Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 08:31, лекция
Проблему мотива и мотивации преступных деяний в науке уголовного права изучают довольно глубоко, но, несмотря на активное исследование в этой области, проблема мотива в уголовном праве и криминологии по-прежнему имеет большой теоретический и практический интерес. Глубиной ее знания определяется успешное решение задач по предупреждению преступности и устранению причин ее порождающих.
Введение.
Теоретические основы проблемы исследуемой личности.
Общая характеристика понятия «психология несовершеннолетних».
Практический раздел.
Заключение.
Используемая литература.
5
5
15
Психология подростковой преступности
Печатается по решению Координационного совета
по психологическому обеспечению деятельности
ГУИН Минюста России по Самарской области
Психология подростковой преступности.. – Самара: ГУИН Минюста РФ по Самарской области, 2002. - 64 с.
Составитель: ПС ГУИН Минюста России по Самарской области
Методика
предназначена для
Ó Психологическая служба
ГУИН Минюста РФ по Самарской обл., 2002
Содержание:
|
5 5 15
50 54 63 |
План:
I. Вводная часть:
II. Теоретические основы проблемы исследуемой личности.
III. Общая характеристика понятия «психология несовершеннолетних».
IV. Практическая часть.
V. Заключение (в практической части).
Введение:
Задачи: Необходимо рассмотреть психологию несовершеннолетних их структуру взаимодействия с окружающим миром.
Объект: Несовершеннолетние.
Предмет исследований: Социальная среда.
Гипотеза: Многие подростки становятся правонарушителями в период обучения в школе и вербуются из числа трудных школьников. А так же на них влияет окружающая среда.
Проблему мотива и мотивации преступных деяний в науке уголовного права изучают довольно глубоко, но, несмотря на активное исследование в этой области, проблема мотива в уголовном праве и криминологии по-прежнему имеет большой теоретический и практический интерес. Глубиной ее знания определяется успешное решение задач по предупреждению преступности и устранению причин ее порождающих. Достаточно указать на тот факт, что даже в случае правильной квалификации преступления (в том числе и с учетом мотива его совершения) всегда остается открытым вопрос о личности преступника, о его психологическом портрете. А без этого, как известно, нельзя правильно решать вопрос об исправлении и перевоспитании правонарушителя. Конкретные криминологические исследования показывают, что нет жесткой зависимости между характером преступления и мотивом его совершения. В большей степени это относится к преступности несовершеннолетних, и особенно при совершении ими групповых преступлений. (пример тому – в корыстных преступлениях н/л (кражи, грабежи, разбой) лишь в 11,2% случаев побудительными мотивами были жадность, стремление приобрести материальные блага, зависть и т.д. Бывает весьма существенным расхождение в мотивах преступлений н/л соисполнителей. Рассогласование в мотивах чаще всего наблюдается в групповых преступлениях против личности, групповых хулиганствах н/л связанных с посягательством на личность, так же можно отметить, что в групповых хулиганствах н/л в большинстве приговоров содержится лишь общее указание на низменный характер мотива совершенного преступления, хотя к числу низменных могут быть отнесены самые разнообразные мотивы, и степень их низменности может быть весьма различной.
Мотивация преступного поведения и ее особенности в преступности несовершеннолетних.
В психологии общепризнанным является тот факт, что активность личности определяется ее потребностями. Связь потребностей личности с предметом по ее удовлетворению, будучи объективно субъективной категорией, опосредована многими связями и отношениями действительности. Прежде всего, эта потребность во многом зависит от внешней среды.
Именно через систему потребностей конкретная потребность и связана более всего со всей структурой личности. В психологии, исходя из объективной оценки потребности разделяют на потребности действительные и мнимые, но независимо от того, действительными или мнимыми являются потребности, субъективно в поведении они выполняют одну и ту же роль. Исходя из этого получается следующее: активность личности определяется потребностями и потребность нередко характеризуют как нужду субъекта в предметах, вещах и т.д. то есть к тому что лежит вне субъекта. Если потребность понимает именно как нужду организма, то в этом случае прав Ш. Н. Чхартишвили: необходимо будет искать вопрос об ответственности ибо в таком ее понимании она есть категория объективной и, следовательно, человек не волен управлять ею. Наиболее важный момент правильного понимания детерминант человеческой активности – это процесс осознания потребности, ибо в своем первоначальном качестве она не может реализовываться целенаправленно.
Преступность и ее социально-психологические
аспекты.
Преступность представляет
собой специфическую форму
Характеризуется наивысшей общественной опасностью. В преступности представлены деяния только сознательно действующих вменяемых лиц, способных отдавать себе отчет в своих поступках и руководить ими. Преступность не просто социальное, но и уголовно правовое явление.
В тоже время следует подчеркнуть, что криминологическое изучение социально-психологических аспектов преступности – не социально–психологическое исследование как таковое, отличающееся от других лишь спецификой объекта. Нельзя забывать, что особенность объекта диктует необходимость исходить из специальных теории преступности, с их учетом выдвигать гипотезы и избирать криминологически значимые феномены, объяснять почему соответствующие процессы привели именно к преступному, а не к иному антиобщественному поведению. С другой стороны, при криминологическом изучении преступности соц.- психол. подход практически всегда надлежит сочетать с социологическими и иными подходами с учетом характера объекта , предмета изучения и решаемых при этом задач.
Преступное поведение практически всегда рассматривается в координатах «среда–преступник», но при этом различно решался вопрос о том, какой из 2 факторов играет первичную и решающую криминогенную роль.
