М. Вербер о методологии социальных наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 23:04, реферат

Краткое описание

Цели реферата.
Показать значение М. Вебера в формировании методологии социальных наук.
Раскрыть особенности социальной методологии М. Вебера.
Рассмотреть основные понятия и термины М. Вебера и их применение в методологии социальных наук.
Показать реализацию методологии М. Вебера при исследовании им социологии власти.
Подчеркнуть актуальность исследований М. Вебера в области методологии социальных наук.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Вебер о методологии социальных наук.doc

— 198.00 Кб (Скачать документ)

М. Вебером разработан неклассический тип научности социологии. Методы естественных наук «часто провозглашались единственно научными, на манер монополистического империализма, а специфические проблемы, с которыми сталкивались социальные ученые в своей работе, не принимались во внимание».7 М. Вебер одним из первых стал проводить принципиальное различие между естественными и социальными науками.

Если задача естествознания состоит в открытии детерминистских законов, то задача социологии – дать причинное объяснение и понимание социальных действий людей конкретного общества лишь в определенном культурном и историческом контексте, учитывая, что общие поведенческие ориентиры, обусловленные конкретными ценностями, всегда историчны и относительны. Раз так, то может показаться, что причинность в социологии исчезает вообще, и общество не поддается научному познанию. Тогда возникает проблема изучения связи явлений, как основы типизации общественных процессов. По Веберу, отличие естественных наук от наук социальных, прежде всего, состоит в том, что они по-разному трактуют причинность. Причинность в социальных науках означает вероятность того, что событие произойдет, или, что одно событие зависит от другого. В связи с этим, по Веберу, человеческое общество не есть нечто «исторически неизбежное», а является результатом «множества возможностей». В определенном религиозном воззрении (протестантской этике) ученый видел один из факторов возникновения духа современного капитализма, но считать это единственным социальным фактором нельзя.

Чтобы разграничить причинность  в естественных науках от причинности  в социальных науках, он вводит понятие «адекватной причинности» применительно к социальным наукам. Отсюда социология изначально может иметь дело с вероятностными утверждениями о взаимосвязях между социальными явлениями. Ее цель - установить степень вероятности наступления события. Из этого видно, что понятия и само знание в социальных науках имеют иное содержание, чем знания в естественных науках.

Принципиальное отличие  социальных наук от естественных, по Веберу, заключается в способности первых дать понимание социальных явлений, так или иначе имеющих отношение к мысли, к рациональности. «Социологическое объяснение, - писал он, - ставит своей целью именно рациональное толкование».8 Главной идеей веберовской социологии является обоснование возможности максимального рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Эта мысль Вебера нашла свое дальнейшее развитие в различных социологических школах Запада, что вылилось в своеобразный «веберовский ренессанс».

Естественные науки  просто не имеют дела с пониманием поведения физических тел, ибо в их движении мысль отсутствует. Вместе с тем, социальные науки, имея свою специфику, обладают общими качествами, характерными для наук вообще. Так, социология является научной дисциплиной благодаря тому факту, что люди действуют рационально, по крайней мере, значительную часть времени и это позволяет осуществлять типизацию их поведения, систематизацию собственно социальных фактов.

В основе методологии социальных наук М. Вебера лежит представление о принципиальном различии законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания).

Социология, по Веберу, - это пограничная наука, поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее. Как и естествознание, социология должна опираться на точные факты и причинно – следственные объяснения действительности. Как и гуманитарные науки, социология должна использовать метод понимания и отнесения к ценностям. Такая трактовка взаимодействия социологии и других наук вытекает из понимания ученым предмета социологии. М. Вебер отвергал в качестве предмета социологического знания такие понятия, как «общество», «народ», «человечество», «коллективное» и т.д. Он считал, что предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием мотивации своих действий и рациональным поведением. М. Вебер подчеркивал важность понимания социологом субъективного смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом. Наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать их объяснения на основе понимания внутренних мотивов этих действий. В этом ему поможет знание того, что в сходных ситуациях большинство людей поступают одинаковым образом, руководствуются аналогичными мотивами. Исходя из своего представления о предмете социологии и ее месте среди других наук, Вебер формулирует методологические принципы, на которые, по его мнению, должно опираться социологическое знание.

1. Требование устранения  из научного мировоззрения представления об объективности содержания наших знаний. Условием превращения социального знания в действительную науку является то, что оно не должно выдавать свои понятия и схемы за отражения или выражение самой действительности и ее законов. Социальная наука обязана исходить из признания принципиального различия между социальной теорией и действительностью.

