Проблемы и перспективы развития человеческих ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 14:48, творческая работа

Краткое описание

Образование человеческих ресурсов.
Адаптация как способ сохранения ресурса.
Благотворительность в системе социальной помощи.
Конфликтологический аспект асоциального поведения.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Проблемы и перспективы развития человеческих ресурсов.doc

— 659.00 Кб (Скачать документ)

В конечном счете сельский житель как объект социальной поддержки  должен стать субъектом собственной  жизни, а задача социологической  науки – дать рекомендации для социальной сферы села, и здесь важна способность крестьян и фермеров – и активно, и пассивно – противостоять нажиму и контролю извне, в том числе процессам глобализации и региональным переменам.

Проблема определения, дефиниции крестьянства, подчиненного крупномасштабной экономике, контролируемого как национальными, так и международными силами и все же не утратившего своей специфики, достаточно сложна. Крестьяне и фермеры являются частью более широких структур и потоков, но их специфика проявляется в сопротивлении «переменам» или «обществу», «капитализму» или «государственным планам развития». Она еще более выражена в способах противодействия тем влияниям, что подрывают основные черты крестьянской специфики и современных семейных фермеров; так называемые неформальные (эксполярные) виды экономики нельзя понять вне исследования семейных и социально-экономических форм, стоящих в центре анализа современного крестьяноведения [1, с. 16–20].

Подпадает ли крестьянство как социальный субъект села под неравенство шансов города и села – вот что интересует исследователя. Проблема соотношения различий и противоречий развития города и села является традиционной для отечественной социальной науки: вначале это была декларация о стирании различий, затем – проблема изучения социокультурных сельских и городских особенностей образа жизни, досуга. Теперь обратили внимание также на городскую и сельскую специфику социальной стратификации и профессиональной занятости, семьи, гендерных отношений, образования, реализации рыночных отношений. Благотворительное воздействие здесь оказывают этнографические методы в социологической науке [2, 3], когда исследователи уходят от сугубо количественных соотношений, анализируя качественные параметры повседневной жизни сельского человека.

Социальное пространство, социальная сфера человека выступают  в том числе как система  организаций и социальных институтов, социальной политики, социокультурного воспроизводства социального субъекта, семьи, индивида, создания внешней ресурсной  среды. Социальная сфера общественной жизни традиционно обозначается как третичный сектор экономики, неразвитость и слабость которого свидетельствуют о недостаточной цивилизованности и функциональности социальных институтов, неоформленности социальных программ и социальной стратегии. Пока не можем утверждать, что до конца понимаем роль социальной сферы [4] как центральной в процессах раскрытия человеческих ресурсов, находящейся в фокусе пересечения других сфер (культурной, производственной, политической). Вместе с тем именно эта сфера выступает в качестве условия самореализации внутренних ресурсов и жизненного успеха человека, в том числе сельского жителя.

К тому же вопросы социального быта, их специфика в городе и деревне, а также территориальные аспекты  социального образования почти не разработаны. Для обеспечения стратегического успеха реформ в социальной сфере села необходимо сотрудничество науки и кадровой политики, тем более, что сегодня происходит переход от собесовской идеологии сугубо материальной поддержки различных социальных групп к разработке комплексной системы адресных социальных услуг, управлению человеческими ресурсами. Социальное обслуживание и специальная подготовка работников, занимающихся социальными проблемами, еще недавно оценивалась как что-то второстепенное по сравнению, например, с атомным вооружением.

Как противоположные  типы структурированности общества, община и государство взаимно  исключают и вместе с тем взаимно  предполагают и дополняют друг друга. Это означает, что на всех стадиях  развития общества они сосуществуют: при этом на определенной стадии развития доминирует один тип структурированности, а второй тип, будучи репрессирован, существует в снятом виде. Социальное обслуживание села помогло бы осуществлению развития человеческих ресурсов и стабилизации социального статуса населения, так как в процессах социального обслуживания и социальной работы устраняются маргинальность, социопатология, восстанавливается среда обитания, жизненный инвайронмент человека.

Кроме того, сервисные услуги населению, а также адресная социальная помощь, высвобождение внутренних и привлечение внешних ресурсов в определенной степени смягчают стратификационное неравенство, способствуют преодолению дискриминации нетипичного [5]. В целом социальное здоровье населения села детерминировано системой социально-экономических, психологических, семейных, профессиональных параметров, интегрируя статусные характеристики сельского жителя.

