Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:40, курсовая работа
В психологической науке проблема образа принадлежит к числу фундаментальных. Изучение формирования образа в сознании человека, его функций в поведении и деятельности, его мозговых механизмов имеет исключительно большое значение для развития, как общей теории психологии, так и теоретических позиций специальных психологических дисциплин. Разработка этой проблемы не менее важна и для решения прикладных задач, которые ставятся перед психологией общественной практикой.
Согласно исследованиям Е.О. Смирновой и B.C. Собкина, наиболее распространенными стилями воспитания в неполных семьях являются неустойчивый стиль воспитания, гипопротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение.
Под «неустойчивым» стилем воспитания понимается непоследовательность, немотивированность эмоциональных проявлений, когда похвала или упрек зависят от настроения, а не от объективного поведения ребенка. В результате такого воспитания, ребенок усваивает тот факт, что все происходящее зависит не от его поведения, а от внешних причин. В конечном счете, он вообще отказывается от попыток понять причинно-следственные связи окружающего социума, не анализирует соответствие своих поступков социальным нормам, не способен оценить свои переживания, поступки».
«Воспитание по типу гипопротекции означает пониженное внимание к ребенку. Родители мало интересуются делами, успехами, переживаниями ребенка. Формально запреты и правила в семье существуют, предъявляются требования к ребенку, но родители не контролируют их выполнение. Ситуация бесконтрольности ребенка обусловлена либо равнодушием родителей, либо их чрезмерной занятостью, сосредоточенностью на других жизненных проблемах. Если гипопротекция сочетается с хорошим эмоциональным контактом, то такой ребенок растет в ситуации вседозволенности, у него не вырабатывается привычка к организованности, планированию своего поведения. У таких детей затруднена саморегуляция. Если же воспитание проходит в условиях гипопротекции в сочетании с эмоциональной холодностью родителей, то ребенок постоянно ощущает свою ненужность, обделенность лаской и любовью, и эти переживания способствуют формированию у него комплекса неполноценности, высокой агрессивности».
«Воспитание по типу потворствующей гиперпротекции означает повышенное внимание к ребенку в сочетании с тесным эмоциональным контактом, полным приятием всех поведенческих проявлений. В этом случае родители стремятся выполнить любую прихоть ребенка, оградить от трудностей, неприятностей. В такой семье ребенок всегда находится в центре внимания, он - объект обожания, «кумир семьи». «Слепая» любовь побуждает родителей преувеличивать его способности, не замечать отрицательные качества, создавать вокруг ребенка атмосферу восхищения и похвалы. В результате, у детей формируется эгоцентризм, завышенная самооценка, непереносимость трудностей и препятствий на пути к удовлетворению желаний. Они считают себя стоящими вне критики, осуждений и замечаний. Свои неудачи они объясняют несправедливостью окружающих либо случайными обстоятельствами. Поэтому личность, сформированная в условиях воспитания по типу потворствующей гиперпротекции, очень часто испытывает отрицательные переживания при первых же столкновениях с реальностью».
Психологические исследования А.И. Захарова, Е.О. Смирновой, B.C. Собкина, и др., показали, что дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей, которые в большинстве случаев носят ярко выраженный негативный характер.
По словам А.И. Захарова [Цит. по кн.: 32. С. 123], «к психологическим особенностям детей, воспитывающихся в неполных семьях, следует отнести тягостное чувство отличия от сверстников, неустойчивую, заниженную самооценку с актуальной потребностью в ее повышении, неадекватную требовательность к матери и высокое желание изменений ее поведения, активный поиск значимого взрослого»
По данным Е.О. Смирновой и B.C. Собкина,
детям из неполных семей для полноценного
психического развития не хватает эмоциональной
поддержки и понимания
1.4 Роль матери и ее любовь в целом
Материнская любовь возникает и развивается на основе детского опыта взаимодействия ребенка с собственной матерью, на то, какие связи устанавливаются между матерью и ребенком после его рождения, в результате ее заботы и его ответной реакции, на основе игры в детстве.