2. По этому социология  не должна претендовать на большее, чем выяснение причин тех или иных свершившихся событий. Следует воздерживаться от так называемых « научных прогнозов ». Строгое следование этим двум правилам может создать впечатление, что социологическая теория не имеет объективного, общезначимого смысла, а является плодом субъективного произвола.

3. Социологические теории и понятия не являются результатом интеллектуального произвола, ибо сама интеллектуальная деятельность подчиняется вполне определенным социальным приемам и, прежде всего, правилам формальной логики и общечеловеческим ценностям.

4. Социолог должен  знать, что в основе механизма его интеллектуальной деятельности лежит отнесение всего многообразия эмпирических данных к общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление всему человеческому мышлению. « Отнесение к ценностям кладет предел индивидуальному произволу», - писал М. Вебер.

Главной идеей веберовской  социологии является обоснование возможности рационального максимального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений.

Социологическая теория М. Вебера возникла на волне антипозитивистской реакции, представители которой отстаивали специфику социального познания, которую они усматривали в необходимости «понимания человеческих действий», использовании идеографического метода и отнесения к ценностям.

По мнению М. Вебера, социология должна учитывать субъективные аспекты социально-исторических явлений, т.е. интересы, потребности и цели человеческой деятельности, но в то же время она не может игнорировать присущие научной методологии требования объективности и эмпирической проверяемости.

Социология должна быть ценностно-нейтральной наукой, а  ее главная задача заключается в том, чтобы понимать смысл и значение человеческих действий и с учетом их раскрывать причинные законы развития общества.

Придерживаясь номиналистической  точки зрения на общественную жизнь, он полагал, что все социальные явления, в конечном счете, складываются из различных сочетаний индивидуальных действий, и любая попытка рассматривать общие понятия, такие как государство, общественно-историческая формация и другие, в качестве реальных исторических сущностей является ошибочной. Поэтому понимание смысла и значения человеческих действий есть исходная предпосылка социологического исследования. М. Вебер выделял четыре основных типа социальных действий: целерациональный, в котором имеют место соответствие целей и средств действия; ценностно-рациональный, в котором действие совершается ради какой-то ценности; аффективный, базирующийся на эмоциональных реакциях людей; традиционный, происходящий в соответствии с традициями и обычаями.

М. Вебер утверждал, что  в процессе развития мировой цивилизации  имеет место усиление рационалистических начал в жизни общества. Изучение рациональности как ведущей тенденции западноевропейского капитализма явилось главной темой его основной работы «Протестантская этика и дух капитализма». В этой работе он показал, что возникновение капитализма в Европе имело не только социально-исторические предпосылки, но и духовные истоки, среди которых важнейшая роль принадлежала протестантской религиозной этике, внушающей человеку ценности бережливого и рачительного труда.

Большой вклад внес М. Вебер в развитие политической социологии, выделив три типа господства: харизматический, основывающийся на аффективном действии и слепой вере в вождя; традиционный и бюрократический, которые соответствуют трем типам социального действия: аффективному, традиционному и целерациональному.

М. Вебер заложил основы современной теории социальной стратификации, которая является попыткой преодолеть ограниченность марксистской концепции экономической стратификации. Он полагал, что не только экономический фактор в виде собственности, но и политический фактор (власть) и статус (престиж) могут рассматриваться в качестве критериев социальной стратификации, вследствие чего она становится многомерной.

Обобщая изложенные факты, следует сказать, что М. Вебер разработал неклассический тип научности социологии. Он одним из первых определил социологию как самостоятельную отрасль знания, в основу которой положил понимание социальных действий людей конкретного общества лишь в определенном культурном и историческом контексте.

В соответствии с социальной концепцией Вебера, социолог должен соотнести анализируемый материал с политическими, экономическими, эстетическими, моральными ценностям, исходя из того, что служило ценностями для людей, являющихся объектом исследования.

Чтобы уяснить действительные причинные связи явлений в  обществе и дать осмысленное толкование человеческому поведению, необходимо сконструировать недействительное – извлекаемые из эмпирической реальности идеально – типические конструкции, которые выражают то, что характерно для многих общественных явлений.

В выводах необходимо подчеркнуть, что М. Вебер – ученый разностороннего научного дарования. В рамках данного исследования важно, что он не только создал самую сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, но и заложил методологический фундамент современной социологии.