Понятие услуг [6] связывают  с видом социального продукта, социально-технологического механизма или средства, кратковременного (разового либо ряда повторений) социального действия, смысл которого – удовлетворение определенной необходимости сельского потребителя, запроса клиента. Квалификация услуг может быть связана с различными видами жизнедеятельности, ответом на потребности крестьянина или любого жителя села. Так как понятие быта [7] связано с обыденной, повседневной, непроизводственной жизнью сельского человека, в которой удовлетворяются потребности в пище, жилье, одежде, отдыхе, развлечении, спорте, то услуги социальной сферы выступают как необходимые в поддержании естественного образа жизни.

Социальная инфраструктура как развитая сеть услуг пока недостаточно разработана в нашем обществе не только для села, но и для города, хотя для среды обитания необходим учет и сферы торговли, и здравоохранения, и природных биосферных условий. Учреждениям социального образования предстоит подготовить для села нужных профессионалов, а исполнительной власти, министерствам и ведомствам, а в конечном счете – и муниципальным органам власти серьезно заняться организацией сетевой региональной структуры необходимых социальных служб на селе. Продуманная концепция развития социальной сферы села в качестве развития человеческих ресурсов содержит, по-видимому, сочетание научной базы и моделирования практических алгоритмов, социальных технологий, организационной культуры.

Последствия глобалистики должны быть «просеяны» социальной сферой на вредные и полезные. Услуги предполагают накопление полезных элементов для  сохранения ресурсов, функции помощи, фасилитации, их определенную результативность как выражение их эффективности и целесообразности. Рынок услуг пока не сформировался даже в городе. Ведь подобный рынок разнообразнее и качественнее там, где установилась развитая рыночная экономика, созданы необходимые технологии, подготовлены соответствующие квалифицированные кадры. В любом случае специализация на услугах в кризисной или экстренной ситуации в сельской сфере психотерапии, быта, права, образования требует разработки серьезных образовательных программ.

Вместе с тем важной проблемой ресурсного подхода оказывается  сохранение народных традиций, обычаев, обрядов, вещной среды как устойчивых элементов сельского быта, в результате которого возможно разработать соответствующий перечень услуг населению. В рамках традиционной культуры процесс ее передачи заключается, главным образом, в обучении, посредством которого обучающегося вводят в мир ценностей с использованием наглядной демонстрации элементов передаваемого наследия, соответствующего восприятия этих наставлений на слух и визуально. Эти процессы могут быть осознанными, но могут носить спонтанный характер, как имитация, возникающая в ходе обычного контакта [8].

Шаг на пути к равенству шансов был сделан при советской власти, когда в целях устранения различий между городом и деревней была ликвидирована фактическая крепостная зависимость сельских жителей, не имевших паспортов и права на перемену места жительства. Был установлен минимальный размер заработной платы, введены пенсии для членов колхозов, сняты некоторые запреты и ослаблены ограничения, регламентирующие предоставление приусадебных участков. Но одновременно новый подход к проблемам аграрного сектора экономики и его стратегии ознаменовался резким увеличением производства и производительности труда в сельском хозяйстве. Дотации, стимулирующие труд колхозников и обеспечивающие поддержание низких цен на продовольствие, достигли колоссальных размеров, а широкое привлечение финансовых средств и материальных ресурсов не сопровождалось устойчивым приростом производства продовольственных товаров. Это обстоятельство постепенно становилось одной из главных причин истощения народного хозяйства, начался процесс социальной и экологической деградации деревни.

Глобалистский подход связан с обращением к опыту США – страны с процветающей рыночной экономикой и высокомеханизированным, ориентированным на рынок сельским хозяйством, хотя социологи США все чаще с тревогой задумываются о своеобразном кризисе сельского хозяйства в стране. Несмотря на рост доходов в сфере агробизнеса, крупные монополии в большей степени подвержены процессу бюрократизации, чем средние производители, которые способны более гибко реагировать на запросы потребителя.

Мы исходим из того, что в длительной перспективе  развитие сельского хозяйства зависит от социального устройства жизни на селе. Вопрос поставлен так: либо качество жизни будет соответствовать требованиям населения, либо наиболее способные его представители покинут эти места, оставив позади себя обезлюдевшие деревни, что уже произошло в некоторых районах России. Цель социокультурного сервиса – изменение условий и повышение качества жизни сельского человека, улучшение среды обитания, расширение его жизненного пространства, творческих возможностей и социальных ролей. Технологизация социального обслуживания выступает результатом привнесения теории социальной работы в практику социального обслуживания, не только выбора сервисных технологий, но и определения оптимальных путей и алгоритмов овладения искусством работы с сельским клиентом.

