Шпаргалка по «История таможенного дела и таможенной политики России»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 21:00, шпаргалка

Краткое описание

Предмет, задачи курса «История таможенного дела и таможенной политики России». Таможенное дело и таможенная политика России. Соотношение понятий.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word_otvety_po_itd.doc

— 350.50 Кб (Скачать документ)

запрещалось под угрозой  изъятия их в пользу государя. В  зимнее время

торговые люди имели  право объезжать мытные заставы  на мостах, и

перевозах по льду, освобождаясь от уплаты мостовщины. Мытчикам же

запрещалось откалывать лед по берегам.

Ряд пунктов главы  «О мытах, и о перевозах, и о  мостах» был посвящен

ответственности вотчинников  за соблюдение исправного состояния  дорог,

мостов и переправ. Кроме того, помещикам и вотчинникам запрещалось

создавать новые дороги вместо старых, если это не было выгодно  для

торговых людей. Строительная деятельность вотчинников оговаривалась

особо: если она могла  привести к порче указанных дорог, мостов и переправ,

то в этом случае вотчинник обязан был сооружать новые дороги. Также

запрещалось вводить  дополнительно к установленному ранее мыт и другие

пошлины.

Анализируемая глава  явилась важным документом, закрепившим  права

господствующего класса на таможенные привилегии, обозначила

обязанности феодалов по поддержанию в исправности дорог, мостов и

переправ, что способствовало перемещению товаров, развитию торговли и

складыванию всероссийского рынка.

 

10. Торговый (таможенный) устав 1653 г. и его значение.

25 октября 1653 г. царь  Алексей Михайлович подписал Именной указ с

боярским приговором «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием по сколько взято и с каких товаров». Указ заменял прежние многочисленные сборы единой рублевой пошлиной.

 Указ устанавливал равное для всех таможенное обложение торговых сделок единой таможенной пошлиной. Частично были упразднены приезжие сборы. В основу расчета пошлины была положена продажная цена товара —

фактически государство  забирает часть прибыли торговца, и тот должен

переложить убыток на покупателя. Сумма пошлины составляла 5% от цены

товара (10 денег — 5 копеек с рубля). Простой подсчет показывает, что

пошлина значительно  превышала имевшиеся ранее торговые пошлины, что по замыслу составителей документа, должно было компенсировать казне потери от отмены большинства других пошлин. Несколько по иному собиралась пошлина, если купец покупал товар в одном месте страны, а продавал его в другом. В этом случае пошлина фактически делилась на две части. Первая — пошлина с денег, на которые покупаются товары для последующей продажи, взималась 2,5% от общей суммы покупки. После уплаты пошлины купцу выдавалась «выпись». Продажа таких же товаров в другом городе, селе, местности оплачивалась в размере 2,5%. В этом случае общая уплаченная сумма составляла 5% от стоимости товара и была равна обыкновенной торговой пошлине. Перекупщик ставился здесь в равные условия с купцом.

Это был единственный случай взимания пошлины с покупателя, который покупает товар не с целью  использовать его, а продать. Положение Указа упрощало и упорядочивало уплату торговых пошлин. С этих пор рублевая пошлина стала единственной. Это положение Указа действительно

максимально упрощает и  упорядочивает уплату торговых пошлин.

Определялось, что единственной пошлиной, которая уплачивается с товара,

является рублевая.

Проезжие, мелкие пошлины  отменялись и для не привозных, и  для

привозных товаров, сохранялись  лишь перекупные пошлины с привозных

товаров. В одном из вариантов дошедшего до нас Указа  приводится также

конкретный список отмененных мелких пошлин — посаженное, полозовое,

отвозное, головщина, мытовое  и т.д. Пошлины взимались как  с привозных, так и н епривозных товаров, с местных жителей и  приезжих в одинаковом размере.

Это уравнивало исходные возможности конкурирующих на рынке продавцов и устраняло препятствия, вызванные дифференциацией пошлин. Пошлина берется с денег, а не с товара. Указ гласил, что если купец везет с собой «золотые, ефимики и деньги», то есть обладает определенной суммой, которая

предназначена не для торговли, то «и с тех золотых и с ефимиков и с денег

пошлины не имать», т.е. обложение  пошлиной ввозимых и вывозимых

денежных сумм возможно лишь в случае использования таковых  для покупки товара. Указом определялась ответственность плательщиков таможенных пошлин за укрытие товаров, за снижение цен и др. В Указе также содержатся положения об обязанностях таможенных голов и целовальников. Люди «торговых чинов» говорилось в документе, не имеют права утаивать товары от обложения пошлинами, утаивать деньги, которые предназначены для покупки товаров на продажу, а также занижать на них цены. Все товары, деньги должны быть предъявлены в соответствующей таможне, а цена продажи «сказывается прямо в правду, без хитрости». Таможенным чиновникам запрещалось злоупотреблять своим положением, ставить цену на товар при расчете цены пошлины выше покупной. За нарушение этих требований Указ предусматривал санкции к нарушителям. Если таможенный голова или целовальник завысит продажную цену товара и получит лишнюю пошлину, то им «иметь наказание без всякой пощады». Такое же наказание предусматривалось и для купцов, которые не предъявили всего товара для досмотра или занижали его цену.