Первоначально в психоаналитических и других направлениях психологии личности изучалась роль матери в образовании ранних структур (Лисина М.И., Смирнова Е.О., Собкин B.C., Фрейд А., Хорни К.). Также проводились исследования, связанные с нарушением психического развития (Варга А. Я., Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. и др.).
Согласно Э. Фромму любовь матери безусловна.
Материнская любовь обеспечивает идентификацию как механизм развития личности.
Матери легче и быстрее налаживают эмоциональный контакт с ребенком. В когнитивных репрезентациях матери формирующихся в процессе жизни, представлена картина того, какой должна быть любящая мать и каким образом она должна проявлять свою любовь к ребенку.
Действительно, дети эмоционально ближе к матери, чем к отцу. Материнская любовь реализует положительные характеристики родительского чувства, как искренность, уважение, альтруизм.
Таким образом, значение любви матери для ребенка велико. Взаимоотношения с отцом не столь интенсивны, как с матерью. Мать играет всеохраняющую и вселюбящую роль. Мать любит ребенка таким, какой он есть. Кроме того, любовь матери в большей степени обусловлена по биологическим причинам (по сравнению с любовью отца), а доминирует в ней эмоционально - чувственный компонент, тогда как у отцов преобладает социальная составляющая (рациональный компонент) родительской любви.
Т. М. Афанасьева считает, что мать является самым первым воспитателем и самым первым наставником ребенка, именно от нее зависят счастье и будущее величие, обходительность и образованность, справедливость, разум и вера ее маленьких детей.
Отсутствие
или недостаток материнской ласки,
любви очень часто является причиной
появления у ребенка
Материнство
необходимо оценивать по особой мерке,
прежде всего не как физиологический
акт, но как явление нравственного
порядка каждой здоровой женщине
дана возможность стать
В идеале мать - ведущая, наставница, руководительница жизни. А дети - исполнители ее воли и наказов всегда и во всём. Но мы ценим ту мать, что, не теряя ни любви, ни авторитета у своих детей, становится их помощницей, принимает их правду и веру, даже если они отличаются от ее устоявшихся воззрений и привычек.
2.Особенности развития детей.
2.1.Особенности интеллектуального развития детей из неполных семей.
Нарушение структуры, а следовательно, полноты функционирования семьи влечет за собой ограничение и искажение развития личности детей.
По мнению специалистов, отличительные особенности в развитии интеллектуальной сфере ребенка из неполной семьи наиболее отчетливо начинают проявляться в школьном возрасте, когда умственная деятельность становится наиболее интенсивной. Успеваемость во многом зависит от способностей ребенка, его желания учиться, интерес к учебе. Как связано участие мужчины в воспитании с формированием этих качеств с учетом того, что структуры мужского и женского мышления несколько различны? Мужчины, как правило, имеют более высокие математические способности, более развитые способности к пространственной ориентации, более склоны, размышляя над проблемой, раскладывать все по полочкам, часто имеют умелые руки, и вообще их ум направлен больше на вещи, чем на людей. Женщины же часто превосходят мужчин в том, что касается речевых навыков, у них больший словарный запас по сравнению с мужчинами, они умеют оперировать понятиями, способны к быстрому интуитивному схватыванию ситуации в целом. Они обычно лучше разбираются в людях, более тонко чувствуют нюансы межличностных отношений. Конечно, есть множество исключений, но это хотя и самые общие, но тем не менее реальные тенденции.
Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встречались оба типа мышления: и мужской и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано: с разводом, смертью, раздельным проживанием или частыми и длительными командировками отрицательно сказывается на развитии математических способностей, как мальчиков, так и девочек. По данным многочисленных исследований, способности к математике, особенно к геометрии занижены в наибольшей степени у детей страдающих дефицитом мужского влияния. Математические способности – едва ли не самый чувствительный «орган» по отношению к дефициту мужского внимания. Недоразвитость этих способностей не связана ни с материальными трудностями «безотцовой» семьи, ни с конфликтами, сопровождающими уход отца. В ее основе – отсутствие специфики интеллектуальной среды, создаваемой мужчиной. Женщины, чье детство прошло без мужского влияния, испытавшие в этот период дефицит мужского общения, часто всю жизнь страдают страхом перед математикой, необходимость произвести самые простые математические действия приводит их в замешательство.
