Проблемы демографической политики. Общие принципы проведения демографической политики в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 15:34, контрольная работа

Краткое описание

Разработка эффективной демографической политики в СССР стала в последние годы важнейшим направлением исследования проблем народонаселения. Необходимость активного воздействия общества на демографические явления неоднократно отмечалась в решениях партии и правительства. В 1931 г. Пленум ЦК ВКП принял решение о регулировании миграции в Москву. Постановлением СНК СССР от 27 июля 1936 г. были введены ежегодные пособия семьям в течение пяти лет со дня рождения ребенка. Это были одни из первых в мире систематически выплачиваемые пособия по многодетности. В 1944 г. была введена новая система пособий по многодетности, пересмотренная в 1947 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Основные этапы развития населения 5
2 Цели демографической политики 9
3 Проблемы демографической политики. Общие принципы проведения демографической политики в СССР 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Прикрепленные файлы: 1 файл

Готовая к р по демографии.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

Наконец, следует помнить, что те задачи, которые решает развитое социалистическое общество на современном этапе, требуют вообще при планировании учета долгосрочных тенденций развития многих явлений. Например, строящиеся сейчас дома и города в целом, их транспортные системы будут служить людям и за пределами нашего века. Поэтому без хотя бы самого общего, примерного учета генеральных тенденций размещения населения, динамики семейного состава населения, тенденций развития семьи в целом нельзя разрабатывать долгосрочные народнохозяйственные планы. Следует также учесть, что и само по себе расширенное производство тех или иных товаров в связи с демографическими причинами требует определенной перестройки экономики, для чего также необходимо время.

Таким образом, демографическая  политика является необходимым элементом комплексного долгосрочного социально-экономического планирования в целом. Более того, любое, особенно долгосрочное, эффективное социально-экономическое планирование невозможно в современных условиях без учета влияния демографических факторов. Социалистическое общество, заинтересованное в скорейшем и наиболее эффективном социально-экономическом развитии, не может оставить вне своего направленного воздействия демографические процессы, развитие населения. Целью такого воздействия является формирование и поддержание оптимального типа воспроизводства (а в более широком плане — развития) населения. Поэтому демографическая политика является необходимым элементом любого, особенно долгосрочного, социально-экономического планирования.

Говоря о проблемах  демографической политики, следует  отметить, что в последнее время  в отношении комплекса мер  направленного воздействия на демографические процессы используется понятие управление. В общем виде задачей управления как функции системы является сохранение определенных ее качеств либо достижение определенной цели. В демографическом плане это можно интерпретировать как систему мер, направленных на сохранение уже сложившихся параметров развития населения, если они соответствуют оптимальным, или на формирование желаемого типа воспроизводства.

Принцип комплексности  демографической политики подразумевает один важный элемент — необходимость путем направленных мер общества формировать желательное в перспективе качество населения. Это достигается путем развития соответствующих параметров в движении населения и желательных пропорций демографических структур, характеризующих качество населения. В этом смысле качество населения является синтезом компонентов демографического развития.

Конечно, полностью выдержать  принцип комплексности в отношении одновременного воздействия на все демографические процессы достаточно трудно. Это связано не только с экономическими возможностями общества воздействовать в данный момент на те или иные процессы, но и с тем, что скорость изменения интенсивности различных процессов под влиянием управляющих мер далеко не одинакова. В этом смысле наиболее быстро (в историческом плане) меняются миграционные процессы, а наиболее медленно — интенсивность рождений и возрастно-половая структура населения страны. Однако воздействие на один процесс часто ведет к количественным изменениям другого. Уже указывалось, например, что в Нечерноземной зоне РСФСР оптимизация процессов миграции может достаточно быстро привести к увеличению числа рождений   в   регионе.

Когда речь идет о необходимости  демографической политики, нельзя, по нашему мнению, исходить из положения о ненужности специальных мер такого рода, основываясь на том, что уровень демографических процессов, соответствующий определенному уровню социального развития, сформируется со временем «автоматически», т. е. без воздействия специальных мер общества.

Однако существует проблема не только определения самого понятия суженного воспроизводства населения, но и выработки системы характеристик, которые позволяют установить существование такого типа воспроизводства населения для реального, а не гипотетического   населения.

Что касается семьи, то в  современных условиях дети занимают в системе потребностей семьи  иное, чем в прошлом, положение. Одним  из главных в этом плане является вопрос о характере потребности в детях - какой он: биологический, экономический, психологический, или мы имеем дело с сочетанием этих компонентов?

Отметим прежде всего, что  с позиций семьи, во всяком случае, малодетной, «чисто экономическая» ценность детей в настоящее время практически отсутствует. Дети не являются кормильцами родителей в старости, что было в прошлом весьма важной их функцией, за выполнением которой общество, особенно русская сельская община, следило очень внимательно. Сейчас эти функции в основном берет на себя общество.