В Именном указе было также отражено требование о снятии

ответственности с купца  за действия его подчиненных Правительство

стремилось выявить  сокрытия таможенных платежей, используя  для этого

самые жестокие способы. Для определения факта утаивания  товара

таможенным чиновникам было дано право обыска. В случае необходимости

такие же меры применялись  и к иностранным купцам. Вводилось  и такое

новшество, как выписи о количестве и наименовании товаров, провозимых

через таможню в Москву из городов или из Москвы в города. На выписях

ставили таможенные печати. В Указе нашла отражение политика, проводимая по отношению к иностранным  купцам. Правительство, допуская торговлю, стремилось не допускать утечку богатств за рубеж на не выгодных для государства  условиях. Для иностранцев устанавливались пошлина 6% (2

алтына — 12 денег 6 копеек) и подорожные подати при перемещении  товаров в городах России. Если же русские товары вывозились за границу, то с иностранцев брали пошлину  четыре деньги с рубля — всего 2 % таможенный налог. Льготные таможенные пошлины устанавливались для купцов Греции и Персии (всего 1 %). Вводились единые хлебные меры. Особые пошлины вводились на соль, пушнину и другие товары. На соль устанавливалась 10%-ная таможенная пошлина. С соболей, с мягкой рухляди и рыбы также устанавливалась рублевая пошлина, т.е. с цены товара. Упорядочивались и пошлины за хранение товаров.

11. Таможенное регулирование внутренней  торговли по Новоторговому уставу 1667 г.

Главным препятствием на пути развития внешней торговли были

определенные привилегии иностранцев. Необходимо было разработать и

принять к руководству  новый документ, который бы закрепил некоторые

положения Именных указов и обеспечил правовое закрепление  выработанных ранее правил таможенных обрядностей и защитил русских купцов от засилья иностранцев. С этой целью был разработан Новоторговый устав (принят 22 апреля 1667 г.). В его подготовке принимали широкое участие представители боярства, купечества, посадского люда и других сословий. Основу этого документа составили положения Именного указа от 25 октября 1653 г., практически полностью вошедшие в Новоторговый устав.

Согласно Уставу внешние  таможенные пошлины делились на ввозные  и

отпускные, внутренние — на рублевую, перекупную и различные сборы. Цель внешних торговых пошлин — сбор с товаров, перемещаемых в Россию из-за границы. В Уставе рублевая пошлина в отличие от внешних таможенных сборов была не только проезжей, но и торговой. Ею облагались товары, предназначенные для продажи, при перемещении в город или селение, где находилась таможня. Не подвергались оплате рублевой пошлиной лица, независимо от сословного положения перевозящие товары для внутреннего пользования. В местах, где не было таможен, товары местного производства продавались совершенно свободно. В Москве ремесленники продавали свои изделия на площадях без таможенного обложения. Но как только крестьяне привозили свои продукты в город для продажи или же продавали купцу, который вез их в город, то эти продукты облагались пошлиной. Изделия, вывозимые из города, также подлежали представлению в таможню и оплачивались пошлиной. Товары внутреннего производства подлежали оплате рублевой пошлиной один раз, когда впервые представляли товар в таможню: на них выдавалась выписка, и с таким «ярлыком» товар мог свободно перемещаться по всей России и при перепродаже его в другие руки уплачивалась только сравнительно незначительная перекупная пошлина.

Пошлина взималась в  виде определенного процента с продажной

стоимости товара, или  нескольких денег с рубля —  отсюда и само ее название. Ее размер составил 10% (гривна с рубля) с соли, 2,5% (5 денег с рубля) — с сибирских соболей, привозимых в Москву, и 5% (10 денег с рубля) — со всех прочих товаров Согласно общему правилу, пошлина взималась с продавца при самой продаже. Перекупщик мог внести в таможню деньги, предназначенные для покупки товаров, и получив выписку, при представлении которой при покупке товаров продавец освобождался от уплаты той части сбора, которая была уплачена при внесении денег. Если же покупатель продавал свои товары и на вырученные деньги тут же покупал новые, то с него взыскивалась пошлина только за проданные товары, а за купленные взималась пошлина при вторичной перепродаже. Перекупная пошлина взималась при перепродаже в другие руки товаров, уже оплаченных рублевою пошлиной. Из сборов частноправового характера, действовавших в прежнее время, оставлены были в силе сборы за помещение (амбарное, аршинное и т.п.) и перевозное.

