Профессиональная субкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

Теория субкультуры - одно из средств описания явлений культурной дифференциации современного общества. Впрочем, известны и другие термины для обозначения той же реальности, например: контркультура, общественные движения, неформалы, локальные сети, социальные страты, жизненные стили и проч. Каждое из таких определений предполагает акцент на одной из сторон изучаемого явления: символике, атрибутике, идеологии (теория жизненных стилей), внутренней структуре сообществ и типах межличностных связей (теория и метод социальных сетей), места в иерархической структуре социума (теория социальной стратификации), социальной активности и воздействия на эту структуру (теория общественных движений, контр-культуры и т.п.).

Содержание

Введение.
Часть I. Общие понятия культуры и субкультуры.
Глава I. Место и функции культуры в обществе.
Глава II. Понятие субкультуры.
Часть II. Профессиональная субкультура и ее роль в регулировании жизни общества.
Глава I. Профессия и традиции.
Глава II. Конструирование объекта и отношений власти. Профессиональные запреты.
1. Символическое разделение субъекта и объекта профессиональной деятельности.
2. Табу на самоидентификацию с объектом.
3. Символическая идентификация.
Глава III. Понятие декоммуникации.
Глава IV. Средства обозначения статуса профессионала.
1. Знание.
2. Понятие стигмы.
Глава VI. Условия преодоления коммуникативного барьера.
1. Персонификация.
2. Номинация.
3. Анимизация.
Заключение.
Список использованной литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

социология.docx

— 54.18 Кб (Скачать документ)

На  примере серфинга видно как вид  спорта становится субкультурой, которая  приобретает вид символизма, который  придает ему характер тайного  общества или религиозного ордена. Реми Надо (Nadeau Remi) в своей книге “The New Society” пишет: «Опознавательный знак серферов - акулий зуб, орден Св. Христофора или мальтийский крест, небрежно висящий у кого-нибудь на шее. В течение долгого времени наиболее приемлемым видом транспорта был старой модели «Форд» с обшитым деревянными панелями кузовом (13, с. 95)».

Также интересен пример фрагментации общества по сексуально-семейным мнениям. Создаются  субкультуры, основанные на супружеском  статусе. Это в основном относится  к Западному обществу, но определенные элементы этого движения заметны  и в России. Мортон Хант, крупный специалист в области семейных отношений описывает то, что он называет «мир прежде женатых». «Эта группа, - говорит Хант, - является субкультурой со своими собственными механизмами совместного существования, своими собственными моделями регулирования раздельной или в разводе жизни, своими собственными возможностями для дружбы, социальной жизни и любви» (21, с.112). Если члены подобной субкультуры отдаляются от своих женатых друзей, они очень быстро становятся изолированными от тех, кто еще в «брачной жизни» и стремятся к созданию своих собственных социальных ячеек со своими местами для встреч, со своим собственным отношением ко времени, со своими сексуальными воззрениями и обычаями.

Говоря  об аспектах культуры можно упомянуть 4 основных параметра ценностей, выявленных G.Hofstede в результате исследования, они следующие (21, с. 87):

параметр  индивидуализма/коллективизма;

дистанция власти (power distance);

терпимость  к неопределенности (uncertainty avoidance);

степень социальной дифферентации полов (masculinity-femininity);

взаимоотношение с группой.

Итак, В каждой субкультуре существуют свои ценности: модели поведения, этические  нормы, степень рациональности, моральные  установки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть II. Профессиональная субкультура  и ее роль в регулировании жизни  общества.

Глава I. Профессия и традиции.

В изучении социокультурных различий с самого начала наметился парадоксальный перекос, замеченный П. Бергером и Т.Лукманом (1966 г.) (16, с. 43) и не преодоленный еще до сих пор: маргинальные среды и возникающие на их основе так называемые "аномические" (живущие в зоне "социальной аномии" - дефицита устоявшихся норм) субкультуры оказались гораздо более изучены, чем "номические", остающиеся в области социальной нормы. К числу последних относятся и субкультуры, формирующиеся по профессиональному или корпоративному признаку, хотя в последние годы они вызывают все возрастающий интерес, прежде всего, из-за роста международных контактов в области бизнеса, политики, образования и необходимости учитывать межкультурные различия в функционировании соответствующих институтов в разных обществах.

Нельзя  сказать, что профессиональные традиции совсем не находят отражения в  научном дискурсе. В частности, на отечественном материале некоторые их аспекты становились предметом социологического анализа, например, в рамках социологии труда и организаций, изучения организационной культуры. Однако, эти модели описания делают видимыми, прежде всего, структурные характеристики профессиональных сообществ на макро- и микросоциологическом уровне (характер и конфигурацию межгрупповых и внутригрупповых связей, структуры управления и т.п.), лишь отчасти касаясь норм и стереотипов поведения и практически не затрагивая знаковые системы, т.е. собственно основу культуры. С другой стороны, все более заметно тяготение к этнографическим методам исследования, позволяющим наблюдать внутреннюю неформальную структуру профессиональных сообществ, нормы и обычаи, а также символические механизмы их воспроизводства и функционирования (23, с. 106).

