Способность животных к символизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 14:42, реферат

Краткое описание

Чтобы лучше понять психофизиологические механизмы и предпосылки недавно открытой способности некоторых высших животных к символизации, обратимся для начала к той информации, которая, благодаря наблюдениям и трудам ученых зоологов, этологов, психологов и других специалистов, известна о языках животных. Сравним языки животных и язык человека. А затем перейдем уже непосредственно к тем данным, что были получены в результате многочисленных научных экспериментов по обучению животных языкам-посредникам, и свидетельствуют о зачатках второй сигнальной системы у высокоорганизованных животных.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Языки животных и язык человека…………………………………………4
2. Исследование способности животных к символизации с помощью лабораторных тестов…………………………………………………………..7
2.1. Способность к «начальному счету» у приматов………………………...7
2.2. Способность к символизации у птиц семейства врановых……………..9
3. Обучение животных языкам-посредникам………………………………...10
3.1. Необходимые свойства языков-посредников (по Ч. Хоккету)…………11
3.2. Виды языков-посредников………………………………………………..12
3.3. Обучение человекообразных обезьян амслену………………………….12
3.4. Свойства языка шимпанзе и критерии Хоккета…………………………13
3.5. Составление предложений и понимание их структуры…………………15
3.6. «Йеркиш» и ответы на спорные вопросы………………………………...15
3.7. Понимание устной человеческой речи…………………………………...16
3.8. Обучение языкам-посредникам других животных………………………19
Заключение……………………………………………………………………...21
Литература………………………………………………………………………22

Прикрепленные файлы: 1 файл

Способность животных к символизации.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

МОСКОВСКИЙ  ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по зоопсихологии 

 
 
 
 
 
 
 

                                             Студентки группы 28КМС/1-01

                                             Макаровой А.Н.

                                             Преподаватель Рыбалов  Л.Б. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2009  
 

Оглавление   

Введение……………………………………………………………………….3 

1. Языки животных и язык человека…………………………………………4 

2. Исследование  способности животных к символизации  с помощью лабораторных тестов…………………………………………………………..7 

2.1. Способность  к «начальному счету» у приматов………………………...7

2.2. Способность  к символизации у птиц семейства врановых……………..9 

3. Обучение животных языкам-посредникам………………………………...10 

3.1. Необходимые свойства языков-посредников (по Ч. Хоккету)…………11                                                                                                        

3.2. Виды языков-посредников………………………………………………..12 

3.3. Обучение  человекообразных обезьян амслену………………………….12 

3.4. Свойства  языка шимпанзе и критерии  Хоккета…………………………13 

3.5. Составление  предложений и понимание их  структуры…………………15 

3.6. «Йеркиш»  и ответы на спорные вопросы………………………………...15 

3.7. Понимание  устной человеческой речи…………………………………...16 

3.8. Обучение  языкам-посредникам других животных………………………19 

Заключение……………………………………………………………………...21 

Литература………………………………………………………………………22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  
 

     Долгое  время существовало, да и сейчас еще не полностью изжито представление, что между психикой человека, с  одной стороны, и психикой животных — его близких и далеких  родственников, с другой, лежит непроходимая пропасть, и что способность к речи у человека не имеет никаких биологических корней. Такая точка зрения не была единственной, но именно она долгое время господствовала и в отечественной, и в зарубежной науке. Однако постепенно предположение о том, что и животные обладают какими-то, пусть самыми примитивными зачатками этой способности, получало все большее распространение. Этому способствовали данные о способности антропоидов к целенаправленному применению и подготовке орудий, о сложности их социального поведения, а также о том, что естественные языки антропоидов превосходят по своей сложности языки большинства животных.

     Длительное время считалось, что даже человекообразные обезьяны не только не смогли подняться на эту ступень развития психики, но и не приблизились к ней (настолько “уникально человеческими” считались особенности, лежащие в ее основе).