Несмотря на то, что обучение (как общее, так и специальное) в нашей стране бесплатное, родители участвуют своими средствами в этом, порой достаточно длительном, процессе. Более того, помощь старшего поколения, учитывая их растущие с годами в результате приобретения опыта доходы, продолжается очень длительное время, часто даже после выделения детей, особенно если их 1—2, в самостоятельную семью. В то же время в условиях социализма родители не передают свое «дело», капитал; само понятие «наследник» у нас значительно изменилось. Эти и некоторые другие моменты ведут к тому, что прямая экономическая заинтересованность семьи в детях сейчас в отличие от прошлого отсутствует или очень сильно ослабла. На этой основе изменилось отношение семей к детям, оценка их роли в системе жизненных ценностей.

Все это говорит о том, что еще многие годы на семью будет ложиться значительная и материальная, и «временная» нагрузка, поэтому помощь общества семье для поощрения рождаемости необходима. Естественно, что демографическая политика не исключает, а наоборот, подразумевает развитие сети бытовых и детских учреждений. Она должна также включать и меры экономической помощи семье с учетом повышения ее расходов после рождения ребенка в виде разного рода прямых денежных выплат.

Говоря о таком методе поощрения рождаемости, как прямые денежные выплаты семье, иногда пишут, что эти меры не имеют реального экономического значения, поскольку исследования показывают, что брачные пары, как правило, недооценивают свои материальные возможности в воспитании детей. По сути, речь идет о предположении, что жизненный уровень семей после рождения детей практически не меняется (или меняется несущественно).

В целом нужно  еще раз подчеркнуть, что лишь использование разностороннего комплекса мер демографической политики в области рождаемости позволит учесть интересы разных групп населения и в сравнительно равной мере воздействовать на них.

В нашей стране существуют и некоторые специфические по сравнению с другими социалистическими странами проблемы, которые значительно осложняют разработку комплекса мер эффективной демографической политики. Это прежде всего существование различных типов воспроизводства.

Об  эффективности демографической  политики и последовательности ее проведения.

В Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду КПСС говорилось о том, что важной задачей естественных и общественных наук является «разработка эффективной демографической политики». Подчеркнем, что речь идет именно о разработке эффективной демографической политики. Такая постановка задачи отвечает современным требованиям и развитию нашего общества, сформулированным в проекте ЦК КПСС к XXVI съезду партии «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года». Поэтому когда речь идет о разработке такого важнейшего элемента социально-экономической политики, как демографическая политика, то необходимо подходить к ней именно с точки зрения ее эффективности, прежде всего самого понятия эффективности применительно к этому виду направленных действий общества.

Следует с позиций общего подхода различать проблему эффективности самих социально-экономических процессов и тесно связанную с ней, но не тождественную ей задачу эффективности управления этими явлениями.

Проблема эффективности  экономических процессов является одной из важнейших в экономике, она широко исследуется наукой, по этим вопросам имеется большое число публикаций. Поскольку это самостоятельная и скорее политэкономическая, чем демографическая, тема, нас в первую очередь интересует общий подход к этой проблеме. При всем разнообразии рассматриваемых показателей эффективности общественного производства можно выделить два направления ее измерения.

Во-первых, выявление  соотношения между эффектом (результатом) и затратами на его достижение, причем эффективным может быть только такой процесс, при котором результаты будут выше затрат. Как известно, и об этом будет говориться далее, такой подход применим в определенной мере к оценке эффективности (точнее, экономической эффективности) демографической политики

Во-вторых, - и это более широкий подход - выявление наряду с чисто экономическим эффектом при оценке результатов экономического и особенно социального явления целого ряда социальных последствий и достижений. В социально-экономическом плане это может быть и улучшение условий труда, и выравнивание уровней развития города и деревни, и многое другое. Именно такой комплексный подход наиболее правомерен в отношении оценки предпочтительности того или иного типа воспроизводства населения со многими его сложными отношениями и последствиями.

Несколько иначе можно  подойти к оценке эффективности процессов управления. По имеющимся определениям критерием эффективности управления является либо оптимизация параметров управляемой системы, либо адаптация ее к меняющимся условиям внешней среды, позволяющая обеспечить жизнедеятельность и достижение соответствующих целей1.

Эффективность любого управляющего решения в общем виде состоит в выборе такого варианта действий, который позволяет достигнуть поставленной цели с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки. Таким образом, речь идет о выборе из системы возможных решений такого, которое наилучшим образом отвечало бы выдвинутым требованиям.

