Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 12:10, курсовая работа
Целью представленной работы является исследование методов работы социальных служб с бездомными.
Необходимость тщательного анализа рассматриваемой проблемы, которую СМИ сравнивают с «бомбой замедленного действия», предопределила задачи работы:
- рассмотреть исторический аспект проблемы;
- проанализировать причины, порождающие бездомность;
- охарактеризовать отношение власти к бездомным и преломление этого отношения в социальной политике и деятельности социальных служб, включая анализ проблемы в региональном аспекте.
Введение ………………………………………………………….…...3 – 5
1. Общество и бездомные: исторический аспект……….………....6 – 11
2. Бездомность как социальная проблема и причины, ее порождающие
……………………………………………………..……………..…..12 – 17
3. Социальная политика и отношение власти к бездомным…..….18 – 21
4. Основные направления социальной работы с бездомными ..….22 – 36
4.1. Общие положения …………………………………….………..22 – 23
4.2. Помощь беспризорным детям…………………………….……23 – 30
4.3. Работа с бездомными в Мурманске……………………………30 – 36
Заключение……………………………………….………...………..37 – 38
Список литературы………………………………………………….39 – 40
Несмотря на произошедшие изменения в отношении государства к бездомным, до сих пор остается много нерешенных проблем в сферах медицинской помощи и трудоустройства этой категории граждан.
Наиболее открытыми в плане
трудоустройства бездомных
К началу 1998 года определился круг организаций, работающих с бездомными. Специалисты отмечают, что только в тесном взаимодействии общественных организаций и государственных структур можно добиться наилучшего результата в создании системы медико-социальной реабилитации и трудовой адаптации бездомных граждан.
Бездомность, к сожалению, стала неотъемлемой частью нашей жизни. По данным МВД РФ, бездомных в России от 100 до 350 тысяч, а по мнению независимых экспертов – от 1 до 3 миллионов человек. Для многих из них бездомность – не вина и наказание, а беда.
Прежде чем приступить к детальному анализу изучаемой проблемы следует дать качественную характеристику бездомности в Москве, поскольку аналогичные данные по Мурманской области не публиковались (возможно, эта проблема в качественном разрезе и не анализировалась). Тем не менее, следует отметить, что по имеющейся в периодических изданиях информации, в разных городах эти показатели значительно отличаются, хотя причины, порождающие само явление, идентичны.
Так как же можно оказаться в Москве на улице? Почти половина (около 45%) людей, оказавшихся в Москве в положении бездомных, не являются лицами без определенного места жительства. Где-то есть жилье, прописка (теперь регистрация), но половина из временно бездомных передвигается по бывшему Советскому Союзу в поисках работы, а Москва – один из немногих регионов, где ее можно найти*.
Третью часть среди них
Собственно бездомных в общей массе московских «людей улицы» приблизительно 55%. Третья часть из них – бывшие заключенные. Остальные собственно бездомные – либо продавшие или обменявшие свое жилье (многих обманули), либо оказавшиеся на улице из-за семейных проблем (разведенные, выгнанные родственниками, сбежавшие от пьющих родственников и т.д.), либо потерявшие ведомственное жилье в связи с сокращением рабочих мест или просто увольнением с работы. Последние три группы приблизительно равны по численности (около 20% каждая от общего числа собственно бездомных).
Самая малочисленная группа – это люди, для которых бездомность – жизненный выбор, однако именно они создают неприглядный образ бездомного.
Почти 90% бездомных – мужчины. Три четверти из них – люди в возрасте от 20 до 50 лет.
Вышеупомянутое процентное соотношение категорий бездомных характерно только для Москвы; в Санкт-Петербурге, например, бездомных-петербуржцев более 60% от общего числа обращающихся в медпункт организации «Врачи без границ»*.
С самого начала образования СССР
советским законодательством
Хотя сейчас бывший заключенный имеет право на восстановление жилья, однако в стране с повальной приватизацией жилого фонда на реализацию этого права требуется длительный срок, часто годы. Бывшему заключенному очень сложно трудоустроиться, даже если ему удалось зарегистрироваться, например, в ночлежке. Как долго может выдержать психика человека, постоянно ощущающего презрительное и подозрительное отношение к себе?
