Основные тенденции развития миграционных процессов в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение миграционных процессов на территории современной России. В соответствии с поставленной целью в ходе исследования решались следующие основные задачи:
Изучить миграционные процессы на территории Российской Федерации.
Изучить миграционные процессы в истории России.
Исследовать советский период истории.
Изучить последствия распада СССР в области миграции.

Содержание

Введение………………………………………………………………….............3 - 5
Глава I Теоретика методологические подход к феномену миграции………………………………………………………………..…..........6 - 34
§ 1 Миграционные процессы как объект теоретического исследования……………………………………………………………….........6 - 16
§ 2 Миграционные процессы в истории в России……………………...........17 - 22
§ 3 Советский период истории – время массовых
миграционных процессов………………………………………………............23 - 34
Глава II Основные тенденции развития миграционных процессов
в современной России…………………………………………………..........…35 - 57
§ 1 Распад СССР- последствия в области миграционных процессов………………………………………………………………........…..35 - 45
§ 2 Анализ основных направлений миграции на территории РФ…......…….46 – 57
Заключение……………………………………………………………….......… 58- 59
Список используемой литературы………………………………………........ 60-61

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая миграция подлиник.doc

— 424.00 Кб (Скачать документ)

        При наступлении острого кризиса социалистической экономики накануне распада Советского Союза население стало спешно покидать север и восток страны, где льготы и надбавки к заработной плате в условиях галопирующей инфляции не только потеряли стимулирующую роль, но и не обеспечивали поддержание достойного уровня жизни. Во многих городах и поселках происходил распад социальной сферы, появилась безработица. Многие выходцы из бывших союзных республик устремились назад, в свои «национальные квартиры», боясь потерять забронированное на родине жилье, наработанный пенсионный стаж.

Привлекательными в миграционном отношении стали центральные и юго-западные регионы страны, куда к тому же шел приток вынужденных мигрантов и репатриантов из бывших республик, демобилизованных военных из расформированных воинских частей. Картина территориального движения населения России изменилась коренным образом, прервав надолго (а может — навсегда) продолжавшееся на протяжении столетий движение населения на север и восток страны. В последние годы эти потоки повернули вспять. Возник мощный «западный дрейф».

      Теряют население север и юг, при этом все потоки схлестываются в староосвоенной части страны. Понять сдвиги в миграции населения по территории России можно путем рассмотрения ситуации по крупным частям страны. Для этой цели можно использовать федеральные округа, однако это — не самые подходящие для анализа миграционной ситуации пространственные группировки регионов. Так, Северо-Западный округ составляют миграционно привлекательные Санкт-Петербург, Ленинградская область и регионы интенсивного оттока населения — Мурманская область и Республика Коми. Очень неоднородны Южный и Сибирский округа. В результате миграционные балансы этих новых административных образований дают как бы «среднюю температуру по больнице». С точки зрения процессов пространственного перераспределения населения на территории страны выделяются пять крупных регионов.

1. Европейская  принимающая зона, которую составляют Центральный и Приволжский округа, часть Северо-Западного (бывший Северо-Западный экономический район, Карелия, Калининградская и Вологодская области), часть Южного округа (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская, Волгоградская и Астраханская области, Адыгея), Приволжский округ. Эта зона занимает всего 15,3 процента российской территории, но концентрирует 66,4 процента ее жителей.

2. Европейский  Север — Мурманская, Архангельская области, Республика Коми и Ненецкий АО. Несмотря на небольшое число входящих в него регионов и малочисленность населения, занимает почти семь процентов территории страны.

3. Республики Южного федерального округа (все за исключением Адыгеи). Занимая всего один процент российской территории, они концентрируют 4,4 процента населения страны, средняя плотность населения в них такая же, как в основной принимающей зоне.

4. Урал и Западная Сибирь — Уральский округ и часть Сибирского (Новосибирская, Омская, Томская, Кемеровская области, Алтайский край, республики Хакасия и Горный Алтай). По площади занимаемой территории эта группа регионов превосходит основную принимающую зону, а по численности жителей уступает ей в четыре раза. Плотность населения здесь на уровне средней по стране.

5. Восточная отдающая  зона, которую составляют остальные регионы Сибирского округа и Дальневосточный округ. Это 60 процентов российской территории, на которой живет немногим более 10 процентов россиян. Средняя плотность населения — 1,4 человека на квадратный километр, и она в последние годы сокращается вслед за убывающим населением. Результаты внутри российской миграции между выделенными крупными регионами приведены в таблице 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 (таблица 1)

Внутри российские миграционные потоки последних лет направлены в основную принимающую зону. За счет миграции из других частей страны за 1991–2003 годы ее регионы получили 1 миллион 879 тысяч человек. Эти потоки шли с трех сторон: Европейский Север и республики Северного Кавказа дали по 20 процентов ее миграционного прироста, восток страны обеспечил 60процентов миграционного прироста. Именно последний поток и формирует достаточно мощный «западный дрейф» населения из азиатской в европейскую Россию.

