Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 10:46, курсовая работа
Проблема стимулирования социально полезного поведения является фундаментальной по своей теоретической и практической значимости: она исследуется в социологии, экономике, психологии, праве. Актуальность правового стимулирования в значительной степени обусловлена практической потребностью перехода России к рыночной экономике, формирования соответствующей социальной инфраструктуры, демократических традиций и механизмов в политической сфере, когда расширяются свобода выбора для человека, начала добровольности в его поведении.
Введение………………………………………………………………………..….3
1. Сущность, виды и функции правовых стимулов и правовых ограничений……………………………………………………………………….5
2. Механизм действия правовых стимулов и правовых ограничений……....19
3. Особенности правового стимулирования и правового ограничения в условиях становления рыночной экономики в современной России………..26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы………………………………………...…31
Среди всех правоограничивающих средств есть смысл выделить такие, которые относятся в большей мере к правовой охране, и средства, относящиеся к правовой защите. К охранительным инструментам принадлежат прежде всего такие правовые ограничения, как запреты и обязанности, представляющие в своей совокупности специфическую систему правового страхования. Именно функционирование обязанностей и запретов составляет главное в правоохранительном механизме, при несрабатывании которого вступают в действие другие ограничивающие инструменты — меры защиты и ответственности, относящиеся к правозащитному механизму.
Таким образом, правовые ограничения специализируются на охране и защите, в которых их элементный состав и ориентация действия неодинаковы.
Правовые ограничения — достаточно жесткий способ коррекции правоотклоняющегося поведения и приведения его в правомерную форму. Мотивационная функция правовых ограничений заключается в том воздействии, которое оказывает вся система правовых ограничений на внутренний мир человека: его интересы, потребности, цели, мотивы, волю, установку и т.п. Именно через мотивационный канал во многом осуществляется социально-психологический механизм действия права.
Функция социального контроля правовых ограничений тесно связана с их воспитательной функцией. Последняя отражает вклад правовых ограничений в формирование правосознания и высокой правовой культуры граждан, нравственных качеств личности. Воспитательное воздействие правовых ограничений проявляется и в виде своеобразной профилактической, превентивной деятельности.
Коммуникативная функция заключается в том, что правоограничивающие средства выражают собой определенную юридическую информацию, содержат конкретные сообщения, поступающие от субъекта управления к объекту (физическим и юридическим лицам), и служат тем самым особого рода способом связи между ними.
Следовательно, любая социальная активность ограничивается не только физиологическими, природными и техническими возможностями человека, но и его принадлежностью к обществу, моралью, правом. Правовые ограничения необходимы потому, что у общества и государства существует насущная потребность в сдерживании противозаконных действий в различных сферах жизнедеятельности. С помощью многообразных по своим свойствам правовых ограничений (запретов, обязанностей, приостановлений, наказаний и т.п.) обозначаются рамки удовлетворения интересов субъектов, границы их поступков.
2. Механизм действия правовых
стимулов и правовых
Механизм действия правовых стимулов и правовых ограничений может быть только таким, который преломляется через внутренний мир человека, учитывает особенности личности и превращается, в конечном счете, в оформленную целостность правовых средств и психологических элементов саморегуляции. В определенном смысле информационно-психологический механизм действия права связывает специально-юридический механизм с тем социальным эффектом, на который он направлен6.
Можно выделить следующие основные элементы психологического механизма действия права: правовое средство — интерес — мотив — установка. Рассмотрим названные элементы, их понятие, место и роль в системе правового стимулирования и правового ограничения.
Правовые средства первоначально на информационно-психологическом уровне воздействуют на интересы. В отличие от потребности, которая выступает в качестве непосредственного отношения человека к действительности, интерес — осознанное выражение потребности. Интерес — есть форма проявления в сознании человека такой его потребности, удовлетворение которой для него жизненно важно, и удовлетворить которую можно только посредством определенной деятельности. Интерес — есть специфическая связь между человеком и внешней средой. Сущность связи состоит в том, что у человека имеется потребность, а во внешней среде — ценность, удовлетворяющая эту потребность. Интересы помогают отыскивать средства удовлетворения потребности-ценности. Интересы выступают первым шагом на пути удовлетворения потребностей.
