Социализация дошкольников посредством игрушек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 18:28, контрольная работа

Краткое описание

Проблема социализации подростков является одной из значимых проблем современного общества и связана с необходимостью постоянного приобретения знаний, стиля поведения, характерного для данного исторически складывающегося типа общества, то есть поведения требующего быстрого, адекватного реагирования на стремительно изменяющиеся условия жизни.

Прикрепленные файлы: 1 файл

текст курсовой.doc

— 287.00 Кб (Скачать документ)

Рассматривая взгляды  на социализацию отечественных исследователей следует уделить непременное  внимание видению проблемы И.С. Кона, выделяющего социализацию во-первых, в процессе стихийного и организованного компонентов и, во-вторых, ставящего акцент на активную позицию индивида в ходе социализации [10].

Размышляя о детстве  и юношестве как особых субкультурах общества, и как элементах культуры в целом, И.С. Кон трактует социализацию подростков как  “способ существования и трансмиссии культуры” [10, с 114]. В рамках этого подхода автор в процессе социализации выделяет несколько аспектов: субъектный, объектный, процессуальный, институциональный и несколько исторических этапов: этап развития культуры, на котором важнейшим институтом социализации становится семья, этап урбанизации и индустриализации, на котором неуклонно возрастает значение общественно-государственных институтов социализации.

Обоснованное в концептуальных построениях И.С. Кона положение об исторической эволюции процесса социализации в сторону его все более выраженной субъект-субъектности естественно перекликается с обоснованным в его работах тезисом о развитии субъектности по ходу социализации в онтогенезе. Идея о том, что индивидуальность – не предпосылка социализации, а ее результат венчает его концепцию [12; 5].

На видение Г.М. Андреевой  социализации как двустороннего  процесса мы уже неоднократно ссылались  в нашей работе [5]. Этот сложный процесс в концепции исследователя может быть понят как единство изменений трех сфер, в которых протекает социализация: деятельности, общения и самосознания. Г.М.Андреева выделяет три основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую, на каждой из которых возникает “сплав” усвоения социального опыта и его воспроизведения, и каждая из которых имеет определенный  социализирующий институт.

В работах Мухиной  В.С. проблема социализации рассматривается  в рамках концепции феноменологии развития и бытия личности, согласно которой индивидуальное бытие человека определяется одновременно и как социальная единица, и как уникальная личность [13]. Развитие личности рассматривается в процессе социализации через диалектическое единство внешних условий, предпосылок и внутренней позиции человека, возникающей в онтогенезе. Автором прослеживается критическое отношение к односторонним взглядам на процесс социализации в русле психоаналитического и экзистенционального подходов. Ее собственная точка зрения сводится к единству механизмов идентификации и обособления. Она утверждает, что оба этих механизма в своем взаимодействии способствуют реализации как процесса социализации, так и процесса индивидуализации личности.

Итак, в заключение отметим, что нами в работе подробно рассмотрено лишь некоторое число взглядов на социализацию и развитие личности, и существует еще целый массив данных по данной проблеме, накопленной в мировой и отечественной науке. Многочисленные концепции социализации несомненно дают простор для размышлений и выводов с одной стороны, и обусловливают необходимость их содержательного сравнительного анализа с целью применения определенных данных при рассмотрении конкретных вопросов. Сегодня это достаточно усложнено, поскольку ускорение темпов жизни ведет к избирательности процесса социализации, углублению его вариативности, а значит, делает его все более проблематичным и сложноуправляемым. Эти факты дают нам право думать, что существующие концепции социализации и развития личности вполне могут быть дополнены размышлениями и исследованиями современных психологов.

 

    1. Социальная ситуация развития подростков.

 Как и любой другой, подростковый возраст характеризуется  изменением социальной ситуации  развития, специфика которой заключается  в том, что подросток находится в состоянии между взрослым и ребенком. Это тот период, когда уже не ребенок, но еще и не взрослый переходит на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском своего места в обществе: подросток начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество, иначе расставляются акценты - семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Сравнение себя со взрослыми и более младшими детьми приводит подростка к заключению, что его положение изменилось: он начинает чувствовать себя старше, стремится к признанию окружающими его самостоятельности и значимости. По мнению Д.Б.Эльконина, это “чувство  взрослости” как раз и есть тем необходимым для дальнейшего успешного развития новообразованием [25].

       Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества.  Но происходит это не открытым путем разрыва отношений, отделения, что, вероятно, иногда не исключено, а путем возникновения нового качества отношений. Это не столько путь от зависимости к автономии, сколько движение к все более дифференцированным отношениям с другими.  Этот переход  хорошо описал Ч. Шелтон в своем высказывании: “Вызов взрослым — не столько посягательство на взрослые стандарты, сколько попытка установить границы, которые способствуют  самоопределению подростка” [5].

Следует отметить, что  в подростковый период, хронологически соотносящйися с возрастом с 10-11 до 14-15 лет, превалирующее значение на развитие и становление личности (не исключая, конечно же, влияния взрослых: корректного или не всегда правильного) оказывает общение со сверстниками, являясь основной психологической потребностью подростка. Поскольку в отношениях со сверстниками апробируются все те формы, стили общения, жизненные ситуации, которые в последующем и помогут сформировать определенную, в оптимуме эффективную, модель поведения во взрослой жизни. Общение со сверстниками, то есть сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми, - выделяется в относительно самостоятельную область жизни. В обществе сверстников реализуется главная потребность периода - найти свое место в обществе, быть "значимым". На протяжении подросткового возраста изменяются мотивы общения со сверстниками: в 10-11 лет - желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе; в 12-13 лет - желание занять определенное место в коллективе сверстников; в 14-15 лет - стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности.

          Интимно-личное общение со сверстниками - это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на “кодексе товарищества”, важнейшими нормами которого являются уважение достоинства, равенство, верность. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести, высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм и т.п.

        Для подростка отношения со сверстниками выделяются в сферу его собственных, личных отношений, в которых он действует самостоятельно, поэтому нетактичное вмешательство взрослых вызывает у него протест.

       Обычно считается, что в подростковом возрасте происходит дистанцирование и отчуждение от взрослых. Однако отношение подростка к взрослому двойственное: подросток, с одной стороны, настаивает на признании принципиального равенства прав со взрослыми, с другой стороны, по-прежнему нуждается в помощи, защите, поддержке, оценке. Взрослый значим для подростка, но сохранение в практике “детских” форм контроля, требований послушания, выраженной опеки вызывает у подростка протест.

            Благополучная форма перехода к новому типу отношений возможна, если взрослый сам проявляет инициативу, перестраивая свое отношение к подростку. Однако ряд существенных моментов благоприятствуют сохранению прежнего отношения к подростку как к ребенку: не изменилось общественное положение подростка (он был и остается школьником), то есть существует некоторая либо полная экономическая зависимость от взрослых, которые наряду с учителями выступают в роли воспитателей; привычку взрослого направлять и контролировать ребенка трудно сломить, даже сознавая необходимость этого; у подростка, особенно вначале, сохраняются детские черты в облике и поведении, отсутствует умение действовать самостоятельно. Вместе с тем развитие социальной взрослости подростка необходимо для подготовки к будущей жизни.

           Именно в это время происходит переход от характерного для детства типа отношений взрослого и ребенка к качественно новому, специфическому для общения взрослых людей. Исследования последних лет подтверждают, что выраженное негативное поведение в отношении к “старой” социальной ситуации в определенной мере обеспечивает полноту готовности к действованию в новой социальной ситуации развития. Причем, следует отметить, что и это в среднем относительно непродолжительный  (без обращения к интериндивидуальным различиям) временной отрезок, поскольку определенный негативизм, по мнению И.С. Кона характерен  в первой фазе подросткового возраста, а в последующей позитивной фазе у подростка уже появляется истинный мир ценностей.

         Проблемы во взаимоотношениях с родителями, конфликты с учителями - типичное явление для подростничества, однако сила, частота проявлений зависят во многом от позиции взрослых, от умения реализовать уважительную тактику по отношению к поведению подростка.