Восточная отдающая зона за вышеуказанный промежуток времени отдала на запад 1 миллион 086 тысяч человек, из которых 77 процентов расселились в основной принимающей зоне, 22 процента — на Урале и в Западной Сибири. Между Европейским Севером, республиками Кавказа и Восточной отдающей зоной миграция, конечно же, существует, но она не ведет к существенному перераспределению населения между этими частями страны, т. к. имеет фактически нулевой результат.

Рис. 3. Направления миграции населения в современной России.

 

Выезжающее из области население продолжает концентрироваться в Центральной и Центрально-Черноземной частях России, в Поволжье, на Северном Кавказе, в отдельных регионах Урала и юга Западной Сибири (рис.3).

Как вывод можно отметить, что несмотря на наличие очень разных по силе и направлениям потоков внутри российской миграции, основной ее вектор — с востока на запад. И этот «западный дрейф» — всерьез и надолго. У страны нет демографических ресурсов, как в конце XIX века, а у власти — административных рычагов, какими она обладала в советскую эпоху, чтобы развернуть миграционные потоки вспять. Север Сибири и Дальнего Востока будет пустеть, их заселенность будет такой же, как в аналогичных по природным условиям районах севера Канады.

 А вот обеспечивать дальнейшее заселение южных районов Дальнего Востока без участия иммигрантов из соседних стран, без дальнейшего развития экономического сотрудничества с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона будет невозможно. И никакие меры ограничительной иммиграционной политики не будут действенны. Поэтому, надо готовиться к приему и мирному сосуществованию с массовыми контингентами иноэтничных и инокультурных иммигрантов.

Рассмотрим отдельно эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция из СССР была обусловлена преимущественно политическими причинами, и её можно разделить на три главных потока, называемые обычно «первой», «второй» и «третьей» эмиграцией. «Первый» и «второй» потоки - это в основном вынужденные «волны» эмиграции периодов Первой мировой, Гражданской и Второй мировой войн, «третий» поток - добровольная, преимущественно «этническая» эмиграция времен холодной войны. Конечно, такое деление условно, потоки эмиграции, то ослабевая, то усиливаясь, не иссякали почти никогда. Речь идет, по существу, о трех пиках эмиграции (табл. 2)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                           Таблица 2

Третья - впервые относительно добровольная - эмиграция всячески ограничивалась властями и значительно уступала по масштабам первым двум. Когда же искусственные ограничения отпали, масштабы потока, его состав, цели эмиграции и условия, в которых она протекает, стали настолько иными, что есть все основания говорить о новой, «четвертой» волне эмиграции.

      Она все больше характеризуется чертами, типичными в наше время для эмиграции из многих стран, предопределяется не политическими, как прежде, а экономическими факторами, которые толкают людей ехать в другие страны в поисках более высоких заработков, престижной работы, иного качества жизни и т.п. Эмигранты «четвертой волны» выезжают, конечно, не только из России, но и из других бывших республик СССР, тем не менее России в этой эмиграции принадлежит очень заметное место.После того, как закончились крупные миграционные перемещения, вызванные Второй мировой войной, поток эмиграции из СССР почти полностью сошел на нет.

      В 70-е годы размеры чистой эмиграции (т.е. эмиграции за вычетом иммиграции) колебались в пределах  10-15 тысяч человек, лишь в отдельные годы поднимаясь до 30-40 тысяч, при том, что и число эмигрантов и число иммигрантов было небольшим. В первой половине 80-х эмиграция была еще меньше. Только после 1986 года появились первые признаки увеличения потока эмигрантов, который быстро нарастал в последующие годы. С 1989 года, в виде исключения, была разрешена эмиграция немцев, евреев, греков, а в 1993 году был введен в действие закон о свободе въезда - выезда для всех граждан России.

В начале 90-х годов и в СССР (в том числе в России), и на Западе существовало мнение, что открытие границ вызовет огромный всплеск эмиграции. По данным Всесоюзного Центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проводившего в 1990 году опрос «Отношение населения СССР к работе за границей», готовность к выезду по трудовым мотивам из бывшего СССР имели 1,5-2 миллиона человек, и еще 5-6 миллионов рассматривали такую возможность. При опросе экспертов - представителей аппарата государственного управления, науки и бизнеса, проведенном в 1991 году Центром демографии и экологии человека, половина экспертов заявила, что в ближайшие 5 лет можно ожидать выезда из страны от 2 до 4 миллионов, а еще 30% оценили возможные масштабы выезда в 4-5 миллионов человек.

      Западные эксперты также были встревожены угрозой массовой эмиграции из новых независимых государств, в том числе и из России, их оценки возможной эмиграции из бывшего СССР порой доходили до 20 миллионов человек.

