Соотношение унитарной и федеративной формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение соотношения унитарной и федеративной форм государственного устройства.
В ходе работы сформулированы и решались следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Проанализировать тенденции развития федеративных отношений в России.

Содержание

1. Российская Федерация как федеративное государство
1.1 .История и основные тенденции становления российского государства
1.2. Конституционные принципы федеративного устройства Российской Федерации
2. Понятие соотношения унитарной и федеративной форм государственного устройства
2.1. Форма государственного устройства
2.2. Характеристика федеративных государств
2.3. Разновидности федераций
2.4. Особенности унитарных государств
2.5. Различие унитарной и федеративной форм государственного устройства
Заключение
Библиографический список

Прикрепленные файлы: 1 файл

Булатова Е.П. ТГП..doc

— 503.00 Кб (Скачать документ)

Асимметричный федерализм есть попытка  признания множественных аспектов демократических прав.

Следующим критерием классификации  является способ образования федеративного  государства. С этой точки зрения можно выделить два типа федеративных государств: союзное и децентрализованное.

Союзное государство образуется на основе объединения независимых государств в результате договора (США); децентрализованная федерация создается путем преобразования унитарного государства в федеративное на основе правового акта, спускаемого сверху центральной властью (Индия, Канада).

Тип федеративного государства определяет особенности образования союзной федерации, когда полномочия центральной власти определяются государствами, образующими союз. По этому критерию можно выделить делегированный и децентрализованный тип федерации. Делегированный федерализм отражает особенность образования союзной федерации, когда полномочия центральной власти определяются государствами, образующими союз. Второй тип соответственно присущ децентрализованной федерации, когда центр «спускает» или «дарит» определенный объем государственной власти территориям с учетом их интересов.

Федерации делятся на два вида: национально-государственные и административно-территориальные [7, C. 36].

В основе национально-государственной  федерации лежат национальные факторы, и поэтому она имеет место в многонациональном государстве.

  Для такой федерации характерными  являются республики, входящие в  федерацию, автономные формы государственности,  могут иметь место и культурные  автономии. В некоторых странах,  освободившихся от колониальной зависимости, впервые были созданы федерации с учётом национальной структуры (Бирма, Индия).

В зависимости от роли национального (лингвистического) фактора в определении  структуры федерации различаются  федерации на территориальной (США, Австралия, Австрия, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика), национальной (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) и смешанной национально – территориальной основе (РФ, Канада, Швейцария) [3, C. 655].

В основу административно-территориальной  федерации, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую роль играют исторические традиции, языковые, иные культурные факторы.

Форма государственного устройства государства  зависит и от того, с какими государствами  оно вступает в связи, на какой основе они складываются, а также от того, какого рода связи оно поддерживает с другими государствами. Ведь, вступая в отношения с субъектами международной жизни для решения каких-то вопросов, государство может зачастую поступиться и частью своего суверенитета, самостоятельности, даже независимости, ради достижения общих и великих целей.

По своей сущности федерализм можно назвать средством  урегулирования отношений и объединения  людей в сообщество на разных уровнях  территориальной организации власти. Он содержит в себе принципы позитивной, то есть компромиссной и демократической системы организации публичной власти и является наиболее гибким способом гармонизации отношений в странах со стабильными характеристиками и полиэтнической культурой, а также в государствах, для которых присущи внутритерриториальные конфликты. Федерализм – это средство объединения государств и государственных объединений, которые тяготеют к единому союзному образованию. Единой системы федеративных отношений не существует. Федерализм в Индии, Канаде, Германии, России, США и других станах имеет совершенно различные формы [15, C. 17].

3. Унитарное  и федеративное государства.

3.1. Особенности  унитарных государств

Унитарное государство  — государство, территория которого разделена на административно-территориальные  единицы (области, районы, коммуны, иные), факт существования которых всецело  зависит от воли государства в  целом. Унитарное государство независимо от кого-либо проводит административно-территориальное деление своей территории, в одностороннем порядке задаст характер связей между собою и внутренними территориями, определяя правовое положение последних, устройство и компетенцию их органов власти. Характер отношений между административно-территориальными единицами в унитарном государстве для определения типа государственного устройства самостоятельного значения не имеет. Однако унитаризм вовсе не исключает введения начал территориальной децентрализации.

В чем принципиальное различие в статусе органов власти административно-территориальных единиц и действующих здесь же органов государственного центра? Главное различие заключается в порядке формирования состава названных органов. Если органы центра формируются общегосударственными органами, то органы административно-территориальных единиц избираются местным населением или формируются иными органами соответствующих административно-территориальных единиц.

Сообразно этому строится и ответственность сравниваемых органов. Хотя практика государственного строительства знает и институт двойного подчинения, когда, например, местный орган специальной компетенции по вертикали подчиняется вышестоящему органу соответствующего общегосударственного министерства, ведомства, в структуре которого он создан, а по горизонтали — исполнительному органу общей компетенции той административно-территориальной единицы, в пределах которой он действует. Институт двойного подчинения был одним из основополагающих в организации местных исполнительно-распорядительных органов нашей страны в советский период ее истории.

