Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 00:28, курсовая работа
Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знаний. Одной из таких категорий, требующей более углубленной разработки и анализа относится категория "источники права". Поэтому, тема моей работы звучит достаточно актуально и обусловлена стремлением более глубоко и лаконично исследовать роль и место того источника права, позиция большинства авторов, в отношении которого, до сих пор остается очень спорной и неясной. Уровень научной разработки данной категории, а тем более, общего понятия источника права, явно недостаточен.
Введение ……………………………………………………………………..2
Глава 1. Происхождение правового обычая…………………………….6
Глава 2. Понятие правового обычая и его
существенные признаки…………………………………………………...8
Глава 3. Санкционирование обычаев государством………….……....23
Заключение…………………………………………………………………34
Библиография……………………………………………………………....38
Так, М.А. Супатаев выделяет два уровня санкционирования обычая. К первичному относится абстрактное, законодательное санкционирование. Второй уровень – судебное решение по конкретному делу53. К.Кульчар обоснованно писал, что государство признает заявляющую о себе в поведении норму, использует ее, и таким образом она обеспечивается возможностью принуждения и превращается в правовую54. Обоснованным и взвешенным представляется мнение югославского ученого Р. Лукича, который разделял конкретное санкционирование (суда) и абстрактное (законодателя)55.
Дуалистическая позицияпоэтапного санкционирования представляется достаточно аргументированной. Она позволяет сохранить общественное происхождение обычно-правовых норм, предполагает наличие абстрактного разрешения законодателя на использование обычая и индивидуальную деятельность судебной власти при преломлении обычных норм к конкретным правоотношениям.
4) Санкционирование
судебными органами
Судебная практика представляет собой сложившиеся направление правоприменительной деятельности, и в этом смысле она образует правовой обычай в форме обыкновения. Оно представляет собой не норму, а факт. По характеру выражения судебные обыкновения имеют устную форму, т.к. ни законодатель, ни судебные органы прямо нигде не прописывали право судов создавать и санкционировать обыкновения своей деятельности. Сам же порядок возникновения судебных обыкновений схож с происхождением обычных норм. А результаты этого процесса могут закрепляться в письменной форме (например, пленумы высших судебных инстанций), но могут существовать как совокупность поступков. Суды могут выполнять роль фиксатора обыкновений.
Известен только один пример закрепления в отечественном законодательстве судебных обыкновений. Законом РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» 1991 года было установлено, что этот орган рассматривает дела о конституционности правоприменительной практики, если оспариваемое решение принято в соответствии с обыкновением57.
Конституционный Суд РСФСР не только оценивал конституционность обыкновений правоприменительной практики, но мог и повлиять на их дальнейшее существование. Так, в случае признания обыкновения неконституционным на орган или должностное лицо, издавшие нормативный акт, решение, разъяснение, указание, обосновывающие такую практику, возлагается обязанность изучить вопрос о необходимости его отмены или изменения лишь в том случае, если об этом будет прямо указано в решении Конституционного Суда РСФСР (ст.73).
В практике органа конституционного контроля были редкие примеры оценки судебных обыкновений в сфере трудовых58 и жилищных59 отношений. Осуществление контроля за обыкновениями осуществлялось с большими затруднениями. Так, признанная неконституционной практика в течение трех лет не претерпела изменений, что привело к новому разбирательству60. Одна из причин неэффективности конституционного контроля за обыкновениями судебной практики состоит в нечеткости санкций. Юридическая ответственность за формирование неконституционного обыкновения выражалась в необходимости «изучить вопрос о необходимости его отмены или изменения». Кроме того, постановление пленума – это не само правоприменительное обыкновение, а форма выражение судебной практики.
Заканчивая рассмотрение данного вопроса о санкционирование обычаев государством, хотелось бы отметить, что многообразие гаммы оттенков во взаимоотношениях обычного права и государства свидетельствует о том, что эти явления не поглощают друг друга, не создают друг друга. На стыке их интересов действительно возникает феномен взаимной поддержки. Так, государство путем указания в нормативных актах отсылок указывает на применяемость обычных норм. С другой стороны, сами органы власти исходя из необходимости преемственности и стабильности их функционирования создают и охраняют свои обыкновения.
Имеют место прямого запрета обычных норм в государственных документах. Но от этого сам обычай не исчезает. В тень от официального контроля может уйти практика его применения. Такая своеобразная консервация обычных норм известна отечественной истории. И без того локальный по своей сущности обычай еще более локализуется, но из этого очага он может при возникновении благоприятных условий вновь широко распространиться.
Приведенные диалектические зависимости достоинств и недостатков обычного и законодательного права демонстрирует необходимость пересмотра некоторых принципиальных установок. Нет необходимости противопоставлять элементы общей системы форм права – обычай и нормативный акт. Только их равноправие и уважительное партнерство дадут указанной системе необходимую устойчивость.
