Становление и развитие визуальной антропологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Визуальная антропология — это не просто кино и не просто этнография. За свою относительно короткую историю, точкой отсчета которой часто называют прекрасный фильм Роберта Флаэрти «Нанук с Севера», визуальная антропология успела проявить себя как достаточно широкое явление, далеко вышедшее за рамки кинематографической фиксации образа жизни экзотических народностей.

Содержание

1. Введение.
2. Понятие антропологии как науки. Особенности визуальной антропологии. Предмет, цели и задачи визуальной антропологии.
3. Источники и методы изучения визуальной антропологии. Видеомониторинг культуры.
4. История развития визуальной антропологии.
5. Современный уровень и перспективы развития визуальной антропологии.
6. Визуальная антропология в современной России.
7. Заключение.
8. Список литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Визуальная антропология.doc

— 56.99 Кб (Скачать документ)

 Новые технические возможности видеоаппаратуры, появившаяся возможность параллельной записи изображения и звука существенно изменили и во многом определили дальнейшее развитие антропологического и этнографического кино в качестве направления, ориентированного на исследовательские задачи. Было замечено, что визуальная антропология, ориентируясь на регистрацию жизнеобеспечивающего поведения, фиксировала одновременно те его аспекты, которые имели знаковую (символическую) функцию. Подобные фильмы продемострировали явное несоответствие самоотчетов реальным действиям. Ученые обнаружили, что человек воспринимает происходящие в реальности события несколько иначе, другими словами, субъективно, многие немаловажные жизненные процессы просто ускользают из его поля зрения. Так был открыт  феномен «ускользающей действительности», играющий существенную роль в поиске дисциплинарного основания визуальной антропологии.

В последнее время визуальная антропология проявляет большой интерес к культуре коренных народов. Интерес к традиционным, локальным группам не нов. Исследования этих групп в антропологии и этнологии издавна являются стержневыми. Но существенное отличие современного подхода состоит в том, что культура в данном случае “отображается” как бы глазами самого аборигена, иначе говоря, проявляется тенденция мыслить категориями аборигенной культуры. Если раньше ученый, осуществляя исследование какого-либо племени или этнической группы, определял значимость того или иного факта жизнедеятельности по своему усмотрению, то теперь определяет сам представитель коренного народа, используя универсальное средство для сбора данных – видеокамеру.

1.2 Этнографическая фотография.

Этнографическая фотография — это практика без ясно сформулированной теории или метода. Начиная с 1890-х гг., когда полевая фотография стала относительно легкой, многие антропологические полевые исследователи стали фотографировать людей, которых они изучали. Некоторые этнографы используют фотографии, чтобы получать ответы в интервью. Первичные функции фотографий, сделанных в поле, подобны письменным полевым заметкам, помогающим воссоздавать события в памяти этнографа. Некоторые изображения становятся иллюстрациями для публикаций, слайдами для лекций, или, иногда, основанием для выставок. Как только полевые исследования завершены, фотографии депонируются в музей или в личный архив автора вместе с письменными полевыми примечаниями и обычно забываются.

На формальном уровне, фотографии, сделанные антропологами неотличимы от моментальных снимков или художественно выстроенных изображений, сделанных туристами, то есть, нет никакого заметного антропологического фотографического стиля. Хотя этнографическая фотография близка к документальному кино, эстетическая и политическая нацеленность большинства документальных фильмов отличает их от этнографической фотографии. «Балийский характер» Бейтсона и Мид (1942) и «Сады Войны» Гарднера и Хайдера (1968) — вот выдающиеся работы по фотографической этнографии. Такие этнографические социологи как Дуглас Харпер и другие в международной Ассоциации Визуальной Социологии продолжают традицию этнографической фотографии. В 1990-х гг. эксперименты с технологиями мультимедийных гипертекстов открыли будущее компьютерным изобразительным этнографиям (computer-generated pictorial ethnographies) — новый вид текста, воспроизводящего различные виды усвоенного опыта.

 

 

 2) Проблемы видеомониторинга культуры и открытого архива визуальной антропологии.

Идея документирования и популяризации истории 20-го века с помощью кинематографических и телевизионных материалов вполне привычна. Другое дело, насколько серьезно были склонны и имели возможность историки использовать эти материалы в своей профессиональной, научной и учебной деятельности.

Конечно, архивные материалы хроники, путешествий, документального кино несомненно представляют большой интерес для историков. Только необходимо осознавать, что очень трудоемкая работа по их разысканию не исключает разочарований. Чтобы их избежать, надо быть готовым к скрупулезному анализу изображения, к своего рода умственной реставрации киноматериалов. Знание законов киноязыка, его эволюции, особенностей идеологических и творческих установок в различные исторические периоды поможет освободить аудиовизуальные материалы от публицистических интерпретаций и вычленить объективную информацию.

