УИС как социальный институт. Современные социальные проблемы УИС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 12:29, курсовая работа

Краткое описание

Предметом настоящей работы является УИС Минюста России, которая включает в себя органы и учреждения, исполняющие наказания, а также осуществляющие содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Данная система является многофункциональной и поэтому изучается в различных аспектах: правовом, управленческом, психолого-педагогическом, экономическом. За последние годы определенное внимание уделяется анализу УИС в качестве социального института. Такой подход дает возможность комплексного анализа УИС, включая ее взаимосвязи с обществом.

Содержание

1 УИС как социальный институт. Современные социальные проблемы УИС 3
1.1 УИС как социальный институт 3
1.2 Современные социальные проблемы УИС 6
2. Восприятие УИС в российском общественном мнении. Значение общественного мнения для развития и функционирования УИС 12
3.Субкультура осужденных в России 17
4.Адаптация к нормальной жизни у лиц отбывавших наказание в виде лишения свободы…………………………………………………………………22
Список использованных источников 29

Прикрепленные файлы: 1 файл

Пенитенциарная социология.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)

Однако при  поступлении на работу человек уже  имеет определенные цели и ценностные ориентации поведения, в соответствии с которыми формирует свои требования к предприятию, а оно исходя из своих целей и задач, предъявляет свои требования к работнику, к его трудовому поведению. Реализуя свои требования, работник и предприятие взаимодействуют, приспосабливаются друг к другу, в результате чего осуществляется процесс трудовой адаптации. Таким образом, трудовая адаптация -- двусторонний процесс между личностью и новой для нее социальной средой.

Социальная  адаптация в социологической  и философской литературе рассматривается на различных уровнях:

I - общества  в целом (в масштабе макросреды);

II - социальной  группы (в масштабе микросреды);

III - индивида (внутриличностная  адаптация).

Вывод о существовании  адаптации личности на уровне общества не получил общего признания среди специалистов. Скорее всего, имеет смысл говорить об адаптации личности в масштабе общества (макросреды), человек может усвоить и использовать образцы и шаблоны поведения и деятельности, характерные для конкретной общности (группы, ближайшего социального окружения), и в то же время не достигнуть органического единства с макросредой (обществом), не интегрироваться с ней.

Помимо понятия  «адаптация» существует  понятие  «реадаптация», несущее в себе значение повторного приспособления к окружающей человека среде.

Социальная  адаптация лиц, освобожденных от отбывания наказания проходит следующие  три этапа:

1. Приспособительный  этап, когда освобожденный от  отбывания наказания разрешает  насущные жизненные проблемы, связанные  с бытовым и трудовым устройством. Этот начальный этап освоения после освобождения от наказания -- самый сложный и порой решающий. Важность его для социальной адаптации сложно переоценить. Нередко, сталкиваясь с трудностями в быту и при устройстве на работу, освобожденные от отбывания наказания обращаются за помощью к прежним друзьям, вовлекающим их в новые преступления. Отрицательному влиянию групп с антиобщественной направленностью в таких случаях не просто, а зачастую невозможно противостоять.

2. Этап усвоения  социально полезных ролей сложен и противоречив, связан с психологическими и нравственными трудностями освобожденного от отбывания наказания. В этот период происходит изменение его социальных ролей, функций, и, как правило, возникает необходимость в изменении установившихся навыков и привычек. Часто лица, особенно отбывшие длительный срок лишения свободы, приспосабливаются к новой социальной среде с большим внутренним напряжением, психологическими срывами, с постоянными стрессовыми состояниями.

3. На этапе  правовой адаптации происходит утверждение в психике нужных и полезных взглядов, привычек, наклонностей, ценностей, желания честно трудиться, точно и неуклонно выполнять требования законов и нравственно этических норм. Речь идет о закреплении достигнутых в процессе исполнения наказания положительных результатов исправительно-трудового воздействия и достижении целей исправления судимого лица.

При оценке успешности протекания такого сложного социального  процесса, как социальная адаптация, в ходе которого изменяется не только духовный облик, но и поведение судимого лица, необходимо учитывать объективные и субъективные показатели.

Объективные критерии фиксируют внешние признаки: примерное  поведение, честное отношение к  труду, точное и неуклонное выполнение требований законов и правил, участие в общественной жизни трудового коллектива и др.).

Субъективные  критерии социальной адаптации лиц, освобожденных от отбывания наказания  характеризуют: степень (уровень) осознанности личностью необходимости поведения, адекватного ожиданиям-требованиям  общества, удовлетворенности новыми социальными ролями, желание добиться осуществления намеченных планов и выражаются в позитивном отношении к трудовому коллективу, отдельным его членам, семье и др. Указанные критерии можно использовать для определения уровня протекания социальной адаптации, выявления обстоятельств, тормозящих или, наоборот, благоприятно влияющих на нее.18

Таким образом, из всего вышесказанного можно выделить следующие основные социальные проблемы бывших заключенных в современном  российском обществе:

· Проблемы трудоустройства;

· Проблемы культурной адаптации;

· Проблемы сохранения социальных связей с близкими, родственниками и семьей;

· Жилищные проблемы и т.д.