По данным финских психиатров, 80% пациентов психиатрических клиник – люди, лишившиеся работы, только работы, а не жилья. Порочная государственная политика лишения человека жилья, помимо законного наказания за совершенное преступление, создает условия для возвращения человека в преступный мир. Однако даже при таких чудовищных условиях большинство бездомных не преступает закон. По данным МВД России, из 350 тысяч задержанных в приемниках-распределителях страны в 1997 году менее 3% имели отношение к криминальной среде. В том же 1997 году в исправительных учреждениях отбывали наказание 2,5% взрослого мужского населения страны. Это еще раз доказывает, что бездомность – портрет современного российского общества в крайнем проявлении.
Пункт 2 статьи 37 ЖК РСФСР предусматривает выделять «жилые помещения... вне очереди по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей».
Однако закон – одно, а действительность – другое. Огромная масса сирот, имеющих право на «жилые помещения», т. е. на полноценное жилье (комнату или квартиру), получают комнату в общежитии. При закрытии предприятия, которому принадлежит общежитие, пополняется армия бездомных. Таким же образом, потеряв место в общежитии, становятся бездомными и те тысячи разведенных мужчин (женщины встречаются редко), которые после развода оставляют жилье семье и устраиваются на работу с общежитием.
Советский Союз был страной всеобщей юридической неграмотности. Это характерно и для современной России. В государстве, где в течение 70 лет изживали чувство собственности, всем имеющим жилье его просто «подарили», не предприняв ни единой попытки объяснить, как обезопасить себя от посягательств на него. Государство сняло с себя ответственность за жилищную безопасность своих граждан.
В 1991-1993 годах страну захлестнула волна квартирных афер. До сих пор каждая тридцатая сделка с недвижимостью в Москве – криминальная. Даже если суд докажет факт аферы, нет никакой гарантии, что пострадавший вернется в свое жилье, так как, по официальной статистике, в нашей стране исполняется только около половины судебных решений.
Человек оказался на улице. Что послужило этому причиной: его собственные неразумные поступки или объективные предпосылки, созданные государственной системой, не так важно. Главное – это наши соотечественники, попавшие в беду. Протянув руку самому отверженному сейчас, каждый в какой-то степени обезопасит свое будущее и будущее своих детей.
«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь» (из ст. 41 Конституции Российской Федерации). Первыми из государственных структур, кто осознал, что растущую армию бездомных нельзя проигнорировать, были санитарные службы: в 1994 году в двух дезотделениях Москвы стали бесплатно проводить санитарную обработку бездомных. Эта мера значительно улучшила санитарную обстановку в городе. Медицинский персонал медпунктов стал отмечать, что заметно улучшился внешний вид пациентов, стали быстрее заживать раны, количество больных с кожными инфекциями также уменьшилось.
Следующего шага московских властей в сфере организации медицинской помощи бездомным пришлось ждать два года. В мае 1996 года Департамент здравоохранения Москвы издал приказ N328 «Об организации противотуберкулезной помощи лицам без определенного места жительства», а в августе того же года - приказ N 535 «О медицинском обеспечении лиц без определенного места жительства».
В соответствии с последним приказом
все амбулаторно-
Почему во многих лечебных учреждениях избегают принимать бездомных? Да потому, что медицинские работники, как и остальные жители России, не обладают объективной информацией, запуганы публикациями в прессе о чудовищной распространенности многих страшных болезней среди бездомных. Иногда эта информация извращена, а часто просто неверна. По статистике организации «Врачи без границ», в 1999 году из 30 тысяч проконсультированных бездомных инфекционные и венерические болезни были выявлены у 2,1%, туберкулез – у 4%, чесотка – у 2%. Это ненамного больше, чем среди граждан, имеющих жилье*.
Проведенное исследование установило, что из всех амбулаторных учреждений самые доступные для бездомных – это противотуберкулезные диспансеры (всех округов) и кожно-венерологические диспансеры (в двух округах), которые действительно обследуют любого пациента с улицы без ограничений бесплатно. В остальные поликлиники и диспансеры, выделенные в округах для обслуживания бездомных, последние попадают либо из регионального отделения милиции, либо из регионального приемника-распределителя, либо из местного Дома ночного пребывания (последний доступен только бывшим москвичам при наличии у них удостоверения личности).
