Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 21:56, контрольная работа
Вопрос № 1. Права человека в воззрениях Радищева и Декабристов.
Вопрос 2. Взгляды на проблемы прав человека Б. А. Кистовского. П. А. Новгородцева.
Вопрос № 3. Развитие идей прав человека в трудах Е. Н. Трубецкого, Б. Н. Чичерина, В. С. Соловьева.
Выступая с обоснованием демократических социальных реформ, Новгородцев считал необходимым создание в России правового государства. В 1920 г. Новгородцев эмигрировал и в 1922 г. выступил основателем и первым деканом Русского юридического факультета, а также председателем Религиозно-философского общества им. Вл. Соловьева в Праге. В последний период жизни в творчестве Новгородцева усилились религиозные настроения: все движение человечества представлялось ему по пути к теократии; связь права и нравственности он полагал в более высоком единении на основе религиозного закона.
Философ и теоретик права и государства Богдан Александрович Кистяковский (1868—1920) в своем основном произведении "Социальные науки и право: Очерки по методологии социальных наук и общей теории права" (1916 г.) глубоко исследовал понятие права как социального явления и как части духовной жизни человека, методологию изучения права, вопросы государственной власти, проблемы прав человека и гражданина, идеи правового государства и возможности перехода к социально-справедливому государству.
Кистяковский, как и другие сторонники неокантианской методологии, различал науки о природе и науки о культуре. Для первых наук характерен закон причинно-следственных отношений, для вторых, к которым относится и правоведение, — закон цели, согласно которому люди осуществляют свою деятельность в обществе.
Гуманитарные науки, в том
числе наука о праве, подобно естественным
наукам, должны строиться, по учению Кистяковского,
на основе множественности понятий. Коль
скоро "право входит в различные сферы
человеческой жизни и деятельности, которые
могут составлять предмет различных отраслей
гуманитарных наук", то понятие права
сводится к четырем основным определениям:
государственно-
Государственно-
Социологическое понятие права обращает внимание на право как на совокупность осуществляющихся в жизни правовых отношений. Право, согласно этому подходу, отмечал Кистяковский, представляет собой социальное явление, заключающее в себе широкий круг национальных, бытовых, экономических и других отношений. Во взаимодействии с ними право вырабатывается, изменяется, развивается. Такое правопонимание, считал ученый, безусловно, шире государственно-повелительного, поскольку обнимает и обычное, и государственное, и международное право во всем их объеме. К недостаткам этого правопонимания Кистяковский относил отсутствие четких границ между правовыми и неправовыми отношениями. В силу неясности критерия — что именно считать правом— социологи права, отмечал ученый, любят обращаться к словесным определениям типа "социальная солидарность", "замиренная среда" и т.п. Однако подобное правопонимание содержит в себе "чисто этическое содержание".
Психологическое понятие права, выдвинутое Л. И. Петражицким, представляет собой "совокупность тех психических переживаний долга или обязанности, которые обладают императивно-атрибутивным характером". В итоге, заявлял Кистяковский, создалось такое широкое понятие, "что объектом его оказалось не само право, а правовая психика". Вместе с тем за рамками этого правопонимания осталось содержание объективного права.
Нормативное понятие права признает право как "совокупность норм, заключающих в себе идеи о должном, которые определяют внешние отношения людей между собой". Это понятие права обладает большой познавательной ценностью, считал Кистяковский, поскольку указывает на устойчивый характер права (долженствование), который не определяется исчерпывающим образом ни одним другим правопониманием. Недостаток нормативного правопонимания заключается в том, писал он, что оно не всегда определяет реальное, действующее право, поскольку характер долженствования распространяется на то право, которое было бы желательно с точки зрения современного правосознания.
Кроме этих четырех "теоретических понятий" права Кистяковский определил "технические понятия", к которым относил юридико-догматическое и юридико-политическое понятия. Назначение этих понятий, по его мнению, заключается в определении и систематизации правовых явлений для решения чисто практических задач догматической юриспруденции.
"С точки зрения
юридической догматики право
представляет собой
Юридико-политическое понятие права, или политику права Кистяковский определял как совокупность правил, помогающих находить и устанавливать какие-либо устойчивые нормы в общественной жизни, тем самым закрепляя за ними правовой характер. Политика права — это раздел, наименее разработанный из всех способов научного изучения права, поскольку для построения научной политики права, по его убеждению, необходима не только разработанная система социальных наук, но и этика, которая могла бы дать ориентир для всех других отделов политики — промышленной, аграрной, торговой и др.
