Проблемы формирования мирового правопорядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 04:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение проблемы формирования мирового правопорядка. Для раскрытия темы в работе будет дано определение понятия правопорядка, рассмотрен вопрос формирования мирового правопорядка, будет отражена обязательность принципов мирового правопорядка, а также раскрыты механизмы поддержания современного мирового правопорядка.

Содержание

Введение 3
Понятие и основания формирования мирового правопорядка 5
Характеристика современного мирового правопорядка 9
Основные принципы международного права — фундамент правопорядка в мире 18
Международные механизмы поддержания современного правопорядка 37
Заключение 57
Список использованной литературы 59

Прикрепленные файлы: 1 файл

Теория государства и права_курсовая.doc

— 260.50 Кб (Скачать документ)

Эти же принципы служат отправными началами и в современной нормотворческой деятельности государств по регулированию их отношений, связанных с использованием воздушного пространства. Об этом прежде всего свидетельствует работа, проводимая в рамках и под эгидой Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Такое универсальное значение указанных  принципов для регулирования  международных отношений в общепланетарном  масштабе не только служит очередным  подтверждением их всеобщего значения как основных принципов общего международного права, но и показывает, что именно в этом качестве они выступают как «активные центры», вокруг и на основе которых создаются нормы международного морского, воздушного и космического права, являющихся частями (отраслями) общего международного права.

 

Международные механизмы поддержания современного правопорядка

Постоянный поиск и совершенствование  международно-правовых форм совместного  сотрудничества государств, в целях оптимально возможного сочетания интересов государств с интересами всего международного сообщества представляет собой ведущую тенденцию мирового развития.

Первоначально этот поиск привел к  расширению и укреплению такой классической международно-правовой формы, как международный  договор. Наряду с двусторонними  договорами стали все чаще практиковаться многосторонние. При этом постепенно расширялась не только пространственная сфера действия подобных договоров, но и их предметное содержание. Многосторонние договоры стали охватывать самые различные вопросы торгового, экономического, научно-технического сотрудничества государств, проблемы обеспечения международной безопасности, ограничения вооружений, политического взаимодействия государств и т. п.

Для разработки и заключения многосторонних договоров стали созываться международные (межправительственные) конференции, которые, в сущности, явились первоначальной организационной формой международного общения и сотрудничества государств. На самих конференциях создаются новые организационные структуры - различные комитеты и рабочие группы, международные комиссии по наблюдению за выполнением решений и др. Появление и внедрение в международную практику института международных конференций государств ознаменовало возникновение международного механизма сотрудничества государств как нового явления в развитии и укреплении международного правопорядка.

Следующим этапом в этой сфере развития многостороннего сотрудничества государств явилось учреждение международных (межправительственных) организаций  как особой организационной формы  не только общения, но уже и объединения  государств для осуществления совместного сотрудничества на постоянной организационной основе.

В общей теории и практике права  общепризнано, что любое объединение  субъектов права для совместного  решения тех или иных задач  означает определенное ограничение  их самостоятельного усмотрения и действий по достижению тех целей, ради которых было создано то или иное общественное объединение либо та или иная общественная организация. Естественно, что в международной жизни подобное ограничение проявляется как самоограничение, т. е. добровольное, осуществляемое на основе договоренности и согласия, но все же ограничение усмотрения и действий государств во имя достижения определенных целей совместного сотрудничества, которые отвечают их национальным интересам. Такое самоограничение продиктовано объективной необходимостью преодоления определенной обособленности государств, которая практически становится невозможной в условиях хозяйственно-экономической взаимосвязи и взаимозависимости всех стран, а в дальнейшем в условиях неделимости мира, даже в определенной степени опасной для политико-экономической жизни государств, для их самостоятельного и безопасного существования.

