Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 18:41, курсовая работа
Цель курсовой работы анализ таких институтов теории государства и права как система права и система законодательства.
Задачи курсовой работы:
дать общую характеристику системы права;
изучить отрасль права как структурную единицу системы права;
в заключении сделать основные выводы по проведенному исследованию.
Введение 3
Глава 1. Система права в теории государства и права 5
1.1. Понятие системы права 5
1.2. Межотраслевые компоненты системы права 8
1.3. Понятие, признаки и виды отраслей права 14
1.4. Предмет и метод правового регулирования 17
Глава 2. Система права и система законодательства в теории государства и права 23
2.1. Система законодательства 23
2.2. Соотношение системы права и системы законодательства 26
Заключение 29
Список использованной литературы 33
Содержание
Под выражением «система» понимается «порядок расположения частей целого», «нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей»1.
Система права носит объективный характер. Право, как и законодательство, в конечном счете определяется материальными и социальными условиями жизни общества. Нередко термин «право» и «законодательство» употребляются как синонимы. Однако это не так. Каждый из них имеет свою специфику.
Актуальность исследования
слагается из того факта, что система
права и система
Предметом данной курсовой работы выступают вопросы системы права и системы законодательства.
Объектом исследования являются общественные отношения по поводу системы права и законодательства.
Цель курсовой работы анализ таких институтов теории государства и права как система права и система законодательства.
Задачи курсовой работы:
Методологическую основу работы составили следующие методы научного познания:
В работе были использованы исследования таких авторов как М.И. Абдулаев, Д.М. Азми, Г.А. Борисов и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
В общефилософском ключе социальную систему характеризуют как целостное множество элементов (компонентов), связанных между собой совокупностью взаимодействий и взаимозависимостей, ориентированных на достижение целей и решение главных задач, стоящих перед обществом.
Система права общества, помимо существующих в государстве правовых норм, включает и такие элементы, как правосознание и правоотношения. Все эти элементы правовой системы тесно связаны между собой и взаимообусловлены. При подходе к праву только как к системе юридических норм, регулирующих общественные отношения, размываются собственно правовые границы. Тогда легко смешать право с другими нормативными системами, упорядочивающими общественные отношения. Сведение права к нормам носит этатистский характер, исходит из приоритета над ним власти и насилия, предполагает приоритет государства перед правом. Законодательство (юридическое право) есть лишь внешняя необходимая форма правовой системы страны, порожденная обществом на данном этапе его развития. Отождествляя право с законом, мы смешиваем содержание с внешней формой права, лишаем себя возможности познать право как реальный социальный феномен общественной жизни, искажаем действительную социальную природу права2.
Применительно к системе права следует исходить из ряда ее существенных признаков (показателей):
Таким образом, систему права можно определить как обусловленное типом социальных связей и особенностями правовой семьи внутреннее строение, структура права, образуемая связью его норм, институтов, отраслей и других компонентов, обеспечивающее целостное урегулирование общественных отношений6.
Относительно обособленные структурные элементы права в иерархическом соотношении и логической последовательности располагаются следующим образом:
Во-первых, норма права как первичная его клеточка в единстве гипотезы, диспозиции, санкции;
Во-вторых, институт права как совокупность норм, первичная правовая общность;
В-третьих, подотрасль права, тяготеющая при наличии в ее составе обособленных по специфике предмета регулирования норм и институтов к отраслевой обособленности;
В-четвертых, отрасль права как совокупность логически связанных институтов и норм, регулирующих обособленную область общественных отношений;
В-пятых, межотраслевые компоненты системы права – частное и публичное право, материальное и процессуальное право;
В-шестых, система права в ее целостности и нацеленности на выполнение социального назначения.
Можно выделить три общие
позиции в системе
Во-первых, деление системы права каждой страны на публичное и частное право;
Во-вторых, подразделение всех норм права на нормы «материального» и процессуального права;
В-третьих, подразделение всей системы норм права на отдельные отрасли и институты права7.
