Информационная революция и становление информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:10, реферат

Краткое описание

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Vek inf МИНИС.docx

— 69.94 Кб (Скачать документ)

 Любопытно заметить, что  почти все предложенные названия  имеют латинскую приставку “пост-”,  т.е. “после -”, словно их создатели ожидают какого-то всемирного катаклизма, глобального переворота в технике и в сознании людей, после которого вдруг начнется новая эра, новая эпоха, возникнет новое общество. Именно поэтому было так важно найти принципиально новое название, одновременно показывающее преемственность и принципиальную новизну грядущего общества. И таким названием стало придуманное Тоффлером “информационное общество”.  

 Так как сам автор  концепции “информационного общества”  не дал четкого определения  своему “детищу”, я попытаюсь  это сделать за него. Очевидно, что нельзя ограничиваться в  определении чисто экономическим  аспектом, как это сделал А.Турен, или социальными факторами, как это получилось у Ж.Эллюля, поскольку комплексные и многонаправленные перемены охватят практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Таким образом, “информационное общество” - это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая “информацией”, обладающая свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека. Последнее свойство особенно важно для понимания сущности нового общества, ибо, с одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных протоколов и т.п., а с другой, служит основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая,  видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Таким образом, информация одновременно определяет и социо-культурную жизнь человека и его материальное бытие. В этом, по моему мнению, и состоит принципиальная новизна грядущего общества.

КУЛЬТУРА В  НОВОМ ОБЩЕСТВЕ

К сожалению, авторы концепции  “информационного общества” не уделяли  достаточно места для рассмотрения вопроса о том, какие последствия  его наступления принесет для  культурной жизни человечества. Этот вопрос был специально разработан лишь Тоффлером в его книгах “Третья волна” и статьях о будущем труда.

В связи с грядущим наступлением “информационного века”, основной задачей  становится максимально ускорить и  упростить передачу информации между  людьми и повысить ее “усвояемость”. Именно поэтому она стандартизируется  и классифицируется с тем, чтобы  как можно сильнее ускорить процесс  обработки информационного потока. Этот процесс воздействует на культуру двояко: с одной стороны, максимально  сближаются духовная и материальная стороны жизни человека, ибо в  культуре необходимым образом присутствует подвергающийся вышеописанным трансформациям информационный элемент, а с другой стороны, происходит резкое разграничение  эмоционального и информационного  аспектов культуры.

Сближение духовного и  материального на почве информационного  элемента культуры иллюстрируется тоффлеровской “блип”-культурой. В самом деле, она не является в полном смысле культурой, а служит исключительно средство передачи и приема какой-либо информации, традиционно относимой к сфере культуры. Так, двадцатистраничный пересказ романа Толстого “Война и мир” будет “блип”-информационной выжимкой этого романа. Очевидно, что человек, стремящийся к истинной культуре, вовсе не удовольствуется кратким пересказом сюжета, а постарается получить эмоциональное удовлетворение, прочитав роман целиком с тем, чтобы насладиться красотами авторского стиля и точностью прописи характеров.

Именно в этом кроется  причина четкого разграничения  эмоционального и информационного  элемента культуры. Это хорошо видно  на примере живописи. Если раньше картины  художников-реалистов удовлетворяли  обе эти потребности, то теперь их функции резко разграничены - чертежи  и карты суть информация, абстракционистские картины суть эстетическое наслаждение.

Кроме того, мне хотелось бы отметить, что культура нового общества представляет собой весьма неоднородную массу, ибо находится в процессе формирования, завершения которого следует  ждать, по всей очевидности, к середине XXI века.

ЧЕЛОВЕК В НОВОМ  ОБЩЕСТВЕ

Представления авторов концепции  “информационного общества” о жизни  человека в новом социуме являются слегка сказочными и утопичными. Таковы идиллические мечтания и воздушные  замки Дж. Мартина и некоторых других, не процитированных здесь авторов. Они руководствуются идеей о том, что можно сделать человека счастливым, решив все его материальные проблемы, избавив от работы и обеспечив продолжительный досуг. Как уже неоднократно было доказано, это совершенно неверная точка зрения. Любопытно будет рассмотреть бытие человека в новом обществе, разложив его на отдельные элементы.

