Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 04:46, контрольная работа
Слово – единица не только лексики, но и грамматики. Как единица грамматики слово – это система форм (книга, книги, книге и т.д.; читать, читаю, читаешь и т.д.) с их грамматическими значениями.
Морфология (от греч. morphê – «форма» и logos – «слово») – отдел грамматики, который изучает грамматические классы слов (части речи) с точки зрения присущих им форм, а также грамматических значений и грамматических категорий, выражающихся в этих формах. Задача морфологии как науки - выявление и описание специфики функционирования сходных грамматических категорий у слов, относящихся к разным грамматическим классам (частям речи), а также установление круга слов в пределах одного грамматического класса, которые не обладают той или иной грамматической категорией.
К ним принадлежат
1. Вещественные: аспирин, железо, кожа, молоко, пемоксоль, ртуть, целлофан, халва и др. Они обозначают вещество, которое может быть измерено ("килограмм крупы", "пакет молока", "лоскут кожи"), но счету не подлежит.
2. Собирательные: молодежь, мошкара, охрана (люди), паства, периодика, продукция, казачество, сырье, техника (машины) и т.д.
3. Отвлеченные: бездуховность, веселье, волейбол, горе, детство, желтизна, загрязнение, коммуникабельность, краснота, музыка, обязаловка, плаванье, прохлада, смятение, тьма, туфта, химизация.
4. Собственные: географические наименования: Енисей, Монблан, Санкт-Петербург, имена: Сквозник-Дмухановский, Хлестаков, Чацкий, Ньютон, Бисмарк, Чайковский; названия художественных произведений: "Преступление и наказание", "Шинель" и т.д.
К ним принадлежат некоторые существительные:
1. Вещественные: дрожжи, духú, опилки, ошметки, помои, сливки.
2. Собирательные: деньги, джунгли, промтовары, хлопья.
3. Отвлеченные, обозначающие сложные или многократные действия, процессы, в которых принимает участие несколько человек: бега, выборы, переговоры; похороны, смотрины; состояния природы: заморозки, сумерки.
4. Собственные: Альпы, Будейовицы, Васюки, Жигули, Холмогоры.
Изменяемость или
Изменяющиеся по числам (т.е. конкретные) имена существительные в форме единственного числа, помимо своего основного значения – указания на данный отдельный предмет, отдельное явление, – могут иметь и другие значения: 1) обобщенное; 2) собирательное; 3) дистрибутивное.
1. Обобщенное значение. В этом случае существительное не соотносится с отдельным предметом, а обозначает целый рад предметов, обладающих общими характерными свойствами, т.е. обозначает класс однородных предметов: "Человеку свойственно ошибаться", "Человек выше сытости" (М.Г.); "Компетентность публициста – это не только знание тех или иных областей хозяйства, но и умение рассматривать вещи широко, оценивать их с общегосударственных позиций"*. Слово здесь выступает в своей обобщающей, или понятийной, функции. Такое значение появляется у существительных единственного числа в тех контекстах, где нет указания на место, время, конкретные обстоятельства существования данного явления**.
* Газетные жанры. 2-е изд., перераб. М., 1976. С. 92.
** Выражение значения обобщенности создается не только за счет использования формы единственного числа имени существительного. Этой же цели служат и другие средства морфологии: настоящее время глагола, некоторые группы местоимений, особое употребление форм лица глагола (см. ниже соответствующие разделы).
Наиболее часто
* Удивительное в жизни животных. 2-е изд., доп. М., 1970. С. 402.
** Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. М., 1978. С. 165.
В приведенных примерах существительные слон, выступление обозначают не отдельный предмет, а все предметы данного класса. И само высказывание – это характеристика каждого из предметов, входящих в данный класс.
Употребление существительных в обобщенном значении широко распространено и в газетно-публицистическом стиле речи: "Бюрократ – это такая особь исполнителей, которые, находясь "при исполнении", элементарного не исполняют" (Лит. газ. 1984. 28 нояб.); "Садовод знает, когда надо опрыскивать деревья ядохимикатами, когда – рыхлить прикорневую землю, когда собирать урожай. Он только не знает ничего о дальнейшей судьбе плодов, которые взрастил с таким трудом" (Лит. газ. 1984. 21 нояб.).
