Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:34, курсовая работа
Актуальность исследования определяется кризисными явлениями в современном западном обществе, обращением многих мыслителей к творческому наследию К.Маркса, М.Вебера, а также значимостью взглядов Ю. Хабермаса и его ролью в современной социологической и философской западной мысли.
Цель работы: анализ взглядов Ю. Хабермас (между К. Марксом и М. Вебером)
Объект исследования: философские и социологические взгляды Ю. Хабермас.
Предмет исследования: Ю. Хабермас между К. Марксом и М. Вебером.
Введение 3
Глава 1. Становление взглядов Ю. Хабермаса. Ю. Хабермас между К.Марксом и М. Вебером 4
1.1. Биография и основные труды Юргена Хабермаса 4
1.2. Критика капитализма. Ю. Хабермас между К. Марксом и М. Вебером 10
Глава 2. Политико-правовая концепция Ю. Хабермаса 19
2.1. Особенности политических и правовых взглядов мыслителя 19
2.2. Правопонимание Ю. Хабермаса и концепция современной демократии 24
Заключение 34
Список использованной литературы
Актуальность исследования определяется кризисными явлениями в современном западном обществе, обращением многих мыслителей к творческому наследию К.Маркса, М.Вебера, а также значимостью взглядов Ю. Хабермаса и его ролью в современной социологической и философской западной мысли.
Цель работы: анализ взглядов Ю. Хабермас (между К. Марксом и М. Вебером)
Объект исследования: философские и социологические взгляды Ю. Хабермас.
Предмет исследования: Ю. Хабермас между К. Марксом и М. Вебером.
Задачи работы:
1. Проанализировать биографию и основные труды Юргена Хабермаса;
2. Рассотреть критику капитализма. Ю. Хабермас между К. Марксом и М. Вебером;
3. Подвергнуть анализу политико-правовую концепцию Ю. Хабермаса.
Теоретико-эмпирической основой исследования является фундаментальные теоретические труды Юргена Хабермаса.
Методологической основой исследовательской работы является сравнительный анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.
Практическая значимость курсовой работы обусловлена тем, что собранный материал может быть использован в процессе преподавания истории и теории социологии, при подготовке специальных курсов, научных докладов, статей и выступлений.
Апробация основных идей и результатов исследования. Некоторые положения курсового проекта были апробированы на IX и X Международной научно-практической конференции.
Глава 1. Становление взглядов Ю. Хабермаса. между К.Марксом и М. Вебером
Родившийся в 1929 году Юрген Хабермас принадлежал к тем молодым немцам первых десятилетий после Второй мировой войны, которые вошли в философию и культуру, движимые очистительными импульсами, непримиримостью к фашизму, к любым формам тоталитаризма, националистического шовинизма, антидемократизма. Этим импульсам и ценностям он сохраняет верность всю жизнь.
Философскую выучку Хабермас прошёл в так называемой франкфуртской школе, основатели и главные мыслители которой Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер, эмигрировавшие из фашистской Германии, а после войны возвратившиеся на родину, оказали глубокое воздействие на идеи и умонастроения тогдашних интеллектуалов, политиков радикального, “левого” крыла. Среди классических авторов, которых наиболее основательно изучал молодой Хабермас, были великие мыслители Германии И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, совсем не слабый философ Карл Маркс. Франкфуртская школа считалась, кстати, промарксистской. Да и вообще в Европе 20–30-х и 40–60-х годов ХХ века влияние Маркса было весьма значительным, о чём, кстати, не знают или забывают те у нас и на Западе, кто вменяет следование марксизму в исключительную вину отечественной гуманитарной культуре.
Что до Хабермаса, то за пару послевоенных десятилетий он не только испытал, но и преодолел различные, в том числе марксистские философско-теоретические воздействия и создал столь же самостоятельное, оригинальное, сколь и влиятельное учение.
Причина особого влияния идей и личности Хабермаса не только на философскую, но и на политическую, правовую мысль, а также на реальную социальную практику в XX и XXI веках заключается, по моему мнению, в том, что он создал теоретическую концепцию, прозорливо сосредоточившую внимание на ряде коренных объективных потребностей сегодняшнего и завтрашнего об-щественного развития. Среди них – рано развитая теория “общественности”, а проще говоря, гражданского общества, многосторонняя концепция “коммуникативного действия”, иными словами – современная теория социального взаимодействия людей в самых различных его аспектах . В том числе в виде социально-философских и философско-правовых исследований, затрагивающих движение современного мира, в частности Европы, к единству континента и к глобальному объединению. Посему фундаментальные процессы, происходившие в мире в последние десятилетия XX и в начале XXI столетия, не только не заставали философа врасплох, но находили вразумительное объяснение и даже неплохо прогнозировались на основе его детально и загодя разработанных теоретических идей. Отсюда примечательный парадокс: Хабермас пишет о сложнейших вещах, его язык довольно труден (в том числе и для перевода), но к его словам, аргументам, выводам чутко прислушиваются и теоретики, и практики, и политики, и широкая общественность как в Германии, так и в других странах мира.
