Совершенствование процесса социальной адаптации работников в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Адаптация работника в организации — это управляемый процесс интеграции личности в профессиональную среду организации и в ее основные функциональные, организационные и кадровые процессы. Адаптация считается одним из важных направлений практики управления персоналом в современной организации. Адаптация является, с одной стороны, механизмом взаимодействия работника с организационным окружением, а с другой — одним из методов развития потенциала кадровых ресурсов организации. Но при этом следует учитывать, что и личностные потребности молодых специалистов в профессиональной сфере, и ожидания современных организаций от новых, молодых работников, имеющих профессиональное образование, постоянно изменяются. Это требует, в свою очередь, развития средств, методов и технологий адаптации как организационного процесса в целом, и особенно — в отношении молодых специалистов.

Содержание

Введение
1. Теоретико - методологические основы изучения социальной адаптации работников.
1.1. Понятие адаптации в современной российской и зарубежной науке.
1.2. Виды и методы адаптации сотрудников.
2. Общая характеристика адаптации и методы ее реализации в современной организации.
2.1. Характеристика организации.
2.2. Оценка современного состояния регулирования адаптации сотрудников.
3. Совершенствование процесса социальной адаптации работников в коллективе.
3.1. Рекомендации по совершенствованию адаптации.
3.2. Пути внедрения адаптации сотрудников.
Заключение
Список используемой литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 112.75 Кб (Скачать документ)

Результаты исследования могут быть использованы:

• в разработке концепций оптимизации кадровых процессов, программ и планов их практической реализации, законодательства о регулировании вопросов, связанных с профессиональной деятельностью молодых специалистов, их адаптацей в различных организациях и т.п.;

• совершенствовании учебных программ для системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих работников по курсам «Управление персоналом», «Социология и психология управления», «Социология труда» и др.;

• в процессе консультирования организаций различного профиля, видов деятельности и форм собственности по вопросам оптимизации кадровых процессов и адаптации молодых специалистов.

Выводы и предложения, сделанные автором, позволяют также обогатить научно-методическую базу исследования кадровых процессов в современных российских условиях.

 

 

 

 

 

1. Теоретико - методологические  основы изучения социальной адаптации  работников.

1.1. Понятие адаптации  в современной российской и  зарубежной науке.

          Американский футуролог и социолог Э. Тоффлер был одним из авторов концепции «Информационной цивилизации». В его основных работах («Шок будущего», «Столкновение с будущим», «Третья волна», «Метаморфозы власти») говорится о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию (сверхиндустриальной) формы социального устройства. При этом Э. Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнется человечество на стыке XX и XXI вв. при переходе к сверхиндустриальной формации существования. В частности, имеется в виду то, что люди будут не готовы к изменениям, которые произойдут в их обыденной жизни, они переживут так называемый футурошок - шок будущего (термин, введенный Э. Тоффлером в одноименном труде, который вышел в 1970 году). Футуршок - это «психологическая реакция человека или общества на стремительные и радикальные изменения в его окружении, вызванные ускорением темпов технологического и социального прогресса»3.

            Этот шок спровоцирован несоответствием между реальностью и картиной реальности в сознании человека (он не успевает адаптироваться к новым условиям жизни). Подобное несоответствие порождается изменениями, особенно, быстрыми, усиливающимся давлением событий, потоком знаний, науки, техники, различного рода информации.

            К концу 20-го века в связи с развитием футурологии и трансгуманизма стало возникать целостное видение будущего, простирающееся настолько далеко вперед, как никогда раньше. Исследователь ярким, образным языком рассказал о том, каким будет это будущее, как социальные последствия научно-технической революции изменят мир, социальную среду, социальные ценности. В частности, им описывается будущее общество как возврат к доиндустриальной цивилизации на новой технологической базе. Экономическим костяком нового мира, по его мнению, станут электроника и ЭВМ, космическое производство и биоиндустрия. Нынешняя «Третья волна», по Тоффлеру, - это «информационное общество». Она вызвана повсеместным распространением компьютеров, турбореактивной авиации, гибких технологий. В информационном обществе складываются новые виды семьи, стили работы, жизни, новые формы политики, экономики и сознания. Мир заполняется нововведениями, для восприятия которых необходимо постоянное развитие познавательных способностей. Символы нового общества - целостность, индивидуальность и человечная технология. Ведущую роль в таком обществе приобретают сфера услуг, наука и образование. Корпорации должны уступить место университетам, а бизнесмены - ученым.

