Молодежная субкультуры стрейд-эдж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить подходы и методы исследования феномена субкультуры и контркультуры и выбрать используемый метод,
2) Исследовать феномен контркультуры и ее мировоззренческие позиции, изучить необходимую для этого литературу.
3) Изучить источники содержащие информацию об изучаемой субкультуре.

Содержание

Введение
Глава I
1.1 Понятие субкультура. Методы исследования даннго феномена
1.2 Контркультура. Понятие. Толкования явления.
1.3 Контркультуры. Их история, мировоззрение и связь с лево-радикальной мыслью и деятельностью новых левых.
Глава II
2.1 Straight edge. Истоки. Этапы развития. Современное состояние.
2.2 Философско-идеологическая основа стрэйт-эдж. Музыкальные предпочтения, стиль одежды и символика.
2.3 Социально-политические предпочтения представителей субкультуры стрейд-эдж.
Вывод
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 86.88 Кб (Скачать документ)

Однако, эта теория дает мистические  объяснения и оценки, поэтом к этой концепции сейчас относятся как  к оригинальному философскому учению и не более.

В собственно социологическом  аспекте контркультура, как правило, идентифицировалась, с одной стороны, в качестве составляющей молодежной субкультуры — средства самоидентификации молодого поколения в противоположность старому поколению; с другой стороны, она рассматривалась как характеристика новейшего типа потребительского сознания. В первом случае социологи видели в контркультуре симптом инфантилизма, возникшего в результате позднего включения молодежи в активную трудовую жизнь, когда биологическое взросление существенно опережает взросление социокультурное («сексуальная революция» как составная часть идеологии контркультуры). Тема победоносной сексуальности очертила то идеологическое пространство, в котором проблематика молодежной революции существенно расширилась и углубилась, представ в виде вопроса о современном типе «вожделеющего человека», откристаллизовавшемся именно в итоге эволюции теории и практики контркультуры[19].

Можно так же выделить мысль  М. Фуко о врожденной потребности  человека в творческой самореализации, которую подавляет господствующая система, из за чего уход в контркультуру есть средство удовлетворения этой потребности.

Учитывая, что понятие контркультура появилось в эпоху так называемого «молодежного бунта», который шел, как правило, под знаменами лево-радикальных идей, да и сам термин был придуман соответствующими идеологами, было бы глупо упускать из виду интерпретации левых мыслителей, а особенно самого главного революционного идеолога К. Маркса.

Исходя из его концепции  исторического материализма, общество в своем развитии проходит через  этапы смен социально-экономических  формаций, и сопровождается классовой  борьбой. Здесь можно вывести 2 идеи, которые помогают осмыслить явления  контркультуры: 1) контркультура –  это культура созданная революционным  классом в противовес господствующей культуре, то есть контркультура ХХ века есть культура пролетариата (революционного класса по Марксу) 2) так как новый экономический базис рождается в старой формации, то логически предположить, что и зачатки новой надстройки (а культура по Марксу есть надстройка над базисом) тоже рождаются еще при господстве старых социально-экономических отношений.

Второй тезис по-другому  выражает первую мысль этого раздела  о контркультуре как о продукте развития общества. Первый продолжает мысль Ницше о втором типе поведения, а именно о желание изменить мир  под себя, но уже приобретает более  конкретные формы, позволяющие проводить  проверку данного тезиса. Тут было бы желательно вспомнить историю появления самого термина контркультура. Термин «контркультура» принадлежит Т. Роззаку, который вынес его в заголовок своей философско-публицистической книжки «Создание контркультуры: размышление о технократическом обществе и его молодежной оппозиции» (1969), манифестом леворадикальной молодежи Запада, что является фактически чистосердечным признанием идеологов контркультуры в своей в первую очередь революционности. Тут надо отметить еще один факт, идеологом сексуальной революции ( которая является одной из существенных частей контркультуры) был так же лево-радикальный мыслитель Г. Маркузе[20], который правда в отличии от Маркса не давал пролетариату революционной роли, отдавая предпочтение  маргиналам и представителям авангардного искусства (тезис контркультура как наследник пролеткульта)[20]. 