Наряду с немецкой классической философией решающее влияние на становление Хабермаса как мыслителя оказали некоторые идеи Маркса и марксизма, а также философские и социологические концепции основателей франкфуртской школы. У Хоркхаймера и Адорно Хабермас многому научился и впоследствии неоднократно воздавал им должное. Однако скоро обнаружилось, что Хабермас и другие молодые франкфуртцы ищут свой путь в философии. Одним из пунктов размежевания был вопрос о степени близости или, наоборот, взаимоотделения философии и политики. Лидеры Института социальных исследований, на себе испытавшие последствия беспрецедентных социальных и политический потрясений, считали необходимым дистанцироваться от политики. С этим не соглашались молодые франкфуртцы, в частности и в особенности Юрген Хабермас. Он полагал, что философия не только может, но должна участвовать в политических дискуссиях, именно философски осмысливая политические процессы. Но дело было не только в отношении к политике. Хабермас вступил на путь, который все более уводил его от того понимания философии модерна, философии Просвещения, которое предложили основатели франкфуртской школы. Адорно скорее помогал Хабермасу двигаться по собственному пути. Но Хоркхаймеру устремления молодого философа казались слишком политизированными. (Более подробно об отношении Хабермаса к франкфуртской школе - далее.)
В результате докторскую диссертацию - а ею стала программная работа "Структурные изменения общественности" - Хабермасу пришлось защищать не во Франкфурте, а в Марбурге, куда его для этой цели пригласил влиятельный тогда социальный философ марксистской ориентации В.Абендрот. В 1961 г. диссертация была защищена. С тех пор книга Хабермаса "Структурные изменения общественности" посвященная Абендроту, выдержала около 20 изданий и была переведена на многие языки мира. (В предисловии к вышедшему в 1990 г. 17-му изданию Хабермас подробно высказался о том, какие идеи этой книги близки ему и сегодня, а какие оказались между тем пересмотренными.) После защиты докторской диссертации Хабермас стал экстраординарным профессором в Гейдельбергском университете, причем его приглашению способствовали К.Левит и Г.Гадамер. Критическое осмысление экзистенциализма и герменевтики тоже было важным источником становления и изменения учения Хабермаса. В 1964 г. он возвратился во Франкфурт, заняв кафедру, которую прежде возглавлял Хоркхаймер. С 1971 по 1980 г. Хабермас был одним из директоров Института исследования жизненных условий научно-технического мира (Институт был расположен в Штарнберге, близ Мюнхена, и принадлежал к системе институтов им. Макса Планка), а позднее, с 1980 по 1982 г., работал в Институте социальных наук им. Макса Планка. Преподавания во Франкфурте он не прерывал. С 1983 по 1994 г. Хабермас был профессором Университета во Франкфурте-на-Майне. Он постоянно читал курсы лекций, выступал с докладами в США, странах Европы и Азии. В 1989 г. Хабермас впервые прочитал серию докладов в Москве, в Институте философии Российской академии наук.
Произведения Хабермаса
весьма многочисленны. Основные сочинения
"Структурные изменения
"Теория коммуникативного действия" 2 тома (1981); Небольшие политические сочинения, т. 1-4 (1981); "Моральное сознание и коммуникативное действие" (1983); "Новая необозримость. Небольшие политические сочинения, т.5 (1985); "Постметафизическое мышление" (1988); "Запоздавшая революция" (1990); "Прошлое в качестве будущего" (1990); "Разъяснения к этике дискурса" (1991); Тексты и контексты" (1991); "Фактичность и значимость" (1992); "Включение Другого. Очерки политической теории" (1997).
В 1994 г. Хабермас (в 65 лет, как это полагается в Германии ушел в отставку с поста профессора Франкфуртского университета. Но философ сейчас - в расцвете творческих сил. Он и в последние годы пишет книгу за книгой, выступает с лекциями и докладами в разных странах мира. Своих современников Хабермас и сегодня удивляет тем, что постоянно пребывает в творческом поиске, рождает новые идеи и концепции, уточняет прежние позиции.
О "феномене Хабермаса"
много спорили и продолжают спорить.