Проблема исторического использования архивных аудиовизуальных материалов несомненно одна из наиболее актуальных, так как в них могут быть запечатлены малоизвестные конкретные черты давно исчезнувших с лица земли культур. С другой стороны, всегда возникают вопросы — насколько они полны и интересны для историка, в каком техническом состоянии пребывают, насколько пригодны для научного, образовательного и публицистического использования, какие потребуются усилия для их актуализации.

Тем не менее, сохранившиеся в архивах небольшие фрагменты ранних этнографических съемок воспринимаются сейчас как настоящие откровения, будучи по сути единственными по-настоящему достоверными документами, отобразившими реальный облик исчезнувших с лица земли культур.

Наиболее последовательно задачу экранного посредничества между представителями различных культур решает визуальная антропология, для которой принципиальным является серьезное знание традиций, владение соответствующими методиками общения и работы с камерой, последующей обработки, хранения и распространения экранной информации. Более того, успех работы возможен только тогда, когда удается завоевать у представителей традиционной культуры доверие к людям с камерой, добиться готовности к открытому сотрудничеству и диалогу.

Идея видеомониторинга культуры вызвана следующими обстоятельствами:

- современная  культура мозаична и складывается  из множества микро культур  — национальных, религиозных, региональных, возрастных, профессиональных и  т.д.;

- чрезвычайно  велика динамика культуры, что  часто выливается в гибель  и исчезновение отдельных ее  частей; практически повсеместно  и очень серьезно искажается  реальный облик микрокультур  в средствах массовой информации, особенно на телевидении;

- проблема сосуществования  человеческих сообществ не может  решаться без обстоятельного  знакомства с реальным состоянием  мозаичной картины современной  культуры;

- существует  очень много профессиональных  задач, для решения которых необходим  видеомониторинг: исследовательских, музейных, образовательных, художественных, связанных с сохранением и  возрождением культуры.

Развитие современной электронной техники практически преодолело целый ряд трудностей по обработке аудиовизуальной информации, еще каких-то два десятилетия назад казавшихся неразрешимыми.

Очевидно, что важнейшей является проблема архивирования, включающая сбор, обработку, хранение, использование аудиовизуальной информации. К ней же примыкает проблема создания единой базы данных, описывающей все стороны аудиовизуальной информации. При этом такая база данных должна определенным образом корреспондироваться с аналогичными зарубежными базами данных и с информационными системами соответствующих научных дисциплин.

Помимо этой общеметодологической задачи, при создании многоуровневой системы БД, особое внимание предстоит уделить ее самому нижнему (глубинному, фундаментальному) уровню, связанному с описанием минимальных содержательных единиц, из которых строится аудиовизуальное сообщение.

Эта проблематика лежит в основном в рамках теории экранного (кинематографического, аудиовизуального) языка. Но помимо структуралистских, семиотических аспектов не меньшее значение имеют и содержательные моменты, связанные с предметом тех научных дисциплин, которые освещаются аудиовизуальной информацией: истории, этнографии, психологии, философии и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. История развития визуальной антропологии как науки и практики.

В исторической, этнографической и культурологической литературе до сих пор не существует единого мнения относительно времени появления этого научного направления. Большая часть исследователей связывает его возникновение с распространением процессов фотофонокинодокументирования (вторая половина XIX в.) как способа фиксации самобытной культуры народов, их быта и нравов, ритуалов и обычаев. Антрополог из Флоренции П. Кьоцци на IV Московском международном фестивале и конференции по визуальной антропологии (Москва, 7-8 октября 2008 г.) высказал предположение, что впервые понятие «визуальная антропология» появилось в 1861 г. Французский антрополог М. Пийо считает, что это произошло позже, в первое десятилетие ХХ в.

Коллизии современной мировой истории, с особой остротой развернувшиеся в наши дни, также обострили внимание к цивилизационному ее измерению. Это отразилось практически во всех гуманитарных областях знания. Что касается визуальной антропологии как уже сложившейся области аудиовизуального познания культурно-исторической  действительности, то актуальным оказалось как соотнесение любого отдельного этноса с современной мировой цивилизацией, так и соотнесение его с национальной традиционной культурой, разрушенной в процессе различного рода преобразований прошлых лет.

Исследования по различным аспектам визуальной антропологии начались в России с середины 80-х годов XX века. В наши дни это научное и просветительское направление развивается как в теоретико-методологическом, так и в прикладных аспектах, и является одним из наиболее перспективных и актуальных в отечественной и зарубежной науке.

 Визуальная  антропология как объект архивоведения  и источниковедения до начала 1990 г. не являлась предметом специального  изучения в отечественной литературе. Однако было бы методологически неверным не отметить вклад ученых и кинематографистов в разработку этнографической тематики преимущественно на материале неигрового кино. В работах по истории научного кино 1920-1980 гг. Л. Сухаребского, А.Н. Терского, С.С. Гинзбурга, Б.А. Альтшулера, А. Згуриди, И. Василькова, В. Трояновского дан анализ отдельных фильмов этнографической тематики, созданных в деятельности различных кинематографических организаций, фирм, акционерных обществ. Интересные сведения удалось обнаружить в справочно-информационных изданиях (аннотированные справочники и каталоги 1920 - 1930 гг., фото,- и кинематографические журналы 1907-1930 гг., энциклопедические издания 1960-1990 гг. и др[vii]).  Отдельно следует выделить публикации, в которых впервые отмечается ценность этнографических и археологических фото- и киносъемок, созданных во время экспедиций.