Успех реабилитации зависит, по крайней мере, от трех групп  факторов.

К первой группе относится личность самого освобожденного: его мировоззрение, черты характера, темперамент, интеллект, мораль, правосознание, этика, нравственность, образование, специальность, трудовые навыки и т. д.

Ко второй - условия  внешней среды, окружающей личность освобожденного. Наличие жилья, прописки, семья и взаимоотношения с ней, работа, удовлетворенность ею и взаимоотношения с трудовым коллективом, отношения с членами малых групп, в которые освобожденный входит по месту работы, жительства и т. п., тактика работников милиции, которые осуществляют надзор.

К третьей группе относятся условия, в которых  находился осужденный и которые  сказываются на его поведении  в первые месяцы свободы: организация  трудового процесса, структура коллектива осужденных, срок пребывания в исправительно-трудовых учреждениях, учеба, воспитательное воздействие администрации, структура малых групп, в которые входил осужденный.

Социальная  реабилитация возможна только в случае, если будет сопровождаться:

1) включением  человека в сферу труда (учебы). Профессиональная реабилитация состоит из множества компонентов: поиск работы или выбор профессии, проблема производственного адаптирования, степень удовлетворенности своим трудом как фактор закрепления на рабочем месте и т. д. Согласно данным проводимых социологических опросов большая часть побывавших в заключении - работала, некоторые учились. Почти половина из них испытали при трудоустройстве серьезные препятствия, хотя внушительное количество молодых людей владели той или иной профессией. Главной причиной отказа использовать их рабочие руки, чаще всего называлась судимость. К сожалению, общество в лице конкретных его представителей вместо того, чтобы позаботиться о тех, кому особенно сложно сориентироваться в непростой нынешней ситуации, подчеркивает их гражданскую ущербность, подвергает, быть может, еще более жестокому наказанию, способствует, по сути, распространению тунеядства, являющегося почвой для рецидивной преступности.

2) установлением  здоровых семейных отношений  (и в родительской, и в своей  семье). Воспроизводство нормальных  семейных отношений также является  важным фактором успеха или  неудачи социальной реабилитации. Подавляющее большинство освобожденных  стремиться вернуться в семью. От того, как встретят родные, как сложатся взаимоотношения, во многом зависит их дальнейшая судьба.

3) восстановлением  коммуникативных общественных связей. Воссоздание нормальных коммуникативных  связей - еще один из важнейших  процессов реабилитации бывших заключенных, установление бесконфликтных отношений в обществе. Поиск общения чаще ведется в знакомой среде, где легче ориентирования, получать информацию, находить сочувствие. Заметим, около 70% освобожденных вновь попадают в то социальное окружение, которое в свое время пагубно воздействовало на них. Вот почему от того, как сложатся отношения между ними и государственными структурами, призванными оказывать им содействие и осуществлять социальный контроль, зависит многое.

4) укреплением  системы нравственных ценностей как регулятора социального поведения.

Между тем, повсеместное отсутствие специальных учреждений, центров, которые занимались бы реабилитацией  отбывших уголовные наказания, создает  парадоксальную ситуацию - забота об их благополучии возложена на карательные органы. Практически все молодые люди после выхода на свободу берутся на учет органами внутренних дел. При этом формы контроля не отличаются разнообразием - посещения на дому, беседы. Целесообразность подобной превентивности вызывает серьезные сомнения, ибо ставит всех без исключения освободившихся в положение подозреваемых, создает почву для досужих обывательских толков и пересудов, хотя вполне оправданной сия мера выглядит по отношению к рецидивистам или осужденным условно, как и злостным нарушителям режима в период лишения свободы, то есть тем, кто действительно требует повышенного внимания.19

Список использованных источников

 

