Влияние самооценки родителей и их отношения к ребенку на самооценку и самоконтроль младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Работа посвящена изучению формирования Я-концепции детей младшего школьного возраста. В эмпирической главе приводится анализ изучения влияния родительских особенностей и отношения к ребенку на развитие его самооценки и самоконтроля в младшем школьном возрасте.

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая Изюмова.doc

— 205.50 Кб (Скачать документ)
  • Если всем своим поведением ребенок выказывает осуждение в их адрес, они чувствуют разочарование.
  •    Это создает значительные трудности в дисциплинировании ребенка.
  1. Как собственное продолжение.
    • Ребенок хочет того же, чего хотели в детстве они сами. Если ребенок не проявляет к этому интереса, они чувствуют разочарование.
    • Ребенок думает также как и они, видит то же, что и они. В противном случае они чувствуют разочарование.
    • Все, что делается для ребенка, имеет своей целью компенсировать их собственные лишения. Если он не проявляет благодарности, они чувствуют разочарование.
    • Ребенок сделает все, что они захотят и когда захотят.
    • Ребенок будет для них хорошим родителем. «Я надеялся, что, когда она вырастет, мы будем близкими, искренними друзьями». Из-за недостатка самоуважения многие родители не считают себя настолько значимыми, чтобы влиять на ребенка: «Таким уж он уродился».

Семейные дисфункции (стрессы, супружеские разочарования и др.), при условии, что ребенок становиться Идентифицированным Пациентом, оказывают влияние на воспитание.

Если у родителей занижена самооценка и они мало доверяют друг другу, они будут ожидать, что ребенок повысит их самооценку, будет продолжением их самих и чудесным образом ослабит болезненность супружеских взаимоотношений. Но подобные ожидания чересчур ограниченны, как если бы у ребенка не было другого выхода, кроме как принять ту роль, исполнения которой ждут от него родители, или как если бы ребенок был просто чистым листом, на котором родители могут написать все, что им заблагорассудиться. Но это не так.

Коммуникативные затруднения напрямую связанны с Я-концепцией, то есть с образом Я и самооценкой.

    1. Родители такого человека могли не только навязывать ему неадекватные модели методов коммуникации; само содержание передаваемых ему сообщений может быть презрительным.
    2. Для того чтобы у ребенка сформировался Я-образ, он должен интегрировать сообщения, получаемые от каждого из родителей в отдельности и от обоих вместе. Если установки самих родителей, на сей счет, не отчетливы или  если они противоречат друг другу, информация, получаемая ребенком, окажется бессвязной. Ребенок будет пытаться интегрировать то, что в принципе не подлежит к интеграции, он будет опираться на противоречивую и недостаточную информацию.  И, потерпев неудачу, он придет к неполному образу Я и к заниженной самооценке.
    3. Удар по самооценке ребенок может получить, если, обращаясь к родителям за признанием своих успехов, он не получает своевременного одобрения или, что более того, родители дают ему понять, что они недовольны, разочарованны, раздражены, обижены им, или же, что его успехи им безразличны [11].

 

1.4. Формирование саморегуляции и самоконтроля в онтогенезе.

 

 

 

Завершающим звеном целостного процесса самосознания является саморегулирование личностью сложных психических актов, входящих в состав деятельности и поведения. Под саморегулированием поведения мы будем иметь в виду такую форму регуляции поведения, которая предполагает момент включенности в него  результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе.  
Достаточно высокий уровень развития саморегулирования поведения, который объективно выражается в тонкости, дифференцированности и адекватности всех осознанных поведенческих реакций, поступков, вербальных проявлений и т. д., дает основание предполагать и наличие достаточно зрелого состояния развития самосознания в целом.

Способность саморегулирования поведения у взрослой, относительно зрелой личности — результат длительного процесса развития. Процесс развития саморегулирования, так же как самопознания и эмоционально-ценностного отношения личности к себе, подчинен интегративной тенденции. По мере расширения  познавательной и  эмоционально-оценочной сфер самосознания, развивается и его регулятивная сфера отдельных движений у ребенка до сложнейших Форм поведения у взрослой личности в различных системах персонального взаимодействия.  Исследования психологов показали, что начальные формы саморегулирования связаны с формированием у ребенка «схемы тела». В основе данной формы регулирования лежит установление взаимосвязей и взаимоконтроля системы органов чувств, внешних и внутренних, прежде всего зрительного и мышечно-суставного. У ребенка примерно к 7 месяцам предметы, показанные взрослыми, начинают сами по себе вызывать вначале напряженное внимание, а затем узнавание, к которому присоединяется положительная эмоциональная реакция. Эта реакция детерминирует регуляцию движения, направленного на схватывание предмета. Далее развитие саморегулирования выражается в выделении и осознании собственного действия в процессе оперирования с предметами. Б. Г. Ананьев отмечал, что именно действия, формирующиеся в оперировании с предметами, становятся особым объектом внимания, восприятия и эмоций ребенка. Одним из основных критериев появления способности регулировать собственное осознанное действие является умение ребенка тормозить, задерживать свои действия по отношению к предметам, связанным с положительными эмоциями. Ребенок делает выбор, отдает предпочтение определенному предмету «обыгрывания» и сохраняет этот выбор, несмотря на отвлекающие моменты.

