Понятие свободы совести и свободы вероисповедания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении веков философы, историки и юристы вкладывали различный смысл в его теоретическое понимание. При этом составляющие это понятие категории "свобода", "совесть" и "вероисповедание" рассматривались как тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Ключевым термином, раскрывающим содержание рассматриваемого правового института, является категория "совести". С точки зрения философии совесть выступает в качестве внутреннего нравственного критерия оценки собственных действий, регулирующего высказываемые мысли и действия, ограничивающего свободу моральными рамками поведения. Совесть - нравственное сознание, чувство, знание того, что хорошо и что плохо, справедливо или несправедливо.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Конст. право.docx

— 72.06 Кб (Скачать документ)

Неопределенность действующей терминологической конституционной конструкции может негативно сказаться на законотворческой деятельности и правоприменительной практике. Нельзя признать удачным установившееся в современном праве присутствие в одном контексте терминологически разных, но взаимосвязанных понятий "свобода совести" и "свобода вероисповедания". При этом разработчики законов и исследователи иногда противопоставляют эти понятия, а иногда используют как синонимы. В современном понимании содержания свободы совести, характеризующей отношение человека и гражданина к религии, она рассматривается как их право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, иметь религиозные или нерелигиозные убеждения. Свобода вероисповедания - это право человека выбирать и исповедовать любую религию. Следовательно, "свобода вероисповедания" лишь одна из составляющих понятия "свободы совести", диалектически взаимосвязанная с ним, и вряд ли стоит разделять их в процессе законотворчества. Кроме того, сведение конституционных прав граждан в сфере государственно-церковных отношений исключительно к свободе вероисповедания неизменно приводит к игнорированию или нарушению права граждан на свободомыслие. Чтобы внести ясность и определенность в этот вопрос, вместо термина "свобода совести и вероисповедания" авторы предлагают использовать в законодательстве более нейтральное понятие - "свобода мировоззрения". "Главным достоинством предлагаемого института, - по мнению автора, - будет переход от дуалистического к плюралистическому пониманию мировоззренческой свободы".

Возможно, в будущем такое предложение обретет немало сторонников и станет предметом серьезных дискуссий. Однако на сегодняшний день нельзя игнорировать международно-правовую практику в регулировании данного вопроса, где используется единый понятийный аппарат - "свобода совести и религии" - и уже сложившееся устойчивое восприятие свободы совести и вероисповедания (религии) именно как свободы мировоззрения. Единые концептуальные подходы к данному институту содержатся и в конституциях большинства государств мира, в которых, дабы избежать дискриминационного отношения к какой-либо группе граждан, речь идет именно о свободе совести и религии.

При характеристике свободы совести и вероисповедания как правового института необходимо также обратить внимание на следующее обстоятельство. Статья 28 Конституции РФ начинается со слов "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…". Эта формула повторяется в Федеральном законе "О свободе совести и о религиозных объединениях". Представляется, что, несмотря на равнозначность в понятийно-правовом смысле терминов "право" и "свобода", более обоснованным и приемлемым с точки зрения юридической техники и логики было бы применение термина "право на свободу совести и вероисповедания". Термин "свобода совести и вероисповедания" прежде всего предполагает, что человек свободен в субъективном смысле - в мыслях, мировоззрении. В объективном же смысле - в поведении и во внешнем проявлении, человек, находясь в обществе с государственным устройством, не может быть абсолютно свободным. Например, исповедуя ту или иную религию, он не должен разжигать религиозную вражду, принуждать к разрушению семьи по религиозным мотивам, оскорблять мировоззренческие (религиозные, атеистические, иные) убеждения других граждан. В соответствии с конституционно-значимыми целями и принципами правового государства права и свободы человека и гражданина в ряде случаев могут быть ограничены федеральным законом, что прямо вытекает из части 3 статьи 55 Конституции РФ. Следовательно, свободу совести и вероисповедания можно эффективно реализовать, лишь имея достаточные государственно-правовые гарантии по обеспечению данного права. И в этом смысле технико-юридическая конструкции "право на свободу…" более удачна и корректна[7]6. Не случайно именно такая конструкция используется во всех международно-правовых документах и в конституциях зарубежных государств применительно к вопросам свободы совести и религии. Свобода совести и вероисповедания согласно юридической литературе. В юридической науке свобода совести и вероисповедания рассматривается как совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления этой свободы. В теоретико-правовом аспекте концепция свободы совести и вероисповедания опирается на разработанное юридической наукой учение о субъективных правах и свободах личности. Свобода совести и вероисповедания рассматривается в качестве субъективной свободы, закрепленной Конституцией и принадлежащей каждому человеку. Она обладает всеми юридическими свойствами, характерными для основных свобод личности.

