Шпаргалка по «История таможенного дела и таможенной политики России»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 21:00, шпаргалка

Краткое описание

Предмет, задачи курса «История таможенного дела и таможенной политики России». Таможенное дело и таможенная политика России. Соотношение понятий.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word_otvety_po_itd.doc

— 350.50 Кб (Скачать документ)

Вместе с тем, время  удельной раздробленности до монгольского нашествия было периодом интенсивного экономического и культурного расцвета русских княжеств, ростом городов  и развития торговли. Русская торговля помимо традиционных внешней и транзитной, дополняется значимым объемом торговли внутренней между древнерусскими землями. Таможенные пошлины становятся важным источником пополнения княжеской казны.

Однако после монголо-татарского нашествия политическая и социально-экономическая  ситуация начинает меняться. Покорив Русь, монголы не стали размещать в русских землях свои гарнизоны (по крайней мере значительные и повсеместно), не стали заменять знать покоренной страны на элиту, рекрутированную из завоевателей. Зависимость древнерусских земель выражалась в двух главных аспектах – выплате дани и верховном суверенитете ордынских ханов, выразившемся в системе выдачи русским князьям ярлыков на княжение. Монгольское нашествие нанесло огромный ущерб Древней Руси: пострадали города и ремесло, резко сократились международные контакты Древней Руси. Сбор дани первоначально контролировали специально назначенные чиновники – баскаки, наезжавшие большими отрядами воинов, счетчиков и весовщиков. Резиденция Великого баскака находилась во Владимире. Тогда же под покровительством хана в русские города стали приезжать для торговли мусульманские купцы (бесермены). Русские князья, постоянно нуждавшиеся в деньгах, для выплаты дани в Орду занимали их у мусульманских купцов, а расплачивались, вводя новые подати и отдавая бесерменам земли в откуп (к этой же системе прибегали и сами ордынские ханы). В исторических источниках сборщиков ордынских податей именовали даньщиками, поборщиками, поплужниками, таможенниками.

Однако, в период татаро-монгольского ига русские князья, для которых организация постоянного притока финансов была вопросом политического (а в личном плане, часто, и физического), имели весьма немного вариантов пополнения казны, один из которых – восстановление функционирования торговых путей через территории своих княжеств, и организация таможенных сборов. В данном случае забота русских князей о восстановлении торговли и ее развитии совпадала со стремлением ордынских князей, также покровительствовавшим торговле и купечеству. Таким образом, несмотря на все негативные факторы, связанные с татаро-монгольским игом (разрушение городов, истребление и увод в рабство ремесленников и купцов, постоянное вымывание денег из экономики Древней Руси), складывается ситуация, при которой развитие торговли и таможенного дела становится насущной необходимостью. И данный период характеризуется существенным приращениями в этой сфере.

  1. Таможенные сборы в русских княжествах в Ордынский период (XIV-XV вв.).

После монголо-татарского нашествия на Руси вводится «тамга»  наряду с теми сборами, которые устанавливали местные князья. Важным фактором международной торговли стало появление итальянских колоний в Приазовье и Причерноморье, в том числе Таны.

В Ордынский период (XIV–XV вв.) продолжилась дифференциация таможенных пошлин: обособились проезжие сборы; сборы, связанные с обслуживанием торговли; таможенные пени и штрафы. Важными источниками таможенного законодательства являлись княжеские договоры и тарханные грамоты. Наряду с установившейся к концу Ордынского периода «верной службой» распространена практика таможенных откупов.

 

7. Организация таможенного дела  в Московии в XVI в.

Начиная с середины XVI в., правительство, испытывая недостаток подготовленных людей на должности  сборщиков налогов, руководителей  торгово-промышленных предприятий, восполняло его путем привлечения людей из высшего купечества. Гарантией добросовестного отношения к служебным обязанностям являлась имущественная состоятельность агента, материальная способность его возместить причиненный казне ущерб. Таможенная служба носила обязательный характер для представителей купечества. Таможенный глава избирался сроком на один год. В обязанность таможенников входило собирать сборы, вести таможенную книгу, хранить казну и при недобросовестном исполнении восполнить все убытки за счет личного имущества. Централизаторская тенденция в развитии Московского государства в середине XVI века проявляется в попытках правительства реформировать таможенную систему: увеличить тамгу, отменить мыт, отменить феодальные привилегии, ограничить таможенные привилегии монастырей. Но таможенный откуп будет существовать на Руси вплоть до Петра 1. Эта система была выгодна как государству, так и назначаемому выборному таможенному голове. Откупщик принимал на себя обязательство уплату правительству определенной суммы денег в известные сроки, что подтверждалось его подручниками, которые в случае неплатежа откупщика должны были погасить его задолженность. Отношения между государством и откупщиком устанавливались на основании договоров, а деятельность их регламентировалась указами со стороны государства. Законодательную основу таможенного дела составляли таможенные уставные грамоты, в целях упорядочения таможенного обложения. В грамотах перечислены сборы, подлежащие взысканию, и указаны их размеры, установлен порядок их взимания.