При внедрении унитарным  государством начал децентрализации  самостоятельность его административно-территориальных  единиц охватывает частично только область административной (исполнительно-распорядительной) деятельности. Указанная самостоятельность административно-территориальных единиц оформляется путем закрепления за ними и их органами собственных предметов ведения и полномочий. При этом в административно-территориальных единицах могут создаваться представительные и исполнительные органы, наделяемые нормотворческими полномочиями в пределах собственной компетенции. Однако нормативные правовые акты органов административно-территориальных единиц принимаются в порядке делегированного нормотворчества. Унитарный центр вправе изымать нормотворческие полномочия, ранее переданные им на места; пересматривать и отменять нормативные правовые акты административно-территориальных единиц, их органов. Право отмены, пересмотра названных актов в зависимости от избранного унитарным государством подхода может осуществляться его представительными, исполнительными или только судебными органами.

Иногда унитарные государства  предоставляют отдельным территориям  статус автономий, расширяя их права по сравнению с обычными административно-территориальными единицами. Как и субъекты федерации, автономии (области, республики) часто наделяются признаками государственности. Они создают собственные законодательные органы, получают право на принятие законодательных актов; в них наряду с общегосударственным языком используются в качестве официальных иные языки. Следовательно, автономные образования по воле государственного центра наделяются не только административной, но и определенной политической (законодательной) самостоятельностью. По своему статусу они приближаются к субъектам федерации, поэтому унитарные государства с наличием законодательно-территориальных автономий следует рассматривать как переходную форму от унитарного государства к федерации. Создание автономных образований обусловливается, как правило, двумя основными причинами: экономической отсталостью отдельных территорий государства и необходимостью разрешения национального (религиозного) вопроса. Так, проведенная несколько лет назад автономизация в Испании одной из своих задач имела обеспечение больших возможностей для удовлетворения национальных запросов проживающим в стране национальностям: кастильцам, каталонцам, баскам, галисийцам.

К унитарным государствам с наличием законодательно-территориальных автономий относятся, например, Грузия, Испания, Италия, Узбекистан   [6, С. 127].

3.2. Характеристика федеративных государств.

Одна из составляющих формы государства – форма  государственного устройства – представляет собой национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями – центральными и местными органами государственной власти. Данная правовая категория признана дать ответ на вопросы о том, как организована территория данного государства, из каких частей она состоит, каков их правовой статус.

Слово «федерализм», судя по многочисленным его толкованиям, происходит от латинского «foedus», означающего «соглашение». «Foedus» по смыслу совпадает с древнеиудейским термином brit (berith), который является фундаментальным понятием библейской традиции и означает соглашение с

Богом, а также между  теми людьми, которые решили строить  отношения друг с другом на основе соглашения (by covenant) [7, C. 12].

Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями. И все  же можно при этом выделить черты, характеризующие все федеративные государства.

Так, в отличие от унитарного государства  федеративное в политико-административном отношении не представляет собой единою целого. Оно состоит из территорий субъектов (членов) федерации и является союзным государством.

Можно выделить три категории  субъектов Федерации, отличающихся особенностями статуса.

1 Республики. Это государства  в составе Федерации, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Российской Федерации. Они являются формой национальной государственности и воплощают самоопределение соответствующих наций.

2 Автономные округа  и автономная область. Эти субъекты Федерации также созданы по национальному признаку, но их конституционно-правовой статус весьма отличается от статуса республик меньшим объемом прав. Кроме того, особый статус имеют автономные округа, находящиеся в составе края или областей.

3 Края, области, города федерального значения. Это территориальные образования, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Российской Федерации. В качестве государственного языка используется только русский. Их статус определяется Конституцией РФ и уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта [8].

Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами  в собственном смысле слова, поскольку  они не обладают полным суверенитетом, то есть самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни.

По определению Томаса и Лидии  Фляйнер, в федеративном государстве  имеются следующие составные  элементы суверенитета:

1. Государственный характер федеративных единиц (самостоятельная учредительная власть).

2. Автономия и финансовый суверенитет.

3. Децентрализация власти, принимающей  решения.

4. Участие федеративных единиц  в установлении (своих) новых обязательств.

5. Ответственность членов федерации перед центральным правительством [13].

Степень суверенности может быть разной. Однако выделяется круг вопросов, которые  не могут быть решены без участия  центральной власти. Но, во всяком случае, субъекты федерации наряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятельностью приобретают и определенную политическую самостоятельность, и это их отличает от административно-территориальных образований унитарного государства.

В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный (союзный) и республиканский (уровень штата, кантона, земли). На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения государства, всех его регионов. В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне.

Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования. И это закрепляется конституциями государств. Это означает, что объем прав и свобод у каждого гражданина, независимо от того, на территории какого субъекта федерации он проживает, один и тот же.

В федеративном государстве функционирует  правовая система, построенная на принципе централизации, единства. Но субъекты федерации могут создавать и  свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется право принятия собственной конституции.

Однако всегда при этом устанавливается  принцип субординации, иерархии законов, согласно которому конституции субъектов  федерации должны полностью соответствовать  союзной конституции и ей не противоречить, а республиканские законы не должны противоречить федеральным законам.

Этот принцип должен соблюдаться  и тогда, когда в отдельных  государственных образованиях сохраняются  конституции, принятые ими до вступления в федерацию. Они должны приводиться в соответствие с союзной конституцией. Это же правило касается и всех других нормативных актов, прежде всего законов. Принцип верховенства общефедерального закона над законом субъектов федерации является всеобщим и необходимым для всех видов федераций.

Информация о работе Соотношение унитарной и федеративной формы правления