Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 15:26, курсовая работа
Исследование избранной темы построено на применении диалектико-материалистических методов познания, системном и комплексном подходах к исследованию, использовании общенаучных методов исследования (наблюдения, сравнительного анализа, экспертных оценок, логического, социологического, исторического и иных методов), а также положений общей теории и истории права и научных трудов российских ученых, внесших значительный вклад в развитие исследований мусульманского права.
В связи с тем, что мусульманское право сложная правовая система, а объем настоящей работы ограничен, мы постараемся дать комплексную характеристику становления и развития мусульманского права, а также отдельных его институтов.
Цель настоящей работы состоит в изучении становления и развития мусульманского права, а также основных источников права мусульманского права.
Введение………………………………………………………………..….…3
Глава I. Возникновение и развитие мусульманского права…………..…….6
1.1. Становление мусульманского права…………………………….……..6
1.2. Основные источники мусульманского права………………………...11
1.3. Основные школы мусульманского права…………………………….17
Глава II. Основные институты мусульманского права………………….......24
2.1. Правовое регулирование имущественных отношений……………...24
2.2. Правовое регулирование семейных отношений……………………..30
2.3. Преступления и наказания…………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………….38
Библиография. ………………………
Основателем маликитской школы был Малик ибн Анас (713-795 гг.). Его труд «Аль-Муватта» считается одним из общепризнанных источников хадисов и теоретической основой этой школы. Учение, отраженное в «Аль-Муватте», является своего рода компромиссом между сборником преданий и трактатом по юриспруденции. Значительная часть этого труда состояла из судебных решений и мнений сподвижников пророка, которые давали ответы на практические вопросы юридического характера.
Большее значение Малик придавал букве Писания - Корану, а также Сунне. В случае же пробела в качестве источника права он использовал единогласное мнение (иджма), которое, однако, ограничивал мнением ученых города Медины, что придавало ему узкоместный характер. В случаях крайней необходимости Малик допускал личное усмотрение (рай). При вынесении самостоятельных суждений Малик разработал метод истислаха (решения ради пользы), заключавшийся в возможности руководствоваться при принятии решений интересами общего блага и отступать от некоторых норм, если они ему противоречат. Решения, принимаемые таким образом, не должны касаться вопросов веры и противоречить ей.
Маликитская доктринальная школа распространилась преимущественно в Северной Африке. В соответствии с законодательством, принятым в Ливии после 1971 г., наиболее авторитетные доктринальные произведения представителей маликитского мазхаба являются источником права в этом государстве. В Мавритании в 1980 г. был создан специальный уголовный суд, который вправе рассматривать дела на основе маликитской школы мусульманского права32.
Воздавая должное Абу Ханифе и Малику ибн Анасу как своим учителям, Мухаммед ибн Идрис аш-Шафии (767-820гг.) создал собственную школу, получившую название шафиитской. Разработанная им система права занимает как бы третье место между подходами Абу Ханифы и Малика ибн Анаса. Аш-Шафин придавал большое значение преданиям, но он не видел в них, подобно Малику ибн Анасу, единственного основания для решения дел. Не отвергая полностью рационального суждения и признавая кияс, он не уделял им такого большого внимания, как Абу Ханифа. Он стремился установить правила, при помощи которых из Корана и сунны можно было бы вывести нормы мусульманского права.
Четвертая ортодоксальная школа была основана учеником аш-Шафии Ахмадом ибн Ханбалом аш-Шейбани (780-855гг.). Эта школа характеризуется ультраконсерватизмом. В отличие от трех первых толков, учение Ибн Ханбала опирается почти исключительно на Коран и предания, в которых он находил единственно верное толкование для объяснения текстов Корана. Основы его правовых выводов по правовым вопросам составили именно хадисы. Ибн Ханбал самым критичным образом отрицал значение кияса в юриспруденции и был принципиальным противником каких бы то ни было нововведений (бида). Он стремился возвратить исламу его первобытную чистоту и простоту, а потому строже своих предшественников придерживался буквы Корана и сунны.
Одной из характерных черт этого толка выступала особая жестокость системы наказаний. Крайним консерватизмом, непризнанием каких-либо новшеств, буквалистским исследованием хадисов и Корана как единственных источников права ханбалиты снискали себе печальную славу инициаторов кровавых столкновений.
В X в. широкое распространение получила захиритская правовая школа, основанная Дуадом аз-Захири (ум. 883 г.). Правоведы этой школы в юридических решениях полностью отвергали суждения по аналогии, а иджму в качестве источника права допускали лишь в случае крайней необходимости и ограничивали ее кругом сподвижников пророка.
Мусульманские правовые школы отличались друг от друга не только с точки зрения признаваемых источников мусульманского права, но и по своему подходу к отдельным институтам шариата. Так, по вопросам собственности наибольшее различие было связано с трактовкой правового положения вакфов – имущества, изъятого из оборота и предназначенного на благотворительные религиозные цели. По мнению суннитских правоведов, имущество становилось вакфной собственностью после фактической передачи этого имущества лицу, в чью пользу назначен вакф.