Дом и семья. Распад классической “нуклеарной” семья как “ячейки общества” на сегодня стал реальностью. Единство формы семьи заменяется на многообразие видов брака и совместного проживания. Естественность этой тенденции очевидна, и, согласно данным статистики, в США уже сегодня иные формы брака численно превышают количество “нуклеарных” семей. Что же касается возникновения “электронного коттеджа”, то здесь я не согласен с Тоффлером. Книга была написана в 70-х годах, когда ставилась цель избавления от бумажно-канцелярского труда, с каковой целью работа переносилась на компьютер и отдавалась на дом. Сейчас можно с уверенностью утверждать, что за 20 истекших лет этот процесс должен был прийти к логическому завершению. И тот факт, что этого не произошло, подтверждает идею о необходимости личного контакта людей для выполнения большинства видов творческой, а иногда и нетворческой работы.

Дети и образование. Очевидно, что в настоящее время образование претерпевает огромные изменения, прежде всего, в плане специализации, диверсификации и индивидуализации. Утопические идеи обучения по телевизору остались нереализованными в силу малой практического эффекта данного способа.

Политическая, социальная и общественная жизнь. В этой сфере я полностью согласен с идеями респондентного телевидения и реализации свободы слова через создание собственных информационных банков. Несмотря на некоторую утопичность попыток построения “настоящей” демократии, подобные технические нововведения служили бы как минимум надежной защитой против попыток тоталитарного возрождения.

ПРОБЛЕМЫ НОВОГО ОБЩЕСТВА

Многие авторы пытаются слить  воедино три вида проблем: трудности  настоящего момента, трудности перехода к новому обществу и собственно проблемы нового общества.      Рассмотрим эти группы несколько подробнее.

Проблемы современного мира широко известны: экология, локальные  войны, экономическая пропасть между  Западом и странами “третьего  мира” и т.д.. Иного рода проблемы поджидают нас при переходе к “информационному обществу” - такому, как его идеализированно понимают авторы концепции. Мы уже практически выяснили, что надо делать, но не всегда знаем как - то есть остается открытым вопрос технологий. Кроме того, неясен вопрос о перестройке сознания людей для нового типа мышления.

Что же касается проблем “информационного общества”, то здесь несколько  глобальных являются причиной более мелких. Первая из них - принципиальная неопределенность сущности информации, как материальной, так и с философской точки зрения. Другая - взаимодействие техники и природы -является ли первая продолжением второй или ее антиподом. Наконец, третья - взаимоотношения техники, информации и человека - должен ли человек приспосабливаться к бурно растущему шквалу информации и стремительно меняющейся технике или же следует затормозит развитие и поискать иной путь. В принципе, вопросы о бюрократически-информационной системе и тотальной контроле являются производными от этих трех. Эти вопросы еще ждут своих исследователей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(Тенденции в изменении  параметров, соотношения и типов  взаимосвязи социальных групп  при переходе к постиндустриальному,  информационному обществу.)

Анализ и прогнозирование  изменений социальной структуры  под влиянием информатизации необходимо вести по следующим направлениям:

- изменения самих социальных  групп (их размера, качественных  параметров);

- изменение процентного  соотношения между различными  социальными группами;

- изменение типов взаимосвязей  между социальными группами.

Подобный анализ и прогнозирование  изменений социальной структуры  проводятся в предположении, что  социальные связи выражены в той  мере, что в принципе возможно говорить об обществе как системе.

Однако, следует отметить, что проблема “атомизации” общества обсуждается сегодня учеными все шире. Поскольку получение информации о происходящем в стране и в мире уже не требует прямого общения между людьми человек может все больше и больше изолироваться от общества, подвергаться иллюзии независимости от него. Необходимо воспитывать чувство ответственности каждого человека за происходящее в мире, добиваясь четкого осознания взаимозависимости всех людей. Эта огромной важности задача ложится прежде всего на систему образования и средства массовой информации.

Рассмотрим прогнозируемый учеными характер изменений социальной структуры под влиянием информатизации по указанным выше направлениям:

Количество социальных групп  будет расти, что приведет, естественно, к уменьшению их среднего размера. Современные  информационные технологии предоставляют  реальную возможность более точного, оперативного учета интересов людей.

