Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 21:54, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать опыт социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в России.
Задачи:
1. описать становление и развитие форм социальной помощи несовершеннолетним правонарушителям
2. рассмотреть опыт социальной помощи несовершеннолетним преступникам в деятельности отечественных педагогов ХХ века
3. проанализировать нормативно-правовые основы социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в России
4. охарактеризовать современное состояние социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в России
Введение
Основная часть
1. Особенности социальной работы в школе.
2. Социальная профилактика и реабилитация детей и подростков.
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Тотемский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Теория социальной работы |
Тема |
Сущность и содержание социальной работы в системе образования. |
Фамилия студента |
Бобкина |
Имя студента |
Елена |
Отчество студента |
Михайловна |
№ контракта |
1390513401509002 |
Основные данные о работе
Содержание
Введение
Основная часть
1. Особенности социальной работы в школе.
2. Социальная профилактика и
Заключение
Глоссарий
Список использованных
Приложения
Положение детей в любом государстве – это показатель морального и нравственного здоровья общества [2;148]. Необходимость исследования особенностей и развития социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями определяется тем, что за последние годы уровень подростковой преступности в стране существенно вырос. Наиболее актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения является борьба с негативными явлениями в среде несовершеннолетних правонарушителей и преступностью несовершеннолетних. Среди подростков и молодёжи всё явственнее начали проявляться признаки нравственной деморализации, которые выражаются в негативных явлениях – пьянстве, наркомании, токсикомании, проституции, в возникновении и росте различных неформальных объединений асоциальной направленности [21;128]. Лишь немногие из несовершеннолетних преступников совершают преступления случайно. В абсолютном большинстве несовершеннолетний преступник – это лицо, обладающее привычками, склонностями, устойчивыми стереотипами общественного поведения [23; 387]. Весьма значителен процент рецидивных преступлений несовершеннолетних. Именно эти подростки займут со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной сфере общества.
Актуальность данной темы обусловлена также тем, что многие проблемы, стоявшие перед государством и обществом в изучаемые периоды, и сегодня не решены. Примером тому может служить то, что к числу наиболее распространённых преступлений, совершённых подростками, относятся преступления корыстно-насильственной направленности: кражи, грабежи, разбои.
Таким образом, решение проблемы подростковой преступности невозможно без тщательного изучения истории развития социальной работы по исправлению несовершеннолетних правонарушителей и современного состояния воспитательной работы.
Объект исследования: социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями.
Предмет исследования: история социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в России.
Цель исследования: проанализировать опыт социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в России.
Задачи:
1.
описать становление и
2. рассмотреть опыт социальной помощи несовершеннолетним преступникам в деятельности отечественных педагогов ХХ века
3.
проанализировать нормативно-
4.
охарактеризовать современное
Методы исследования:
• изучение научной литературы по проблеме исследования;
• систематизация полученной информации;
• анализ собранной информации.
Первые сведения о мерах, принимаемых в России для предупреждения правонарушений и преступлений несовершеннолетних, относятся к XVII веку, именно тогда стали предприниматься шаги к воспитанию нравственно-испорченных детей. Создание воспитательных заведений для помещения в них «испорченных» детей было связано не только с гуманистическими идеями, но и осознанием того, что беспризорность, бродяжничество являются причиной преступности [17;32].
Первые попытки исправления несовершеннолетних и малолетних преступников относится к эпохе Екатерины II, когда были учреждены совестные суды для разбора дел и приказы общественного призрения с работными домами. И хотя эти первые попытки ощутимых результатов не принесли, они способствовали формированию определенного подхода к воспитанию детей-правонарушителей. В первой половине XIX века заведения, предназначенные для таких детей, начали открывать во многих местностях.
Во второй половине XIX века отмечается увеличение промышленного и финансового капитала и соответствующее этому обнищание народных масс, классовое расслоение общества, миграция разоренных сельских жителей в города, разрушение устойчивых социальных связей, семьи, дома. Рост числа «неустроенных» вследствие этого детей: бродяг, нищих, бесприютных и беспризорных, с одной стороны, а с другой общественное стремление к их воспитанию и исправлению укрепляло идею об учреждении специальных заведений для этого [7;14]. В эпоху судебных реформ в России сформировались, хотя и недостаточно прочно, основные направления деятельности государства и общества по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Государство направляло свои усилия преимущественно на развитие правовых основ превентивной политики, практические шаги осуществляли общественные силы. Деятельность общественности была направлена на решение практических вопросов, связанных с предохранением детей от развращающего влияния тюрем; организацией обучения и воспитания беспризорных и бродяжничающих детей; созданием специальных учреждений для несовершеннолетних осужденных; ведением дела их постпенитенциарного воспитания; организацией новых форм уголовной юстиции. Одной из главных проблем считалось вовлечение детей в криминальную сферу, которое происходило в тюрьмах, где дети содержались вместе со взрослыми, что развращало их, способствовало формированию в них качеств привычного преступника [20;54].