Исходя из всего вышенаписанного, автор считает, что тезис о  контркультуре как культуре революционного класса (при условии, что вопрос о том, кто им является, открытый) является наиболее соответствующим действительности, наиболее подходящим, исходя из используемого автором метода реконструкции, и лучше отвечающим целям данной курсовой. Автор исходил из того, что необходимо согласно методу тщательное изучение, воспроизведение и описание идеологических установок, мировоззрения и системы ценностей представителей изучаемой молодежной субкультуры, ее системы миропонимания, с одной стороны. С другой из того факта, что революционное значение контркультуры подтверждается самими ее идеологами и создателями. Уточню свою точку зрения: автор поставил цель, основной суть которой является исследовать истоки формирования, специфику мировоззренческих позиций. Для автора главное понять смысл, который предают философии выбранной субкультуры ее представители, уловить их логику. Поэтому в следующем разделе автор будет проводить анализ явления контркультуры в целом (а стредэйдж является  контркультурой) под призмой революционной борьбы.

 

      1. Контркультуры. Их история, мировоззрение и связь с лево-радикальной мыслью и деятельностью новых левых.

 

В «предисловии» развития контркультуры можно выделить 2 основные ветви субкультур, из которых потом  и выйдет идеология «молодежного бунта».

Первая, можно так сказать  низовая и не усложненная разными  философскими доктринами, является субкультура  рокеров, зародившаяся в 50-х годах 20-го столетия в США. Здесь речь уже идет не совсем о молодежи, а об отслуживших в период Второй мировой ветеранах, людях энергичных и закаленных, также столкнувшихся с собственной невостребованностью в мире, где все уже было разложено по полочкам и все ниши прихвачены. Культивирующие не образы, но свою систему ценностей, ставящие меломанские пристрастия ниже духа братства и взаимопомощи, эти группы сформировали первые рокерские банды и, возможно, первый оригинальный стиль и униформу, в дальнейшем переросший в отдельную субкультуру байкеров, представляющую до сих пор реальную угрозу «нормальному» обществу своей независимостью и самодостаточностью[21]. Другая ветвь представлена соотечественниками рокеров, битниками - интеллектуалы среднего достатка, завсегдатаи кафешек, взявшие имидж антигероев-философов и принявшихся о изучать всю историю психологии общества в домолодежный период[21] и отвергавшие навязываемые обществом потребления ценности. По другую сторону Атлантики, во Франции в этот же период появляется субкультура непосредственных идеологов будущей контркультуры, ситуционисты или новые левые – левые идеологи, которые переосмыслили наследие Маркса и других философов, в частности роль рабочего класса в будущей революции и провозгласили курс на «революцию сознания». А в 1957 году, объединив усилия с французской богемой (аналог американского битничества) был провозглашен первый ситуационистский интернационал[21]. Собственную деятельность они определяли как коллективное провокаторство и «конструирование ситуации», что представляло собой эпатаж на стыке искусства и улицы.

Особая субкультура «новых левых» была построена на отрицании существующих ценностей общества[22], что уже и означает рождение контркультуры. Значительное влияние на идеологию новых левых оказала франкфуртская школа социологии и психоанализа, известная еще как фрейдо-марксистская, представленная такими мыслителями как Г. Маркузе («Одномерный человек»). Не менее большое значение имеет и труд Ги-Эрнст Дебора «Общество спектакля», в котором представлена критика системы ценностей общества потребления и ее манипуляторный  характер по отношению к человеку.

В 60-е идеи новых левых  начинают реализовываться на практике, что повлекло за собой события вошедшие в историю под общим названием «молодежный бунт».

 Так, в Англии в  усложнившейся экономической и  политической ситуации идет рост  протестных настроений среди  молодежи, одним из следствий  чего стало рождение субкультуры  скинхедов, которая позаимствовала  из марксистских идей интернационализм  и идею классовой борьбы, что  выражалось в стиле одежды, музыкальных  предпочтениях. Стоит отметить, что новшество носить короткие штаны было заложено кумиром ска-сцены Десмондом Деккером. При этом приверженность, в принципе, не родной для британской молодежи традиции выражалась не в принятии духовных ценностей растафарианства, но скорее в солидарности  позиций как притесняемого рабочего класса. [23]. В это же время появляется в Англии другое контркультурное течение рока «психоделика», которое поначалу не проявляло желания вмешиваться в социальные вопросы[23], хотя в последствии рок-сцена превращается в политическую площадку для самовыражения и психоделики.