Как было сказано выше, данная работа ориентирована  на описание профессиональных традиций в терминах субкультур, поскольку  эта концепция позволяет фиксировать  как знаковые (символы, атрибуты, фольклор), так и социально-поведенческие (формы  общения, нормы, стереотипы поведения) аспекты этих традиций - т.е. социальные отношения и их культурные коды. Под "профессиональной субкультурой" понимается комплекс традиций: обычного права, стереотипов поведения, особенностей образа жизни, форм повседневного дискурса, символики и атрибутов, - сложившийся в данной профессиональной среде.

Заметим, что само существование такого рода субкультур долгое время не представлялось очевидным, поскольку профессионалы  воспринимались как носители доминирующей культурной модели, а то и ее персонифицированное  воплощение. Термин "субкультура" возник первоначально для обозначения  отклоняющихся от этой модели маргинальных, периферийных форм, воспринимавшихся как низовой пласт культуры, подстилающий ее доминирующую модель и подавляемый  ею. Однако, по мере осознания мультикультурной сущности современного общества, концепция "субкультур" все в большей мере используется как средство описания разнообразия, а не отклонений. Тем не менее, диспропорция в пользу изучения преимущественно "аномических" субкультур все еще сохраняется. Эта диспропорция наиболее ощутима теперь не столько в накоплении фактического материала, сколько на уровне концептуального осмысления "номических" субкультур, возникших на базе не исключенных сообществ, а как раз наиболее включенных в институциональную структуру социума. По мере накопления полевых материалов по конкретным профессиональным традициям, становится все более очевидным, что они не вписываются в ту схему описания субкультур, которая сформировалась на основе анализа маргинальных или периферийных сред. Иными оказались неформальные отношения, нормы обычного права, формы ритуального поведения, повседневных практик, символика, а также жанровая структура и основные мотивы бытующих в профессиональной среде "фольклорных" текстов.

Исследование  профессиональных традиций проводилось  качественными методами (включенное наблюдение, глубинное интервью, анализ дискурса).

Итак, проанализируем сходные элементы с  точки зрения их социальной прагматики - роли в конструировании статуса  профессионала: влияния на его репутацию, самосознание и поведение в различных  типовых ситуациях. Таким образом, мы рассматриваем элементы профессиональных традиций (их знаковых систем) как средства культурного конструирования социальной реальности. С этой точки зрения весь комплекс профессиональных традиций распадается на две группы: относящиеся  к отношениям "профессионал - объект деятельности" и "профессионал - сообщество".

Глава II. Конструирование объекта  и отношений власти.

В работах Мишеля Фуко, посвященных  формированию ряда социальных институтов нового времени, прослеживается сложение дискурса по поводу объекта и тем самым конструирование объекта в профессиональном дискурсе таким образом, чтобы обосновать право вмешательства (воздействия) со стороны "институционально поддерживаемого и узаконенного" профессионала, его власть над теми, кто в дискурсе идентифицирован с объектом. Таким образом, конструирование объекта в профессиональном дискурсе Фуко рассматривает как основу власти социального института, которая лежит в основе статуса профессионала (врача, психиатра, тюремного надзирателя, соответственно). Дискурс по поводу объекта, таким образом, определяет и статус профессионала как обладателя права воздействия на объект.

В рамках этой модели находят свое объяснение и те особенности, которые составляют специфику субкультур профессионалов по сравнению с субкультурами, формировавшимися по половозрастному или протестному  принципу. Сопоставляя их, обратим  внимание на различие их положения  в системе социальных институтов.

Наиболее  изучены на сегодняшний день молодежные (главным образом, протестные или "отклоняющиеся") субкультуры, субкультурные традиции, формировавшиеся в среде детей, женщин-рожениц, солдат срочной службы, заключенных и т.п. групп, занимаюших подчиненное положение в системе социальных институтов: образования, армии, пенитенциарной системы, соответственно. Символика, нормы и тексты таких субкультур в значительной мере определялись логикой исключенности - отсюда, например, характерные для них символика и мотивы "ухода" (24, с. 98). В их дискурсе характерны мотивы противостояния власти социальных институтов, со стороны которых данная субкультура ощущает давление. В школьном фольклоре - пересмеивание текстов, транслируемых системой образования (многочисленные "переделки" произведений школьной программы), и символическое снижение олицетворяющего ее образа учителя, завуча, директора школы (прозвища, дразнилки, анекдоты об учителях и проч.). В молодежной субкультуре - юмористические, а порой эпические и даже мистические рассказы о столкновении с представителями власти, представленной милицией, спецслужбами или кондукторами в общественном транспорте. В среде рожениц - устойчивый страх перед медперсоналом, поддерживаемый целым комплексом женских рассказов, поверий, примет. В рамках такого рода субкультур складываются порой весьма эффективные средства сопротивления, а то и блокирования власти соответствующего института.