     Но  в последние 40 лет изучение языкового поведения животных открыло совершенно новые перспективы для познания их высших психических функций. Речь идет об использовании символов, категорий, и даже способностей скрывать свои “мысли” и “намерения”. Получены свидетельства того, что многие животные способны к осуществлению базовых операций, характерных для мышления человека, — обобщению и абстрагированию. Считается, что этот уровень когнитивной деятельности — основа для возникновения в процессе эволюции речи. Самый высокий уровень развития этих операций характерен для человека, у которого обобщение и абстрагирование реализуются с помощью символов — слов.

     Символизация  есть установление эквивалентности между нейтральными знаками — символами — и соответствующими предметами, действиями, обобщениями разного уровня и понятиями.

     Чтобы лучше понять психофизиологические механизмы и предпосылки недавно открытой способности некоторых высших животных к символизации, обратимся для начала к той информации, которая, благодаря наблюдениям и трудам ученых зоологов, этологов, психологов и других специалистов, известна о языках животных. Сравним языки животных и язык человека. А затем перейдем уже непосредственно к тем данным, что были получены в результате многочисленных научных экспериментов по обучению животных языкам-посредникам, и свидетельствуют о зачатках второй сигнальной системы у высокоорганизованных животных.  

     1. Языки животных и язык человека 
 

     Язык, как это уже отмечалось выше, многими исследователями считается уникальным свойством человека. Близка к общепринятой точка зрения, согласно которой Homo sapiens – единственный вид из ныне живущих, который обладает языком в прямом смысле этого слова, то есть коммуникативной системой, приобретенной в результате социального опыта, состоящей из произвольных знаков, которые представляют внешний и внутренний мир, организованной согласно грамматическим правилам и открытой, то есть допускающей неограниченное расширение репертуара. С поведенческой точки зрения язык является системой самопроизвольных движений, состоящих из определенных единиц, которые могут произвольно определять объекты, события и намерения. Под это определение подходят членораздельная речь и жестовый символический язык глухих.

     Как отмечает Д. Мак-Фаpленд, определить понятие  языка с объективной точки  зрения очень нелегко, поскольку  он характеризуется многими необходимыми признаками. Например, мы можем согласиться  с тем, что язык – это средство коммуникации, но очевидно, что не все средства коммуникации являются языком. Человеческий язык обычно существует в форме речи, но это далеко не всегда так. Язык использует символы, но символичны и некоторые аспекты коммуникации у пчел. Язык люди осваивают в течение специфического чувствительного периода развития, но то же самое наблюдается у некоторых птиц, научающихся песне своего вида. С помощью языка можно передавать информацию не только о сиюминутных ситуациях, но и о таких, которые оказываются удаленными и во времени и в пространстве. Но некоторые сигналы тревоги у животных обладают теми же свойствами. Даже такие аспекты языка, которые, казалось бы, явно выделяют его из коммуникативных систем животных, как использование грамматических правил, в последнее время, как мы увидим ниже, оказались достаточно спорными.

     Однако, несмотря на некоторую сложность  в четком дифференцировании, которая, вероятно, мешала более ранним исследователям рассматриваемой проблемы,  все же есть ряд совершенно определенных критериев, пользуясь которыми мы можем провести определенную границу между понятиями «язык животных» и «язык человека».

     Языки большинства животных, включая и  язык обезьян, — это совокупность конкретных сигналов — звуковых, обонятельных, зрительных и т.д., которые действуют в данной ситуации и непроизвольно отражают состояние животного в данный конкретный момент.

     Важная  особенность основных видов коммуникации большинства животных — ее непреднамеренность, т. е. сигналы не имеют непосредственного адресата. Этим естественные языки животных принципиально отличаются от языка человека, который функционирует под контролем сознания и воли.