В 68 году во Франции происходят серьезные студенческие волнения, вошедшие в историю как события «Красного мая». Правда, к образованию массовых молодежных контркультур это не привело, хотя здесь протест имел наибольший размах где бы то ни было в то время.

В США «молодежный бунт»  выражался в протестах против войны во Вьетнаме и в борьбе за права афро-американцев лево-радикальной организацей «Черные пантеры».

Появляются такие контркультуры как хиппи, панки, растафари. Их представители активно участвовали в как протестных действиях привычной формы (митинги, демонстрации и т. д.), так и проявляли протест в своей собственной, субкультурной манере (сквотинг, организация коммун и т. п.). Так наиболее активными участниками протестов в США против войны во Вьетнаме были хиппи, а движение сквотинга и коммунарное движение были частью автономного движения, чья идеология базировалась на идеях анархо-коммунизма. Многие песни групп 1960-х содержали критику шоу-бизнеса, истеблишмента, капитализма, войн, СМИ, идеологии, ими проводимой и т.д. Например, альбом “Face To Face” группы “Kinks”, вышедший в 1966 году, содержал в себе песни с критикой шоу-бизнеса (сессионные музыканты, одинаково качественно и без эмоций исполняющие всё, за что платят, или газетчики, готовые извратить слова, сказанные в интервью), людей, ведущих роскошный образ жизни и т.п.[24].Надо так же учитывать тот факт, что протесты имели лево-радикальный характер и были организованы соответствующими организациями, что говорит о взаимосвязи лево-радикальных организаций с представителями контркультур, а такие контркультуры как анрхо-панк и RASH (ответвление скинхед-культуры) являются еще и непосредственными политическими движениями. Это подтверждает и непосредственный анализ мировоззренческих позиций контркультур. Д. Янкелович в начале 70-х гг. попытался сформулировать основные контркультурные ценности и приоритеты, наиболее полно выражающие ее дух. У него получилось следующее: восприятие природы как гармонической взаимосвязи всего, игнорирование дарвиновского понимания природы как сферы борьбы за существование, подчеркивание ценности чувственного восприятия и умаления значимости абстрактно-понятийного мышления, физическая близость к природе,  отказ от жизни в «изолированных ячейках общества» в пользу коммун, отказ от лицемерия и общественных условностей, обесценивание научного знания и проявление подчеркнутого внимания к неизвестному, загадочному и мистическому в природе, сотрудничество, а не состязание с природой, отказ от пуританской этики, выдвижение нового девиза: не «делать», а «быть», отказ от объективности как метода достижения истины в пользу непосредственного ощущения, причастности, личного отношения, тяготение к естественному внешнему виду без искусственных прикрас, приоритет невербальных форм общения, непризнание авторитетов, отказ от господства над природой, подчеркивание роли интроспекции, самопознания, подчеркивание роли коммун, а не индивида, отказ от «противоприродных» моральных ограничений, недоверие к любым формам организации и рационализации, приоритет сохранения природной среды над экономическим ростом[25].

Это является собирательным  образом идеологий большинства  контркультур периода «молодежного бунта», который соответствует аналогичному образу разновидностей идей новых левых, начиная от идей мыслителей франкфуртской школы социологии и заканчивая анархо-коммунистическими, анархо-экологическими и анархо-примитивистскими идеями.

Несмотря на разнообразие мировоззренческих установок, все  контркультуры объединяет неприятие  существующих социальных отношений  и желание их изменить, для чего необходимо изменить сознание людей измениться самому, чем и занимаются представители контркультур.