Свобода совести и вероисповедания - составная часть правового статуса человека и гражданина, одна из его неотъемлемых индивидуальных свобод получающих правовое закрепление в любом демократическом обществе. Правовой статус индивида - одна из важнейших политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии и состоянием законности. В общем виде правовой статус определяется в правовой науке как юридически закрепленное положение личности в обществе, совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности личности, признаваемых и гарантируемых государством. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, то есть реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Правовой статус личности фиксируется государством в конституциях, законах и иных нормативных правовых актах[6]7.

Права и обязанности являются важнейшими исходными элементами правового статуса личности. "Система прав и обязанностей - сердцевина, центр правовой сферы и здесь лежит ключ к решению основных проблем"[8]8.

В правах и обязанностях не только фиксируются образцы стандартов поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности.

С учетом современных подходов к правам человека, в правовой статус личности необходимо добавить и обязанности государства по отношению к личности. То есть, праву на свободу совести и вероисповедания должны корреспондировать соответствующие обязанности государства по гарантированию этого права, входящие в правовой статус личности. В противном случае права и свободы получаются декларативными и пустыми.

Таким образом, основу правового статуса личности составляют ее права, свободы и обязанности, а также соответствующие обязанности государства, закрепленные в Конституции РФ и других законодательных актах. Это главным образом и определяет правовое положение личности, ее гарантированные возможности по реализации свободы совести и вероисповедания, участия в религиозных и иных объединениях, образованных по мировоззренческому признаку.

По времени возникновения право на свободу совести и вероисповедания относится к первому поколению прав человека, сформировавшихся в процессе осуществления буржуазных революций и реализующих так называемую "негативную свободу". По своему содержанию это право относится к личным правам и свободам. Вместе с тем в советской государствоведческой литературе большинство авторов относили свободу совести к числу политических конституционных прав. Некоторые современные авторы и сегодня считают возможным отнести свободу совести и вероисповедания к политическим свободам.

В юридической литературе высказываются и иные соображения о групповой принадлежности права на свободу совести и вероисповедания. Например, А.И. Ковлер, рассматривая международные стандарты прав человека с применением классификации Д. Руже, относит право на свободу мысли, совести и вероисповедания к категории гражданских и политических прав. В свою очередь полагают, что свобода совести и вероисповедания входит в число личных (индивидуально-человеческих) прав и свобод, признающих и защищающих человека как отдельное природное и духовное существо, как свободную личность. В этой связи уместно заметить, что уже в начале ХХ века в трудах некоторых отечественных ученых-юристов свобода совести и вероисповедания рассматривалась как одна из важнейших личных духовных свобод.

При характеристике свободы совести и вероисповедания как правового института важно также рассмотреть собственно его содержание и выявить тенденции развития данного института.

Так, некоторые ученые усматривают в содержании свободы совести десять элементов: право граждан исповедовать любую религию; право не исповедовать и не признавать никакой религии; право свободно проводить атеистическую пропаганду, не допуская оскорбления религиозных чувств верующих; равноправие граждан независимо от их религиозной принадлежности; равенство всех религий перед законом; свободное отправление религиозных культов, поскольку оно не нарушает общественного порядка и не сопровождается посягательством на личность, честь и достоинство граждан; недопустимость административного принуждения в отношении исповедания или не исповедания религии; недопустимость культивирования вражды или ненависти в связи с религиозными верованиями; невмешательство государства в дела религии и невмешательство церкви и религиозных организаций в дела государства на основе полного отделения церкви от государства; светский характер всей государственной системы народного образования на основе полного отделения школы от церкви[8]9.

Сравнительно-правовое исследование категорий "свобода совести", "свобода вероисповедания" и "веротерпимость" было проведено Ф.К. Лауринайтисом. Подчеркивая сложность и многогранность категории свободы совести, Лауринайтис выделяет семь его аспектов: историко-философский, нравственно-этический, социологический, политический, атеистический, религиозно-теологический и правовой. Он отмечает, что категории "свободы совести", "свободы вероисповедания" и "веротерпимости" являются однопорядковыми, но, вместе с тем, имеют собственное содержание.

Под веротерпимостью Лауринайтис понимает допущение существования в странах различных вероисповеданий, наряду с государственной или особо покровительствуемой государством религии. Эта категория включает в себя право для всех исповедовать любую религию и отправлять религиозные обряды, но вместе с тем, привилегированное положение исповедующих государственную религию.

