Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 15:37, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление особенностей политических рисков и определение эффективных инструментов их минимизации.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
– изучение теоретических основ управления политическими рисками;
– анализ практики применения методов минимизации политических рисков в конкретной компании (ОАО «Аэрофлот»);
– разработка рекомендаций по управлению политическими рисками в ОАО «Аэрофлот».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ЛОГИСТИКИ 5
1.1. Логистика как современная наука 5
1.2. Основные термины, понятия и методологические принципы логистики 7
1.3. Логистические системы, их основные черты и разновидности 11
2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ 15
2.1. Международная торговля и основные факторы ее стимулирования 15
2.2. Влияние глобализации на развитие международной логистики 23
2.3. Основные тенденции в сфере международной логистики 26
2.4. Основные трудности в сфере осуществления международной торговли и логистики 30
2.5. Международный опыт функционирования логистических систем на примере Trifast pic 42
3. РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В РОССИИ 45
3.1. Факторы, определяющие актуальность логистики в условиях современной экономической системы России 45
3.2. Интеграция организаций России в мировую логистическую сеть 47
3.3. Опыт реализации проектов российских компаний, оказывающих транспортно-логистические услуги 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
Этот метод работает, в частности, при наличии рисков экспроприации и вмешательства в операционную деятельность. Таким образом, вертикально интегрированная нефтегазовая компания может не входить в добычу, а сосредоточиться на нефтехимии или топливной рознице; металлургическая компания – ограничиться производством металлопроката и металлоконструкций (как это сделала Alcoa в России). Такой подход выводит «из-под удара» проекты, находящиеся в силу своих субъективных параметров «в красной зоне», но не дает возможность регулировать риски проектов, от которых материнская компания отказаться не готова или не считает необходимым.
Риски экспроприации, ограничения по конвертации валюты, отказа от договорных обязательств в масштабе компании (а не отдельного проекта) регулируются через географическую диверсификацию бизнеса. Таким образом, риски локализуются в рамках каждого отдельного проекта, при этом проекты должны быть достаточно автономны по отношению друг к другу. Это, в первую очередь, достижимо при инвестировании в разные страны и отрасли. Однако есть альтернативный путь – развитие консорциумов с участием других компаний из той же отрасли, реализующих проекты в других странах или других регионах этого же государства. Вложение ресурсов в большое количество проектов, с одной стороны, увеличивает вероятность небольших потерь, но при этом практически исключает масштабные убытки.
В транснациональные сети
все чаще объединяются не только мировые
гранды, но и небольшие компании
из разных стран (необязательно
Подобные взаимодействия
не исчерпываются отношениями
3) Правовые механизмы ведения бизнеса. Третью группу формализованных методов управления политическими рисками бизнеса можно условно обозначить как формирование адекватных правовых рамок реализации проекта. Очевидно, они задаются в двух плоскостях:
– нормативно-правовое регулирование
предпринимательской
– «правила игры», заданные совокупностью двухсторонних и многосторонних договоров.
Рассмотрим по одному примеру, относящемуся к каждой из областей.
Следует оговориться: попытка оказать влияние на принятие решений в сфере госрегулирования бизнеса – это предмет лоббизма, который, в свою очередь является одним из коммуникативных методов управления рисками. Для данного исследования интересен лишь узкий сегмент правовых норм, имеющих прямое отношение к рентабельности бизнеса.
Повышение рентабельности бизнеса – это, по мнению Л.Д. Хоуэлла18, один из методов управления политическими рисками. Его механизм достаточно прост и имеет компенсаторный характер. В случае если государство инвестирования является рынком сбыта для иностранного инвестора, последний, при наличии негативных параметров среды, которые являются потенциальными источниками риска (например, гражданских волнений), может просить местное правительство пойти на снятие или снижение барьеров и ограничений, в нормальной ситуации накладывающихся на инвестора.
Исследователь предполагает, что в стране, где имеют место значительные этнические разногласия, инвестору могут быть предоставлены льготы по нормам вывода за рубеж прибылей. К списку преференций могут быть добавлены налоговые и таможенные послабления, льготные условия кредитования, предоставления земли под промышленную застройку и т.д. Все это позволяет инвестору компенсировать относительно высокую возможность материального ущерба за счет рентабельности, также превышающей таковую в нормальных условиях. Инвестиции данной компании для предоставления таких преференций должны, конечно, представлять определенный интерес для местных властей.
