Понятие свободы совести и свободы вероисповедания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении веков философы, историки и юристы вкладывали различный смысл в его теоретическое понимание. При этом составляющие это понятие категории "свобода", "совесть" и "вероисповедание" рассматривались как тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Ключевым термином, раскрывающим содержание рассматриваемого правового института, является категория "совести". С точки зрения философии совесть выступает в качестве внутреннего нравственного критерия оценки собственных действий, регулирующего высказываемые мысли и действия, ограничивающего свободу моральными рамками поведения. Совесть - нравственное сознание, чувство, знание того, что хорошо и что плохо, справедливо или несправедливо.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Конст. право.docx

— 72.06 Кб (Скачать документ)

Реализация свободы совести и свободы вероисповедания в Российской Федерации формируется на следующих уровнях:

  1. научно-теоретическом и образовательном;
  2. законодательном;
  3. деятельности органов государственной власти;
  4. правоприменения и судебной практики.

Научно-теоретический и образовательный уровень является системообразующим по отношению к законодательному, деятельности органов государственной власти, правоприменения и судебной практики.

Правовой институт свободы совести и свободы вероисповедания в Российской Федерации содержит противоречия и требует реформирования.

Свобода совести и свобода вероисповедания должны реализовываться без «специального» государственного нормативного регулирования, которое представляется излишним и некорректным. Мировоззренческая сторона вообще не должна быть предметом правового регулирования, а поведенческая сторона, в том числе ее коллективная форма, должна регулироваться на общих правовых основаниях[16]20.

Институт государственной религиоведческой экспертизы представляется излишним. Функционирование экспертного совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, экспертных советов при органах исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, а также создание специального государственного органа по делам религиозных объединений нецелесообразно.

Законодательство о свободе совести и свободе вероисповедания требует совершенствования. В частности Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» не соответствует принципам, содержащимся в Конституции Российской Федерации и международно-правовых документах. Законодательство субъектов Российской Федерации о свободе совести и свободе вероисповедания, принятое в некоторых регионах, противоречит федеральному, Конституции Российской Федерации и международно-правовым документам.

Нуждаются в пересмотре положения Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» и Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» относительно некоторых аспектов, связанных с реализацией свободы совести и свободы вероисповедания.

Ситуация в области реализации свободы совести и свободы вероисповедания представляется неудовлетворительной, поскольку нарушения конституционных прав и свобод носят системный характер.

Многими авторитетными исследователями предложена авторская классификация нарушений конституционной свободы совести и свободы вероисповедания:

Ксенофобия, нетерпимость и дискриминация людей по мотивам мировоззренческой принадлежности:

- нарушения прав родителей и детей на воспитание и образование в соответствии с собственными убеждениями;

- в Вооруженных силах и иных воинских формированиях;

- в местах заключения под стражу и местах лишения свободы;

- в связи с реализацией права на прохождение альтернативной гражданской службы.

Нетерпимость и дискриминация по отношению к религиозным объединениям:

- трудности в регистрации (перерегистрации);

- неправомерная ликвидация (попытки ликвидации);

- неправомерные ограничения в распространении текстов и печатных изданий;

- проблемы приобретения помещений и земли под строительство культовых сооружений;

- неправомерные препятствия в проведении публичных мероприятий;

- неправомерные ограничения деятельности религиозных объединений, лидеры которых являются гражданами иностранных государств;

- неправомерное вмешательство органов власти и местного самоуправления в деятельность религиозных объединений;

- проблемы возвращения законной собственности религиозных объединений;

- распространение недостоверной и порочащей информации о деятельности религиозных объединений.

Насилие и вандализм на почве ксенофобии и нетерпимости по мотивам религии или убеждений:

- угрозы, нападения, избиения людей;

- поджоги, погромы и другие акты вандализма, в том числе по отношению к культовым сооружениям;

- акты вандализма в отношении мест захоронений.

Перспективные направления совершенствования конституционно-правовой базы реализации свободы совести и свободы вероисповедания связаны с необходимостью разработки принципиально новой правовой концепции на основе критического анализа основополагающих принципов и понятийного аппарата.

Прежде всего, это проекты Федеральных законов подразумевающих законодательное закрепление государственных конфессиональных предпочтений: «О традиционных религиозных организациях», "О традиционных религиозных организациях в Российский Федерации", "О социальном партнерстве государства и традиционных религиозных организаций в Российской Федерации", «О социальном партнерстве государства и религиозных организаций в целях сохранения национальных духовных традиций и обеспечения социальной защиты населения России», «О социальном партнерстве государства и религиозных организаций» и др.

Законодательное закрепление различных правовых статусов для «традиционных религиозных организаций (с последующим наделением «специальными» льготами и привилегиями) и «нетрадиционных религиозных организаций» (с перспективой усиления неправомерных контроля и ограничений) вступает в противоречие с конституционными принципами свободы совести и свободы вероисповедания, светскости государства и равенства религиозных[15]21.

Анализ вопроса введения института военного духовенства в Вооруженных Силах России позволяет сделать вывод о том, что эта идея представляется непроработанной. Законопроект «О военных священниках» не соответствует Конституции России, характеризуется низким уровнем юридической техники, основан на некорректном понятийном аппарате.