Все эти понятия права (четыре теоретических и два технических) не должны быть сводимы друг к другу. Между ними нет логической подчиненности, и поэтому они должны изучаться параллельно. Но, несмотря на множественность научных понятий права, утверждал Кистяковский, право как явление едино. Применяя различные методы изучения одного явления социальной жизни — права, в правоведении нельзя создать единого научного понятия права, таких понятий будет несколько. Разработкой этих понятий должна заняться, по мнению Кистяковского, общая теория права. Нельзя довольствоваться только перечислением разных правопониманий, необходимо, считал ученый, "найти такие логические формы, которые объединили бы различные научные понятия явлений, лежащих в основании культурных благ".
Концепция Кистяковского была ориентирована на изучение права как части культурного творчества людей, т.е. на исследование права в сфере оценок и целей. Он различал в понятии права сферу бытия, социального явления, факта общественной жизни и сферу долженствования, нормы, области морали. Следуя Канту, ученый утверждал, что в основе права как проявления нравственности лежит принцип этического долженствования, предполагающий построение мира ценностей. Понятие "ценность" (право как порядок, свобода, личная безопасность и т.п.) находится в сознании человека, но значение этого понятия проявляется в действиях людей. Ценности составляют, по Кистяковскому, особый вид бытия, а именно — "культурную общественность". Это — особый мир, мир ценностей, который возникает из духовных потребностей человека. Он существует параллельно с миром природы и должен так же глубоко исследоваться человеком. Объектом подобного изучения для юриста должно быть признано правосознание людей, понимание ими значения права для регулирования социальных отношений и поддержания общественного порядка.
Кистяковский отождествлял конституционное и правовое понятия государства. Государство и право, утверждал Кистяковский, возникли и некоторое время развивались независимо друг от друга, однако постепенно государство стало признавать своей важной обязанностью заботу об охране права. Появилась возможность произвола, поскольку государство сделалось единственным судьей в вопросах действующего права. Но вскоре, замечал Кистяковский, обнаружилось, "что в силу самой природы государства для него существует принудительная необходимость основываться в своей деятельности на праве". "...Доставляя государству опору, право вместе с тем постепенно обязывает его самого следовать правовым предписаниям и нерушимо их соблюдать. Идя этим путем, право с течением времени все больше и больше расширяет свое господство над государством. В конечном результате этого процесса право перестраивает государство и превращает его в правовое явление или в создание права". Таким "созданием права", утверждал ученый, может быть признано только "современное конституционное или правовое государство".
Кистяковский критически исследовал современное ему российское правосознание и отмечал, что в России, в первую очередь со стороны интеллигенции, нет интереса к правовым идеям. Правовой нигилизм в России — свидетельство, по его мнению, "отсутствия какого бы то ни было правового порядка в повседневной жизни русского народа", желание решать спорные дела не формально, на основе норм права, а по совести, любая гарантированность правом считается в России отсутствием доброго чувства и т.д. Кистяковский в работе "В защиту права" приводит стихотворные строки поэта-юмориста Б. Н. Алмазова (вложенные в уста К. С. Аксакова взгляды славянофилов): "По причинам органическим мы совсем не снабжены здравым смыслом юридическим, сим исчадьем сатаны. Широки натуры русские, нашей правды идеал не влезает в формы узкие юридических начал".
Как ориентир для развития государства Кистяковский предлагал идею правового и социально-справедливого государства. В России, отмечал Кистяковский, несмотря на то, что в обществе по большей части "не встречается правильного понимания истинной сущности права, тем не менее, создаются формальные предпосылки (государственные реформы), которые необходимы для того, чтобы авторитет права был незыблемо утвержден в нашей государственной, общественной и частной жизни". Право, по глубокому убеждению Кистяковского, должно быть "совершенно независимо от того, какие политические направление господствуют в стране и правительстве. Право, по самому своему существу, стоит над партиями..." "Наши юристы прежде всего должны настаивать на признании за правом самостоятельного значения, так как право должно быть правом, а не каким-то придатком к экономической, политической и другим сторонам общественно-государственной жизни", — писал Кистяковский. Долг российских юристов — "способствовать всеми силами повышению авторитета права, а это повышение возможно только при неуклонном осуществлении правовых норм". Высшее благо для России, заявлял ученый о современном ему праве, — это "определенность, прочность и устойчивость права".
Заслугой Кистяковского является глубокое обоснование множественности методов в изучении права. Руководствуясь этим подходом, он и разработал четыре теоретических и два технических понятия права, вместивших в себя все достижения юридической науки того времени. Объединяющим эти понятия права фактором он считал философию культуры, ориентируя всех лиц на участие в "созидании, применении и осуществлении права" через "творческий порыв, запросы разума, напряжение чувства и усилия воли". "Для права недостаточно духовной активности со стороны только законодателя, судьи и администратора. Каждый гражданин должен быть духовно деятельным в области права и по-своему творить его", — писал Кистяковский.