Другой элемент правовых рамок, в которых работает бизнес, – это та система договоров, которая была заключена компанией с ее контрагентами: поставщиками, покупателями и, что важно, правительством принимающего государства. Здесь значительный эффект в управлении такими рисками, как вмешательство в операционную деятельность и отказ от договорных обязательств, достигается, в частности, за счет международного арбитража. Такой порядок разрешения споров и разногласий, будучи закреплен в инвестиционных соглашениях и других договорах, предшествующих или сопровождающих реализацию проекта, позволяет в большинстве случаев заранее определить стоимость наступления риска при каждом из ограниченного договором числа исходов. Этот инструмент является наиболее эффективным для крупных компаний, но все чаще, с ростом влияния международных арбитражных институтов, используется малым и средним бизнесом.
Большинство компаний предлагает страховое покрытие по таким политическим рискам, как экспроприация, ограничения по конвертации валюты, вмешательство правительства в операционную деятельность, случаи политического насилия и отказ от выполнения договорных обязательств (расторжение контракта).
Существуют две группы институтов, предоставляющих услуги по страхованию политических рисков. Первая – государственные комитеты или агентства, чьей задачей является поддержка иностранных инвестиций, осуществляемых национальными компаниями (это, например, Департамент по страхованию экспортно-импортных операций Министерства внешней торговли и промышленности Японии, учрежденные Соединенными Штатами Корпорация частных зарубежных инвестиций OPIC и Экспортно-импортный банк Eximbank, TREUARBEIT в Германии). К этой же группе можно отнести агентства при крупных международных организациях, в первую очередь, Многостороннее агентство по гарантии инвестиций МАГИ, входящее в группу Всемирного Банка. Другая категория страховщиков – это немногочисленные частные компании, последние десять лет также развивающие направление страхования политических рисков. Их спектр бывает несколько уже – частные страховщики избегают сложностей с покрытием наименее прозрачных рисков. Кроме того, такие компании стремятся защитить от рисков и самих себя, поэтому сроки страховки иногда меньше, чем в государственных агентствах, а ее стоимость колеблется в зависимости от спроса и собственной оценки страхуемых рисков. Крупнейшими частными страховщиками на середину 2008 года были британская Lloyd’s, American Insurance Group (AIG) и т.д.19
Еще одно существенное различие между государственными и частными страховщиками заключается в том, что последние обеспечивают только покрытие убытков, возникших вследствие наступления риска, в то время как сам факт страхового соглашения с государственными страховщиками с большой вероятностью заставит принимающее государство отказаться от шагов, которые нанесут урон застрахованной компании. Это тот случай, когда формальные обязательства дополняются коммуникативным воздействием на источник риска. Например, по условиям договора о страховании политических рисков частной компании в OPIC, в случае экспроприации или ущерба собственности компании право требования после выплаты страхового покрытия переходит к страховщику, то есть фактически, к США как субъекту частного права20.
Страхование инвестиций иногда называют «бесшумным помощником»21 инвестора. О том, что проект или инвестиции застрахованы от политических рисков, упоминают нечасто:
– с одной стороны, положение о неразглашении факта заключения страхового соглашения часто включается в сам договор со страховщиком;
– с другой стороны – государства, пошедшие на отказ от своих шагов, которые могли бы нанести ущерб застрахованной компании, вряд ли захотят в этом открыто признаться22.
Между тем, именно за счет досудебных
договоренностей
На практике же политический риск значительно варьируется по вероятности и стоимости, в зависимости от субъективных характеристик той или иной компании.