Социологическая концепция  М. Вебера сложилась в результате переосмысления социологических теорий Э. Дюркгейма; Г. Риккерта, К. Маркса и др. По Веберу социология должна изучать и отражать сложную систему причинных связей как объективной, так и субъективной реальности, созданной действиями и мыслями людей.

В соответствии с концепцией Вебера, чтобы уяснить действительные причинные связи явлений в обществе и дать осмысленное толкование человеческому поведению, необходимо сконструировать недействительное – извлекаемые из эмпирической реальности идеально – типические конструкции, которые выражают то, что характерно для многих общественных явлений.

 

2 МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ  НАУК 

В ТРУДАХ М. ВЕБЕРА

 

2.1 «Понимающая социология»

и теория социального действия

 

М. Вебер - основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия, применивший ее принципы к экономической истории, к исследованию политической власти, религии, права.

Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и  ориентация на других. «Понимающие мотивации, субъективно подразумеваемого смысла и отнесение его к поведению других людей – необходимые моменты собственно социологического исследования», - отмечает Вебер9, приводя для иллюстрации пример человека, рубящего дрова. Так, можно рассматривать рубку дров лишь как физический факт – наблюдатель понимает не рубщика, а то, что дрова рубятся. Можно рассматривать рубщика как обладающее сознанием живое существо, интерпретируя его движения. Возможен и такой вариант, когда центром внимания становится субъективно переживаемый индивидом смысл действия, т.е. задаются вопросы: «Действует ли этот человек согласно разработанному плану? Каков этот план? Каковы его мотивы? В каком контексте значений воспринимаются эти действия им самим?» Именно этот тип «понимания», основанный на постулате существования индивида совместно с другими индивидами в системе конкретных координат ценностей, служит основой реальных социальных взаимодействий в жизненном мире. «Социальным действием, - пишет Вебер, - считается действие, субъективный смысл которого относится к поведению других людей».10 Исходя из этого, нельзя считать действие социальным, если оно является чисто подражательным, когда индивид действует, как атом толпы, или когда он ориентируется на какое – либо природное явление (не является, например, действие социальным, когда множество людей раскрывают зонты во время дождя).И еще одно важное замечание, которое делает Вебер: употребляя понятие «государство», «сообщество», «семья» и т.д., нельзя забывать, что эти, институты не являются реально субъектами социального действия.

Поэтому нельзя понять «действие» народа или государства, хотя вполне можно понять действие их составляющих индивидов. «Такие понятия, как «государство», «сообщество», «феодализм» и т.п., - пишет он, - в социологическом понимании означают… категории определенных видов совместной деятельности людей, и задача социологии заключается в том, чтобы свести их к «понятному» поведению… участвующих в этой деятельности отдельных людей». «Понимание» никогда не может быть полным и всегда приблизительно. Оно приблизительно даже в ситуациях непосредственного взаимодействия людей. Но социолог стремиться понять социальную жизнь ее участников, когда они отдалены, причем не только в пространстве, но и во времени: он анализирует мир своих предшественников на основе имеющихся у него эмпирических сведений. Он имеет дело не только с материальными, но и с идеальными объектами и старается понять субъективные значения, существовавшие в сознании людей, их отношение к тем или иным ценностям. Комплексный и вместе с тем единый социальный процесс складывается лишь в ходе представления согласованного взаимодействия людей. Насколько возможна такая согласованность при относительности понимания индивидами друг друга? Каким образом социология как наука способна «понять» степень приблизительности в том или ином конкретном взаимодействии людей? А если человек не отдает себе отчета в собственных действиях (по состоянию здоровья, в результате манипулирования его сознанием средствами информации или же находится под влиянием митинговых страстей), сможет ли социолог понять такого индивида? Чтобы ответить на эти вопросы и разрешить поставленные проблемы, Вебер прибегает к конструированию идеально – типической модели действия индивида, в которой смысл действия и смысл действующего лица совпадают. Для этого вводится понятие «целерациональное действие». В нем оба вышесказанных момента совпадают: понять смысл действия - значит понять действующего, и наоборот. Само собой разумеется, что в действительности человек далеко не всегда знает, чего он хочет. Целерациональное действие – это идеальный случай. Всего же Вебер выделяет четыре вида деятельности, ориентируясь на возможное реальное поведение людей в жизни: целерациональное, ценностно-рациональное, аффектное и традиционное. Обратимся к самому Веберу: «Социальное действие, подобно всякому действию, может быть определено:

Информация о работе М. Вербер о методологии социальных наук