Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 12:29, курсовая работа
Предметом настоящей работы является УИС Минюста России, которая включает в себя органы и учреждения, исполняющие наказания, а также осуществляющие содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Данная система является многофункциональной и поэтому изучается в различных аспектах: правовом, управленческом, психолого-педагогическом, экономическом. За последние годы определенное внимание уделяется анализу УИС в качестве социального института. Такой подход дает возможность комплексного анализа УИС, включая ее взаимосвязи с обществом.
1 УИС как социальный институт. Современные социальные проблемы УИС 3
1.1 УИС как социальный институт 3
1.2 Современные социальные проблемы УИС 6
2. Восприятие УИС в российском общественном мнении. Значение общественного мнения для развития и функционирования УИС 12
3.Субкультура осужденных в России 17
4.Адаптация к нормальной жизни у лиц отбывавших наказание в виде лишения свободы…………………………………………………………………22
Список использованных источников 29
Вопрос «криминальных» татуировок, которые в советские времена для осужденных или ранее судимых имели огромное значение, ныне утратили свой вес. Специалисты говорят: теперь люди, которые накалывают тату, часто не придают этому никакого значения. Хотя 20-30 лет назад за несовместимость человека с его нательным знаком могли просто убить.
По неофициальной статистике, 90% людей, освобождающихся из мест лишения свободы, имеют на теле уголовные тату. Однако в наше время многие из них уже не придают этим татуировкам общепринятое в уголовной субкультуре значение. Все чаще они наносят тату под влиянием «эффекта стада» или для того, чтобы «покозырять» ими на воле и этим снискать себе статус. Официальной же статистики просто не существует, потому что никто количественные показатели тату у людей, которые освобождаются из мест лишения свободы, не подсчитывает.
Татуировка всегда была и будет определенным носителем информации о человеке, его жизни, его окружения, и его жизненном кредо. Особенно тату, имеющее криминальный характер (то есть те, которые накалываются на телах людей, которые имели или имеют противоречия с законом). Являясь своеобразной визитной карточкой преступника, нательные знаки такого характера делаются за решеткой, однако не каждому осужденному и не сразу после его этапирования в места лишения свободы. Существуют различные виды тату, поэтому в зависимости, например, от статьи, по которой человек отбывает наказание, каждый «получает» то изображение на теле, которое соответствует его уголовной принадлежности.
Естественно, что многие осужденные скрывают содержание своих наколок и не слишком их афишируют. А человек, который не является профессионалом по их пониманию, никогда и не догадается, какую информацию несет то или иное изображение на теле. В органах внутренних дел даже существуют специальные справочники, по которым работники милиции идентифицируют каждую наколку. Даже разное расположение на теле одного и того же изображения может иметь различный характер. Изображенные на разных пальцах перстни могут означать разное, – например то, что его носитель – был осуждён малолетним или же карманник.
Популярные когда-то уголовные тату сейчас теряют массовость. Даже если человек и получил тату в местах лишения свободы, то он старается его скрыть на свободе, ведь наличие криминального прошлого банально может негативно повлиять на трудоустройство того или иного ранее осужденного, его социальный статус.13
Тенденции становления отечественной культуры с ее различными субкультурными течениями, контркультурами, криминальной субкультурой как крайней ее формой представляют собой реальное препятствие на пути реализации поставленной перед государством и обществом глобальной задачи сохранения России как самобытного государства.
Существование и развитие криминальной субкультуры обеспечивают ее носители, большую часть которых составляют лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы. Несмотря на то, что в Российской Федерации провозглашен и соблюдается принцип гуманизации уголовного наказания, а законодатель стремится сократить численность указанной категории граждан, этот показатель остается по-прежнему высоким. Так, по состоянию на 1 октября 2010 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 833,6 тыс. человек. В 755 исправительных колониях отбывало наказание 707,1 тыс. человек. В 226 следственных изоляторах и 164 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях, содержалось 120,1 тыс. человек; в 7 тюрьмах - 2,0 тыс. человек; в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних - 4,4 тыс. человек. 14
Тревожным симптомом становится распространение элементов преступной субкультуры в повседневной жизни. Из жаргона осужденных многие слова и выражения перемещаются в обыденную речь, употребляются в публикациях средств массовой информации, используются политиками, руководителями различного уровня. Криминальная субкультура видоизменяется, приобретает новые формы, вследствие чего возникает своеобразная «конкуренция» между ними.
Для большинства осужденных лиц и прежде всего для тех, кто не собирается заниматься преступной деятельностью, освобождение от наказания, в особенности из мест лишения свободы, желанная цель и задача. И на первый взгляд, вполне логично ожидать от освобождаемых радостного настроения, состояния приподнятости, удовлетворенности. Однако на практике для них более характерно состояние тревожного ожидания, напряженности. Такое состояние у освобождаемых вполне объяснимо.