Рассмотрим первые два элемента в рамках настоящего параграфа.
Деление на области частного и публичного права зародилось еще во времена классического римского права. Родоначальником деления права на публичное и частное считается древнеримский юрист Ульпиан, понимавший под первым из названных образований положения, относимые к интересам (пользе) государства, а под вторым – положения, способствующие реализации заинтересованностей и потребностей отдельных лиц (индивидов). Таким образом, изначально в качестве показателя разграничения составляющих дуалистической конструкции был предложен превалирующий интерес субъектов правового общения8.
Как прежде, так и сейчас данные
области имеют
Частное право – это совокупность норм, институтов, отраслей, которые выражают и защищают частные интересы; область свободы, частной инициативы в условиях действия общедозволительного режима урегулирования социальных связей – «дозволено все, что не запрещено»9.
Нормы, институты и
отрасли частного права цементируют
фундамент гражданского общества, определяют
самостоятельность и
Идея свободы является основополагающей в сфере частного права. М.Н. Семякин отмечает, что одна из важнейших особенностей современного частного права также выражается в общедозволительном характере правового регулирования отношений в указанной сфере, когда дозволенным считается все, что так или иначе не запрещено законом10. Именно правонаделение – предоставление субъекту юридической возможности самому действовать, проявлять свою волю и интерес (приобретать гражданские права и обязанности, осуществлять их, использовать обеспечительные меры, средства принуждения и т.д.) – выступает основной сущностной чертой гражданско-правового метода регулирования общественных отношений11. Так, согласно п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ12 (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица приобретают и осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе.
Также значимое в частноправовой сфере положение провозглашено в абз. 1 п. 3 ст. 1 ГК РФ: разрешено свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на всей территории РФ.
Общедозволительная
Идея свободы проявляется
и на более низких структурных
уровнях системы
Таким образом, идея свободы
воплощена практически во всех элементах
механизма частноправового
Публичное право – это совокупность норм, институтов, отраслей, которые регулируют «вертикальные» отношения власти и подчинения и являются областью реализации полномочий носителей публичной власти, определяемых разрешительным режимом правового регулирования «разрешено только то, что закреплено в законе». Нормы, институты и отрасли публичного права обусловлены теми возможностями делать государственную работу, которыми наделяет носителей публичной власти гражданское общество и его институты – электорат, политические партии и др. К области публичного права традиционно относят нормы, институты, отрасли, регулирующие субординационные общественные отношения: административно-правовые, налогообложения, инвестиционные, международные (публично-правовые), уголовно-правовые.
Деление права на области частного и публичного не имеет абсолютного характера. Если и можно ставить вопрос о производности публично-правового компонента системы от частноправового, то достаточно условно. В современном законодательстве происходит проникновение и переплетение публично-правовых инструментов в область частного права, например, охрана собственности, чести и достоинства, и наоборот. Данная теория называется конвергенцией. Н.М. Коршунов отмечает, что конвергенция частного и публичного права не означает утрату их специфики как отраслей системы права. Речь идет об объективном процессе проникновения публичного права в сферы частноправового регулирования и наоборот14. При этом критерием оптимального взаимодействия частного и публичного права в рамках их конвергенции в современных национальных правовых системах и в цивилизованном секторе мирового правопорядка выступает принцип приоритета и защиты прав и свобод человека, нашедший, как известно, нормативное закрепление и в ст. 2 Конституции Российской Федерации, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года15 (далее – Конституция РФ).
Вопрос о понимании материального и процессуально права имеет существенное значение как в связи с проработкой темы структурного строения права, так и в контексте систематики названного явления. Это обусловлено тем, что даже в одном и том же элементе нормативного правового акта (например, разделе или главе закона) могут отражаться не только материальные, но и иные (процедурные или процессуальные) компоненты16.
В развитой системе права
всегда обнаруживается наличие многопрофильных
и многоотраслевых его
Информация о работе Система права и система законодательства