     В языках животных сигналы видоспецифичны: в общих чертах они одинаковы у всех особей данного вида, их особенности определены генетически, а их набор практически не подлежит расширению. Сигнализация (языки) большинства видов животных включает следующие основные категории:

  • сигналы, предназначенные половым партнерам и возможным конкурентам;
  • сигналы, которые обеспечивают обмен информацией между родителями и потомством;
  • крики тревоги, зачастую имеющие такое же значение для животных других видов;
  • сообщения о наличии пищи;
  • сигналы, помогающие поддерживать контакт между членами 
    стаи;
  • сигналы-“переключатели”, чье назначение — подготовить животное к действию последующих стимулов, например известить о намерении играть;
  • сигналы-“намерения”, которые предшествуют какой-то реакции (например, птицы перед взлетом совершают особые движения крыльями);
  • сигналы, связанные с выражением агрессии;
  • сигналы миролюбия;
  • сигналы неудовлетворенности (фрустрации).

     Таковы  общепринятые представления о структуре  видоспецифических языков животных.

     Языки приматов и, по-видимому, других высокоорганизованных животных иногда выходят за рамки видоспецифической коммуникационной системы. Известно, например, что в языке верветок, зеленых мартышек имеются звуковые сигналы для обозначения конкретных объектов и явлений, в частности различных видов хищников. Точно также есть сигналы для обозначения не любого корма для утоления голода, а определенной пищи. Способность шимпанзе к пониманию синтаксиса, обнаруженную при усвоении языков-посредников и общении с человеком в лабораторных исследованиях, по-видимому, можно увидеть и в естественном поведении этих животных.

     Показано, что в “долгих криках” шимпанзе присутствуют вариабельные элементы, которые в разных ситуациях идут в разной последовательности. В формировании индивидуального звукового репертуара каждого самца шимпанзе большое значение имеет подражание сородичам. Это свойство сильно отличает их язык от обычных коммуникативных систем животных.

     Некоторые исследователи даже называют коммуникативную  систему шимпанзе «протоязыком» и считают ее промежуточной ступенью между языком животных и языком человека. 

     И. П. Павлов называл системы коммуникации, которыми пользуются животные, первой сигнальной системой. Она является общей для животных и человека.

     Однако  язык человека имеет существенные отличия  от языков животных. Главное отличие  в том, что язык человека позволяет передавать информацию также и в отвлеченной форме, с помощью слов-символов, которые являются сигналами других, конкретных сигналов. Именно поэтому И. П. Павлов называл слово сигналом сигналов, а речь — второй сигнальной системой. Она позволяет не только реагировать на конкретные стимулы и сиюминутные события, но в отвлеченной форме хранить и передавать информацию об отсутствующих предметах, а также о событиях прошлого и будущего, а не только о текущем моменте.

     В отличие от коммуникативных систем животных язык человека служит не только средством передачи информации, но и аппаратом ее переработки. Он необходим для обеспечения высшей когнитивной функции человека — абстрактно-логического (вербального) мышления.

     Язык  человека — это открытая система, запас сигналов в которой практически  неограничен, в то время как число сигналов в репертуаре естественных языков животных невелико.

     В настоящее время наличие зачатков второй сигнальной системы исследуют  у приматов, а также у некоторых  других видов высокоорганизованных животных: дельфинов, попугаев и врановых птиц. Существует два подхода к анализу этой проблемы:

  • проведение тестов на символизацию в обычных лабораторных экспериментах;
  • обучение животных особым языкам — так называемым языкам-посредникам, которые представляют собой упрощенные аналоги речи человека; языки-посредники в основном воспроизводят его структуру, но реализованы с помощью более доступных для животных и не требующих тонкой артикуляции средств — жестов, выбора жетонов, нажатий на клавиши компьютера и др.

     Цель  обоих подходов — выяснить, способны ли животные научиться употреблению абстрактных, ранее нейтральных для них стимулов как символов предметов (объектов) реального мира в отсутствие самих предметов. 
 
 
 

Информация о работе Способность животных к символизации