Для клиента это может означать завышенную стоимость страховки либо неадекватный набор страхуемых рисков. Другое существенное ограничение страхования политических рисков заключается в том, что страховщики, как правило, предлагают покрытие риска дискретных событий, чей эффект (урон от которых) может быть измерен. В то же время страхование многих менее очевидных, но не менее распространенных сегодня рисков – предоставления преференций конкурентам, избирательного применения регулирующих норм, пониженного внимания к обеспечению гарантированной законом защиты – остается недоступным. Так, в 1998 году эксперты констатировали, что проблематичным являлось страхование такого риска, как нарушение или отказ от выполнения договорных обязательств23.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что страхование хотя и является довольно эффективным и надежным инструментом минимизации политических рисков, но не может рассматриваться в качестве единственно возможного метода управления политическими рисками. Более того, из-за трудностей количественного определения степени риска и размера возможного ущерба, зачастую целесообразнее применять иные методы снижения рисков, которые способны обеспечить более гибкую реакцию компании в случае реализации риска.
2. УПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИМИ РИСКАМИ В ОАО «АЭРОФЛОТ»
Открытое акционерное общество «Аэрофлот – российские авиалинии» - крупнейшая российская авиакомпания, контролируемая государством. РФ в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом владеет 51,175% акций Компании. ОАО «Аэрофлот» является головной компанией Группы компаний, включающей как авиакомпании, так и организации, осуществляющие смежные виды деятельности.
Группа является лидером российского рынка пассажирских авиаперевозок. В 2009 г., по данным Транспортно-клиринговой палаты, Группа консолидировала 29,9% рынка международных и 19,2% внутренних пассажирских авиаперевозок. Являясь безусловным лидером на российском рынке регулярных международных перевозок, по данным за 2009 г. Группа контролировала 46,4% данного рынка. В 2009 г. Группа перевезла 11,1 млн. человек, ее совокупный пассажирооборот превысил 29,9 млрд. п-км.
В зимний период 2010/2011 г. Компания выполняла полеты в 97 пунктов 46 стран мира, со средней частотой 8 рейсов в неделю на маршрут. С учетом код-шеринговых соглашений24 пассажирам предлагалось 165 маршрутов со средней частотой 9 рейсов в неделю на маршрут. Ввод Компанией в эксплуатацию в ноябре 2009 г. нового терминала Шереметьево-3 («Терминал D»), соответствующего мировым стандартам международного хаба25, позволил Группе оптимизировать пассажиропотоки.
Воздушный флот Группы является одним из самых современных в Европе. По состоянию на 31.12.09 г. он насчитывал 166 авиалайнеров, 108 из которых составляют экономичные самолеты производства компаний Airbus и Boeing (семейства А320, А330, В737 и B767).
Долгосрочной стратегической целью Аэрофлота является построение глобальной сетевой компании, что предполагает выполнение ряда стратегических задач, а именно:
– достижение ведущих позиций по объему перевозок;
– наличие крупного хаба;
– контроль внутреннего рынка авиаперевозок;
– наличие развитой дальнемагистральной сети;
– лидирующие позиции по качеству предлагаемых услуг.
Рост рыночной доли и расширение маршрутной сети Группы, в том числе предполагается за счет передачи Компании в обмен на пакет акций ОАО «Аэрофлот» контроля над 6 авиакомпаниями госкорпорации «Ростехнологии»: «ГТК «Россия», «Оренбургские авиалинии», «Кавминводыавиа», «Владивосток авиа», «Саратовские авиалинии», и «Сахалинские авиатрассы». Общий пассажиропоток данных компаний в 2009 г. составил 6,7 млн. чел. Премьер-министр России 22.03.10 г. одобрил передачу данных активов ОАО «Аэрофлот».
Международное рейтинговое агентство Fitch, основываясь на таких положительных фактах как поддержка со стороны государства, масштабы и перспективы развития бизнеса, а также более быстрые темпы выхода из кризиса по сравнению с европейскими авиакомпаниями, присвоило ОАО «Аэрофлот» рейтинг на уровне ВВ+ со стабильным прогнозом.
Чтобы расширить свою сферу
деятельности, Аэрофлот стремится выйти
на европейский рынок, т.е. не просто
выполнять рейсы в Европу, а
стать одним из внутриевропейских
перевозчиков. В качестве «точки опоры»
для укрепления компании в Европе
была выбрана Сербия. Правительство
Сербии благосклонно относится к
российскому бизнесу и
Информация о работе Роль государств в снижении политических рисков при ВЭД