Создание и учреждение какой-либо межправительственной организации  неизбежно влечет за собой и просто таки диктует добровольную передачу в компетенцию этой международной организации рассмотрения и обсуждения тех вопросов и проблем международных отношений, решение которых возможно и практически реально лишь путем разработки согласованного и совместного подхода государств создателей такой международной организации. В связи с этим вполне понятна та настороженность, которую испытывали государства относительно передачи в ведение международных организаций таких вопросов и проблем, которые государства привыкли решать самостоятельно или в результате двусторонней договоренности. Не случайно поэтому первыми постоянными международными объединениями государств явились так называемые административные унии: Международный союз электросвязи (основан первоначально в 1865 г. как телеграфный союз), Всемирно-метеорологическая организация (1871 г.), Всемирный почтовый союз (1874 г.). Успешная деятельность этих первых межправительственных организаций и дальнейший научно-технический прогресс подтвердили и наглядно показали, что без организационного объединения государств на постоянной основе практически весьма затруднена, а подчас и просто невозможна реализация ряда научно-технических достижений человечества, например в области налаживания и осуществления международных гражданских авиационных сообщений. Этим объясняется учреждение в 1944 г., т. е. еще до появления ООН, международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Юристы-международники справедливо  отмечают, что международные организации, созданные до учреждения ООН, отчетливо  показали практическую возможность преобладания общих интересов и общего согласия у государств — членов организаций над расхождениями и даже противоречиями между ними, подтвердили успешность функционирования международных организаций, и потому после второй мировой войны они стали важнейшим институтом международных отношений. К началу 1980-х годов функционировало уже около 500 международных организаций, причем в самых различных областях межгосударственного сотрудничества политического, экономического, по социальным вопросам, по вопросам науки и культуры, образования и здравоохранения

Центральное место среди всех современных  международных организаций принадлежит, конечно, ООН, призванной быть центром  для согласования действий государств в достижении общих для них  целей, к которым относится широчайший круг политических, экономических и гуманистических проблем в области поддержания международного мира и безопасности, предотвращения угрозы миру и актов агрессии, разрешения международных споров мирными средствами, развития международного сотрудничества по вопросам экономического, социального, культурного, гуманитарного характера, включая содействие всеобщему уважению прав человека и основных свобод для всех.

Для современных международных  отношений стало характерным  не только существование постоянно действующих межгосударственных организаций — ООН, ее специализированных учреждений и многих других межправительственных органов и организаций универсального и регионального характера, но и регулярное проведение международных встреч, консультаций, совещаний между правительствами различных стран как на высшем, так и на других уровнях. Наличие и постоянное использование государствами таких международных органов, институтов и механизмов для переговоров и решения актуальных международных проблем составляет особенность современного международного правопорядка.

Опыт деятельности универсальных  межправительственных конференций  и организаций, правила процедуры  их работы, порядок создания и одобрения, а также практического применения их рекомендаций и резолюций (например, Генеральной Ассамблеи и других главных и вспомогательных органов ООН), специфических правил, международных регламентов и стандартов (например, в ИКАО и ИМО) свидетельствуют о том, что все эти интернациональные механизмы и институты составляют неотъемлемую составную часть современного международного правопорядка.

Учредительные акты международных  организаций, определяющие их компетенцию, структуру и взаимоотношения  с государствами, процедуру деятельности конкретных органов организаций, юридическое значение их решений, в сумме своей создали определенную совокупность норм, которая стала именоваться правом международных организаций.

Со временем среди юристов-международников (ученых и практиков) стало общепризнанным, что в наши дни «право международных организаций является органической частью современного международного права», а следовательно, и международного правопорядка. В данном случае остается только подчеркнуть, что все юридические правила процедуры работы органов международных организаций, а также международных конференций, определяющих процесс кодификации и прогрессивного развития международного права, разработки и одобрения специфических регламентов, стандартов, правил, например в области судоходства (ИМО), международных авиационных сообщений (ИКАО), конечно, входят в нормативный массив, определяющий международный правопорядок. Иногда это упускается из виду. Между тем универсальность современных межправительственных организаций и конференций наглядно показывает, что для сообщества государств в целом применимы и юридически обязательны все те процедуры в области нормотворчества, которые существуют в постоянных и временных международных органах. Эти процедуры определяются на основании согласования воль государств и закреплены в Уставах международных организаций и в решениях, правилах процедуры международных конференций и совещаний, т. е. в нормативных актах, которые являются юридически обязательными для всех государств-участников.

Именно государства на основе своего суверенного волеизъявления при разработке и ратификации уставов организаций или же при одобрении правил работы конференций и совещаний предопределяют юридическое значение и силу последующих решений и постановлений различных органов международных организаций, а также конференций, совещаний государств. Примером могут служить положения Устава ООН относительно юридической силы и характера решений Совета Безопасности, различных резолюций Генеральной Ассамблеи ООН; положения Чикагской конвенции 1944 г. относительно полномочий ИКАО в области создания правил полетов международной гражданской авиации над открытым морем; правила процедуры III Конференции ООН по морскому праву относительно консенсуса и «пакетного» метода решения вопросов.