Но уже в этих простейших формах направленности желания на то, чтобы схватить и удержать определенный предмет, и временной протяженности этого желания можно отчетливо видеть важный факт первых проявлений воли — необходимого компонента осуществления саморегулирования любого действия. Саморегулирование с волевым компонентом проявляется у ребенка в формировании способности задерживать и отсрочивать выполнение своего желания (например, ради чего-то приятного, обещанного взрослым); он может выполнять и не всегда приятные для него действия ради более отдаленной цели. Отделение своих действий от предмета и овладение ими связано с тем, что ребенок начинает осознавать свои желания. Так создается предпосылка для перехода на решающую ступень развития саморегулирования, когда ребенок осознает и отделяет себя в качестве субъекта деятельности и поведения от своих действий, когда «анализ начинает падать и на собственную особу, уже отделенную от окружающего мира».

Дальнейшие генетические уровни саморегулирования связаны с овладением речью. Роль речи в развитии саморегулирования — большая самостоятельная проблема. В данном же контексте важно подчеркнуть, что в процессе формирования речи развиваются и сложные мысленные операции, позволяющие обобщать и выражать в понятиях результаты самопознания и эмоционально-оценочной работы в отношении себя; знание о себе и самоотношение становятся истоком, мотивом саморегулирования

поведения.

Речь дает возможность адекватно отражать непосредственный ход процесса саморегулирования, оценивать его с точки зрения соотношения собственных требований к своему поведению и идейно-нравственных норм общества. Развитие обобщающей функции речи — одно из необходимых условий становления самооценки личности. В регулировании поведения самооценке принадлежит особая роль, она выступает «стержнем» всего процесса саморегулирования поведения на всех этапах его осуществления, включается в структуру мотивации, определяет направленность саморегулирования, выбор средств его осуществления и, наконец, значительно влияет на интерпретацию достигнутого эффекта поведения. Вместе с тем в процессе саморегулирования поведения в различных видах социального взаимодействия самооценка непрерывно развивается, корректируется, углубляется и дифференцируется.

На разных генетических стадиях развития саморегулирования коэффициент участия, самооценки в этом промессе неодинаков.  С возрастом влияние самооценки начинает преобладать над влиянием внешних оценок Особенно заметный сдвиг в ориентации на самооценку происходит в подростковом возрасте.

С самых первых моментов своего возникновения самооценка имплицитно существует в структуре регуляции поведения, и человек далеко не всегда осознает ее присутствие, но именно на ней основано соизмерение, сопоставление себя, своих возможностей с теми требованиями и задачами, которые выдвигают перед человеком те или иные обстоятельства социального взаимодействия. Результат процесса саморегулирования прямо соотнесен с «качеством» самооценки, с адекватностью, устойчивостью, глубиной. Только высокий уровень развития этих свойств самооценки в определенном сочетании обусловливает и соответствующий уровень развития саморегулирования, его адекватность и тонкость. В функциональном плане при характеристике саморегулирования поведения можно было бы выделить две основные формы. Во-первых, это такое саморегулирование, которое имеет четкие временные границы своего осуществления; оно обусловлено конкретным поведенческим актом — действием или вербальным проявлением, в него оно включается, заканчиваясь более или менее четким осознанием собственной оценки достигнутого эффекта поведения, хотя последний иногда может быть и отсрочен, но и основных своих вариантах известен данной личности. Другая форма саморегулирования, напротив, неопределенно растянута во времени и связана с планированием личности целенаправленных изменений в самой себе, последовательно реализующих определенную воспитательную по цель в отношении себя. Эта форма саморегулирования лежит в основе самовоспитания личности.

  Можно выделить еще одно  существенное специфическое свойство проявления саморегулирования. Оно состоит в следующем: саморегулирование поведения существует функционально как двухуровневый процесс, точнее, как единство двух уровней его осуществления. Первый уровень саморегулирования составляет управление личностью непосредственным течением поведенческого акта на всех этапах его развертывания — от мотивирующих детерминант до конечного эффекта и его оценки. Второй уровень саморегулирования составляет действие самоконтроля, т. е. непрерывное прослеживание личностью всех звеньев регуляции поведения, их связи, внутренней логики; это — постоянный «отчет» личности перед самой собой о соотнесенности цели, мотива действия и хода самого действия; это постоянная внутренняя готовность переключить действие в другое русло, изменить его, внести какие-то дополнительные моменты, коррективы; это как бы общение внутри самой личности — между личностью в действии и личностью, планирующей действие в соответствии с определенной целью поведения.