            В книге «Футуршок» Э. Тоффлер предупреждает человечество о той опасности, которая связана со стремительными переменами в жизни людей. Перед обществом и человеком встала задача адаптироваться не только к происходящим изменениям, но и к ожидаемым. То есть требуемая скорость адаптации стала гораздо выше, утверждает ученый: «Для того чтобы выжить, чтобы предотвратить то, что мы назвали шоком будущего, индивид должен стать бесконечно более адаптируемым и знающим, чем когда либо раньше. Если у современного человека есть желание справиться с эквивалентом тысячелетий изменения в сжатом промежутке одной-единственной человеческой жизни, то он должен иметь у себя в голове достаточно правильные (пусть и грубые) образы будущего»4.

По мнению исследователя - единственный способ сохранить какое-то подобие равновесия в ходе сверхиндустриальной революции - ответить изобретением на изобретение, то есть создать новые личные и социальные механизмы, регулирующие изменения: «Нам нужно не слепое принятие или слепое сопротивление, а множество творческих стратегий, чтобы избирательно формировать, отклонять, ускорять или замедлять изменение. Индивидууму нужны новые принципы, чтобы задавать темп своей жизни и планировать ее вместе с кардинально новой формой образования.», - утверждает ученый.

По словам футуролога, чтобы пережить то, что мы называем футурошоком, человек должен постоянно развивать свои способности к адаптации: «Нужно найти совершенно новые способы зацепиться за убегающую действительность, поскольку старые устои общества и человека в нем - религия, национальность, семья и профессия - серьезно подорваны пронесшимся вихрем перемен».

         Э. Тоффлер сформулировал проблему социальной адаптации в контексте нового информационного общества, обратив внимание современников на необходимость развивать способности к адаптации, при этом он затрагивал только теоретический аспект вопроса, цель его труда - это скорее формулировка проблемы, но не ее изучение. Исследователи Чикагской школы социологии У. Томас и Ф. Знанецкий, напротив, постарались совместить теоретический и эмпирический подходы, детально изучить феномен социальной адаптации.

В трудах социологов Чикагской школы в начале XX века сформировался тот особый тип исследования, который Петр Штомпка охарактеризовал как «эмпирические теории». Их положения соотносятся с эмпирической действительностью либо обладают статусом гипотез, которые надлежит проверить эмпирически. Так, был исследовано явление социальной адаптации на примере адаптации вынужденных иммигрантов.

Рассматривая адаптацию вынужденных мигрантов к новым условиям жизни, исследователи понимали под этим процессом перестройку психологических качеств, поведения и деятельности субъекта адаптации в ответ на требования новой социальной среды и изменения самой социальной среды в ходе удовлетворения адаптивной потребности вынужденного мигранта в целях их полноценной взаимной деятельности и развития.

Результаты исследования были опубликованы в книге «Польский крестьянин в Европе и Америке». Эта обширная работа считается классическим примером реализации биографического метода в социологическом исследовании. Это была не первая крупная американская монография, где подробно описываются стадии конкретного исследования и собранные в ходе него данные, но она стала одной из первых работ, авторы которой, используя новые методы, пытались связать теорию с практикой. «Польский крестьянин в Европе и Америке» представляет собой исследование, построенное как анализ и обобщение эмпирического материала, где основной акцент сделан на использовании личных документов, биографий и писем.

Работа имеет также важную теоретико-методологическую составляющую, связанную с построением единой и логически последовательной теории человеческого поведения с социальным действием в качестве центрального понятия. Социальные действия анализируются Ф. Знанецким и У. Томасом с использованием двух других важных понятий - социальных ценностей и социальных установок. При этом методологическое требование учета влияния человеческого опыта и ценностных ориентаций на поведение людей было инициировано Ф. Знанецким, тогда как приоритет в исследовании роли установок (в соотношении с ценностной ориентацией личности, в социальном плане) принадлежал У. Томасу. Связующим звеном между эмпирическим и теоретическим уровнями исследования явилось применение соавторами метода аналитической индукции (Ф. Знанецкий его именовал также и методом типических случаев).

Объектом изучения для ученых стали - группы польских иммигрантов в Европе и Америке, предметом - адаптация этих групп в новой социальной среде. В то время проблемы их адаптации были самыми насущными для больших городов США в связи с большим их наплывом из стран Европы. У. Томас намеревался изучить группы иммигрантов в Европе и Америке, чтобы определить, насколько это возможно, влияние традиционных норм и моральных установок на приспособление или не приспособление иммигрантов к новой социальной среде в Америке. У него возникла идея исследовать те группы населения Европы, из которых формировалась эмиграция в США и проследить зависимость их поведения на чужбине от традиционных норм их родины.