Значительно более сложно обстоит дело с принятием решений  о выборе тех или иных путей в области социально-экономических проблем, т. е. там, где при оценке предпочтительности того или иного варианта развития необходимо учитывать не только (а зачастую и не столько) чисто экономические, но и многие, и порой противоречивые, социальные, моральные, политические критерии. Именно к таким объектам относятся демографические процессы, где чисто экономические цели могут конкурировать и даже вступать в противоречие с целями социальными. В этом случае встает задача выбора главного критерия эффективности развития населения, а значит, и демографической политики.



Остается весьма острой проблема соотношения ближайших и долгосрочных целей, вопросы оценки эффективности тех или иных мер с позиций сегодняшнего и завтрашнего дня. С позиций краткосрочного эффекта, в нашем случае, как минимум, 10—15 лет, вложения в демографическую политику даже при высокой ее конечной эффективности могут влиять на экономические процессы лишь косвенно — через улучшение состояния здоровья детей и матерей и ряд других компонентов. Лишь значительно позже они могут сказаться на увеличении численности потенциальных трудовых ресурсов.

Как уже отмечалось, одним  из теоретически возможных критериев эффективности управляющих действий может быть быстрота адаптации управляемой системы к окружающей среде. Такой критерий эффективности для демографической политики, на наш взгляд, использовать достаточно сложно в силу ряда причин. Во-первых, он не позволяет сформулировать четко цель демографической политики, что затрудняет ее «вычленение» из системы других управляющих социальных акций. Во-вторых, само понятие «адаптация к окружающей среде» нуждается в определенных количественных измерителях степени расхождения тех параметров, которые «диктуются» реальными условиями окружающей среды, и рационального их уровня.

Наконец, что очень  важно, если исходить из того, что сама окружающая среда (естественно, в широком, социальном, смысле) меняется под влиянием управляющих мер в желаемую сторону, т. е. в конечном счете оптимизируется, то в этом случае при отсутствии мер демографической политики во всей социальной системе одни лишь демографические процессы будут меняться вне прямых управляющих мер. Это, в свою очередь, не только может привести к большим издержкам и потерям, но и затруднит процесс оптимизации системы в целом.

Важной проблемой определения  эффективности демографической политики является, как уже отмечалось, соотношение ближайших и последующих ее результатов. Генеральный эффект демографической политики может проявляться далеко не сразу. Но с позиций современных интересов общества, диктуемых чисто внеэкономическими моментами, часто бывает желательно получить в ближайшее время ощущаемый эффект от тех или иных мер. В этом случае необходимо, чтобы такие частные эффекты не осложняли существенно решение генеральной задачи демографической политики.

Важной проблемой является также вопрос о соотношении региональной и общесоюзной демографической политики. По этому вопросу ведется много дискуссий1. При рассмотрении его необходимо учитывать несколько моментов. Прежде всего необходимо подчеркнуть существование общего направления, общей генеральной линии развития демографических процессов в исторической перспективе — это переход всего населения к низкой рождаемости на базе малодетной семьи, рост интенсивности миграции, рост (хотя и разными темпами) продолжительности жизни. Таким образом, по интенсивности процессов (подчеркнем, что речь идет именно об интенсивности) оптимальный тип воспроизводства населения будет единым по всей стране; здесь нет иной альтернативы. Другое дело, что число событий может из года в год варьировать под влиянием структурных факторов. С этих позиций критерий эффективности (или их система) един по стране в целом.

Учитывая современные  тенденции развития населения в большинстве районов страны, демографическая политика по направлению, в принципе, должна быть пронаталистической, стимулирующей интенсивность рождений, оптимизацию направлений миграции, снижение смертности, развитие качества населения. Иначе говоря, она должна воздействовать не только на каждый процесс воспроизводства населения и его тенденции, а на взаимодействие всех процессов, а также на существующие в ряде случаев диспропорции демографических структур.

Как уже говорилось, интенсивность  снижения рождаемости идет разными темпами, и сейчас демографические идеалы даже в пределах одних и тех же крупных административных единиц неодинаковы. Особенно сложная ситуация сложилась в крупнейших городах страны (Москве, Ленинграде, Киеве), являющихся ведущими историческими и научно-культурными центрами страны и потому признанных эталонами социального, в том числе демографического, поведения для большей части населения страны. Между тем режим рождаемости в этих городах в силу ориентации населения преимущественно на однодетную семью давно уже находится на уровне суженного воспроизводства и численность населения этих городов во многом растет лишь за счет миграции. В 1969 г. по данным обследования НИИ ЦСУ СССР среднее идеальное число детей у москвичек составляло 2,35 ребенка, в среднем по РСФСР — 2,63, в Эстонии — 2,74 и Узбекистане — 4,55.

Информация о работе Проблемы демографической политики. Общие принципы проведения демографической политики в СССР