     Способность самоконтроля как волевое усилие над собой формируется в процессе реальной жизнедеятельности личности при активном ее участии в этом процессе. Самоконтролирование имеет индивидуальные формы проявления, степень его развития влияет на формирование таких психологических качеств личности, как сдержанность, самообладание, выдержка и другое [14].

Самоконтроль – осознание субъектом и его критериальность относительно собственных движений-действий-поступков, психофункций – психопрцессов и психических состояний; конституирование факторов-матриц произвольной саморегуляции и дает возможность субъекту контролировать-осознавать мультиситуации в социуме, в коммуникациях, связанных с другими людьми, и таким образом, рационально-прагматично контролировать ситуации-эпизоды-контакты. Волевая регуляция базируется на самоконтроле субъекта, как одного из базальных ингредиентов саморегуляции; а мультипроцессы, коррелируемые с самоконтролем необходимо изучать – интерпретировать – исследовать с наличием парадигмы и получения  информации о контролируемых действиях – состояниях – поступках [17].

 Иногда самоконтроль намеренно  усилен личностью и может существовать только благодаря самопринуждению. Весьма условно можно выделить два типа проявления саморегулирования — прямое и скрытое. При прямом саморегулировании существует соответствие между истинной сущностью человека и его поведением. Для скрытого саморегулирования специфично несоответствие между настоящей ценностью человека и тем, как он проявляется в поведении. Скрытая форма саморегулирования обычно наблюдается у человека в тех ситуациях и общениях, когда он намеренно хочет скрыть истинный смысл своих действий и создать о себе желаемое для него представление и вызвать соответствующее отношение со стороны других. Скрытая форма саморегулирования может стать устойчивой, превратиться в сущностное качество личности, использоваться в узких специальных целях и генерализованно проявляться в различных действиях и поведении. В таких случаях можно говорить о личности как неискренней, лицемерной, имеющей второе лицо.

     Однако скрытая форма саморегулирования поведения у человека может иметь и положительный смысл. Обычно это наблюдается в тех случаях, когда условия социального и межперсонального взаимодействия вынуждают человека быть не тем, кто он есть.

    В саморегулировании  так же, как в сфере самопознания можно выделить две системы действия: «Я и другие», с одной стороны, «Я и Я» — с другой. Саморегулирование первой системы направлено на возможно большую адекватность адаптации человека к другим людям, к различным коллективам. При регуляции поведения, действий в социальных взаимодействиях человек исходит из принятых им принципов поведения и этических норм, соотнесенных с нравственными нормами, существующими в обществе. В процессе саморегулирования непрерывно осуществляется самоконтроль действий, поступков, опирающийся на собственную оценку внешних проявлений этих действий, их внутреннюю мотивацию и общественную оценку достигнутой степени эффективности действий, их социальную ценность.

Саморегулирование в системе Я и Я предполагает специфический вид взаимодействия личности с самой собою. Основная форма этого типа саморегулирования выражается в сознательной работе личности над собой, когда ставится цель что-либо изменить, развить, усовершенствовать, устранить и т. д. в себе и осуществить последовательную и планомерную деятельность ради этой цели. Эти две системы действия саморегулирования тесно связаны между собой и взаимообусловливают друг друга. Так, первая система действия саморегулирования является истоком, своеобразным стимулом функционирования второй. Важным моментом при переходе от первой систему действия саморегулирования ко второй является самокритика. Самокритичность — ценнейшее психологическое качество личности, непременное условие творческого подхода к самому себе [14].

На определенной стадии развития человеческой личности процессы саморегуляции и самовоспитания хотя и не совпадают, но взаимодействуют между собой. Их объединяет слово. Посредством слова мы ставим цели самовоспитания и определяем план работы над собой. Вместе с тем слово регулирует высшие процессы, отношения человека с остальной природой, его действия и поступки. Таким образом, на определенном этапе развития высшая или волевая форма саморегуляции становится вместе  с тем механизмом  самовоспитания [8].

Влияние родительского воспитания на формирование самоконтроля у ребенка. 
Контроль и самоконтроль.

Переход контроля со стороны взрослых в самоконтроль осуществляется, по гипотезе, путем прямого усвоения.

    1. В этом случае жесткая дисциплина преобразуется в самодисциплину, тенденцию упорядочивать и регламентировать собственную жизнь.
    2. Контроль с помощью страха превращается в самоконтроль с помощью постоянной оглядки на мнение других и избегание «наказания» в виде негативного о себе мнения.
    3. Предсказуемость или непредсказуемость поведения родителей трансформируется в веру относительно управляемости или неуправляемости событиями.

Информация о работе Влияние самооценки родителей и их отношения к ребенку на самооценку и самоконтроль младших школьников