Именно с целью отделения несовершеннолетних от взрослых преступников, ограждения от влияния тюрьмы и арестного дома, и тем самым отвращения от криминального поведения, были учреждены исправительные заведения для содержания детей - правонарушителей и детей - арестантов.
Первые заведения были открыты в С-Петербурге (1871 г.), Саратове (1873 г.), Москве (Большевский приют, 1874 г.), Казани и Киеве. Все они были основаны на частной инициативе, а возникали там, где в данное время появлялись люди, интересующиеся делом исправления и перевоспитания несовершеннолетних. Поэтому дело по созданию заведений для несовершеннолетних двигалось крайне медленно и не всегда успешно.
По своему предназначению это были разные заведения. Большинство из них были смешанными, то есть предназначались для содержания в них детей разных категорий: бродяг, нищих, сирот, правонарушителей. Другие сразу стали специально-исправительными заведениями для несовершеннолетних преступников, как, например, Курская колония. В Саратовском, Большевском приютах содержались дети, совершившие разные проступки, но не совершившие преступлений, и нищенствующие дети, а с начала XX в. сюда стали поступать и по решению суда. Некоторые из заведений были смешанными по признаку пола содержащихся в них детей, но для девочек были особые отделения. Такие заведения были открыты в Саратове, Таганроге, Томске [3; 89].
Важно подчеркнуть, что из числа существующих заведений лишь немногие содержались земствами (Тверская колония и Тамбовский приют), два – городом (Рукавишниковский приют и Фидлеровская колония в Москве). Тюремными комитетами содержались Астраханская колония, Симбирский, Саратовский, два Кубанских приюта. Все остальные содержались различными обществами, специально для того созданными.
В стремлении к отрыву несовершеннолетних от развращающего влияния на них тюрьмы специалисты приходили к выводу о необходимости отделения от взрослых и детей, находящихся под следствием. Первая исправительная школа для детей подследственных и подсудимых была учреждена в Москве в 1864 г. (впоследствии в ходе реформ она стала исправительным заведением для осужденных).
Опыт работы по исправлению несовершеннолетних правонарушителей приводил специалистов к выводу: без оказания помощи вышедшим из заведений воспитанникам в приспособлении к условиям постпенитенциарной жизни трудно рассчитывать на то, что они не вернутся на преступный путь.
Положение об исправительных приютах 1866 года предусматривало покровительство воспитанникам в течение определенного срока после выхода. Специалисты считали, что контроль за поведением освободившихся необходимо осуществлять в течение трех лет.
Необходимо отметить, что организация патроната носила филантропический характер и осуществлялась на общественных началах.
Непосредственная работа по оказанию помощи вышедшим из исправительных заведений осуществлялась по-разному. Некоторые заведения брали на себя заботу о выпущенных воспитанниках, например. Киевская колония, Студзенецкая, Вологодский приют и другие, что было предусмотрено их уставами. В других местах эту работу осуществляли специально созданные для этого различные общества патроната. Каждое общество носило свое название. Например, в Петербурге это был комитет общества попечительного о тюрьмах, а при нем имелось отделение для несовершеннолетних, позднее здесь было открыто специальное общество для осуществления патроната над несовершеннолетними; в Москве – общество пособия несовершеннолетним, освобождаемым из мест заключения; в Одессе – общество покровительства отбывшим наказания и бесприютным; в Киеве – общество покровительства лицам, отбывшим наказание, и детям бесприютным. Патронат осуществлялся также мужскими и дамскими благотворительными тюремными комитетами. Общества патроната или попечительства, создавались с целью оказания помощи несовершеннолетним правонарушителям [8;247].
Все общества организовывались на добровольных началах. Состав их был неограниченным, управление осуществлялось собраниями и правлениями (комитетами). Материальные средства складывались из пожертвований, членских взносов, сборов за различные мероприятия.
Цели каждого из созданных обществ определялись их уставами и, в общем, сводились к оказанию содействия несовершеннолетним, выпущенным из приютов, в устройстве быта, в возвращении на путь честной жизни. Единого организующего центра у них не было.
