Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 07:10, курсовая работа
Сегодня интеллектуальный потенциал нашей страны, человеческим выражением которого являются специалисты с высшим образованием, переживает явный кризис воспроизводства стороны, изменились сам» потребности общества и данном плане, с другой стороны - иными стали финансово -экономические условия существовании высших учебных заведений, наблюдается сворачивание отечественных наукоемких производств, до предела уремию (финансирование науки, образования. Все это существенно ухудшает положение специалистов па рынке труда, ставит перед ними проблему переквалификации, зачастую связанную со снижением социально-профессионального статуса, ухода из сферы сложного умственного труда.
1 РОССИЙСКОЕ СТУДЕНЧЕСТВО В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА 3
2 ФЕНОМЕН РАБОТАЮЩЕГО СТУДЕНТА ВУЗА 4
3.1 Масштабность и новизна явлений «работающий студент». 5
3.2 Основные задачи исследования феномена работающего студента 7
3.3 Работающий студент как работник 9
3.4Работающий студент как учащийся 10
3.5 Ближайшие перспективы и необходимые действия 12
3.6 Предложения и рекомендации 13
4 МОСКОВСКОЕ СТУДЕНЧЕСТВО В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 14
4.1 Воспроизводство студенческой молодежи: новые тенденции 15
4.2 Учебная деятельность студентов 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таковы, с нашей точки зрения, основные характеристики воспроизводег венных процессов, характеризующих московское студенчество.
Есть благоприятные изменения: на 5-6 места поднялись факторы "трудолюбие, добросовестность" и "перспективная специальность". В целом это говорит в пользу того, что у студенчества по-видимому, начинает постепенно складываться убеждение в необходимости профессионализма, компетентности для достижения успеха. В особенности это присуще студентам, выходцам из семей руководителей высшего уровня, военнослужащих, специалистов образования, науки, культуры, а также детям предпринимателей.
Какое значение имеет изменение приоритетов с точки зрения учебы? Оно непосредственно сказывается на исполнении студентом своей социальной роли. Так, среди тех. для кого "качественное образование" является приоритетным в жизни. 46% привлекают дополнительную литературу при подготовке к занятиям (в целом по выборке 32%; рост в 1,8 раза), среди них лишь 8,2% таких сту-
дентов, кто вообще не занимается в семестре (по выборке этот показатель намного выше - 17%). Студенты же с "авантюрной" жилкой, для кого самое главное в жизни вовремя проявить "предприимчивость и находчивость", кто полагается на "везение", готовятся к занятиям значительно хуже, занимаются с полной выкладкой лишь 24-25%, значительно больше среди них и тех, кто "отбывает номер", занимаясь только в сессию. Но несмотря на повышение престижности высшего образования среди студентов широко распространено "прагматичное" отношение к учебной деятельности, т.е. выполнение своих учебных обязанностей, не выходя за рамки требуемого преподавателем и вузом.
Сегодня по Москве лишь каждый третий (33,2%) студент занимается в семестре с полной отдачей, привлекая как обязательную так и дополнительную литературу. Еще 29,3% готовятся в пределах обязательной литературы, конспектов, не прибегая к изучению дополнительной литературы. Таким образом 61.5% опрошенных отличаются полноценными формами самостоятельной подготовки. Остальные, и это заметная доля студентов, занимаются отнюдь не лучшим образом (20,1% просматривают конспекты лекций по специальным предметам, а не по специальным предметам в семестре не готовятся; 17,4% начинают учиться лишь в сессию). По вузам картина в целом разнообразна, но не блестяща, особенно в технических вузах, где основная масса готовится по методичкам.
На характер самостоятельной подготовки негативно влияют и регулярные дополнительные заработки студентов. Напомним: регулярными подработками занято 22% от всех опрошенных. Среди этих студентов доля фактически не занимающихся в семестре достигает 23-24%, а среди тех, кто занимается подработками от случая к случаю - от 12 до 14%, т.е. именно регулярные формы подработок наносят ощутимый вред учебе.
Распространенность неполноценных форм самостоятельной подготовки студентов приводит их к соответствующим результатам по успеваемости: в основном превалирует успеваемость с оценками "хорошо" и "удовлетворительно", только "удовлетворительно" (41%) и с оценками "удовлетворительно (но нередки и пересдачи)" 4-5%, что составляет в сумме больше половины (52%). На "отлично" учится 12%; 35,6Г; - на "хорошо" и "отлично" (в сумме 48%). Как оценить эти результаты? Думается, что они в общем-то средние. Так, в ряде вузов - МГУ, МГТУ, Коммерческом институте доля студентов с отличной и хорошей успеваемостью заметно выше (56-72%). В то же время в технических вузах без троек учится от 22 до 42% студентов, сравнение, как говорится, не в их пользу.
В определенной степени студентов можно понять: прагматичное отношение к учебе является своего рода компромиссом между ценностью высшего образования, с одной стороны, и тем обстоятельством, что многие выпускники не смогут воспользоваться в полной мере образовательным потенциалом, который они получили.