 

В XVI в. идет активное развитие внешней торговли. Устанавливается торговля через Белое море с Англией, затем с Голландией, а после завоевания Казани, Астрахани и Сибири с Персией и Китаем.

Английские купцы в  поисках северного морского пути в Индию и Китай вышли к устью Северной Двины недалеко от монастыря Святого Николая, который находился на западном берегу Двины. О прибытии англичан было доложено в Москву, и в октябре их корабль был введен на зимовье в Унскую губу. Возглавлявший английскую экспедицию  Ченслер вместе с гостями выехал в Москву, где был встречен Иваном Грозным. Приняв на себя роль посла английского короля, Ченслер просил у царя разрешения пользоваться открытым ими «новым путем» для торговых сношений с Россией. В ответ он получил от Грозного заверения, что англичанам будут даны всякие свободы и преимущества, если они будут вести правильную торговлю с Россией.

Весной 1554 г. Ченслер прибыл в Лондон, где создал «Московскую  компанию английских купцов». При создании компании она состояла из 200 человек. В 1565 ее численность увеличилась до 400, но к концу столетия она уменьшилась до 80 человек.

Иван Грозный по достоинству  оценил преимущества, которые могла  извлечь Россия от свободных торговых отношений с англичанами. По велению  Ивана IV английской компании были предоставлены привилегии в торговле. Глава конторы Московской комиссии находился в Москве в Китай-городе. Конторы были открыты в Вологде, Ярославле, Новгороде, Пскове, Казани, Астрахани, Костроме.

После основания г. Архангельска, в 1586 году, англичане были переселены в этот северный город, где была таможенная изба, поставлена «важня» и созданы условия для контроля торговых операций русских и иностранных купцов. В последующем на протяжении полстолетия они ежегодно организовывали поездки в Россию.

В отличие от англичан, стремившихся к сбыту своих товаров  в России и других странах, голландцы  вели посредническую торговлю, пытаясь  перехватить инициативу и стать  главными поставщиками колониальных товаров  в Россию и другие страны. Часть товаров они закупали, а сукно и холсты производили в своей стране

8. Таможенное дело в Московском  государстве в первой половине XVII в.

К началу XVII века англичане потеряли свои доминирующие позиции в торговле с Россией, уступив свои позиции голландцам. В начале XVII в. торговля Голландии с Россией набирала обороты. В XVII в. голландские торговые дворы имелись в Архангельске, Вологде, Холмогорах, Москве, Ярославле, Новгороде и Пскове. В ряде случаев российское правительство предоставляло голландцам льготные условия, выплату 50% пошлин на товары, разрешалось также торговать в пограничных и внутренних городах, а также беспрепятственно выезжать из страны. Торговый капитал Нидерландов играл посредническую роль: многие из доставляемых в Россию товаров на голландских судах были французскими и русский экспорт на тех же судах направлялся во Францию.

Несколько по иному устанавливались  торговые связи России со Швецией  в начале XVII века. Это было связано с тем, что после заключения Столбовского вечного мира, в 1618 г., шведам отошли все течение Невы и русское побережье Балтики. Торговля России со Швецией значительно сократилась. Лишь с 1637 г., когда в Стокгольме был открыт «Русский торговый дом», торговля оживилась. Более активно она осуществлялась русской стороной, кроме этого нелегально, под видом русских купцов из Ревеля, Риги и Нарвы в Швецию, ввозили товары прибалтийские немцы.

Шведы в указанный  период пользовались таможенными льготами. Стратегическая задача шведов состояла в том, чтобы сократить торговлю Англии и Нидерландов с Россией и овладеть балтийской торговлей, а также сократить русскую торговлю в Архангельске, с Ревелем, Нарвой, Ниеншанцу. Ниеншанц намеривались превратить в крупный центр экспортно-импортной торговли с Россией.

