Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 19:29, курсовая работа
Сегодня практическая психология постоянно обогащается всевозможными тренингами, деловыми играми, различными видами групповой работы с клиентами.
В России, по примеру прикладной психологии на Западе, активные групповые методы психологического воздействия широко применяются в различных сферах. В оценке большого значения этого направления единодушны и его сторонники и противники.
Главное, что обращает на себя внимание при знакомстве с групповыми методами терапии и обучения, - это многообразие формулируемых задач, методических приемов, теоретических принципов, реализуемых различными авторами.
Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, приложений. Список использованной литературы содержит 141 источник на русском языке и 15 источников на иностранных языках. Основная часть диссертационного исследования занимает 170 страниц и содержит 3 таблицы и 7 рисунков.
Социально-психологический тренинг (СПТ) – это новая сфера деятельности в России. Новизна ее проявляется, в частности, и в том, что она не имеет вполне устоявшегося названия. В настоящее время существует ряд противоречий и неясностей в определении тренинга как особой области прикладной психологии. В отечественной и зарубежной литературе фигурируют различные термины, например, лабораторный тренинг, активная социально-психологическая подготовка, активное социальное обучение и пр. Термин «социально-психологический тренинг» употребляется чаще и, по-видимому, является более устоявшимся по сравнению с другими.
Понятие «социально-психологический тренинг» входит в более широкое понятие «тренинг», которое употребляется во многих областях деятельности человека для обозначения действий, направленных на изменение каких-либо характеристик тренируемого. Например в спорте, рабочих профессиях или армии существуют виды деятельности которые представители этих сфер определяют как тренинг. Необходимо определиться, какое понимание тренинга включает в себя область социально-психологического тренинга. Можно выделить четыре смысла использования термина «тренинг»:
В любом случае тренинг понимается как метод воздействия с целью изменений определенных характеристик участников.
В прикладной психологии в ходе тренинга могут применяться все указанные методы: и воздействие подкреплением, и тренировка как многократное повторение, и передача знаний и умений с активным включением тренируемого в учебный процесс, и методы самоанализа. Таким образом степень агрессивности воздействия не является достаточным фактором отличия тренинга, применяемого в прикладной психологии от других употреблений этого термина. Тренинг в психологическом понимании этого термина может использоваться для работы с любыми категориями здоровых людей, в том числе и для работы со спортсменами, трудовыми коллективами или в военных структурах. То есть по критерию объекта воздействия мы можем лишь развести тренинги, применяемые как метод работы с психически нездоровыми людьми (например в области психотерапии) и тренинги, применяемые для работы с психически здоровыми людьми. Но этого не достаточно, так как в работе с здоровыми людьми понятие «тренинг» используется для обозначения самых разных типов воздействия. Уместным представляется использования критерия предмета изменений, которые подразумеваются в ходе тренингового воздействия. В практической психологии под тренингом понимают метод или совокупность методов, которые обеспечивают формирование новых качеств или навыков с целью решения психологических проблем тренируемого и повышения эффективности его социальных контактов. Тренинги направлены на самопознание и саморегуляцию, развитие навыков общения и межличностного взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений. Примером может служит групповой тренинг, называемый «Телесно-ориентированная терапия» В. Райха, в котором применяются упражнения, активно влияющие на физиологию человека, но при этом предметом воздействия остаются социально-психологические барьеры участников, а тело служит лишь средством проведения изменений.
В рамках понятия «тренинг» выделяют множество видов тренингов. В диссертационной работе мы рассматриваем такой вид тренинга как «социально-психологический тренинг». Приведем несколько примеров опубликованных определений социально-психологического тренинга. В кратком психологическом словаре представлено следующее определение: «Совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимопонимания людей в группе» [56, 212]. К. Рудестам [104] говорит о социально-психологическом тренинге как о совокупности методов опытного обучения, Л. Петровская предлагает обозначить термином социально-психологический тренинг практику психологического воздействия, основанную на активных методах групповой работы. [89] С. Макшанов определяет СПТ как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы, организации [73].
Многие авторы вводят понятие социально-психологического тренинга как совокупность методов. Однако, определяя границы понятия СПТ, И. Вачков пишет: «Современное понимание тренинга включает в себя многие традиционные методы групповой психотерапии и психокоррекции, что вынуждает искать его истоки в разнообразных направлениях клинической психотерапии в группах» [16, 7]. Действительно, рассматривая СПТ в рамках деятельности по развитию личности, мы сталкиваемся с разнообразными методами групповой психологической работы, граничащими с обучением, терапией и коррекцией.
Рис. 1 Соотношение понятий «социально-психологический тренинг», «психотерапия», «психокоррекция», «обучение».