В последствии в контркультурах появились направления базирующиеся на национал-социалистических и прочих ксенофобских идеях (которые являются диаметрально противоположными идеям  новых левых), но при этом контркультурная  суть остается та же, что была озвучена в предыдущем предложении, хотя не стоит забывать о фактах сотрудничества представителей данных контркультур с правительственными и политическими организациями (сотрудничество английских НС-скинхедов с БНФ), их культивирование старых ценностей и неприятие представителей и ценностей классических контркультур. Еще, так как автор анализирует идеологию контркультуры через призму лево-революционного сознания, то стоит отметить, что марксистское учение определяет национал-социализм и фашизм как крайние формы капитализма. Исходя из всего вышеперечисленного  автор считает неуместным давать данным течениям контркультурный характер, а их эстетические предпочтения не являются доказательством обратного, так как данные течения появились в то время, когда многие музыкальные и стилевые черты контркультур стали мейнстримом и частью  общественной культуры и потеряли свой контркультурный характер. Автор считает основным показателем контркультурного характера той или иной культуры в первую очередь неприятие общественных ценностей и резкое критическое отношение к ним, а не антисоциальный характер деятельности.   

 

 

Вывод: 1) контркультура –  разновидность субкультуры, отвергающее  общепризнанные ценности и ставящее себе революционную цель изменить мир  через изменение сознания людей;

2) мировоззрение и деятельность контркультур тесно связанны с идеологией и деятельностью новых левых;

3)контркультуры в своем  собственном представлении имеют  революционное значение в историческом  процессе развития человечества  и несут в себе революционное  сознание новой эпохи. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            ГЛАВА II

 

2.1. Straight edge. Истоки. Этапы развития. Современное состояние.

 

Straight Edge (англ. чёткая грань, сокращённо sXe) — ответвление хардкор-субкультуры, возникшее как реакция на сексуальную революцию, гедонизм и другое отсутствие воздержанности, связанное с панк-роком. В своей простейшей форме философия straight edge отрицает употребление любых алкогольных напитков, табака, а также наркотических веществ в целом.

С самого начала STRAIGHT EDGE движение было неразрывно связано с хардкор музыкой, которая зародилась в США под влиянием панк-рока в самом начале 80-х годов. Но, чтобы понять причины появления sXeнам необходимо обратиться к ситуации, которая сложилась к концу 70-х годов на американской панк сцене. Панк-рок изначально был протестом, он нес в себе очень деструктивный заряд, и кроме того, вскоре он превратился из спонтанного восстания против общества потребления в упражнение по шокированию обывателей, он стал частью общей моды. Тогда в Англии был найден выход из сложившейся плачевной ситуации и на сцену вышли Oi! группы, а в США музыкой, которая смогла продолжить борьбу с обществом потребления стал хардкор. Тогда в 1980 году появилась новая андеграундная сцена, которую возглавили такие группы как TheTeen Idles, Minor Threat и Society System Decontrol. Именно тогда появляется STRAIGHT EDGE, а панк-рок становится хардкором. Эти группы пропагандировали здоровый образ жизни без наркотиков, алкоголя и беспорядочного секса. И если панк ассоциировался с опустившимися подростками-наркоманами, то хардкор ассоциировался со здоровым образом жизни.

В это же время в Нью-Йорке  появляется новая плеяда STRAIGHT EDGE групп, таких как Youth Of Today, Underdog, Token Entry, Bold, Gorilla Biscuits и других. Эти команды попытались дистанцироваться от негатива, который был в некоторой степени характерен для групп типа SSD. Эти группы призывали стрейтэджеров быть толерантными по отношению к не-эджерам. Эта волна STRAIGHT EDGE команд стала известна как Positive Youth Crew. Расцвет этой сцены пришелся на 1988 год. Немаловажную роль в распространении STRAIGHT EDGE движения сыграл скейтбординг, который был традиционно связан с панк-роком, в общем, и с хардкор-сценой, в частности. Так, например, Ян Маккей катался на скейте и в конце 70-х – начале 80-х он был известен многим именно как скейтер, в то время, как о его музыкальной деятельности знали немногие. Катание на доске удачно вписывалось в доктрину свободного от наркотиков и алкоголя образа жизни. Участники таких sXe коллективов как Uniform Choice, 411, Underdog, Token Entry и многих других катались на скейтборде. Вообще, спорт, вырабатывющий в человеке волю и позитивный взгляд на вещи, имеет большое значение для стрейтеджеров.

Информация о работе Молодежная субкультуры стрейд-эдж