Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 09:47, автореферат
Основной целью данной работы является изучение взаимосвязи характеристик субкультур формальных групп и межгрупповых отношений этих групп в организации, а также построение эмпирической типологии субкультур на основе групповых ценностей и представлений, связанных с феноменами межгрупповой дифференциации и интеграции.
Понятие «организационная субкультура» еще не является достаточно проработанным в социальной психологии, поэтому не менее важной целью было проведение теоретического анализа организационных субкультур как социально-психологического феномена, выделение основных подходов к его изучению, а также основных социально-психологических функций.
Однако формальные группы в отношениях друг с другом проявляют и феномены межгрупповой дифференциации, среди которых особое внимание мы уделяем внутригрупповому предпочтению и внешнегрупповой дискриминации. Под внутригрупповым предпочтением мы будем понимать приверженность индивида к группе членства, обусловленную результатами межгруппового сравнения и оценки группы по тем или иным критериям. Под внешнегрупповой дискриминацией понимается проявление предпочтения своей группе в ущерб аутгруппе при распределении позитивных ресурсов (в данном случае мы не рассматриваем этот феномен как проявление внешнегрупповой враждебности или интолерантности).
Одной из социально–психологических
функций организационной
Рис.2. Взаимосвязи субкультурных характеристик и феноменов межгрупповой дифференциации и интеграции
Опираясь на проведённый нами теоретический
анализ, мы можем предположить возможность
выделения типологии субкультур
на основании взаимосвязи
Вторая глава «Эмпирическое исследование взаимосвязи субкультурных характеристик формальных групп и особенностей межгрупповых отношений» включает программу эмпирического исследования, результаты качественного и количественного анализа организационных культур и субкультур формальных групп, входящих в эти организации, описание факторов характеристик субкультур, взаимосвязанных с особенностями межгрупповых отношений, анализ содержания выделенных типов субкультур с точки зрения их функций и роли в процессах межгрупповой дифференциации и интеграции.
В первом параграфе приводится программа эмпирического исследования. Рассмотрены особенности объекта исследования, который представляет собой организации средств массовой информации и формальные группы, входящие в эти организации. Организационно–экономические условия деятельности данных организаций (наличие суперординатной цели, интегративная направленность организационной культуры, особенности рынка СМИ) позволяют сопоставлять формальные группы друг с другом и выявить взаимосвязь субкультурных характеристик с феноменами межгрупповой дифференциации и интеграции.
Исследование взаимосвязи субку
Во втором параграфе представлен анализ результатов исследования взаимосвязи субкультурных характеристик формальных групп и особенностей межгрупповых отношений этих групп в организации.
Качественный анализ пяти организаций проводился с целью изучения организационных культур и выявления субкультур формальных групп данных организаций, их соотношения с общеорганизационной культурой, а также особенностей межгрупповых отношений этих групп в организации.
Результаты исследования показали, что для организационных культур партисипативного типа характерна совместно–творческая деятельность и ориентация на интеграцию. В данных организациях не выявлено ярко выраженных межгрупповых конфликтов, которые редуцируются интегративной направленностью организационных культур. Во всех организациях выявлено, что сотрудники идентифицируют себя как со всей организацией, так и со своими субкультурными группами, что подтвердилось результатами количественного анализа. Во всех организациях, а также по всей выборке (R=0,433, p<0,01) выявлена значимая взаимосвязь групповой и организационной идентичности.
Однако несмотря на интегративный характер общеорганизационных культур формальные группы в рамках одной организации различаются по выраженности феноменов межгрупповой дифференциации и интеграции и наряду с феноменами межгрупповой дифференциации проявляют также феномены межгрупповой интеграции.
Выявлено, что существуют субкультуры формальных групп, члены которых чётко дифференцируют свои группы как по базовым представлениям, так и по ценностям, поэтому такие субкультуры можно считать сформировавшимися. Их характеристики ориентированы на успешную творческую деятельность или активную индивидуальную деятельность (развивающиеся), а также на позитивную внутригрупповую социально-психологическую атмосферу (зрелые). Однако существуют субкультуры формальных групп, члены которых плохо дифференцируют свои группы по базовым представлениям и ценностям, поэтому такие субкультуры можно считать несформировавшимися (создающимися и распадающимися). Формальные группы, имеющие сформировавшуюся субкультуру, проявляют феномены дифференциации, а имеющие несформировавшуюся субкультуру их не проявляют. На основании этого можно сделать вывод, что сформировавшиеся субкультуры в большей степени выполняют функции дифференциации по отношению к общей культуре и другим группам в организации.