Заключение.
На основании изложенного в работе материала можно сделать некоторые выводы. Для начала сформулировать понятие правового обычая.
Обычай — это «стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов»
В отечественной и зарубежной литературе верно акцентируется внимание на том, что любой обычай следует рассматривать в виде правил, сложившихся в результате их фактического многократного применения, в виде таких норм, которые становятся обязательными для граждан и их объединений в силу многократного их повторения.
Правовому обычаю присущи также признаки, позволяющие относить его к формам права: определенность содержания, стабильность в регулировании общественных отношений. Имеются также признаки, наиболее ярко отражающие оригинальность данного социально-правового феномена: локальный характер и нравственность содержания обычая. Данные признаки были подробно исследованы в данной работе.
Отметить стоит и то, что правовой обычай должен отвечать определенным требованиям:
а) содержать в себе нормы, которые «основываются на правовом убеждении» и проявляются «в более или менее частом применении»;
б) не противоречить разумности;
в) не нарушать добрых нравов;
г) «не иметь в своем основании заблуждения».
Ну и последнее, обычай должен быть санкционирован государством. Например, с помощью прямого разрешения закона или непосредственно судебной властью вне зависимости от разрешения законодателя (критикуется), также санкционирование может происходить поэтапно (по цепочке: закон-суд) или судебными органами определенного порядка разрешения дел, сложившегося в обыкновение судебной практики.
Библиография
Нормативные правовые акты
Научная и специальная литература
1 Цит по: Свечникова Л.Г. Понятие обычая в современной науке: подходы, традиции, проблемы // Сов. государство и право. 1998. № 9. С. 98.
2 Разумович Н.Н. Источники и форма права // Сов. государство и право. 1998. № 3. С. 20.
3 Белкин А.А. Обычая и обыкновения в государственном праве // Правоведение. 1998. № 1. С.20.
4 Дигесты Юстиниана. 1 книга, 3 титул, 33 фрагмент, 35 параграф.
5 Кодекс Юстиниана. 8 книга, 52 титул6 2 закон.
6 Дигесты Юстиниана. 1 книга, 3 титул, 33 фрагмент, 35 параграф.
7 Дювенуа П. Источники права и суд в древней России. М., 1869
8 Шебанов А.ф. Формы советского права. М., 1968
9 Грязнов Д.Г. Соотношение категорий обычного права и правового обычая в юр.науке. Автореф.дис. …канд.юр.наук. - М., 2001
10 Теория права и государства/ под ред. проф. В.В. Лазарева. М., 2001. С.144.
11 Анненков К. Система русского гражданского права. Т. I. – СПб., 1894. С.37.
12 Анненков К. Система русского гражданского права. Т. I. – СПб., 1894. С.43.
13 Хвостов В.М. Общая теория права. М., 1914. С. 86.
14 Виноградов П.Г. Очерки по теории права. СПб, 1915. С. 92.
15 Регельсбергер Ф. Общее учение о праве. – М., 1897. С. 69.
16 Постановление КС РСФСР от 04.02.92г. №2П-3 «По делу о проверке конституционности правоприменительной практики расторжения трудового договора по основанию, предусмотренному пунктом 1.1. статьи 33 КЗоТ РСФСР» // СЗ РФ.1992. №13. С. 669.
17 Супатаев М.А. Правовой обычай как источник права в развивающихся странах // Источники права. – М., 1985. С. 48.
18 Сергеевич В. Лекции и исследования подревней истории русского права. – СПб., 1910. С. 10-11.
19 Сергеевич В. Лекции и исследования подревней истории русского права. – СПб., 1910. С. 24.
20 Пухта Г.Ф. Энциклопедия права. – Ярославль, 1872. С. 28-29.
21 Пухта Г.Ф. Энциклопедия права. – Ярославль, 1872. С. 35.
22 Пухта Г.Ф. Энциклопедия права. – Ярославль, 1872. С. 36.
23 Пухта Г.Ф. Энциклопедия права. – Ярославль, 1872. С. 37.
24 Анненков К. указ раб. Т. I. С. 36.
25 Гамбаров Ю.С. Курс гражданского права. Т. I. – СПб., 1911. С. 193.
26 Колесников Е.В. Обычай как источник советского государственного права // правоведение. 1989. №4. С. 20
27 Супатаев М.А. указ.раб. С 48-49.
28 Виноградов П.Г. указ.раб. С. 97.
29 Регельсбергер Ф. указ.раб. С. 64.
30 Виноградов П.Г. указ.раб. С. 96.
31 Такого рода неопределенность установления сроков характерна для юриспруденции в целом. Приведем некоторые примеры: в 1991 году общий срок исковой давности был увеличен с 1 года до 3 лет; отличаются сроки и по оспариванию сделок: 10 лет – для приватизации, 1 год – для ничтожных сделок.
32 Регельсберг Ф. указ.раб. С. 63.