Отпускные товары, продаваемые  на вес, облагались 4%-ной пошлиной (8 денег с рубля), продаваемые не на вес, — 5%-ной (10 денег с рубля).

Существовали исключения, например, рыба, с которой взимались

специальные более высокие  сборы. Многие товары, составляющие предмет

заповедной царской  торговли, были запрещены к вывозу частными людьми

(по беломорской торговле — хлеб, пенька, шелк-сырец и др.). Если

заграничные товары покупались русскими торговцами на деньги, вырученные от продажи русских продуктов, или  же выменивались на последние, то пошлина  при такой сделке не взыскивалась совсем при условии, что русские товары уже были оплачены пошлинами при покупке на внутреннем рынке. С подобных заграничных товаров взималась только 5%-ная рублевая пошлина во внутренних городах, где они шли в продажу. Соответственно если иностранец покупал в порту или пограничном городе русские товары на наличные деньги, то согласно уставу, правильность оценки, сообразно которой устанавливалась пошлина, контролировалась таможенным головой или помощниками, которые должны были лично присутствовать при заключении важнейших торговых сделок между русскими и иностранными торговцами. За каждое нарушение таможенного порядка купец (отсутствие или нехватка грузовых документов, занижение стоимости товара) наказывался конфискацией товаров в пользу Великого Государя.

Таможенный голова обязан был отслеживать качество заграничных

товаров, наличие на них  фабричного клейма на тот случай, если товар

окажется некачественным, «огласить приговор воровскому мастеру  и отослать с бесчестием с ярмарки». На таможенного голову возлагалась  обязанность обращать особое внимание на привоз ювелирных изделий (жемчуга, драгоценных камней), которые могли быть скрыты от досмотра, остерегать торговых людей от покупки таких товаров. С вывозных товаров не взималась отпускная пошлина. А так как русских товаров всегда вывозилось более, чем ввозилось иностранных, то понятно, что на границе с привозных товаров не взималось никакой пошлины, а на внутреннем рынке они оплачивались сбором в 5% цены при продаже.

В Новоторговом уставе довольно подробно изложены правила

таможенного контроля. Товары, привозимые на продажу, подвергались

подробному и тщательному  досмотру. Товары, прибываемые через

Архангельск, подвергались досмотру два раза: те, которые шли  из России, — в Вологде и других городах, где они грузились на суда, и в Архангельске.

Следует отметить, что  вмешательство государства во внешнюю  торговлю ограничивалось запрещением  вывозить золото в Кизылбаш (Астрахань), внушением купечеству остерегаться покупать предметы роскоши. Первое из этих решений имело, конечно, чрезвычайно  важное значение, так как, в сущности, было почти равносильно запрещению вывозить драгоценные металлы из России, т.е. осуществлялась политика меркантилизма. Через территорию России в Западную Европу шли многие азиатские товары, провозимые транзитом. Ценность всех товаров, вывозимых из России в западные страны, превышала стоимость привоза. Поэтому торговый баланс России по торговле с Западом был выгодным для нее. Это прекрасно сознавало русское правительство и считало излишним налагать ограничения на ввоз монет в Россию через Архангельск и западные таможни. В то же время правительство ограничивало вывоз драгоценных металлов в другие страны и, в первую очередь, в Персию, которая имела избыток во многих продуктах и нуждалась главным образом в золоте и серебре. Запрещение вывозить драгоценные металлы в Персию определялось необходимостью поддерживать на должном уровне денежный баланс. Запрет вывоза жемчуга, драгоценных камней, серебра (ст. 94 Новоторгового устава) был и в других государствах.

Правительство намерено было установить впоследствии по примеру других государств высокие пошлины на предметы роскоши. Таким образом,

Новоторговый устав  не во всем был либерален по отношению  к внешней

торговле. Табак был  запрещен к ввозу из нравственно-религиозных

побуждений, вино и сахар были обложены высокими пошлинами по фискальным соображениям, прочие же привозные товары оплачивались 5%

Информация о работе Шпаргалка по «История таможенного дела и таможенной политики России»