2. Собирательное значение. Существительные в форме единственного числа могут заменять собой форму множественного числа, употребляясь для обозначения множества предметов, лиц, явлений, связанных с конкретными ситуациями: "Магазины ждут покупателя", "Массовый читатель газеты". В этом случае форма единственного числа приобретает собирательное значение. По сравнению с синонимичной формой множественного числа "собирательное" единственное число подчеркивает, что данное множество предметов представляется как единое целое, как совокупность.
Возникшая в разговорном стиле речи, эта форма широко используется в языке газетной публицистики: "Хуже всего тому, кто приезжает продавать урожай с бахчей. Товар громоздкий, если за день не распродашь – сиди возле него всю ночь, сторожи" (Комс. пр. 1984. 30 сент.); "Частник опережает государственную торговлю" (загол.: Изв. 1992. 2 янв.).
В современной газете очень распространено употребление в собирательном значении конкретных существительных, обозначающих лицо: предприниматель, отпускник, зритель, читатель, покупатель, современник, чиновник, частник и т.п.: "Вместе с автором оформления Г. Ордынским, отбиравшим фотографии, они сделали отличный подарок юному и взрослому читателю"*; "Итальянская картина "Четыре дня Неаполя" режиссера Н. Лоя получила широкое признание мирового зрителя".
* Цит. по: Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. М., 1976. С. 110–111.
В собирательном же значении выступают
имена существительные, называющие
лицо, в ставших устойчивыми
В собирательном значении могут выступать и существительные некоторых других тематических групп: "Наш завод более пятидесяти лет выпускает ручную швейную иглу и рыболовные крючки"*; "Продукция цеха – полихлорвиниловая плитка для настила полов"; секция мягкой игрушки; "Дом игрушки". Такие случаи характерны преимущественно для профессиональной речи, поэтому в газете их использование закономерно прежде всего в тех контекстах, которые связаны с профессиональной сферой или отражают профессиональные особенности речи героев.
* Цит. по: Русский язык
и советское общество. Морфология
и синтаксис современного
Нередко разные значения формы единственного числа существительного (указание на отдельный предмет, обобщенное или собирательное значение) выражаются в слове одновременно. Это явление наиболее широко распространено в агитационно-пропагандистских текстах. Очень часто использовал подобным образом форму единственного числа, работая в "Окнах РОСТа", В. Маяковский. Например: "Пролетарий деревни, пролетарию города руку протяни! Дайте городу все, чем деревни богаты, а город все, чем богат, понесет в деревенские хаты!"; "И ты не будь в работе долог, исполни, шахтер, перед рабочими долг!"; "Крестьянин, чтоб выработать для тебя сеялки и плуги, фабрикам нужен уголь, а рабочим – есть!" Здесь формы пролетарий деревни, пролетарий города, шахтер, крестьянин, "собирательно обозначая ту или иную общественную группу... одновременно указывают и на всякого отдельного представителя этой группы. Иными словами, они выступают как двуплановые. Это делает их особенно выразительными: они действенны, эффективны"*.
* Русский язык и советское общество... С. 166.
Для современной газеты характерно употребление одновременно в нескольких значениях существительных читатель, современник и т.д., называющих адресата газетного сообщения. Так, в газетных рубриках типа: "Контакт: газета – читатель – газета" (Лиг. газ.), "Читателю отвечают" (Комс. пр.), "По заданию читателя" (Комс. пр.) и др. существительное читатель наряду со значением собирательности (множество читателей газеты) выражает и свое основное значение: отдельный, конкретный читатель, которому адресовано газетное выступление. Подобное употребление формы единственного числа существительных на страницах массовой периодической печати подчеркивает, что газета обращается одновременно и ко всем, и к каждому читателю в отдельности, персонально, что делает общение журналиста с читателем более непосредственным и живым.