В своей концепции ученый обосновывал
необходимость множественности научных
понятий права. Исследование вопросов
об отношении между правом и государством,
правом и хозяйством, правом и обществом,
правом и нравственностью, правом и религией
и т.д. требует методологии, способной
изучать это социальное явление с нормативной,
социологической, государственно-
Различные понятия права, по убеждению Кистяковского, должны быть не только ориентированы на изучение культурных благ, но и объединены с помощью каких-либо синтетических форм в новый вид познавательной деятельности человека. Эта проблема общего учения о праве остается актуальной и в настоящее время.
Вопрос № 3. Развитие идей прав человека в трудах Е. Н. Трубецкого, Б. Н. Чичерина,
В. С. Соловьева.
В последнее время на страницах научных изданий все чаще появляются работы, посвященные научному наследию русских правоведов конца XIX — начала XXв., в том числе работам Бориса Николаевича Чичерина. Произведения Чичерина получили довольно широкую известность уже при его жизни и были высоко оценены такими исследователями, как П. И. Новгородцев, Н. О. Лосский, Л. А. Тихомиров, Е. Н. Трубецкой, В. В. Зеньковский и др. Среди идей Б. Н. Чичерина указанные мыслители особо выделяли определение человеческой личности как абсолютной ценности и установление правовых гарантий ее свободы в государстве. Приведем одно из его характерных высказываний: «Человек всегда должен оцениваться как цель и никогда не должен быть низведен на степень простого средства... Индивидуализм, состоящий в признании свободы лица, составляет краеугольный камень всякого истинного человеческого здания». Образование государства, политической власти и права в понимании Чичерина основано на признании у лица свободной воли, которая и выступает в качестве творческой, созидающей силы. Возникает вопрос: обусловлено ли наличие свободной воли каким-либо внешним действием, либо, напротив, свободная воля лица есть данность? Ответ в данном случае однозначен: человек как носитель Абсолютного Разума, Абсолютной Идеи изначально наделен способностью мыслить, способностью жить по самостоятельным, установленным самим человеком законам. Поскольку же человеческое общество в своей совокупности есть самостоятельная, духовная (в отличие от живой природы) область бытия, то и образование, и развитие различных человеческих союзов происходят по законам развития Абсолютного Разума. Подобные союзы также являются областью проявления Абсолютного Разума. На этом основании Чичерин делает следующий вывод: лицо не наделяется правами, «но признание за лицом прав составляет коренное начало правоведения». Именно признание за лицом естественных и неотъемлемых прав позволяет установить известную связь политико-правовых взглядов Чичерина с основными идеями теории естественного права. Попытаемся определить, имеются ли основания для подобного утверждения, и если да, то как идеи естественного права трактуются в политических произведениях Б. Н. Чичерина. Остановимся лишь на некоторых, наиболее характерных аспектах указанной проблемы: понятие права (в том числе и естественного), определение роли личности в государстве и обеспечение ее «естественных» прав и свобод. Идея естественного права не сразу получила признание, хотя встречалась еще в трудах античных мыслителей, например Аристотеля, римских юристов и средневековых схоластов.6 Наибольшее распространение она получила в XVII—XVIII вв. благодаря трудам Г. Греция, Ш. Монтескье, Д. Локка, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо. Со временем менялось понимание «естественного права», его целей и задач. Так, Г. Ф. Шершеневич различал следующие направления этой теории. Естественное право — это: 1) то, что было бы, если бы не существовало государства и установленных им законов; 2) то право, которое действовало на самом деле в естественном состоянии; 3) то право, которое должно применяться там, где молчат законы, а иногда и там, где они противоречат разуму. Анализ ранних направлений школы естественного права несколько выходит за границы предмета нашего исследования. Кроме того, следует отметить, что точка зрения на естественное право, к примеру, Т. Гоббса (первое направление, по классификации Г. Ф. Шершеневича) подвергалась критике еще со стороны Д. Локка. Отметим лишь (допуская известную степень обобщения, необходимую для последующего анализа), что основополагающая идея теории естественного права состоит в следующем: человек является от природы абсолютно свободным лицом, и этот факт есть такой же неизменный закон природы, как и иные. Например, один из основоположников теории естественного права Г. Гроций считал, что естественное право является настолько неизменным законом природы, что его не мог бы изменить и сам Бог. Даже если допустить, что Бога не существует, писал Гроций, этот закон все равно имел бы место.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Теория государства и права"