Муниципальные власти совместно  с сельской общиной способны положить начало осуществлению разумной социальной политики, гарантировать эффективное  использование природных и человеческих ресурсов на местах, повышение материального  благосостояния сельского населения, обогащение культурной жизни, расширение возможности выбора профессий за счет создания мелкосерийного производства и сферы услуг.

Чтобы люди вернулись  в деревню, надо сделать жизнь  в сельской местности не только доходной, но и целесообразной, приемлемой с экологической и этической точек зрения. Сильнейшим стимулом к действию является понимание того, что означает недостижение конечных результатов равно как и учет социальных последствий отказа от предложенного курса [9]. Необходимы исследования урбанизации, миграции город-село, обязательные разработки по социальному обслуживанию, социальной терапии, которые должны стать предметом внимания ученых факультетов и кафедр социальной работы. Село нуждается как в налаживании быта, так и в апробации передовых социальных технологий по преодолению массовой социальной дезадаптации сельского населения, разработке алгоритмов управления человеческими ресурсами.

Остановимся еще на одном  аспекте проблемы: глобальные процессы – это еще и миграция. Исследования объективных проблем сельской миграции как социального феномена, динамика этого процесса с его отрицательными и положительными сторонами, типологией, этнокультурными процессами, научными прогнозами, экологической ситуацией должны осуществляться с привлечением анализа причин, следствий и отношения общества к мигрантам.

Конечно, трудно провести разделение приоритетов: с чего начать – с города или села. В городе имеется больше предпосылок для  приоритетного развертывания социально-образовательных  программ. Но в этом случае отставание, разрыв урбанистской и сельской социальной сферы будет продолжаться, а деградация общей культуры, низкий уровень адаптации сельского населения, неэффективность социальной защиты и обслуживания сельчан неизбежно сохранятся. Система институции власти и самоуправления, изучение которых вынесено в отдельную тему, выделялась нами как доминанта изменений институциальной структуры района. Этот сюжет очень важен для понимания этапов и возможности самоорганизации и автономии муниципального образования или отдельного поселения.

Низкая квалификация специалистов социальных служб ассоциируется  с беспомощностью государства; обилие доморощенных методик, отсутствие единой методологической базы научно-методического обеспечения функционирования системы социальных служб, непонимание ее социально-защитной экологической роли создают дополнительные трудности не только для персонала, клиента, но и всего института социальной политики.

Успех деятельности в  социальных профессиях зависит в  большей степени не столько от внедрения современных средств и новейших методов, сколько от профессиональных и личностных качеств функционеров, которые их применяют. Осуществляя проекты реформ, необходимо осознавать, что человеческие ресурсы, составляющие администрацию, также не являются однородной массой. Профессионализм в управлении человеческими ресурсами, профессионализм чиновника в исполнении своих функций становятся важнейшим аспектом в разработке проектов организационной, управленческой и кадровой модернизации административной деятельности. В системном виде управление человеческими ресурсами можно понять как кругообразующий непрерывный процесс, где взаимозависимы два сегмента: интересы администрации и интересы служащего.

Российский социум станет средоточием солидарности всех социальных групп, всех членов общества, независимо от их субъективных возможностей, ограничений, физической или географической нетипичности. Это позволит жителю села выполнять функции носителя культуры, духовности, которые символизируют высокий уровень социальности, транслирующий глобальное предпочтение общечеловеческих ценностей, требует приобщения к этическому, социальному.

 


  1. Шанин Т. Понятие крестьянства // Великий незнакомец. Крестьяне и фермеры в современном мире / Сост. Т.Шанин. М., 1992.
  2. Виноградский В.Г. С диктофоном на шее // Человеческие ресурсы. 1998. № 4. С. 33–36.
  3. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов, 1997.
  4. Ковалев В.Н. Социология социальной сферы. М., 1993.
  5. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. Саратов, 1996.
  6. Ярская В.Н. Концепция развития человеческих ресурсов: социальное образование и социальный сервис // Социальные проблемы развития человеческих ресурсов. Саратов, 1997.
  7. Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях перехода к рынку. М., 1994.
  8. Добровольский К. Традиционная крестьянская культура // Великий незнакомец… М., 1992.
  9. Шанин Т. Четыре модели развития советского сельского хозяйства // Великий незнакомец… М., 1992.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития человеческих ресурсов