Деятельность обществ строилась по-разному. Многие ее вопросы оспаривались, однако, некоторые общие направления все же были выработаны. Члены Обществ посещали колонии и приюты для несовершеннолетних, заранее знакомились с теми, кто в скором времени должен был выйти оттуда, изучали их образ жизни в самом исправительном заведении [10;11]. После освобождения несовершеннолетнего члены общества решали широкий круг вопросов. Они оказывали помощь в прописке по месту жительства, ибо без этого невозможно было определить освободившегося на работу. Общество же заботилось и о том, чтобы подыскать место, соответствующее интересам и подготовке несовершеннолетнего, и по-доброму расположенного к нему хозяина. Члены общества помогали установить связи с родственниками, знакомыми, в необходимых случаях решали вопрос о перемене или избрании места жительства, способствовали отправке на родину.
Учитывая, что не все из освобожденных были материально подготовлены к самостоятельной жизни, общества снабжали их одеждой, пищей, медицинским пособием, рабочим инструментом, а в исключительных случаях и деньгами. Если у несовершеннолетнего не складывались отношения с хозяевами члены общества старались влиять на последних. С теми, кто уже был определен в жизни, связь не терялась. В обществе можно было провести воскресенье, принять участие в религиозно-нравственных чтениях, получить чистое белье, одежду. Уставами ряда обществ, например, Московского, Кишиневского и других, предусматривалась возможность создания убежищ, в которых освободившиеся несовершеннолетние могли провести некоторое время, пока не были определены на какое-то место. Здесь можно было пользоваться одеждой, пищей, учиться. Иногда здесь проводили по нескольку лет. Внутренний распорядок жизни, система воспитания были аналогичны существовавшим в исправительных заведениях.
Кроме того, для несовершеннолетних определялся попечитель, который заботился о подростке, защищая его интересы. В московском обществе для занятий освободившихся была организована сапожная мастерская. Его уставом предусматривалась возможность создания ферм, убежищ, мастерских, приютов, где несовершеннолетние могли найти себе занятие.
В тех случаях, когда патронат осуществляли сами заведения, их помощь могла быть оказана путем трудоустройства, определения опекуна, создания депо для временно не работающих, как это делалось, например, в Студзенецкой колонии, или путем поддержания связи с выпущенными из заведения, как это делали в Киевской колонии. В Вологодском приюте патронат осуществляли местные священники [8; 263].
Таким образом, патронат мог носить личный или коллективный характер. Личная помощь (предоставление места, одежды, обуви, пищи, переселение, переписка и другого) возражений не вызывала. Коллективная помощь (создание убежищ, приютов, рабочих домов, ночлежек) у многих вызывала несогласие, поскольку в таких местах сосредоточивались выходцы из мест лишения свободы, здесь устанавливались порядок и отношения, основанные на тюремных правилах и традициях, появлялась опасность возникновения преступных группировок и организаций. Поэтому в уставе обществ покровительства лицам, освобождаемым из мест заключения (1908), было установлено, что убежища и приюты по указанным причинам не создаются, а освободившиеся помещаются в частные семьи и мастерские. Если это по каким-то обстоятельствам было невозможно, то данные лица могли помещаться в коллективные заведения, в которые направлялись все нуждающиеся, независимо от прошлого: в дома трудолюбия, общественные школы и тому подобное.
Еще одним направлением работы являлась индивидуальная помощь бывшим осужденным. Члены общества в определенные дни дежурили в особом помещении, куда могли обратиться все нуждающиеся из числа лиц, когда-то осужденных. Здесь была сосредоточена и вся переписка по патронату.
Совершенно уникальным среди этого вида заведений было созданное Варшавским обществом патроната – приют в Струге. Сюда поступали несовершеннолетние, освободившиеся из Варшавской главной тюрьмы, точнее сказать, приходили, так как прием основывался на принципе добровольности.
Члены общества патроната лишь делали приглашения. Здесь подростки получали то, чего тюрьма дать не могла: общее и профессиональное образование, организованный досуг, физическое воспитание. При этом воспитанник считался готовым к жизни вне заведения тогда, когда «он не под действием дисциплины и приказания, а под влиянием внутренней воли и необходимости стремится к труду, образованию, честности» [7;126].
Члены общества патроната высоко довольно оценивали значение этого заведения в силу, прежде всего, того, что деятельность его строилась на принципе: не принуждать, но помогать. Поэтому тот, у кого не хватало нравственных сил для работы над собой, кто не выдерживал этого труда, мог не только покинуть приют в любое время, но и вернуться, поскольку приют был единственным местом, где уважали человеческое достоинство.
Информация о работе Сущность и содержание социальной работы в системе образования