Положение человека, отбывшего наказание, является довольно тяжелым, потому что в период лишения свободы он повседневно подчиняясь строгим правилам тюремного распорядка, утрачивает способность к самостоятельности, отвыкает от необходимости заботиться о себе, он привык полагаться во всем на администрацию исправительного учреждения. При выходе «на волю» он не всегда готов проявлять достаточно энергии для того, чтобы включиться в трудовую деятельность и подчас склонен идти по пути наименьшего сопротивления, чреватого преступным рецидивом. Наиболее ярко выделяется проблема трудоустройства. На личность преступника, отбывшего наказание, практически нельзя воздействовать эффективно, не внося коррективы в непосредственно окружающую его социальную среду, не меняя способы взаимодействия с этой средой.15
Социальная
адаптация заключается в
Характерными особенностями социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы являются следующие:
· она протекает после освобождения от наказаний, связанных с лишением или ограничением свободы;
· этот социально-психологический
процесс начинается с момента
освобождения осужденных из мест лишения
свободы и завершается
· задачей социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, является приобщение их к жизни без правоограничений, связанных с наказанием, в новой или изменившейся, прежней социальной среде, предполагающее их свободное и добровольное подчинение нормативным требованиям данной среды и уголовно-правовых норм;
· социальная адаптация освобожденных из мест лишения свободы зависит также от адаптационных навыков и способностей, присущих индивиду изначально и воспитанных в условиях исполнения наказания;
· успех социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы в значительной степени зависит от соотношения системы личностных установок освобожденного и требований, предъявляемых средой (трудовым коллективом, ближайшим бытовым окружением, семьей);
· социальная адаптация
освобожденных из мест лишения свободы
может быть обеспечена лишь при наличии
положительной
Протекание социальной адаптации зависит от множества факторов. Одни из них благоприятствуют успешному «вхождению» лица, освобожденного от наказания, в новую или изменившуюся среду, другие, наоборот, этому препятствуют.
Для того чтобы облегчить осужденному переход из условий в специфической среде преступников в исправительном учреждении к жизни на свободе, его необходимо постепенно физически, организационно, экономически и психологически готовить как к самому факту освобождения, так и к решению тех вопросов, с которыми ему придется встречаться.
В некоторых исправительных учреждениях для проведения работы по социальной адаптации осужденных создаются различные организационные формы, например, «Школы по подготовке осужденных к жизни на свободе».
Однако, несмотря на то, что государство предпринимает меры для облегчения процесса социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, остается еще много нерешенных вопросов в этой сфере.
Освободившись из исправительного учреждения, человек, особенно отбывший значительный срок, сталкивается с многочисленными бытовыми проблемами: где жить, если за время заключения потерял жилье; кто поможет, если за время отбывания наказания были утрачены все социальные связи и ранее близкие и родные люди теперь отворачиваются и прогоняют; как найти работу, если фраза – «освободившийся из колонии» становится клеймом, и отворачиваются абсолютно все?
В результате всего этого человек, оставшийся один, презираемый всем обществом, отвергаемый близкими людьми, теряется в условиях современной жизни. Он вынужденно совершает новое преступление и возвращается туда, где ему все понятно, где он может найти «друзей по несчастью».
Актуальным стоит вопрос и защиты прав лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы с последующей реабилитацией их в обществе после освобождения из мест лишения свободы, осуществлении деятельности по содействию в установлении их дееспособности, действительного социального положения; поддержки в восстановлении утерянных документов (паспорта); психологической поддержки; содействии в восстановлении здоровья, определении в лечебные учреждения лиц, нуждающихся в длительном стационарном лечении вследствие алкогольной или наркотической зависимости.
Адаптация личности как способ включения ее в систему норм, социальных и моральных ценностей неразрывно связана с правовой культурой, с пониманием существующих в обществе политических, нравственных, правовых явлений, с усвоением предписаний политических, нравственных и правовых норм в качестве собственных жизненных установок. Исходя из этого, выделяют несколько видов адаптации личности: правовая, социальная, психологическая, профессиональная.16
Одна из важных правовая адаптация. Правовая культура достигается путем организации и осуществления правового воспитания, в котором социально-психологическим процессам формирования правовых взглядов, идей, убеждений, чувств, настроений принадлежит важная роль. Правовое воспитание охватывает одновременно правовое образование и обучение, формирование убеждений, привычек правового поведения и социально-правовой активности. Процесс правового воспитания и принятие его норм и правил поведения можно назвать правовой адаптацией личности.
Социальная адаптация, по сути, означает установление нормальных, социально полезных отношений, социальную реабилитацию гражданина. Социальная адаптация личности - приспособление к относительно новому социуму, нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе. В процессе социально-психологической адаптации происходит включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.
Достижение соответствия потребностей и устремлений личности целям и задачам общества обусловливает прогрессивный характер социальной адаптации. Главная ее особенность заключается в том, что взаимоотношения индивида и общества должны носить характер осознанного и свободного подчинения личности социальным (правовым) нормам и ценностям.17
Психологическая адаптация личности - это усвоение субъектом стандартов поведения и ценностных ориентации. Психологическая адаптация неразрывно связана с социальной адаптацией, которая одновременно является и условием, и показателем ее успешности. Поэтому социальную и психологическую адаптацию следует рассматривать в их неразрывном единстве. Однако возможны и такие ситуации, когда указанные два вида адаптации не совмещаются: человека хорошо приняли в бытовом окружении (семья, родственники, знакомые), но не принимают на работу. Отсюда следует выделить социально-психологическую адаптацию.
Социально-психологическая адаптация личности - это процесс преодоления проблемных ситуаций личностью, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития навыки социализации, что позволяет ей взаимодействовать с группой без внутренних или внешних конфликтов, продуктивно выполнять ведущую деятельность, оправдывать ролевые ожидания, и при всем этом, самоутверждаясь, удовлетворяя свои основные потребности.
В период адаптации человек должен ознакомиться с новой обстановкой, чтобы легче войти в нее, а не проявлять оригинальность, инициативу, самостоятельность, привлекая к себе чрезмерное внимание. Социальную адаптацию можно описать, как отсутствие переживания конфликта со средой.
Трудовая (профессиональна) адаптация - это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами. Поступая на работу, человек активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений конкретной трудовой организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами организации (трудового коллектива), тем самым, подчиняя свое поведение служебным предписаниям данного предприятия или учреждения.
Информация о работе УИС как социальный институт. Современные социальные проблемы УИС