3. Дистрибутивное (или распределительное) значение. Существительное в форме единственного числа иногда употребляется вместо множественного числа для обозначения нескольких предметов, каждый из которых принадлежит одному из множества лиц: "Старики надели на нос очки", "Присутствующие повернули голову в сторону двери". Употребление существительных в дистрибутивном значении важно для различения смысла в том случае, когда необходимо подчеркнуть, что речь идет только об одном предмете, свойстве, присущем каждому из данной группы лиц (ср.: "Присутствующие подняли руку"– "Присутствующие подняли руки", "По команде тренера все сделали наклон в сторону"– "По команде тренера все сделали наклоны в сторону").
Иногда форма множественного числа конкретных существительных может обозначать не множество предметов, лиц, а один предмет, одно лицо (ср. распространенное в разговорной речи выражение: "И чему тебя только в университетах учили – неизвестно", употребляемое тогда, когда речь идет об одном университете). Такие случаи использования формы множественного числа свойственны эмоциональному, разговорному стилю речи. Поэтому в письменных текстах они возникают при необходимости воспроизвести экспрессию непосредственной устной речи: "– Вы давно были на могиле Борисова-Мусатова? – сказал с упреком Леонтий Назарович. – Знаменитых своих земляков забываете" (Пауст.). Эту же форму использует герой повести "Собачье сердце": "Мы в университетах не обучались, в квартирах по пятнадцать комнат с ванной не жили" (М.Булг.).
Появление формы множественного числа у существительных singularia tantum связано с изменением их лексического значения.
1. Отвлеченные существительные. Возникновение формы множественного числа сопровождается обычно конкретизацией лексического значения. Так, например, слова, обозначающие процессы: "формирование нового общества", "сооружение зданий", "достижение желаемого", "работа на воздухе", могут обозначать и результат этого процесса: "армейские формирования", "разрушены все сооружения", "овладевать достижениями науки", "курсовые работы сданы в срок".
Отвлеченные существительные, называющие состояние, чувство: печаль, ревность, радость, любовь, идиотство и пр., могут употребляться для обозначения фактов проявления этого состояния: икона Божьей Матери "Утоли моя печали", "Всех мук, всех ревностей моих лишь он свидетель был" (Сим.); событий, связанных с переживанием этого состояния, чувства: "Первые радости" (название романа К. Федина); "Среди идиотств, суеты, наветов поэт одиозен, порой смешон..." (Возн.); самих объектов, вызывающих это чувство: "Это сквозь жизнь я тащу миллионы огромных и чистых любовей и миллион миллионов маленьких грязных любят" (Маяк.).
Типично употребление отвлеченных существительных, называющих свойство человека, предмета, для обозначения самого этого предмета или человека, воплощающего данное свойство: "неряшливость стиля" – "языковые неряшливости"; "тонкость, сложность какого-либо процесса" – "тонкости и сложности выплавки чугуна и стали"; "меньшинство присутствующих" – "национальные меньшинства". Названия областей знания, науки, искусства могут быть употреблены для обозначения видов науки, искусства, их жанров: "искусства и ремесла народов Севера", "естественные науки", "Академия художеств".
Как видно из приведенных выше примеров, всевозможные случаи конкретизации лексического значения отвлеченных существительных распространены и в общенародной и в индивидуально-авторской речи. В современных публицистических и общественно-политических текстах это явление также весьма продуктивно. Сегодняшнюю газету невозможно представить себе без словосочетаний типа: "реальности современного мира", "антивоенные движения", "хельсинкские договоренности". Выделенные в них существительные приобрели способность широко употребляться во множественном числе сравнительно недавно.
Формы множественного числа отвлеченных существительных появляются и в профессиональной речи: ростá – изделия определенной длины (швейн.), "капитальные ремонты" (строит.); "всесоюзные соревнования по легкоатлетическим многоборьям" (спорт.) и т.п. Представляется, что подобные формы, имеющие узкопрофессиональный характер, в газетах, не рассчитанных на специалистов и ориентированных на нормы литературного языка, употреблять не следует.