  1. Бакин А.А. Криминальная субкультура осужденных как фактор формирования отклоняющегося поведения // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2004. – № 1. – С. 9–11.
  2. Виноградов О.В. Перспективы взаимодействия ФСИН России со средствами массовой информации при организации связей с общественностью // Антропологические и аксиологические ориентиры формирования уголовной и уголовно-исполнительной политики государства. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2009.
  3. Гнухаев В. Уголовно-исполнительная система: прошлое, настоящее, будущее // Казенный дом. – 2009. – № 3. – С. 11.
  4. Денисов С. В. Социальная адаптация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, как одна из важных проблем уголовно-исполнительной политики // "Черные дыры" в Российском законодательстве. – 2007. – № 1. – С. 87–89.
  5. Желтов А. А. Пенитенциарная социология: курс лекций. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2010. – Лекция 2. – С. 31–56. (см. папку «Учебные материалы»).
  6. Казанцев В. Н. Социологическое обеспечение реформирования УИС на современном этапе. Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9 (135), 2013г. Режим доступа:  http://www.orfsin.ru/img/img/gall/nomer/ved/ved2013/pdf/09.09.13.pdf.
  7. Козаченко Б. П.   Трудовое и бытовое устройство освобождаемых из мест лишения свободы: право или законный интерес? // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2007. – № 3. – С. 10–11.
  8. Колокольчикова О.Н. Жаргон как средство латентного общения преступников: лекция. – Домодедово: РИПК работников МВД РФ. –1998. – 28 с.
  9. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010№ 1772-р).
  10. Концепция изучения общественного мнения о деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. – НИИ ФСИН России, 2009.
  11. Лысак И.В., Черкасова Ю.Ю. Тюремная субкультура в России. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 112 с.
  12. Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. – М.: ИНФРА – М, 2001. 418 с
  13. Помыткина Т. И.  Роль и значение общественных организаций в ресоциализации осужденных // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2010. – № 8. – С. 44–48.
  14. Протокол расширенного заседания коллегии ФСИН России от 28.03.2013 № 2.
  15. Распоряжение ФСИН России от 30 июня 2009 г. № 191-р «Об организации изучения общественного мнения» // Неофициальный сайт сотрудников ФСИН России. Режим доступа: http://fsin.ucoz.ru/forum/12-539-1
  16. Селиверстов В. И.Социальная реабилитация осужденных – задача государственной важности // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2009. – № 6. – С. 41–46.
  17. Татауров О. С.   Проблемы социальной адаптации осужденных, освободившихся из мест лишения свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2010. – № 2. – С. 13–15.
  18. Шатанкова Е. Н.   Пробация как возможный элемент системы наказаний в России // "Черные дыры" в Российском законодательстве. – 2007. – № 1. – С. 138–139.
  19. Шишигин В.  Реформа: планы, тактика, стратегия // Преступление и наказание. – 2009. – № 12. – С. 3–6.

1 Желтов А. А. Пенитенциарная социология: курс лекций. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2010. - Лекция 2. - С. 31-56. (см. папку «Учебные материалы»).

2 Гнухаев В. Уголовно-исполнительная система: прошлое, настоящее, будущее // Казенный дом. - 2009. - № 3. - С. 11.

3 Казанцев В. Н. Социологическое обеспечение реформирования УИС на современном этапе. Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9 (135), 2013г. Режим доступа:  http://www.orfsin.ru/img/img/gall/nomer/ved/ved2013/pdf/09.09.13.pdf

4 Денисов С. В. Социальная адаптация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, как одна из важных проблем уголовно-исполнительной политики // "Черные дыры" в Российском законодательстве. – 2007. – № 1. – С. 87–89.

5 Селиверстов В. И.Социальная реабилитация осужденных – задача государственной важности // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2009. – № 6. – С. 41–46.

6 Казанцев В. Н. Социологическое обеспечение реформирования УИС на современном этапе. Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9 (135), 2013г. Режим доступа:  http://www.orfsin.ru/img/img/gall/nomer/ved/ved2013/pdf/09.09.13.pdf.

7 Виноградов О.В. Перспективы взаимодействия ФСИН России со средствами массовой информации при организации связей с общественностью // Антропологические и аксиологические ориентиры формирования уголовной и уголовно-исполнительной политики государства. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2009.

8 Распоряжение ФСИН России от 30 июня 2009 г. № 191-р «Об организации изучения общественного мнения» // Неофициальный сайт сотрудников ФСИН России. Режим доступа: http://fsin.ucoz.ru/forum/12-539-1

9 Козаченко Б. П.   Трудовое и бытовое устройство освобождаемых из мест лишения свободы: право или законный интерес? // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2007. – № 3. – С. 10–11.

10 Виноградов О.В. Перспективы взаимодействия ФСИН России со средствами массовой информации при организации связей с общественностью // Антропологические и аксиологические ориентиры формирования уголовной и уголовно-исполнительной политики государства. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2009.

11 Лысак И.В., Черкасова Ю.Ю. Тюремная субкультура в России. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 112 с.

12 Колокольчикова О.Н. Жаргон как средство латентного общения преступников: лекция. – Домодедово: РИПК работников МВД РФ. –1998. – 28 с.

13 Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. – М.: ИНФРА – М, 2001. 418 с

14 Бакин А.А. Криминальная субкультура осужденных как фактор формирования отклоняющегося поведения // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2004. – № 1. – С. 9–11.

Информация о работе УИС как социальный институт. Современные социальные проблемы УИС