Теория биологической природы преступлений и роли человека в их этиологической обусловленности именно как биологического, а не общественного индивида проповедуется и до настоящего времени. Учеными были проведены различные эксперименты, в том числе и наблюдения, из которых были сделаны следующие выводы: что социально-культурные признаки оказывают различное влияние на лиц, имеющих мезоморфный, экзаморфный, эндоморфные типы. Представитель французской клинической криминологии Пинатель так же признал действия наследственного фактора во взаимодействии с социальными. Но в то же время наследственный фактор считается более мощным. В начале 60–х годов Буза и Пинатель утверждали, что антропологическая теория, рожденная ломброзианскими учениями, утвердила существование наследственной предрасположенности к преступности. Позднее такое содержание связывали с хромосомными аномалиями.
Но в советской литературе дана убедительная критика попыток биологизации преступного поведения и его причин. Человека, вообще нельзя выделить в каком то «чистом виде» его биологической особенности, применительно к нему не может стоять вопрос о «социологическом» и «биологическом». Для выражения интегративной сущности биологии человека применяется термин «соц-биол» ибо в ходе социального развития личности происходит дальнейшее развитие его биологии включенной в состав его интегративной «социальной природы». Как отмечал академик Дубинин «для современного человека социальная программа не внешнее воздействие среды, а внутренне условие установления его личности. Человек не получает от рождения готовой социальной программы, она создается в нем общественной практикой в ходе его индивидуального развития. Разумеется, не исключено такое положение, что в результате патологии, врожденной или приобретенной, нарушается нормальный процесс социализации индивида, и он вследствие болезненного состояния не может в должной мере руководить своими действиями или отдавать себе отчет в них. Оперировать термином «личность преступника» означает что речь идет о «соц. лице» человека. совершившего преступления, ибо «сама личность есть продукт взаимодействия соц.-культурных и психолог.-биологических сил», «это человек в совокупности его соц. качеств, формирующихся в различных видах общественной деятельности» Леонтьев отмечал-«личность не есть целостность, обусловленная гинотипически, личностью не родятся , ей становятся».
Социологическая среда- это, общество, не только объективные условия и обстоятельства, определяющие поведение человека, но и постоянно происходящая деятельность людей, созидающих и изменяющих указанные обстоятельства-людей как продуктов и источников социального развития. Поскольку внешние социальные среды на преступное поведение носят сложный характер, принципиально неверно рассмотрение преступности не только биопсихологических, биосоциальных, но и с вульгарно-социальной позиций. Также необходимо добавить, личность преступления практически нельзя эффективно воздействовать, не внося коррективы в её социальную среду. Следовательно, связь социальных условий с преступным поведением носит сложный характер, причем всегда социальные условия проявляются в преступлении, преломляясь через личность. Преступность не является простой суммой или совокупностью преступлений. Она обладает собственными закономерностями, количественными и качественными характеристиками, а потому её исследование имеет особенности.
Вычисление социологической среды личности позволяет увидеть своеобразные её взаимодействия с социальной средой вообще, понять, какие именно комплексы социальных условий оказывают на неё определённое влияние. Под каким углом зрения она воспринимает различные социальные явления и процессы. Это существенно для определения форм и методов борьбы с преступностью. Преступность несовершеннолетних имеет те же социальные причины, что и преступность взрослых, но несколько различается механизм их действия. На преступность несовершеннолетних влияют в значительной мере в сфере формирования личности. Такое образование включает организованный и стихийный момент воспитания и воздействия соответственной социальной практики. В современном обществе преступность несовершеннолетних существует как ЯВЛЕНИЕ, а не как отдельные факты правонарушений. Благополучие детей продолжает зависеть во многом от семей, в частности от трудов и культурной стороне жизни родителей.
Социальная среда несовершеннолетних преступников.
Для несовершеннолетних преступников типично своеобразное взаимодействия их с социальной средой, и как следствие этого, специфика социальной среды личности. Существует тройной механизм социальной детерминации преступного поведения личности: во-первых : путём её постановки в такие социальные позиции совокупность которых уже сама по себе способна исключать личность (полностью или частично) из сферы действенного положительного влияния и обеспечивать воздействие на неё негативных моментов;
во-вторых: путём дачи
предписаний, вытекаемых из
в-третьих: путём такого формирования личности в результате длительной деформации её социальной позиции и ролей, которое влияет на характер воспитания и исполнения соответствующих предписаний. Исследования показали, что для многих несовершеннолетних, вставших на преступный путь характерно деформация социальных позиций, присущих их возрасту : отсутствие или преждевременная утрата официальных позиций . Ко времени совершаемых преступлений значительная часть несовершеннолетних преждевременно оставляют учёбу, в результате многие значатся работающими, а часть лиц вообще не имеет определённых занятий. В то же время структура несовершеннолетниго населения в возрасте 14-17 лет выглядит по роду занятий по разному. Несовершеннолетние правонарушители практически не участвуют в общественной работе по месту учёбы или работы. Книги читаются только по необходимости учебной программы, а газеты читает лишь 20% от опрашиваемых и лишь последнюю страницу: происшествия, анекдоты, гороскоп. В театры, подростки рассматриваемого контингента ходят только по принуждению учебного коллектива. Любимым времяпрепровождением считается просмотр TV и прослушивать музыку, радио. В результате воздействия широкой социальной среды на таких несовершеннолетних оказывается иным, чем на других их родственников.