Учеными предложена инновационная правовая концепция реализации свободы совести и свободы вероисповедания, состоящая из трех блоков:

1) разработка современной теоретико-правовой модели на основе новой парадигмы, устраняющей противоречия основополагающих принципов и понятийного аппарата;

2) реформирование правового института свободы совести и свободы вероисповедания на основе инновационной теоретико-правовой модели;

3) совершенствование системы гарантий реализации свободы совести.

Основные подходы к реформированию правового института свободы совести и свободы вероисповедания на основе инновационной теоретико-правовой модели свободы совести:

- устранение из системы права некорректного с юридической точки зрения разделительного принципа «верующий-неверующий»;

- преодоление подмены понятий «свобода совести» и «свобода религий», «религия» и «конфессия»;

- разграничение правовых терминов и иных терминов, устранения теологических терминов из системы права;

- применение в юриспруденции максимально широкого определения «религии», имеющего отношение к каждому отдельному человеку, или вообще отказа от его применения в системе права, современное правовое определение религии должно быть свободно от узкоконфессиональных и/или атеистических ограничений;

- отказ от «специального» религиозного законодательства и от предоставления полномочий по идентификации религии, каким-либо лицам, органам, структурам, ввиду принципиальной невозможности определения их четких правовых критериев;

- отказ от применения религиоведения в решении вопросов правового характера в сфере свободы совести, как заведомо не отвечающего принципам права;

- уголовно-правовая защита общества от возможных злоупотреблений в сфере свободы совести должна исключать «специальную» религиозную профилактику, вследствие отсутствия четких правовых критериев этой сферы;

- ограничения прав должны учитывать сущность права на свободу совести в широком правовом звучании, не ставить его реализацию в зависимость от факторов, не имеющих четких правовых критериев, таких как государственно-конфессиональные отношения и государственная вероисповедная политика.

Основные подходы к совершенствованию конституционной модели гарантий реализации свободы совести и свободы вероисповедания:

- совершенствование правоприменительной практики;

- создание системы контроля за соблюдением принципов светскости государства, равенства религиозных объединений, идеологического многообразия;

- совершенствование института конституционной ответственности в области свободы совести и свободы вероисповедания;

- разработка и реализация антикоррупционной стратегии в отношениях государства с религиозными объединениями;

- прозрачность, публичность, информированность общественности  относительно области отношений  государства с религиозными объединениями;

- преодоление политизации религии и клерикализации политики;

- реформирование деятельности государственных правозащитных структур в области защиты свободы совести и свободы вероисповедания;

- устранение тематического пробела в области защиты свободы совести и свободы вероисповедания правозащитными НПО;

- системная просветительская работа по вопросам свободы совести и свободы вероисповедания в обществе.

 

Заключение

 

Рассматривая, многоплановость феномена свободы совести становится ясно, что принцип свободы совести теоретически осмысливался и эволюционировал скорее в качестве категории исторической и философско-этической, нежели правовой.

Более того, на протяжении длительного исторического периода многие мировоззренческие вопросы тесным образом связывались с религиозным мировоззрением и решались с позиций религиозной картины мира и морали.

Рассмотрение свободы совести через призму прав и свобод человека и смещение акцента в сторону правовых аспектов происходит по мере трансформации правовых и политических систем. Таким образом, теоретико-правовое понятие и содержание свободы совести все более воспринимает общенаучную тенденцию к расширению, освобождаясь от привязки к понятию «религия».

Проведенный анализ показал, что в современной научно-образовательной среде нет единого общепринятого теоретико-правового определения свободы совести, а имеющая место тенденция к его расширению, не является необратимой.

Проблема соотношения свободы совести и свободы вероисповедания подвергает критике их отождествление и подмену, как в научных трудах, так и в системе законодательства. Свобода вероисповедания является не только частью свободы совести, но должна рассматриваться как поглощенная ею.

Анализируя различные подходы к проблеме соотношения личной и коллективной свободы, ясно, что свобода совести включает в себя все многообразие форм систем мировоззренческой ориентации, реализуемых единолично или коллективно на принципах равенства.

В глобальном контексте свобода совести и вероисповедания является необходимым условием преодоления разобщенности человечества, международной интеграции и решения комплекса глобальных проблем, включая социально-экономические, экологические, проблемы безопасности.

Список использованных источников

 

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

3. «Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений».

4. Постановление Правительства РФ от 3 июня 1998 г. N 565 «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы».

5. Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт. М, 2007г.

6. Вишнякова И.Н. Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания. М., 2008г.

7. Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2008г.

8. Основные положения социальной программы российских мусульман. Ярославль, 2007г.

9. Основы социальной концепции РОСХВЕ.М., 2008г.

10. Советское государство и право. Учебник.М., 2009г.

11. Окуньков Л.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2007г.

12. Ковлер А.И. Антропология права. Учебник для вузов. М., 2009г.

13. Козлова И.Е., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - М.: Юристь, 2009г.

14. Морозова Л.А. Основы государства и права: Учебник. - М., 2008г.

15. Баглай М.В., Габричидзе Б.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2007г.

16. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. - М.: Юристь, 2009г.

1 Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт. М, 2007г.

2 Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт. М, 2007г.

3 Конституция Российской Федерации

4 Конституция Российской Федерации

Информация о работе Понятие свободы совести и свободы вероисповедания