Емельянов указывает, что существуют формы психологической работы, которые не укладываются в границы понятия «социально-психологического тренинга». Он предлагает обозначение «активные групповые методы», считая психологическую работу с коммуникативной стороной деятельности своих клиентов выходящей за рамки понятия СПТ [29]. Социально-психологический тренинг представляет совокупность методов с четко обозначенными целями и характеристиками, и входит в группу активных групповых методов психологического воздействия. Ряд методов, применяемых в СПТ применим и в других областях практической психологии, из которых в свою очередь СПТ заимствует некоторые методы работы с психически здоровыми людьми.
Однако, определяя понятие «социально-психологический тренинг» мы не согласимся с мнением Емельянова, что социально-психологический тренинг, это только наименование набора активных групповых методов, которое не содержит указания на целевое применение [29]. Г. Марасанов вводит понятие «активные методы практической психологии», понимая под этим совокупность приемов, форм и способов психологической практики, входящих в понятие «социально-психологический тренинг» [75]. В данной работе мы будем исходить из положения о том, что социально- психологический тренинг можно определить не только как совокупность методов, но и как самостоятельную сферу деятельности, отличную от таких сфер как психотерапия, психокоррекция и обучение. Как сфера деятельности, социально-психологический тренинг является одной из сфер применения активных групповых методов как целенаправленного инструментального действия, в процессе которого участники получают возможность присвоить набор «культурных орудий» [37, 5] для овладения новым поведением или изменения старого поведения.
Для разграничения СПТ и других сфер применения активных групповых методов обозначим некоторые параметры, совокупность которых характеризует именно социально-психологический тренинг.
Все методы СПТ характеризуются, во-первых, ориентацией на достижение обучающего эффекта группового взаимодействия. Во-вторых, эти методы реализуют принцип активности участника путем включения элементов исследования в процесс тренинга. В-третьих, методы предполагают обучение на моделях, принцип метафоризации группового опыта. Под принципом метафоризации мы понимаем использование образов и игровых ситуаций для выявления тех эмоций, действий и установок, которые сложно проявляются при анализе эпизодов обыденной жизни. Примером могут служить такие приемы как сравнивание участниками себя с деревом или другим предметом, графическое изображение своей жизни, упражнения, помещающие участников в экстремальные ситуации: в пустыне, в тюрьме, на Луне и пр.
Все множество форм СПТ можно разделить на три больших класса.
Изменения, происходящие в социально-психологических характеристиках личности под воздействием СПТ можно соотнести с областями структуры личности, выделяемыми Н. Леонтьевым: область мотивов, область умений и область навыков.
Тренинги первого класса направлены на изменение и формирование навыков, необходимых для эффективного социального поведения, тренинги второго класса развивают умения, изначально присущие человеку. Основной акцент ставится на восприятии и анализе воспринимаемого. Трений класс тренингов направлен на изменения в личностных диспозиций, входящий в область мотивов.
Современную ситуацию в практике тренингов можно охарактеризовать тем, что классифицировать тренинги по целям и направленности воздействия намного проще, чем по применяемым методам воздействия. Основными методами в СПТ являются игры и групповые дискуссии, которые применяются во всех видах СПТ и разрабатываются в соответствии с конкретной целью тренинга, а также с учетом других параметров, таких как состав группы, количество и продолжительность тренинговых сессий, материальной базы. В России еще недостаточно развита методическая база игр и упражнений, поэтому зачатую одни и те же игры используются в разных тренингах с разными целями. Поэтому использовать критерий метода для определения видов СПТ представляется нецелесообразным.
Первоначально методы психологического воздействия одного индивида на другого начали применяться в области медицины для помощи больным людям. Основой лечебного процесса являлась определенная система взглядов, включающая выяснение сущности жизни и заболеваний, а также способов избавления от них. Такая система, независимо от того, отвечала ли она господствующему в данном обществе уровню знания, имела ли характер концепции - анимистической, магической, демонологической, натуралистической, механистической и т. д., - становилась всегда компонентом господствующей культуры. Ее содержание сообщалось больному индивиду через его референтную группу, а также лиц, обладающих атрибутами знания и власти, - шамана, волшебника, жреца. То есть еще с древних времен признавалась возможность благотворного влияния социального воздействия на психологическое состояние индивида.
Начиная с конца ХVIII века вместе с активным развитием социальной философии и медицины стала развиваться и социальная психология. Наилучшее развитие социальная психология получила в западных странах, особенно в США.
Постепенно происходил переход от изучения исключительно причин и природы социальных и психологических феноменов к изучению и практике методов воздействия на группы и личность с целью привнесения позитивных изменений. «Обращение к истории и зарубежной психологии конца XIX, начала XX веков обнаруживает, что все крупнейшие теоретические системы обычно сочетают построение схем, объясняющих психологическую природу личности или социальных групп, с разработкой принципов активного вмешательства, воздействия на группы и личность.
В частности это отчетливо видно на примере концептуальных схем Д. Морено, К. Левина, Ф. Скиннера, К. Роджерса и др., причем в одних концепциях указанные два аспекта представлены более или менее пропорционально, в то время как в других делается больший акцент на одном из них» [52, 62].