Шиитские правоведы считают, что вакф возникает с момента устного или письменного заявления лица, передавшего свое имущество для использования в благотворительных целях. Он не имеет права учреждать вакф в свою пользу. Более того, при жизни такое лицо не имеет права уреждать вакф в пользу членов своей семьи. Оно может лишь выделить имущество на построение и содержание для себя гробницы или на расходы по молитвам в свою пользу.
Шиитское направление в исламе имеет собственные школы богословия и права: джафаритскую, исламистскую и зайдитскую. Наибольшим влиянием пользуется джафаритская богословско-правовая школа, основанная Джафар ас-Сидиком (702 - 765 гг.). Отличительной чертой всей шиитской правовой системы является неприятие аналогии (кийас) как источника права, прочно утвердившееся с VIII в. и основанное на том, что выводы, полученные в результате умозаключения по аналогии, являются лишь вероятностными, а не строго достоверными. Шииты выделяют следующие четыре основных источника права: Коран, Предание (Сунна), иджма (единогласное мнение) и акл (разум или обращение к разуму). Последний является только шиитским источником. В Иране, где большинство мусульман составляют шииты, право восприняло в качестве источника выводы джафаритской школы мусульманского права33.
Формирование основных суннитских мазхабов завершилось к X - XI вв., и в это же время возникла концепция о «закрытии врат иджтихада». В теории мусульманского права под иджтихадом понимается право принятия свободного решения авторитетным правоведом (муджтахидом) и творческая разработка юридических и религиозных норм в случае умолчания Корана и Сунны. После «закрытия врат иджтихада» появление новых мазхабов стало невозможным, и начался «век таклида» (подражания, следования авторитетам). Отныне правоведы должны были выбирать уже существующие школы. Утвердилась идея, что только авторитетные ученые прошлого имели право на самостоятельное толкование Корана и Сунны. Со временем различия между четырьмя суннитскими мазхабами стали стираться, и в настоящее время каждый мусульманин-суннит может обратиться к судье, принадлежащему к любой из четырех школ.
Деятельность основных школ-мазхабов способствовала дальнейшему развитию мусульманского права, рациональному осмыслению новых явлений общественной жизни, выработке целого ряда абстрактных правил, отказу от некоторых явно устаревших («пережиточных») норм. Но постепенно углублялись противоречия и расхождения между этими школами по важнейшим вопросам права.
Ряд самостоятельных школ возник и на базе шиизма: исмаилитская, джафаритская, зейдитская и др. Таким образом, к концу Средневековья шариат, доктринальная и нормативная основа которого усложнилась и претерпела существенные изменения, стал чрезвычайно сложным и необычным правовым явлением.
Глава II. Основные институты мусульманского права
2.1.Правовое регулирование имущественных отношений.
Хотя шариат не знал как такового деления права на отдельные отрасли, гражданско-правовые отношения. В частности право собственности, договорное и деликтное право, получили в нем заметное развитие.
Особое внимание в шариате уделялось «праву личного статуса». В Арабском халифате, как и во многих других государствах средневекового Востока, не сложился особый сословный строй с присущей ему иерархией неравноправных сословно-корпоративных групп. По мусульманскому праву юридическое положение лица определялось его вероисповеданием. Полноправный личный статус по шариату имели только мусульмане. Лица, исповедовавшие христианство или иудаизм (так называемые зиммии), находились в приниженном положении и были обязаны платить тяжелый государственный налог (джизья). Нормы шариата применялись к ним лишь в тех случаях, когда они заключали сделки с мусульманами или совершали преступления. Развитие социальных отношений оказало влияние на положение рабов. Они не признавались субъектами права, но могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и приобретать право собственности на имущество. Отпуск рабов-мусульман на волю рассматривался как богоугодное дело34.
Характерной чертой правового статуса личности по шариату являлось также неравенство мужчины и женщины. Однако положение женщины в семье не было приниженным, особенно в тех случаях, когда она исправно выполняла свой семейный долг.
Поскольку согласно религиозным представлениям шариата субъектом права являлся лишь Аллах35, то мусульманин рассматривался как носитель установленных богом обязанностей. Лишь в той мере, в какой он соблюдал свой религиозный долг, следуя велениям ислама, он получал право на предусмотренные шариатом притязания и на другие юридические возможности. Поэтому мусульманские правоведы разрабатывали не столько вопрос о правоспособности, сколько вопрос о дееспособности лица, т.е. о его возможности участвовать в сделках и в иных правовых актах. Гражданско-правовая дееспособность рассматривалась в качестве необходимого условия для приобретения имущественных прав. В полном объеме дееспособность предоставлялась лицам, достигшим совершеннолетия и находившимся в здравом рассудке. Право устанавливать факт достижения совершеннолетия в каждом отдельном случае осуществлялось судьей, который решал этот вопрос по своему усмотрению36. Было известно также понятие ограниченной дееспособности для малолетних, слабоумных, лиц, находившихся в состоянии опьянения и проч.