Профессиональные  субкультуры не вписываются в  эти модели, прежде всего, из-за принципиально  иной позиции по отношению к власти. Профессионалы - те, кто воплощает  силу доминирующих социальных институтов (от армии до образования и медицины) и непосредственно персонифицирует  осуществляемую ими власть. Подходы  и методы, сложившиеся в ходе исследований маргинальных и подчиненных сообществ, оказались неадекватны по отношению  к профессионально-корпоративным, которые составляют как раз самое ядро социальных институтов. Задача, следовательно, сформулировать концепцию, в рамках которой профессиональные субкультуры могут быть не только адекватно описаны, но и соотнесены с половозрастными и маргинальными субкультурами, изученными ранее. Иными словами, требуется общий контекст, в который можно было бы поместить те и другие. По мнению ряда авторов, такой контекст возникает в рамках социокультурной модели функционирования социальных институтов, которая в общих чертах могла бы выглядеть следующим образом (26, с. 175).

Целый ряд институтов современного общества (здравоохранение, образование, оборона  и проч.) могут быть представлены в виде системы, основанной на взаимодействии субкультур двух типов: "профессионалов" и "клиентов". Например, в рамках института среднего (школьного) образования складываются школьная (детская) субкультура, с одной стороны, и субкультура учителей - с другой.

Я бы хотела сосредоточить основное внимание на другой стороне - субкультурах профессионалов, которые определяют неформальные механизмы, а в некоторой степени и  формальные нормы функционирования данного института. Предметом моего  внимания будут и их взаимоотношения  с субкультурами подчиненных  групп.

Общий контекст их взаимодействия формируется  в связи с отношениями власти, хотя и не сводится к ним. Мы рассматриваем  социальные институты (напр., политику, армию, образование, здравоохранение, науку и проч.) как воплощение и механизм реализации власти в обществе. Именно через их структуры власть доводится до каждого отдельного человека и принимает форму конкретных воздействий на его телесную и  духовную жизнь. Действительно, клиенты  имеют дело не с абстрактной силой  институциональной власти, а с  людьми, осуществляющими эту власть посредством своей профессии (связанных  с нею прав, обязанностей и знаний), т.е. с профессиональной субкультурой.

Логика  профессиональных субкультур - это  логика власти: ее достижения, удержания  и осуществления. Отсюда характерные  для многих профессиональных традиций элитизм, культивирование ощущения избранности, мотивы мистического откровения и эзотерического знания. Субкультура профессионалов фиксирует в своей символике, мифологии и обычном праве механизмы осуществления власти, а также ее фиксации, легитимации, сакрализации, монополизации, трансляции в рамках конкретного социального института.

С точки зрения конструирования отношений  власти, наиболее значимыми являются те аспекты профессиональных традиций, которые определяют отношения "профессионал - объект деятельности", которые я  и рассмотрю ниже.

Глава III. Конструирование объекта  и отношений власти. Профессиональные запреты.

Конструирование сферы деятельности начинается с  символического разделения ее субъекта и объекта. Конструирование статуса  профессионала предполагает обозначение  дистанции, разделяющей его и  объект его деятельности. Это разделение поддерживается, в частности, профессиональными  традициями.

В большинстве профессиональных сред существуют более или менее явно выраженные табу на самоидентификацию  с объектом (клиентом). У хирургов известно поверье, что лучше не оперировать своих коллег-врачей, а также близких людей (родственников и знакомых): говорят, в этих случаях больше опасность врачебных ошибок и осложнений (7, с. 113-115) . Такого рода поверья фактически подкрепляют табу на идентификацию "врач = пациент": врач (или близкий, как-то связанный с ним человек) рассматривается как "плохой", "непригодный" пациент, профессионал - как неподходящий объект (клиент).

Символическая идентификация с объектом деятельности означает покушение на статус профессионала  и нередко используется в качестве инвективы. Подобные мотивы встречаются, например, в студенческом фольклоре.

В учительской среде проблемной считается  ситуация, когда дети учителя обучаются  в том классе, где он преподает. Характерны рассказы об учителе, который  относится к собственному ребенку, обучающемуся в его классе, подчеркнуто  беспристрастно, порой даже занижая  ему оценки. Такое отношение считается  нормативным и означает, что статус профессионала вытесняет и замещает родительский. Таким образом, профессиональная субкультура препятствует идентификации  учителя с учеником - даже если это  его сын, родственная связь между  ними не должна никак обозначаться. В дискурсе учителей важным является понятие дистанции, которую должен поддерживать учитель между собой и учениками. Некоторые преподаватели упоминают всегда ощущаемый ими барьер учительского стола, существующий даже помимо их собственного желания.

Любопытны и часто употребляемые метафоры, представляющие процесс профессиональной деятельности как "роды" или "зачатие" детей. «Один из деток - пунктик в  законе о бюджете…" Из этого же ряда и выражение "отец ядерной  бомбы (или архитектурного проекта, методики лечения, закона и т.п.)", также представляющее субъект-объектные отношения как отношения родителей и детей (2, с. 90). Статус профессионала конструируется по аналогии с родительским. Отсюда находят объяснение идиомы: учительница - вторая мама, излечение от болезни - второе рождение и т.п., - указывающие на конструирование статуса профессионала (учителя, врача) по образцу родительского.

Информация о работе Профессиональная субкультура