Данные, полученные методом анализа множественных кейсов, позволяют подтвердить наши теоретические предположения о том, что проявление феноменов дифференциации и интеграции связано с комплексами характеристик данных субкультур, что даёт возможность выделить типологию субкультур формальных групп на основе этой взаимосвязи.
Далее приводятся результаты количественного анализа, на основании которого были выделены комплексы характеристик субкультур, взаимосвязанные с феноменами дифференциации и интеграции. К ним относятся следующие факторы базовых представлений: «организованность», «эффективность», «привлекательность группы», «сплочённость», «энергичность», «креативность», «размер», «централизованность»; и факторы ценностей: «партнёрство», «самостоятельность», «взаимопомощь», «ценности руководства», «ориентация на потребителя».
Установлены взаимосвязи между факторами характеристик субкультур и феноменами межгрупповой интеграции. Чем эффективнее группа в представлениях сотрудников, тем менее она склонна к уходу от конфликта (R= –0,225**) и больше направлена на сотрудничество (R=0,193*), приспособление (R=0,210**) и контакты с другими группами (R=0,227**). Фактор «привлекательность группы» положительно взаимосвязан со стратегией «сотрудничество» (R=0,221**), а фактор «сплочённость» с «контактностью» (R=0,340**) и «открытостью групповых границ» (R=0,275**), а также со стратегией «сотрудничество» (R=0,188*). Образ энергичной группы способствует как проявлению стратегии «приспособление» (R=0,169*), так и стратегии «конкуренция» (R=0,191*). Последняя стратегия также положительно взаимосвязана с фактором базовых представлений «независимость» (R=0,222**). Фактор «централизованность» имеет отрицательную взаимосвязь только со стратегией «компромисс» (R= –0,166*).
Факторы ценностей имеют меньшее количество взаимосвязей. Чем более выражены ценности, ориентирующие сотрудников на самостоятельность, тем менее проявляется стратегия «уход» (R=-0,206*), и более – склонность групп к приспособлению (R=0,167*) и расширению контактов с другими группами (R=0,203*). Ориентация на потребителя также способствует проявлению стратегии «приспособление» (R=0,243**). Чем более выражены ценности, направленные на взаимопомощь, тем более группы склонны к сотрудничеству с другими группами (R=0,321**), а чем больше выражены ценности партнёрства, тем более открыты групповые границы (R=0,237**). Со стратегией «конкуренция» положительно взаимосвязаны только ценности руководства (R=0,217**).
В результате можно сделать вывод, что сплочённые, привлекательные для своих членов, эффективные, ориентированные на партнерство группы более склонны к межгрупповой интеграции, а независимые, энергичные и самостоятельные имеют тенденцию к межгрупповой конкуренции.
Выявлены взаимосвязи факторов характеристик субкультур и феноменов межгрупповой дифференциации. С внешнегрупповой дискриминацией взаимосвязаны характеристики, направленные на успешную и активную деятельность (факторы «эффективность» (R=0,328**), «энергичность» (R=0,227**) и «самостоятельность» (R=0,203*), а с внутригрупповым предпочтением взаимосвязаны характеристики, отвечающие за внутригрупповую стабильность и атмосферу в группе (факторы «организованность» (R=0,367**), «эффективность» (R=0,184*), «привлекательность» (R=0,288**), «партнёрство» (R=0,250**) и «самостоятельность» (R=0,346**).
Оценка уровня межгрупповой напряжённости положительно связана с ценностями фактора «партнёрство», вероятно, потому, что партнёрство сочетается с требовательностью к тому, кого выбрали в качестве партнёра по совместной деятельности. И наоборот, чем более выражены ценности самостоятельной деятельности, тем менее оценка уровня межгрупповой напряжённости, так как в данном случае требовательность смещается на самих членов группы. Эта оценка усиливается с чрезмерной централизованностью группы и ослабляется, если образ группы в представлениях её членов характеризуется уверенностью и независимостью. Эффективные и сплочённые группы сильнее реагируют на конфликт, который в их восприятии происходит чаще, чем у менее эффективных и сплочённых групп.