Проживающие в Домах ночного пребывания имеют регистрацию, но даже при этом по существующему положению не могут получить полис обязательного медицинского страхования. Директорам этих Домов приходится в каждом отдельном случае договариваться о специализированном лечении своих постояльцев. В Санкт-Петербурге эта проблема решена. Все бывшие петербуржцы могут получить полис медицинского страхования в поликлинике по последнему месту регистрации.
Отношение власти к бездомным изменяется в зависимости от характера государства. При тоталитарных режимах (петровские времена, советский период) преобладают репрессивные подходы к решению проблемы бездомности. Либерализация правления (начало ХХ века, настоящее время) приводит к некоторому ослаблению репрессий и попыткам принятия конструктивных решений.
Каково же отношение власти к
бездомным в современной
Вроде бы власть не бездействует. Вкладываются миллиарды рублей в создание ночлежек, в содержание двухсот с лишним приемников-распределителей. В Санкт-Петербурге, например, давно работает государственный пункт учета бездомных, где им помогают оформить документы и регистрацию. В Москве построены ночлежки на 1500 мест, где московским бомжам дают не только регистрацию, но и койко-место, еду и возможность трудоустроиться.
При этом на содержание одного бездомного в Доме ночного пребывания в Москве ежемесячно расходуется 1,5-2 тысячи рублей, а на одного задержанного в приемнике-распределителе в 1999 году - около 3 тысяч рублей (в 1999 году через приемники-распределители страны прошло 350 тысяч человек).
Наличие приемников-распределителей оправдывается высоким уровнем преступности среди бездомных. Но данные МВД РФ свидетельствуют, что 97% задержанных могли бы и не проедать в течение месяца бюджетные деньги в камерах. За те деньги, которые на них потратили, можно было бы создать современную систему связи между подразделениями МВД и в кратчайшие сроки идентифицировать личности задержанных*.
По последним данным МВД, в России 4,5 миллиона бездомных. Вместо того чтобы служить, работать, получать пенсии и в конце концов голосовать, эти люди ведут образ жизни, «оскорбляющий человеческое достоинство и общественную нравственность». Или просто: 4,5 миллиона человек скитаются, попрошайничают, болеют и замерзают каждый день на улицах. Многих из них можно было бы реанимировать и привести в полноценное гражданское состояние, но этого не происходит.
Десять лет назад, еще при Ельцине и Гайдаре, вышло Постановление Правительства о передаче приемников-распределителей из МВД в ведение Минсоцтруда. И десять лет Минсоцтруда не хотело забирать эти приемники, потому что пришлось бы их переделывать в социальные центры помощи и адаптации бездомных, а что их переделывать, если бездомные — это преступники, по которым «тюрьма плачет». Приблизительно так до сих пор рассуждают в министерстве СОЦИАЛЬНОЙ защиты, несмотря на то что каждый год читают статистику министерства карательного (по данным МВД, только 2,5 процента всех преступлений совершаются бездомными, остальные 97,5 — «домашними» гражданами. Соответственно только 5% бездомных после установления личности проходят по уголовным делам, остальным 95% требуются социальная поддержка и реабилитация).
В 2000г. даже Генпрокуратура признала, что сам факт существования приемников противоречит Конституции и настоятельно рекомендовала Минсоцтруда переделать приемники в центры социальной реабилитации «для оказания таким лицам (т.е. бездомным) социальной, медицинской и иной помощи».
Наконец, в июле этого года вступил в силу новый Административный кодекс, где написано, что любое задержание человека более чем на три часа невозможно без санкции суда.
В результате был подготовлен проект закона, в котором, в частности, говорилось о необходимости того, чтобы слова «приемники-распределители» заменить словами «комплексные социальные центры по оказанию помощи лицам без определенного места жительства», но, очевидно, для того, чтобы государственные мощности не простаивали, Починок предлагает сажать «лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации — без определенного места жительства», на 15 суток и «оказывать содействие... в направлении их в комплексные социальные центры и доставлять их в принудительном порядке в указанные центры», при этом предлагается вновь ввести две статьи: за бродяжничество и попрошайничество, которые существовали в советском законодательстве*.