Интерес — сила сцепления личности с обществом, канал связи человека с действительностью, призма, через которую индивид воспринимает и осваивает эту действительность. Социологи справедливо рассматривают личность как фокус, в котором преломляются групповые и общественные явления, как продукт воздействия множества социальных условий и факторов. При этом каждая личность имеет свой, неповторимый способ приспособления к окружающей обстановке, который осуществляется прежде всего через интересы. Интерес является к тому же интегрирующей, системообразующей силой, которая приводит к формированию такой системы, как личность. Интерес — есть выражение цельности личности, важнейшая черта ее характеристики. Интерес наиболее близок к конкретным, реальным задачам. «Если потребности предпосылка интересов, то интересы уже предпосылка деятельности», ибо они являются реальной причиной социальных действий. «Занимая центральное место в цепи категорий социального детерминизма, интересы раскрывают собственно общественный, социальный характер деятельности людей. Поэтому анализ интересов имеет более богатые возможности для раскрытия движущих сил исторического процесса, чем, например, анализ потребностей». Таким образом, интерес аккумулирует в себе все решающее в механизме психологической регуляции — вот почему это важная, главная составная часть внутреннего управления.
Удовлетворяя интересы под воздействием различных внешних управляющих и возмущающих факторов, личность «набирает» определенный опыт, который переносится в новые ситуации, выступая в роли своеобразного социально-психологического прецедента. Причем при саморегуляции может быть использован не только свой, но и вообще имеющийся социальный опыт, что достигается в процессе социализации.
Идея — форма отражения внешнего мира, включающая в себя сознание цели и перспективы его дальнейшего познания и практического преобразования. Идея — это интерес в потенции, модель, которая предвосхищает настоящие интересы и в какой-то мере опережает их, отражая тенденции развития.
Идея, интерес и опыт теснейшим образом между собой связаны и выступают в виде структуры личности, представляя в ней различные временные характеристики: идея — потенциальный интерес (будущее); интерес — реальная причина действий (настоящее); опыт — удовлетворенные либо неудовлетворенные интересы (прошлое). Фундаментом в этой взаимосвязи выступает прежде всего опыт, от которого зависит как интерес, так и идея. Идеи отражают жизнь. Нельзя себе представить что-либо, чего не было бы в реальности, хотя бы в виде отдельных фрагментов. Идеи, кроме того, зависят от интересов, определенным образом привязаны к ним.
Таким образом, можно отметить, что право влияет на интересы разнопланово: одни стимулирует, другие ограничивает. Причем механизм правового стимулирования, в отличие от механизма правового ограничения, выражается не в прямых велениях, а в косвенных «приглашениях» к действию через заинтересованность, что предполагает большую свободу выбора для субъекта. Своеобразие и особенность стимулов в том, что они, побуждая людей к нужному (сознательно прогнозируемому) поведению, выступают для них как желанная цель.
Именно существование интересов дало основу для существования самих правовых стимулов и правовых ограничений. Необходимость удовлетворения интересов ставит человека в такое положение, когда он стремится к максимизации положительных и минимизации отрицательных последствий. На этой особенности поведения и построена система стимулов, применяемых в правовой сфере.
Без интересов существование правовых стимулов и правовых ограничений было бы бессмысленным, ибо последние регулируют поведение людей, разводя «сталкивающиеся интересы» и представляя возможности их удовлетворения через распределение ценностей. Суть правовой регуляции сосредоточена, в конечном счете, в разграничении двух интересов по поводу одного и того же блага, ценности, способных их удовлетворить. Ведь каждый человек, стремясь к удовлетворению своего частного интереса, вступает в правоотношение с другим субъектом права, через посредство которого он и реализует этот интерес. Это позволяют ему правовые стимулы.