Интерес американского ученого к исследованию иммиграции обуславливался его стремлением понять человеческое поведение в разных социальных и культурных средах. В своей теории социальной дезорганизации У. Томас пытался интерпретировать отклонение от социальных норм и правил как поведение, «смоделированное» культурой, но не как проявление адаптации к стрессу или напряжению, как это имело место у Дюркгейма в его теории аномии. У. Томас стремился предложить строгий (с широким охватом фактического материала) научный подход к рассмотрению тех социальных феноменов, внимание к которым было инициировано как самой жизнью, так и интересами американской социологии.

         Другим ценным источником информации для «Польского крестьянина…» были письма. Все собранные письма вошли в издание «Польского крестьянина в Европе и Америке» и разбиты на семейные серии. Каждая из пятидесяти серий имела теоретическое предисловие и дословный перевод каждого письма на английский, а основные теоретические положения включены в двухсотстраничное введение, описывающее сообщество польских крестьян. Авторы исследования выделяли разные виды писем: церемониальные, информационные, чувственные, литературные, деловые и т.д. Использование писем в качестве материала для исследования было в то время новаторством.

Интересно, что одной из причин выбора У. Томасом для изучения польских иммигрантов было их поведение в американском обществе, выходящее за рамки традиционных норм: или они покорялись власти и безропотно принимали ее, как в прошлом подчинялись барину крепостные крестьяне, или, наоборот, отличались крайне свободным поведением (за что полицейские прозвали это явление «польским беспределом»). Личные письма и документы были необходимы исследователям для более глубокого понимания причин поведения иммигрантов. Это ставило перед исследователями задачу познания объективных условий существования поляков, выяснения традиционных форм отношений на родине, определения существующей ситуации. Социальное изменение понималось как продукт продолжительной интеракции между индивидуальным сознанием и объективной социальной реальностью. Интерпретация социального поведения, естественно, требовала знания субъективных значений, которые индивиды вкладывали в свои действия.

         Для объяснения различных форм поведения эмигрантов авторы разработали концепцию четырех базовых желаний или потребностей:

- стремление к получению нового опыта, дополнительных стимулов;

- стремление к безопасности, основанное на инстинкте страха (в том числе авторы приводят пример отчаяние индивида, находящегося в постоянном одиночестве или в ситуации, требующей строгого соблюдения социального табу);

- стремление к признанию, включающее, например, сексуальный отклик и общее социальное признание;

- желание реакции или «желание власти» (чему служат примером собственность, домашняя тирания, политический деспотизм), основанное на инстинкте ненависти, но способное возвыситься до честолюбия. Общество, с одной стороны, подавляет многие базовые желания индивида; требует от индивида соблюдения правил поведения посредством подавления по крайней мере тех желаний, которые несовместимы с благосостоянием группы, но, с другой стороны, общество представляет собой единственную среду, в которой могут быть реализованы планы индивида и удовлетворены его желания.

Исследователи разделили потребности на два уровня. Если человек стремится к поискам удовлетворения и эти стремления (желания) находятся в непрерывном конфликте друг с другом и окружающей средой, то желание обрести новый опыт и безопасность относятся к индивидуальной стороне личной эволюции; желания добиваться признания и реакции - к ее социальной стороне. Индивидуальные и социальные силы личности нередко обусловлены конкурентной борьбой за господство ради получения каких-либо благ и ценностей от внешнего мира. В итоге в каждом индивиде устанавливается некое равновесие между этими силами, хотя внезапное изменение социальной ситуации требует новых видов приспособления, и, следовательно, нового баланса сил.

Следует также отметить, что У. Томас совместно с Ф. Знанецким разработали типологию личностей по характеру их приспособляемости к социальному окружению: мещанский тип (для него характерны традиционные установки и стереотипы); богемный (нестойкие и слабо связанные между собой установки); творческий (логически взаимосвязанные между собой установки и творческие потенции, обусловливающие оптимальное определение ситуации). У. Томас утверждал, что развитие общественной жизни и культуры определяется творческими личностями, способными к экономическим, политическим и технологическим инновациям. В ходе исследования ученые пришли к выводу, что специфика процесса адаптации личности состоит в том, что в ходе своей жизнедеятельности личность сталкивается с необходимостью активного приспособления к разным элементам социальной среды, а именно: ее социально-психологическим, культурным, профессиональным, бытовым и другим характеристикам.

Информация о работе Совершенствование процесса социальной адаптации работников в коллективе