Качественные параметры  социальных групп будут улучшаться по таким параметрам как уровень  образования, интеллектуальности и  др.

Новые процентные соотношения  между социальными группами, выделяемыми  в обществе по различным критериям, будут, вероятно, выглядеть следующим  образом:

1) возрастет доля людей,  занятых интеллектуальным трудом - интеллектуалов. Прогнозируется появление  особого класса “интеллектуалов”.  Для тех же, кто не захочет или не сможет интеллектуально трудиться, предполагается труд в сфере информационных услуг, которые, как уже ранее отмечалось, должны в информационном обществе составлять более 50% в структуре занятости, или в сфере материального производства.

2) увеличится количество  работоспособных людей. Люди старшего  возраста смогут даже после  ухода на пенсию продолжать  работать, так как повысится планка  работоспособного возраста (тело  стареет раньше мозга).

Пирамидальная социально-экономическая  структура все больше и больше будет уступать место сетеобразной (мозаичной) структуре. Структура сети точнее соответствует новой информационной технике.

Американские исследователи  отмечают, что “конвергенция меняющихся общественных и личных ценностей  с новой техникой и энергоэкономическими нуждами делает становление мозаичного общества по существу неизбежным”.

На одном из самых высоких  мест в иерархии ценностей (наряду с  инновацией, оригинальностью) оказывается  автономия личности, что традиционному  обществу вообще не свойственно. Там  личность реализуется только через  принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи элементом в строго определенной системе корпоративных  связей. Если человек не включен в какую либо корпорацию, он не личность. В техногенной цивилизации возникает особый тип автономии личности: человек может менять свои корпоративные связи, поскольку он жестко к ним не привязан, он может и способен очень гибко строить свои отношения с людьми, погружаться в разные социальные общности, в разные культурные традиции.

Современная наука и техническое  творчество втягивают в орбиту человеческой деятельности принципиально новые  типы объектов, освоение которых требует  новых стратегий. Речь идет об объектах, представляющих собой саморазвивающиеся  системы, характеризующиеся синергетическими эффектами. Их развитие всегда сопровождается прохождением системы через особые состояния неустойчивости (точки  бифуркации), и в эти моменты  небольшие случайные воздействия  могут привести к появлению новых  структур, новых уровней организации  системы, которые воздействуют на уже  сложившиеся уровни и трансформируют их.

Основные стимулы трудовой деятельности в индустриальном, постиндустриальном и информационном обществе.

Если в доинформационном периоде своего развития общество в качестве стимула к действию эффективно использовало стремление человека к сытости, материальному комфорту, то при переходе к информационному обществу действие этих стимулов резко ослабевает, так как сносное удовлетворение физиологических потребностей человека требует незначительных усилий.

В информационном обществе необходимо найти общественный усилитель слабо  выраженных духовных стимулов деятельности человека.

Стимулирующими деятельность человека усилителями могут быть:

- гарантии повышения общественного  статуса;

- возможность получения  элитного образования;

- общественная известность.

- специальная организация  социально-экономического пространства.

Среди факторов, способствующих формированию благоприятного для развития технологических инноваций социально-экономического климата, Дж. Стьютвилл особо выделяет так называемый “информационный пул ”.

Эффект нового “информационного пула” возникает когда концентрация ярких индивидуальностей “на  квадратную милю обеспеченной необходимой  инфраструктурой площади” вновь  создаваемого промышленного региона  начинает заметно превышать “критический уровень”. Возникающий при этом скачок интенсивности обмена знаниями, поддержанный благоприятными условиями  для немедленной практической их реализации (в рамках инфраструктуры производственного сервиса активно  развивающегося нового промышленного  региона), ведет к резкому ускорению  характерного для такого региона  инновационного цикла “идея - технология - продукт”.

Примером такого типа регионов, где социально-экономический эффект “информационного пула” устойчиво  наблюдается уже не одно десятилетие  и стал поэтому за последние годы объектом пристального изучения экспертами многих стран мира, обычно называют Кремниевую долину (Silicon Valley) в Калифорнии и “коридор высокой технологии”, расположенный недалеко от Бостона вдоль “дороги 128”. Научной базой Кремниевой долины является Станфордский университет, “дороги 128” - Массачусетский технологический институт.

Информация о работе Информационная революция и становление информационного общества