       Впрочем, многим специалистам и тогда было ясно, что опасность "девятого вала" эмиграции с постсоветского пространства преувеличивается. И в самом деле, вопреки ожиданиям, резкого увеличения эмиграции из России за пределы бывшего СССР не произошло. Начиная с 1990  года заявленная эмиграция держится примерно на одном уровне, колеблясь в пределах от максимума 114 тысяч человек в 1993 до минимума 78 тысяч в 2002 году. В 1999, по всей видимости, вследствие финансового кризиса августа 1998 года эмиграция заметно возросла - до 108 тысяч человек, но не вышла за границы обычных колебаний, а в 2002 году снова опустилась даже ниже уровня 1998 года. В целом за двенадцать лет - с 1990 по 2002 - из России выехало примерно 1,1 миллиона человек, но не 2, а тем более не 4 или 5  миллионов, о которых говорили некоторые эксперты в начале 90-х годов, прогнозируя масштабы эмиграции всего на пять лет вперед.

       Но, конечно, и миллион эмигрантов - это немало, особенно если учесть общую  демографическую ситуацию в стране, отрицательный естественный прирост населения и сокращение его численности. Кроме того, следует иметь в виду, что приведенные данные, возможно, неполные. Как следует из таблицы (табл. 3), сейчас существуют две разные официальные оценки числа выехавших - оценка Госкомстата России и оценка Министерства внутренних дел. До сих пор речь шла о несколько более высокой оценке МВД. Но и она не учитывают тех, кто выехал из страны, не получив официального разрешения на постоянное жительство, например, лиц, уехавших на учебу, в туристскую поездку, в служебную командировку и не вернувшихся, а такие,  несомненно, есть.

                                                                                                          Таблица 3                                                                                                                

 И все же маловероятно, чтобы в условиях свободного выезда из страны число неучитываемых эмигрантов было бы слишком большим. Уточнения возможны, но порядок величин, видимо, официальные показатели все же не искажают. Иммиграцию в СССР и Россию можно разделить на 2 этапа: первый – население прибывает в основном из ближнего зарубежья, приток населения относительно незначителен,  до 1980 – 1990  (1996, по разным источникам) годов, и второй – с 1990 до наших дней. Второй этап в данный момент имеет наибольшее значение и актуальность. Отметим несколько его особенностей.

Во-первых, количество въехавших в Россию на постоянное место жительства в данный момент превышает численность выехавших за ее пределы, что обеспечивает механический прирост населения (с начала 90-х годов он составил почти 3,5 млн. человек). Однако миграционный прирост не в состоянии компенсировать естественную убыль населения, которая за тот же период превысила 8 млн. человек; 
 Во-вторых, внешнем миграционном обороте доминирует миграционный обмен (сумма прибывших и выбывших) между Российской Федерацией и странами СНГ и Прибалтики, который в рассматриваемый период уже превысил 11 млн. человек. Только за счет миграционного обмена с этими государствами Россия в период 1991—2000 гг. получила свыше 4 млн. человек; 
 В-третьих, значительно выросли масштабы вынужденной миграции — число зарегистрированных мигрантов, получивших в соответствии с действующим законодательством статус вынужденных переселенцев и беженцев, достигло к концу 90-х годов более 1 млн. человек. К росту этой категории мигрантов, главным образом в первой половине  
90-х годов, привели многочисленные вооруженные конфликты, возникшие на постсоветском пространстве, а также политика, направленная на «выдавливание» русскоязычного населения, сопровождавшая первый этап суверенизации новых независимых государств. Однако в последующем по мере прекращения активных вооруженных действий и достижения перемирия количество конфликтов сократилось; 
 В-четвертых, увеличилось количество трудовых мигрантов – в основном из стран СНГ. С одной стороны, это плюс – России необходима рабочая сила, имеется огромное количество неосвоенных или запущенных земель. Но с другой стороны, приток таких иммигрантов отрицательно сказывается на этнической ситуации в стране.

 

Выводы по II Главе:

  • Особым миграционным периодом стали годы Великой Отечественной войны.
  • Из западных прифронтовых территорий (включая и Москву) в восточные и южные районы в самые сжатые сроки были эвакуированы около 25 млн человек. Многие эвакуированные после окончания войны не вернулись домой, а остались жить на новых местах.
  • Существовал в годы войны и западный миграционный поток (всего около 8,7 млн человек) - военнопленные, рабочие, гражданские лица, вывезенные немецкими оккупантами при отступлении.
  • До XVII века миграция была в основном внутренняя, направленная на колонизацию восточных территорий страны. С XIII по XIX века внутренняя миграция ещё усиливается, наблюдается значительная внешняя миграция.
  • С XX века внешняя миграция принимает «волновой» характер, в настоящее время наша страна переживает четвёртую волну внешней миграции, связанную, во-первых с «утечкой мозгов» - уходом квалифицированной рабочей силы за границу, а во-вторых массовым притоком иммигрантов из стран ближнего зарубежья, что осложняет и так непростую этническую ситуацию в нашей стране.

Информация о работе Основные тенденции развития миграционных процессов в современной России