Вместе с тем, с целью избежать положения, при котором каждый стремится лишь к собственной выгоде, пользе, важно устанавливать и правовые ограничения в виде обязанностей, запретов, наказаний и т.д. Превращение интереса в право совершается именно посредством ограничения другого, ему противоречащего интереса, установлением соответствующей обязанности. Право есть не всякая охрана интереса, хотя бы отдельно взятого, а только охрана одного интереса в отношении к другому. Это отправной момент, с позиции которого только и можно понять процесс конкретного воздействия правовых стимулов и правовых ограничений на интересы субъектов. Следуя этой закономерности, человек ради удовлетворения собственного либо чужого интереса, в ситуации, где имеется норма права, первоначально определяет то, что для этого должно быть сделано, достигнуто. Иными словами, он ставит перед собой определенную цель. При этом субъект обращается к норме, являющейся элементом ситуации, удовлетворения интереса. В ней содержится модель цели адресата нормы, которую он, положив в основание процесса целеполагания, конкретизирует применительно к реальным условиям жизни, оставаясь в принципе в рамках целей правовых средств, в пределах управленческого воздействия.
Между потребностями и интересами, с одной стороны, и целями - с другой, находится связующее звено — мотивы человеческой деятельности, представляющие собой ее необходимый компонент.
В мотиве концентрируется отношение человека к интересам и ожидаемым результатам его деятельности. Мотив характеризует широкую связь не с каким-то одним элементом психической регуляции поведения человека, а со всеми ее элементами. Мотив выражает отношение человека к объективной действительности, включающее категории интересов и цели, эмоциональные и рациональные моменты. Только с учетом характера мотивов, которыми руководствуется личность в своей деятельности, можно понять подлинный характер правомерного либо противоправного поведения.
Мотив — движущая сила, побудительная причина. Мотивация же — система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека.
Роль мотива в процессе регуляции деятельности основывается на том, что он выступает своеобразным «вектором» деятельности, так же, как обозначенная на карте дорога указывает ориентиры пешеходу. Для мотивации в правовой сфере необходимо, чтобы человек осознал потребность в чем-либо в виде интереса, определил характер своих действий и их конечный результат, соотнес деятельность с теми социальными требованиями, которые содержатся в системе юридических стимулирующих и ограничивающих средств.
Правовые стимулы и правовые ограничения, двоично воздействуя на мотивы через интересы, имеют «родственные связи» с двоичностью самой мотивации. Ведь мотив является не чем иным, как выражением положительно-отрицательного отношения личности к ценности, благу, находящимся вне ее.
Таким образом, мотивы можно подразделить на мотивы-влечения (внутренние стимулы) и мотивы-необходимости (внутренние ограничения). Если первые вызывают, обусловливают активность личности, ее поведение, то вторые связаны с устойчивостью, сдерживанием определенного вида активности, которая может принести индивиду вред.
Отрицательная мотивация ведет обычно к вынужденному согласию. И хотя вынужденное согласие лучше, чем его отсутствие, все же следует прежде попытаться применить в условиях юридического воздействия средства положительной мотивации.
Для человека иногда более предпочтителен противозаконный стимул, который бывает и понят, и принят. По отношению к управляющему воздействию он будет выступать в качестве препятствия, помехи, ибо противоречит упорядоченности, направлен по своей природе на отклонение от нее.
Воздействие правовых ограничений на мотивы личности тоже связано с предварительным влиянием на ее интересы. Однако здесь уже юридическая сдерживающая информация сигнализирует не о привлекательности и добровольности, а о необходимости и принудительности. При «понимании» данного воздействия у индивида формируется соответствующий мотив. Причем наблюдаются известные различия в формировании мотивов со стороны разных правоограничивающих средств7.
Специфическим психологическим средством для разрешения борьбы мотивов выступает воля, которая зачастую определяется как реакция на данный конфликт мотивов, как активность, обусловленная потребностью преодоления препятствий — потребностью, относительно самостоятельной и дополнительной к мотиву, первично инициировавшему поведение.
Учитывая тот факт, что право способно регулировать лишь волевую деятельность человека, воля занимает особое место в механизме действия правовых стимулов и правовых ограничений. Ведь волевой процесс выступает как осознание исходных позиций деятельности (потребностей, интересов), ее мотивов, психической подготовки (борьба мотивов, принятие решения), а также самого осуществления деятельности. Воля подключена ко всему процессу психической регуляции и проявляется в том, что из нескольких возможных вариантов, образцов поведения индивид выбирает тот, который в результате познания и оценки объективной действительности кажется ему наиболее предпочтительным. Такой выбор концентрирует в себе все предшествующие звенья психической регуляции и выражает мотивы и цели, предопределившие решение об определенном поведении и само это поведение (методы, способы достижения поставленной цели).