В 1638 году в городе была создана таможня. Торговля со Швецией до 1656 г. не получила развития, так как она, по сути дел, несмотря на некоторые уступки русским торговым людям, была более выгодной для шведов. В период с 1656 по 1658 гг. Россия находилась в состоянии войны со Швецией за возвращение Ижорской земли. После заключения Кардисского мира (1661 г.) русско-шведские отношения стали возобновляться. Однако русские купцы, находясь на шведской территории, притеснялись, им не были созданы условия для торговли. Претензии предъявлялись и шведской стороной к России.

Исследуя торговые отношения  во второй половине XVII в., можно придти к выводу о том, что объективный процесс, связанный с потребностью обмена товарами России и Швеции на северо-западе прокладывая путь. К Невскому устью ежегодно приходило свыше 100 купеческих судов, до половины из которых были русскими. Торговлю через них продолжали держать в своих руках новгородские, тихвинские, ладожские, олонецкие торговые люди. Ведущие центры балтийской торговли в XVII в. – Нарва, Рига и Ревель – ориентировавшиеся на русский рынок, оставались подвластны шведскому королю.

В начале XVII в. оживилась торговля с Персией, Хивой, Бухарой. Поставку товаров в Астрахань осуществляли персы, армяне, бухарцы, крымские и ногайские татары, индусы. Они привозили в Россию шелковые, хлопчатобумажные, золотые, серебряные парчевые ткани, ковры, шелк-сырец разных цветов, рубины, бирюзу, жемчуг, ревень, сабли. Следует учесть, что персидские купцы при ввозе товаров не платили пошлин.

 

9. Регламентация таможенных пошлин и способов их сбора в «Соборном Уложении» 1649 г.

Наличие проезжих пошлин не только тормозило торговлю, но и  негативно сказывалось на государственных  делах – дворяне и служилые люди, выполнявшие казенные поручения  в дальних поездках вынуждены  были платить проезжие пошлины за собственный проезд, за провозимые припасы и сопровождавших их людей. Добавим сюда еще и произвол и

злоупотребления со стороны  таможенных служащих и откупщиков.

Неслучайно, что еще  Иван IV собирался отменить мыт, компенсировав  эту

статью доходов в  казну увеличением торговых пошлин. Однако это

намерение только намерением и осталось. Статейный список 23 июля 1641 г.

запрещал взимать проезжие пошлины с дворян и служилых людей, с

сопровождавших их лиц  и провозимых ими припасов. Ограничивалось

взимание проезжих пошлин с торговых людей «сверх государева указу и

сверх уставных грамот».

Соборное Уложение 1649 г. вобрало в себя ранее предпринятые меры в этом направлении, дополнив их рядом других мер. Это был первый

общегосударственный документ, который в законодательстве России в

рассматриваемый период занимал ведущее место среди  других правительственных актов, посвященных  таможенному делу. Регламентация

проезжих сборов, а  также мер по сохранению и благоустройству  дорог

содержалась в IX главе Соборного Уложения «О мытах, и о перевозах, и о

мостах». Согласно ей законодательно закрепилось освобождение дворян и

служилых людей, выполнявших  государевы поручения, от уплаты проезжих

пошлин за собственный  проезд, за провозимые припасы и  сопровождавших

их людей. Для мытчиков и мостовщиков, не выполняющих эти  требования,

предусматривалась мера наказания. Если с лиц, освобожденных  от пошлины,

она была взята, то лица, виновные в нарушении установленных  правил,

обязаны были возвратить взятое в тройном размере, а также подвергались

телесным наказаниям.

Другие нормы устанавливали  порядок беспошлинного провоза

«людьми», и, прежде всего, крестьянами, товаров не на продажу, а для

личного пользования. К  служителям таможни, которые не соблюдали

установленный порядок, применялись санкции в виде тройной уплаты и

предания суду. Предусматривались  наказания и тем, кто злоупотреблял

своими правами (московских чинов люди, городовые дворяне, дети боярские

и иноземцы) и пытался  провозить товары торговых и других чинов людей:

«Тех людей бити кнутом, да на них же взять мыт и мостовщину и перевоз

втрое, и отдати мытовщиком и перевозщиком и мостовщиком». В  свою

очередь, если торговые и  всяких чинов люди попытаются прикрыться

именами имеющих льготы и таким образом провезти беспошлинно товары,

то согласно ст. 5 «тем людем по тому же чинити наказание, бити кнутом и

имати на Государя пени по пяти рублев с человека; а имати  пеню с таких

людей на Москве и в  городех, где на них о том будет  челобитье».

В силе оставлялись только те таможенные пункты, на которые ранее

были выданы жалованные грамоты. Учреждение новых таможенных пунктов

Информация о работе Шпаргалка по «История таможенного дела и таможенной политики России»