Важное место в мусульманской правовой доктрине занимали нормы, регламентирующие имущественные отношения. Прежде всего, в правовой доктрине было закреплено представление об имуществе как об объекте вещных прав. Особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в собственности мусульманина. Это воздух, море, пустыня, мечети, водные пути и т.п. Не признавалась собственностью мусульман и на так называемые «нечистые» вещи – вино, свинину, книги, противоречащие положениям ислама, и т.д. Нередко в ходе арабских завоевательных походов эти вещи подвергались уничтожению, хотя вопрос о праве на истребление имущества, принадлежащего неверным, был спорным и толковался по-разному в различных мазхабах. Мусульманскому праву было известно также деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, характризующиеся индивидуальными признаками и не имеющие таковых и т.д. Большое внимание мусульманские правоведы уделяли классификации земельных имуществ. В особые группы выделялось государственное имущество, земли, принадлежащие частным лицам, брошенные и непригодные для обработки земли37.
Среди земельных прав выделяли:
- Хиджаз – земли, на которых, по преданию, жил пророк Мухаммед. Эти земли имели особый правовой статус, здесь могли селиться только мусульмане, здесь нельзя было рубить деревья, охотиться.
- Мульк – категория земель, находившихся в частной собственности.
-Икта – условное земельное держание, выделяемое за службу.
- Вакф (вакуф) – земли, принадлежавшие религиозным учреждениям (мечетям, медресе), переданные собственником религиозным или благотворительным организациям. Лицо, установившее вакф, теряло право собственности, но сохраняло право управления имуществом и на часть доходов от него38.
В шариате подробно определялись способы возникновения права собственности, причем по некоторым из них правоведы, представители разных мазхабов, высказывали разноречивые мнения. Завоевательные походы арабов с большой остротой поставили вопрос о правомерности военных захватов, о самом порядке возникновения права собственности на захваченное имущество. Завоеванные земли по общему правилу рассматривались как собственность государства и поступали в распоряжение халифов и эмиров. Правовой статус иного имущества, добытого у неприятеля, определялся прежде всего в зависимости от того было ли оно получено насильственным или ненасильственным путем. Имущество, захваченное силой, делилось на несколько частей, размер которых по-разному определялся в отдельных мазхабах. Одна из них переходила в собственность добытчика, вторая должна была быть передана государству, третья – мечетям. Шариату были известны и такие способы приобретения права собственности, как наследование, договор, находка вещи. В последнем случае своеобразным было то, что владелец земли, нашедший на своем участке чужую вещь, становился ее собственником.
Сложившейся в мусульманских государствах строй отношений собственности тщательно регламентировался и охранялся нормами шариата. Праву частной собственности приписывалось божественное происхождение, оно рассматривалось как постоянное и неограниченное. А собственник имел абсолютную свободу распоряжения своим имуществом. Незыблемость частной собственности выводилась непосредственно из Корана, где говорилось: «И не простирай своих глаз на то, чем Мы наделили некоторые пары»39.
Особый правовой режим имели земли, составлявшие первоначальную территорию мусульманской общины (Мекка с прилегающей территорией), которые назывались хиджаз. На этих землях могли селиться только мусульмане, здесь нельзя было рубить деревья, охотиться и т.п. Население покоренных земель, как правило, теряло свои собственнические права, которые переходили государству. Землевладельцы же рассматривались теперь, как арендаторы и обязаны были платить тяжелый налог (харадж).
Частная феодальная собственность в Арабском халифате (мульк) имела подчиненное значение по сравнению с государственной собственностью и общинными землепользованием и не получила широкого распространения. В отличие от феодальной собственности в странах Европы она не имела иерархической структуры, не связывалась условиями службы. С ростом государственного земельного фонда и развитием феодальных отношений получили распространение и условные формы земельных владений. Часть захваченных земель стала предоставляться отдельным представителям феодальной верхушки за военную или государственную службу (икта). Владелец такой земли (мукта) получал право собирать в свою пользу подати с подвластного населения. Поскольку икта со временем стала передаваться по наследству, по своему фактическому положению она приближалась к землям, закрепленным на праве собственности. Согласно первоначальному толкованию Корана пресная вода, так же как и воздух. Считалась общим достоянием. Но постепенно колодцы, пруды и мелкие озера переходили в собственность крупных землевладельцев. Лишь значительные реки и озера по-прежнему входили в общую систему общинной и государственной собственности, что определялось необходимостью совместных ирригационных работ, осуществляемых под контролем должностных лиц.
Имущество, составляющее вакуф, не могло быть предметом купли-продажи, залога и т.д. Вакуфные земли, однако, могли сдаваться в аренду или обмениваться на равноценное земельное имущество. Данный институт широко использовался богатой верхушкой с целью уклонения от уплаты высоких налогов, поскольку имущество, составляющее вакуф, освобождалось от государственного обложения.