Таким образом, существуют комплексы групповых характеристик формальных групп (представлений и ценностей), взаимосвязанные с феноменами межгрупповой дифференциации и интеграции. На их основе нами были выделены несколько типов субкультур формальных групп и дана их психологическая характеристика. Теоретически возможны и другие подтипы организационных субкультур, основанные на сочетании выделенных нами типов. Выделенные типы организационных субкультур формальных групп различаются по выраженности феноменов межгрупповой дифференциации и феноменов межгрупповой интеграции.
Первый тип — «творческий» — характеризуется высокой значимостью ценностей творчества и партнёрства. Этот тип включает группы гетерогенные по составу, относительно длительное время существующие, но с периодически изменяющимся частично составом.
У групп данного типа ярко выражены феномены дифференциации (внутригрупповое предпочтение и внешнегрупповая дискриминация) и феномены интеграции, т.е. группы ориентированы на сотрудничество, стремятся к контактам с другими группами как в формальной, так и неформальной сферах, имеют открытые групповые границы.
Второй тип — «пассивный» — объединяет группы, которые характеризуются как неорганизованные, неэффективные, неориентированные на самостоятельность. Группы этого типа однородны по полу и профессиональной принадлежности, и относительно — по возрасту. Для большинства этих групп характерна частая смена состава. В некоторых из этих групп субкультура не успевает сформироваться из–за смены состава, в других группах развитие субкультуры отстаёт от развития общей культуры и всей организации.
В межгрупповых отношениях группы данного типа не проявляют феноменов дифференциации. Феномены интеграции здесь выражены незначительно. Группы больше ориентированы на такие стратегии межгруппового взаимодействия как компромисс и уход. По сравнению с другими типами показатели контактности и открытости групповых границ имеют более низкие значения.
Третий тип — «регламентированный» — включает в себя группы, которые характеризуются как независимые, привлекательные, ориентированные на стабильность и организованность. Группы данного типа гомогенны по составу и работают относительно постоянным составом более десяти лет.
Они характеризуются ярко выраженным внутригрупповым предпочтением, но не проявляют внешнегрупповую дискриминацию. Феномены межгрупповой интеграции выражены сильнее, чем у групп других типов. Группы полностью ориентированны на сотрудничество, на контакт с другими группами как в формальных, так и неформальных отношениях, и имеют наиболее открытые групповые границы.
Четвёртый тип — «активный» — объединяет группы, характеризующиеся как энергичные, эффективные, ориентированные на взаимопомощь. Эти группы также гомогенны по полу и профессиональной принадлежности. Группы достаточно стабильны по составу, род занятий членов группы скорее предполагает индивидуальную деятельность, нежели коллективную.
В межгрупповых отношениях здесь ярко выражена внешнегрупповая дискриминация, но слабо выражено внутригрупповое предпочтение. Показатели феноменов интеграции имеют достаточно высокие значения. Группы данного типа больше всех ориентированы на контакты с другими группами. Однако основными стратегиями межгруппового взаимодействия являются приспособление и компромисс, а открытость групповых границ выражена менее по сравнению с группами других типов.
Подводя итог описанию выделенных нами типов субкультур, следует отметить, что они отличаются друг от друга по нескольким параметрам.
Во-первых, это различие связано с составом групп, со стажем работы в группе и длительностью существования групп. Во-вторых, данные типы субкультур отличаются по своим ведущим факторам представлений и ценностей, что позволяет сопоставить, с одной стороны, субкультуры творческие, партнёрские и организованные, стабильные (творческий и регламентированный типы), и, с другой стороны, эффективные, энергичные и неэффективные, неэнергичные (активный и пассивный типы). Кроме того, субкультуры различаются по сформированности характеристик субкультур. Можно выделить сформировавшиеся субкультуры, среди которых есть «зрелые», т.е. с постоянным в течение длительного времени набором характеристик (регламентированный тип) и «активно развивающиеся», у которых набор характеристик ещё дополняется (творческий и активный типы). Существуют также несформировавшиеся субкультуры (пассивный тип), среди которых есть создающиеся и распадающиеся субкультуры.