Появившееся  в конце 1970-х годов усилиями нескольких энтузиастов (историков, этнографов, фольклористов, искусствоведов, культурологов), оно получило распространение и развитие в нескольких научных центрах, научно-исследовательских институтах, высших учебных заведениях и общественных организациях (Всесоюзная фольклорная комиссия Союза композиторов СССР, Институт этнологии и антропологии Российской академии наук, Институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева, Уральское отделение Российской академии наук, Российский институт культурологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Российский государственный гуманитарный университет и др.). Вышедшие в свет в последние годы публикации О.И. Генисаретского, А.В. Головнева, В.Р. Рокитянского, Е.В. Александрова, а также переведенные на русский язык работы А. Баликчи, Карла Хайдера и ряд других (преимущественно обзоры и небольшие по объему статьи, опубликованные в выпусках «Материальная база сферы культуры» и др.) ставят проблемы визуальной антропологии в определенных тематических рамках, ограничиваясь отдельными теоретико-методологическими аспектами, а также ее обучающими функциями и сугубо техническими, точнее технологическими аспектами. Вместе с тем, за пределами подавляющего числа изданий до недавнего времени оставались важнейшие вопросы классификации, типологии, понятийного аппарата, использования продуктов визуальной антропологии в исторических исследованиях и др.

Весомый вклад в разработку теоретико-методических основ изучения исторического и культурного прошлого в сфере традиций народов мира за последнее столетие внесен учеными и специалистами Западной Европы и США. Ими было убедительно показано, что визуальная антропология может выступать (и по существу уже давно выступает) в двух ипостасях: в качестве особой области гуманитарных исследований, с одной стороны, и - самостоятельной научной дисциплины, с другой. Ее традиционные научные направления имеют достаточно глубокие корни на американском континенте (США, Канада, Аргентина), Австралии, в Западной Европе (Австрия, Англия, Венгрия, Германия, Италия, Финляндия, Франция и др.), Азии (Китай, Япония) и др. Среди первых исследователей, обратившихся к данной проблематике, следует назвать американских антропологов  Г. Бейтсона и М. Мид. Кстати, именно М. Мид были предложены и апробированы на практике методы изучения культурных традиций и экологии человека, гендерных различий в его поведении на фоне конкретной исторической обстановки с учетом бытовой среды. Она первая высказала соображение о том, что если антропология останется только устной наукой, она будет неполной. Исключение аудиовизуальной записи из антропологического исследования  и настаивание на таком исследовании только как способе записи заметок является ошибкой на методологическом уровне. О новых возможностях визуальных методов исследования и преимуществах использования киносъемки в этнографических исследованиях говорится и в работе Т.Эша и Д.Маршалла.

Усилиями зарубежных антропологов и кинематографистов (Ф.У. Ходжа, Р. Флаэрти, А. Баликчи, Р.Гарднер, Дж. Маршалл, Т. Эш, Д. Д. МакДоугал,  Ж. Руш, С. Уарт и др.) в течение 1920-1990 годов создан ряд классических этнографических фильмов и проведены исследования быта и нравов народов Америки, Индии, Африки и др. с использованием возможностей аудиовизуальных технических средств и аппаратуры. В результате многолетних антропологических и этнографических экспедиций в музеях различных стран мира отложились большие объемы фильмов, анализ которых проводился в основном с культуроведческих и антропологических позиций.

 Самостоятельное  место среди работ междисциплинарного  плана занимают публикации руководителя  исследований CNRS, антрополога и специалиста  в области кино М. Пийо. Работая  на стыке антропологического  исследования и неигрового кинематографа, автор рассматривает становление  и развитие мировой визуальной  антропологии в историческом  аспекте от ее истоков до современного уровня. Отдельная глава посвящена отцам основателям классических образцов антропологического кино Д. Ветрову и Р. Флаэрти. Особый интерес вызывает его трактовка первых экспедиционных этнографических фильмов А. Хеддона, Б. Спенсера, Р. Печа, положивших начало этнографическому кино, а также характеристика деятельности парижского  банкира А. Кана по сохранению коллекций ранних киносъемок и создании на их основе специализированного "Архива Планета". Особо отметим, что киноархив был задуман им не как обычная коллекция данных, а как инструмент для социологических и этно-антропологических исследований, представляющих документацию о нравах, обычаях и культурных традициях человечества. В нем сосредоточилось незаменимое наследие (только недавно восстановленное и каталогизированное), насчитывающее приблизительно 140.000 метров кинопленки и 72.000 хромовых фотонегативов, обработка которых была проведена братьями Люмьер в 1904 году.

Информация о работе Становление и развитие визуальной антропологии