Его философии посвящена
М. Джей справедливо считает деятельность самого Хабермаса одним из наиболее убедительных примеров силы той "коммуникативной рациональности", исследованию которой и оказалась посвященной его жизнь. По существу идеи и концепции Хабермаса могут быть охарактеризованы как результаты дискурса, как форма полемики именно с теми теориями и учениями, которые оказали на него наибольшее влияние. Они являются также во многом удавшимися попытками синтеза тех тенденции и направлений мысли, которые обычно противостоят друг другу. Прежде чем перейти к характеристике идей, концепций, произведений Хабермаса и поля дискурса, в котором они возникали и эволюционировали, надо сделать замечание о восприятии их именно в нашей стране. В 60 - 70-х годах о Хабермасе писали главным образом те советские авторы, которые стремились разоблачить его как вреднейшего "ревизиониста" в марксистском лагере. Для подозрения в "ревизионизме" у марксистских ортодоксов были свои основания:
Хабермас, как мы увидим, по мере своего творческого развития все дальше удалялся и от учения Маркса, и от идей того философского марксизма, который имел на Западе немалое влияние в 20-30-х, сохраняя его еще и в 50 - 60-х годы. Речь идет о марксизме, связанном с именами Лукача, Корша, Маркузе, Хоркхаймера и Адорно. Наступивший к началу 80-х годов новый и весьма плодотворный этап в творческом развитии Хабермаса, отмеченный созданием коммуникативной теории действия, этики дискурса и оригинальной философии права, почти не известен широкому кругу читателей. Ибо произведения Хабермаса, за редчайшими исключениями, не были переведены на русский язык и не получили в нашей литературе сколько-нибудь обстоятельного осмысления, что составляет зримый контраст с популярностью Хабермаса в современной мысли Запада, Востока, Латинской Америки.
Как и старшие франкфуртцы, Хабермас был и остается критиком капитализма. И сегодня он обосновывает ту мысль, что капитализм не в состоянии реализовать тот социальный, культурный и нравственный потенциал, который современная история предоставила в его распоряжение. И ныне Хабермас выдвигает обвинения в адрес капиталистической экономики и коммерциализации культуры. Однако во всех этих пунктах его позиции к 80 - 90-м годам существенно изменились - по сравнению с работами 60-70-х годов. Прежде всего, если ранее Хабермас еще возлагал какие-то надежды на реформирование реального социализма (к практике которого он, правда, всегда относился критически), противопоставляя капитализму по крайней мере идеи и замыслы социализма, то теперь о социалистических преобразованиях общества он уже почти не говорит. В 70-е годы на смену левому радикализму с его увлечением К. Марксом пришел неоконсерватизм, пытавшийся в условиях экономического кризиса тех лет удержать прежние ценности. Разочарование в идеях прогресса, гуманизма приводит к отказу от увлечения не только идеями К. Маркса, но и всей классической философии. Развивавшаяся в рамках марксизма теория перестала давать ответы на вопросы, возникшие с приходом постиндустриального общества. Потребовалась смена координат, многие прежние представления о ходе развития общественного процесса утратили смысл. Новые исторические реалии, особенно связанные с формированием единой цивилизации и глобализации, требуют нового осмысления. Это не значит, что у К. Маркса нельзя ничего найти в этой связи. Но его идеи перестали вдохновлять новых мыслителей и идеологов, и неомарксизм как философское направление, стремившееся при помощи К. Маркса осознать общественную ситуацию. Стал очевиден кризис Франкфуртской школы и отход от ее идеалов "среднего поколения" неомарксистов, в числе которых был и Ю. Хабермас.
Уже в первых своих публикациях и в диссертации "Структурные изменения общественности" (1962) Ю. Хабермас стремится к теоретическому осмыслению проблем, лежащих в пограничной области между социологией и политическими науками. Вопрос о взаимодействии социальной теории и практики, в частности практики политической, волновал не только М. Вебера, но и представителей Франкфуртской школы, в том числе и Ю. Хабермаса. Его труд "Теория и практика" (1963) посвящена именно этим проблемам. С одной стороны, Ю. Хабермаса интересуют проблемы методологии социальных наук, и в своих работах начала 60-х годов он критикует позитивистский подход в широком смысле этого слова к проблемам социума. С другой стороны, его привлекает и активное участие в движении "новых левых" в ФРГ. Результатом соединения этих интересов стала книга Ю. Хабермаса "Познание и интерес" (1968). Однако он скоро разочаровался в основной идее этой работы, заключающейся в том, что познание неизбежно всегда имеет определенную политическую заинтересованность, интерес. Ю. Хабермас сосредотачивается на теоретических проблемах, в частности на проблеме "понимания", в том ее виде, в котором она разрабатывалась современными представителями лингвистической философии. Он пытается соединить конкретные методы исследования в социологии с достижениями методики "понимания". В этой связи Ю. Хабермас переосмысливает и приспосабливает некоторые из основополагающих идей М. Вебера.
Информация о работе Политико-правовая концепция Ю. Хабермаса