     В целом анализ подросткового возраста - одна из наиболее дискуссионных проблем возрастной психологии: сроки его начала и окончания, психологическое содержание ведущей деятельности, перечень новообразований, специфика социальной ситуации развития - все эти аспекты неоднозначно трактуются отечественными и зарубежными психологами. В отечественной психологии основы понимания закономерностей развития в подростничестве заложены в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фелбдштейна, Г.А. Цукерман и др. [13]. По словам Г.С. Абрамовой, о подростках написано столько, что если бы они об этом узнали, то страшно гордились бы вниманием к себе взрослых, вниманием, которого им так часто не хватает в жизни, где их считают “невыносимыми” и “трудными” [22]. Иногда этот период целиком относят к числу кризисных возрастов, хотя вопрос о неизбежности кризиса и его протяженности является также дискуссионным. В частности, Д. Б. Эльконин, как мы уже отмечали выше, напротив, само подростничество рассматривает как стабильный возраст и выделяет кризисы предподростковый и на переходе к юношескому возрасту, говоря о “нормальной патологии” развития подростка: даже в целом спокойно протекающему подростковому периоду свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития [13].

      Говоря о переходности подросткового возраста, нельзя не упомянуть и о влиянии физиологических изменений в организме ребенка, так как они также в определенной степени оказывают воздействие на то как подросток проявляет себя в отношениях со взрослыми и сверстниками.

Наличие таких внутренних биологических предпосылок объясняется тем, что в этот период весь организм человека выходит на путь активной физиологической и биологической перестройки.

Кардинально перестраиваются  сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная. Новые  гормоны стремительно выбрасываются  в кровь, оказывают будоражащее  влияние на центральную нервную  систему, определяя начало полового созревания. Выражена неравномерность созревания различных органических систем. В кровеносной системе — мышечная ткань сердца опережает по темпам роста кровеносные сосуды, толчковая сила сердечной мышцы заставляет работать не готовые к такому ритму сосуды в экстремальном режиме. В костно-мышечной системе — костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство. Все это приводит к тому, что повышаются утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков в 8—11 раз [1; 9].

Кроме того, существует и  ряд внешних предпосылок к  так называемым возможным кризисным  проявлениям поведения подростков, связанных с изменением их социальной ситуации развития. К ним относятся: изменение характера учебной деятельности (многопредметность, содержание учебного материала представляет собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям); отсутствие единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, а также поведения-ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности, что влечет необходимость формирования собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых; введение общественно-полезного труда в школьное обучение приводит к появлению у подростка переживания себя как участника общественно-трудовой деятельности; появление новых требований в семье — реальной помощи по хозяйству, ответственности; изменение положения ребенка в семье — с ним начинают советоваться; расширение социальных связей подростка — предоставляется возможность для участия в многогранной общественной жизни коллектива.

Таким образом, значительное число факторов как внешних, так  и внутренних в совокупности оказывают влияние на взрослеющую личность.  Суть социальной ситуации развития данного периода заключается в первую очередь в том, что подросток включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и сверстниками. При этом непосредственное  и существенное влияние имеет именно группа сверстников.

Несмотря на то, что  подростковому возрасту свойственно  некоторое отчуждение от взрослых, доказана значимость роли последних  в формировании личности ребенка. Необходимым  условием благополучных отношений подростка и взрослого является создание общности в их жизни, расширение сферы сотрудничества, взаимопомощи и доверия по инициативе взрослого.

 

 

    1. Семья как важнейший институт социализации подростка.

В семье ребенок получает первый опыт социального взаимодействия. Семья, по признанию ученых, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования [23]. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. И даже известные, исторические на сегодняшний день,  попытки государственного аппарата в начале 20 века упразднить институт семьи как таковой потерпели неудачу. Ныне можно с уверенностью утверждать, что в  позитивном развитии семьи, сохранении, упрочении ее заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

Информация о работе Социализация дошкольников посредством игрушек