В рамках международных организаций  постоянно возрастает понимание того, что при решении сложных международных проблем, особенно глобального характера, все государства должны действовать совместно, как единое международное сообщество.

Показательны в этом отношении  те международно-правовые акты ООН, в  которых в той или иной мере затрагиваются вопросы, касающиеся понятия и сущности международного сообщества.

Еще в 1949 г. в проекте Декларации прав и обязанностей государств, которая  разрабатывалась в рамках ООН, отмечалось, что «государства всего мира образуют сообщество, управляемое международным  правом». В дальнейшем в Декларации ООН о принципах международного права 1970 г. подчеркивалось, что все государства являются «равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера». В данном случае четко указывалось на те центральные исходные положения, без которых немыслимо было появление самого понятия «международное сообщество». Во-первых, впервые в истории международных отношений констатировалось, что все государства вне зависимости от каких-либо различий между ними являются членами, причем равноправными, единого международного сообщества. До учреждения ООН такая постановка вопроса в международной жизни практически не существовало и потому до принятия Устава ООН и в дипломатической практике, и в трудах ученых термин и понятие «международное сообщество» широко не применялись. Сегодня же мы настолько привыкли к нему, что считаем, что оно существовало и до возникновения ООН и становления общего международного права. Однако это не так. Чтобы убедиться в этом, достаточно просмотреть тексты международных документов и трудов ученых, созданных до второй мировой войны.

Во-вторых, подчеркивалось, что это  сообщество, составляемое всеми государствами  мира, управляется международным  правом, В этом утверждении фиксировалась  не только универсальность в распространении действия международного права на все без исключения государства, но и его юридическая обязательность для всех государств, поскольку без нее не может быть сообщества, управляемого правом, как не может быть самого факта управления правом без признания его обязательности для всех членов такого сообщества.

Для появления единого международного сообщества необходимо было осознание  и признание всеми государствами  мира того юридического факта, что все  они связаны в своем поведении, в своих действиях по отношению друг к другу определенным набором, совокупностью общих для них норм, правил и стандартов поведения и должны в юридически обязательном порядке следовать этим принципам и нормам в международных отношениях. Без этого не может быть международного сообщества государств.

Наконец, учреждение ООН как универсальной  международной организации государств мира, объединение всех государств в этой Организации привело к  появлению такого понятия, как «организованное  международное сообщество», которое  вскоре вошло в лексику дипломатических заявлений и документов, исследований юристов-международников и политологов. В этом наглядно проявилась воздействующая роль права на общественные отношения, в данном случае активное и творческое влияние современного международного права, и прежде всего Устава ООН, на всю систему международных отношений государств.

Для всех государств стало очевидным, что без их совместного, как единого  международного сообщества, подхода  к решению глобальных проблем  практически невозможно их конструктивное решение.

Такой подход приобрел особую актуальность в наши дни, когда жизнь настоятельно требует решения всех тех глобальных проблем, которые, как известно, затрагивают  не только национальные интересы, но и  интересы всего человечества. Поскольку  существование различных суверенных государств - - объективная реальность нашей эпохи, в этих условиях совместное решение общечеловеческих глобальных проблем возможно лишь на основе международно-правового принципа мирного сосуществования государств независимо от их политических, экономических, социальных систем и от уровня их развития, путем принятия совместных и согласованных действий и решений. Так, социально-политическое обеспечение одинакового подхода всех весьма различных по своему общественно-политическому устройству и экономическому уровню развития государств к рациональному освоению экономического, в том числе ресурсного, потенциала Мирового океана осуществимо в современную эпоху лишь с помощью совместной разработки и создания единого политико-правового порядка в деятельности всех без исключения государств по использованию пространств и ресурсов всех морей и океанов. Этим прежде всего и обусловлено крайне важное значение современного международного правопорядка для решения глобальных проблем человечества.

Ведущие тенденции мирового развития в конкретных сферах международных  отношений отчетливо проявляются  лишь на определенных исторических этапах жизни международного сообщества. Так  случилось в 60—70-х годах нашего столетия и с проблемой использования  человечеством просторов и природных богатств Мирового океана не только для нынешнего, но и для грядущих поколений.

Информация о работе Проблемы формирования мирового правопорядка