. Также осуществлялась милитаризация экономики, что в числе прочего способствовало экономическому процветанию Германии.

 

§3. Коммунистический режим в СССР.

В основе коммунистических режимов лежит идея марксизма, который представляет собой, по словам М.А.Исаева, форму идеологии, требующую радикального переустройства общества на началах справедливости. Уже в эпоху античности можно увидеть подобные идеи о социализме и коммунизме в трудах Аристотеля и Платона.

Согласно Марксу, труд – главный источник общественного богатства, но на протяжении истории человечества он был отделен от своего носителя – «пролетария», что выражается в таком явлении, как эксплуатация. Капиталистическая – это последняя форма эксплуатации, так как капитал создает предпосылки для обобществления развивающегося общественного производства. Результатами этого производства должно пользоваться как можно большее количество людей, но это невозможно в рамках государства, которое Маркс определяет как форму подавления одного класса другим. Для упразднения государства необходимо провести социальную революцию и установить диктатуру пролетариата: только тогда труд станет свободным. Чтобы объединенная буржуазия всего мира не задушила диктатуру пролетариата в зародыше, необходима победа социальной революции если не в мировом масштабе, то хотя бы в крупнейших капиталистических странах. По этой причине В.И.Лениным в 1919 году был создан Коммунистический Интернационал.

Обратимся к складыванию тоталитаризма в СССР. Ю.С.Дьяченко14 считает, что, несмотря на то что сталинизм является классической разновидностью тоталитарного режима, его костяк все же был создан в период рождения советского государства. Структура советской политической власти изначально состояла из «пирамиды диктатур»: партии, класса, государства, - все они находили свое законченное выражение в личной власти вождя.

Ленинская и сталинская модели социализма исходили из возможности построения коммунизма в целом и социализма как его первой стадии в отдельно взятой стране – в Советском Союзе. Предполагалось, что процесс социалистического строительства прекратит действие объективных исторических законов и заменит их целенаправленным руководством по созданию коммунистической формации.

Новое общество в советском государстве, по Ю.С.Дьяченко, формировалось «сверху», поэтому руководство партии делало основной упор на укрепление идеологии. Запрет оппозиции был дополнен статьей 58 Уголовного Кодекса РСФСР в 1926 году, которая устанавливала санкции за инакомыслие, однако эта же статья применялась расширительно и по отношению к тем, кто не обязательно делом, а даже «помышлением или словом» ставил под сомнение теорию социалистического строительства. Массовый характер в годы нэпа приобрела высылка за границу оппозиционно настроенной интеллигенции. Г.Г.Ягода требовал твердых и энергичных мер против лиц, «политическая физиономия которых вызывала подозрение». (А.М.Демидов).15

Кроме того, В.И.Ленин добавил к имеющимся в проекте Уголовного Кодекса РСФСР 1922 года семи статьям, за которые предусмотрена смертная казнь, еще шесть, чем активно пользовался впоследствии И.В.Сталин во время своих массовых репрессий, поскольку практически любого человека можно было таким образом подвести под формулировку борца с режимом. При этом населению давалось понять, что цель превыше всего, и «люди, которые думают, что можно строить социализм в белых перчатках, жестоко ошибаются». (И.В.Сталин).

Что касается экономики в советский тоталитарный период, то модель пятилеток, по мнению Ю.С.Дьяченко, уходила корнями в практику «военного коммунизма». А идея планирования экономики сверху при помощи планов-директив восходит к работе В.И.Ленина «О придании законодательных функций Госплану».

Ю.С.Дьяченко утверждает, что сталинизм – это «примитизированный вариант марксистско-ленинской доктрины», который был сформирован к 1929 году как теория и практика социалистического строительства. В СССР в 30-40-е годы установилась идеологическая форма партийно-государственной власти, которая была основана на общегосударственной собственности на средства производства, на плановом и часто бестоварном обмене и распределении материальных и духовных благ. Так же, как и в других тоталитарных государствах, существовал культ личности вождя, на базе которого осуществлялись массовые репрессии.

Началом крушения сталинизма явилась смерть И.В.Сталина и расстрел Берии, - заключает Ю.С.Дьяченко.

 

§4. Эволюция коммунистических режимов в ХХ веке.

М.А.Исаев16 выделяет в развитии стран с некогда коммунистическими режимами (страны Восточной Европы, Америки (Куба) и Азии (Монголия, Китай, Северная Корея, Вьетнам)) несколько ярко выраженных этапов.

Первый из них, по его словам, закончился развенчанием культа личности И.В.Сталина в середине 1950-х годов, показав несостоятельность мировой системы социализма. Для этого периода характерно: широкая советизация стран социалистического лагеря, массовые репрессии против инакомыслящих, реформы, служащие созданию социалистической экономики. Для этого проводится национализация промышленности, кооперация сельского хозяйства. Также принимаются новые конституции, закрепляющие «победу социалистической революции» в этих странах: конституции первой волны «стран народной демократии» (ГДР – 1949, Чехословакия – 1948, Польша – 1946 и 1947, Югославия – 1946, КНДР – 1948, Болгария – 1947). За образец они брали Конституцию СССР 1936 года, но в отличие от нее, в них говорилось не о диктатуре пролетариата, а о власти народа, причем без пояснения этого понятия. Стоит отметить, что не все эти конституции исходили из принципа однопартийности. Но тем не менее, под запретом были те из политических партий, которые могли хоть в какой-то степени конкурировать с правящей. Для контроля над оставшимися партиями использовалась система «избирательных блоков» или «народных фронтов».

Информация о работе Тоталитарное государство