И надо сказать, что студенты достаточно остро реагируют на предлагаемое вузами качество образовательных услуг. Так московское студенчество дает достаточно критичную оценку качеств подготовки к перспективности специальности в нынешних условиях (см. табл. 4). Лишь 1/3 опрошенных выразилась удовлетворенность по этим параметрам образования. Самые высокие оценки уровня подготовки в своем вузе дали студенты сельскохозяйственной академии (81,7%); МГУ (71%); МАИ (65,4%); МГТУ (64,1%): самые низкие -Коммерческого института (29,9%); Института коммунального хозяйства (15,4%). По перспективности специальности лидируют, как и следовало ожидать, Юридическая академия (96,8%); Коммерческий институт (95,3%); Медицинский стоматологический институт (85%); Институт коммунального хозяйства (75,4%); гуманитарные факультеты МГУ (73,6%).
Скажем несколько слов и о том, какие серьезные деформации начинает претерпевать организация учебного процесса в вузах, сама "технология" образования. Это ведь тоже один из аспектов качества образовательных услуг вузов. Более 2/3 опрошенных (71%) выразили мнение о том, что учебный процесс не обеспечен необходимым оборудованием и вычислительной техникой, нужной литературой в библиотеках. 72% отметили, что в аудиториях грязь и беспорядок .
Крайне не удовлетворены тем, что учебный процесс не обеспечен материально-технически, студенты Медицинского стоматологического института, Юридической академии, Академии пищевой промышленности; более благополучны в этом плане МГК, МГТУ, МАИ, Педагогический институт. Коммерческий институт. Относительно благоприятная ситуация выявлена по таким показателям как: 1) ритмичность учебного процесса, отсутствие срывов и переносов занятий; 2) уровень профессионализма преподавателей - насколько они вызывают уважение у студентов своими знаниями и умением доступно излагать свои мысли. Негативные оценки присутствуют, но в целом по Москве они не превышают уровень 26%.
Настораживающе выглядят ответы студентов о том, насколько заинтересованно и с отдачей сил работают преподаватели. Свою неудовлетворенность этим фактором выразили 33% опрошенных, и хотя ситуация по вузам различная, в целом можно сказать, что по этому показателю отмечены 1-2 лидера и большая группа "середняков". Самыми неперспективными считают свои специальности студенты "Тимирязевкие" (только 27.1% от опрошенных в ней студентов считают свою специальность перспективной), затем с несколько лучшими оценками следуют МАИ (45,6%) и Педагогический университет (47,9%).
В этой неудовлетворенности студентов с особой наглядностью проявляется противоречие между потребностями складывающегося рынка труда и несоответствием структуры вузов по профилю, и оно отнюдь небезобидно. Отражаясь в системе ценностных ориентации студентов, на их профессиональных планах, оно исподволь "разъедает", разрушает учебную деятельность, снижает результаты образовательного процесса.
Мы установили, что и характер самостоятельной подготовки студентов, и их успеваемость сильно зависят от оценок перспективности специальности. Так. у тех, кто признал ее перспективной, доля студентов, имеющих отличную и хорошую успеваемость (сдает экзамены без троек) составляет 54%. Среди тех, кого разочаровали и качество обучения и специальность, доля таких студентов составляет 32.6%. Число студентов, кто вообще "учится только в сессию" возрастает с 13 до 42%. Вполне естественно, что связывая свою дальнейшую жизнь, свои надежды на успех с деятельностью по специальности студенты учатся гораздо серьезнее, ответственнее, целеустремленнее.
Эти и другие данные убедительно показывают как внешнее противоречие высшего образования его "нестыковку" с потребностями общества.
Подводя итоги, можно сказать следующее: Во-первых, изменения в составе студенчества по социальному происхождению и по^ уровню жизни (а они довольно тесно связаны) указывают на нарастание дифференциации, неоднородности, различий в студенческой массе по вузам, факультетам, профессиональным отрядам. Постепенно приоритет в формировании студенчества переходит к слоям, более адаптированным к экономическим реалиям нашего общества. Если этот процесс будет развиваться и дальше, то доступ беднейших слоев к высшему образованию окажется сильно затруднен. Во-вторых, стабилизация воспроизводства студенческой молодежи Москвы показывает, что интерес к высшему образованию сохранился, что также нашло отражение в "подъеме" его ценности в иерархии инструментальных ценностей студентов. Однако противоречия, возникающие между институтом высшего образования и различными другими сегментами общества приводят к нарастанию дисфункциональных последствий. Они многообразны по своим проявлениям и просматриваются, в частности, в неудовлетворенности студентов качеством получаемой подготовки, деформации отдельных сторон образовательного процесса. Но самое главное - происходит неуклонное снижение основного результата функционирования высшей школы - образованности студентов уровня их профессиональной компетентности.
Информация о работе Московское студенчество в период реформирования российского общества