Под свободой вероисповедания понимается декларируемое и фактическое равноправие всех религий и верующих всех исповеданий. Свобода вероисповедания включает в себя следующие структурные элементы: право исповедовать любую религию, право отправлять религиозные обряды, право менять религию, равенство всех религий и всех верующих перед законом.

Свобода совести включает: право исповедовать любую религию, право отправлять религиозные обряды, право менять религию, право не исповедовать никакой религии, равенство всех граждан перед законом независимо от их отношения к религии. При этом свобода совести является самой широкой из всех указанных категорий, включая свободу вероисповедания.

Довольно широкий круг исследователей определяет содержание и понятие свободы совести с позиции гарантированности и соблюдения данного права, трактуют свободу совести как обеспечение в обществе демократических прав и свобод, реально гарантирующих личности свободный выбор между религиозным и атеистическим мировоззрением и возможность проявлять свои убеждения в обществе[9]10.

Многие понимают под свободой совести разрешенное и гарантированное законами государства право граждан свободно и самостоятельно определять свое отношение к религии, осуществлять вытекающие из этого отношения, действия при условии соблюдения законности и установленного в стране правопорядка.

Принимая во внимание многогранный характер свободы совести, некоторые правоведы рассматривают содержание этого института комплексно, как в философском, общесоциальном, так и в юридическом смысле, выделяя несколько его аспектов. Так, по их мнению, юридическое содержание свободы совести состоит из следующих компонентов:

1. Право на определение  своего отношения к вопросам  свободы совести. Это емкое правомочие  включает в свой состав право  иметь, выбирать и менять, исповедовать (не исповедовать) религиозные или  иные убеждения, в том числе  право на внецерковную религиозность, право на религиозное, научно-материалистическое  или иное мировоззрение, индифферентное  отношение к религии и свободомыслию;

2. Право действовать в  соответствии со своими убеждениями, включающее возможность распространять, проповедовать какое-либо вероучение, систему взглядов, убеждений, пропагандировать  их, а также свободно отправлять  культы, совершать религиозные обряды  индивидуально или совместно  с другими. Однако обеспечиваются  данные права постольку, поскольку  не нарушают общественного порядка  и безопасности, нравственного здоровья  граждан, не оскорбляют чувств  граждан в связи с их отношением к религии;

3. Право на тайну своих  религиозных или иных убеждений. Данное положение отражено в  пункте 5 статье 3 Федерального закона "О свободе совести и о  религиозных объединениях", который  определяет, что никто не обязан  сообщать о своем отношении  к религии;

4. Право на нейтральное  отношение со стороны государства  к законным формам проявления  свободы совести. В указанном  Федеральном законе этот элемент  свободы совести проявляется  в запрете должностным лицам  государственной власти, государственных  органов, органов местного самоуправления  использовать свое служебное  положение для формирования того  или иного отношения к религии, запрете сопровождать деятельность  органов власти публичными религиозными обрядами и церемониями;

5. Терпимость к инакомыслящим  и инаковерующим.

Определяют свободу совести как комплексный правовой институт, сочетающий в себе элементы личной и публичной свободы, право исповедовать или не исповедовать религию, отправлять или не отправлять религиозные культы, вести религиозную или атеистическую пропаганду. С точки зрения содержания свободы совести и вероисповедания, выделяется несколько форм реализации этого субъективного права:

1. Внутреннее отношение  человека к богу, то есть индивидуальное  право верить или не верить  в возможность его существования. Результатом реализации этого  права является формирование  у человека религиозных или  атеистических убеждений.

2. Внутреннее отношение  человека к вере - право на выбор  религии или отказ от признания  какого-либо учения, формирование  у человека собственной системы  морально-нравственных ценностей, основанной на индивидуальном убеждении.

3. Внешнее отношение в  религии, заключающееся в отправлении религиозных обрядов.

4. Пропаганда религиозных (атеистических) взглядов. Этот вид  поведения связан с реализацией  человека активной жизненной  позиции или с профессиональной деятельностью[11]11.

Отечественные ученые не выделяют в структуре свободы совести и вероисповедания право на объединение в религиозную организацию и свободу ее деятельности, ограничиваясь правом на совместное исповедание веры, что не одно и то же. Столь узкому взгляду на проблему способствует и действующая Конституция. Согласно ч.1 ст.30 Конституции РФ "каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется"[1]12. На вопрос, почему законодатель закрепил право каждого на любое объединение, в том числе и религиозное, а гарантирует свободу деятельности только общественных объединений, ответа в Конституции нет. Нет ответа на данный вопрос и в многочисленных комментариях к Конституции, подготовленных за последние годы.

Информация о работе Понятие свободы совести и свободы вероисповедания