Наличие мужчины (отца) в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интересов к учению и образованию, стимулирует их желание учиться. Согласно исследовательским данным, чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учится, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Отец, активный, деловой, подтянутый, нацеленный на успех, вызывает у сына стремление соответствовать этому образу.
Возможны и другие варианты, когда мнение отца относительно значимости академических успехов в дальнейшей жизни может стать определяющим и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе. Особенно это касается девочек. В частности, причина их учебных неудач может быть связана с тем, что отец внушал девочке правила женского поведения в его наиболее традиционной форме: женщина слаба и пассивна, она требует от мужчины постоянной заботы и внимания, ее дело – дом и быт, всякие же науки, карьера и умственное развитие – прерогатива сильных мужчин. Результатом подобного мужского воздействия явилось то, что, точно определив свое место в жизни, девочка была совершенно удовлетворена собой, и постоянной тройкой «с натяжкой» по геометрии и физике ее мало волновали. Описанные выше варианты влияния отца (мужчины) на умственное развитие и успеваемость ребенка не говорят о наличии каких-то жестких механизмов, причино-следственных связей. Речь идет лишь о наиболее часто встречающихся тенденциях. Существует множество примеров того, как дети, выросшие без отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями. В истории немало гениев, потерявших отца в раннем детстве. Общий интеллект, умственная одаренность чаще связаны с наличием успешного, сильного и активного отца, но высокий уровень творческих способностей нередко отмечают у детей, брошенных отцами. Есть также данные о том, что в наиболее материально обеспеченных слоях общества способности детей, выросших без отца, нередко выше, чем у детей из полных семей.
Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности. Медики и психологи отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдается, ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система его отношений с другими людьми. Даже небольшое отклонение от нормы в области полового самосознания чревато негативными последствиями.
2.2.Особенности развития половой идентичности детей растущих в неполных семьях.
Исследования по возрастной динамике половой идентичности свидетельствуют о наличии двух кризисов в ее развитии, один из которых приходится на 3—5 лет, а второй на подростковый возраст.
Половая идентификация — это стадиальный процесс. Однако, как полагают некоторые авторы, завершение формирования поло-ролевых позиций происходит лишь в юношеском возрасте. У девушек резко усиливается интерес к своей внешности, возникает завышенная оценка ее значения, связанная с ростом самооценки, увеличением потребности нравиться и обостренной оценкой своих и чужих успехов у противоположного пола. У юношей же возникает фетишизация силы и мужественности.
В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу. Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличие от матери) играет с мальчиком и девочкой по-разному, тем самым, начиная формировать их половую идентичность. При этом отмечается, что не только личность родителей и стиль их поведения, но и особенности речи по-разному сказываются на языковом и личностном развитии ребенка, так как обращение к ребенку матери и отца существенно различаются между собой. В частности, американская исследовательница Дж. Глисон обратила внимание на то, что отцы меньше, чем матери, склонны подстраивать свою речь под уровень понимания ребенка. Они употребляют менее знакомую ему лексику и более сложные грамматические построения, что предъявляет более высокие когнитивные требования к ребенку. В широком контексте развития языковых возможностей отец играет роль «мостика» между узами семейным окружением и внешним миром, расширяя практический опыт ребенка. Речь отца, адресованная сыну, характеризуется более строгим контролем его активности, что выражается в более частом употреблении повелительного наклонения и вопросов, требующих ответов «да» или «нет», в то время как речь матери менее директивна и приспособлена к детскому восприятию. Матери имеют обыкновение разговаривать с дочерьми больше и иначе, чем с сыновьями. Они в своем обращении с сыновьями больше стимулируют их когнитивное развитие, задавая вопросы, используя числа и более подробные объяснения.
Информация о работе Развитие детей дошкольного возраста в неполной семье