Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 22:21, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть сущность и проблемы невербального общения.
Объект исследования: компоненты невербального поведения.
Предмет исследования: способности эффективного общения посредством невербальной коммуникации, а также умения улавливать и анализировать невербальные сигналы других людей.
Введение 3
Глава 1. Невербальная коммуникация как феномен человеческой жизнедеятельности4
1.1. Общение как психологический феномен4
1.2. Анализ невербальной коммуникации в психологической литературе 9
Глава 2. Показатель уровня развития перцептивно-коммуникативных возможностей человека26
2.1. Описание методики «Экспертной оценки невербальной коммуникации» 26
2.2. Результаты исследования уровня развития перцептивно-коммуникативных возможностей человека 28
Заключение30
Список литературы 32
Приложение34
Невербальная коммуникация — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей – невербалика или «язык тела».
В процессе общения вербальные и невербальные символы могут дополнять друг друга, а могут противоречить. Это связано с тем, что невербальное общение идет на подсознательном уровне и человек редко может контролировать свои поступки. Невербальному общению уделяется особое внимание, так как оно более достоверно характеризует человека как личность и выявляет его истинные намерения. При этом эффективное участие невербальных средств коммуникации позволяет в разговоре значительно увеличивать и углублять семантику передаваемой информации [13].
Поэтому к концу XX столетия появился новый тип ученого-социолога специалиста в области невербалики, который начинает наблюдать за проявление невербальных сигналов в общении людей. А. Пиз считает невероятным, что «более чем за миллион лет эволюции человека невербальные аспекты коммуникации начали серьезно изучаться только с начала шестидесятых годов, а общественности стало известно об их существовании только после того, как Юлий Фаст опубликовал свою книгу в 1970 году» [14, с. 5]. С данным мнением трудно не согласиться, ведь с невербальными сигналами мы имеем дело каждый день, можно сказать, ежеминутно. Если взять во внимание то, что с детства люди учатся как выражать, так и скрывать свои подлинные эмоции и мысли, непроизвольные и неосознаваемые реакции становятся самыми верными информаторами о состоянии другого человека.
Невербальное поведение партнеров выступает так же как условие познания их личности, возникновения отношения, как своеобразная форма обращения друг к другу.
Большинство исследователей считают, что вербальный (словесный) канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для «обсуждения» межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Лабунская В.А. определяет невербальное поведение как «внешняя форма существования и проявления психического мира личности» [8, с. 84]. Английский социолог Э. Гидденс считает, что мы используем невербальные сигналы для того, чтобы подчеркнуть, усилить или расширить сказанное, поэтому нельзя рассматривать невербальную коммуникацию как «язык тела» [4]. По нашему мнению, язык тела служит непосредственным помощником в передаче невербальной, бессловесной информации, с помощью которой выражается нередко истинное отношение человека к партнеру, к предмету обсуждения и др.
По мнению В.П. Морозова, невербальная коммуникация составляет как бы второй по отношению к слову информационный канал в системе общения и осуществляется параллельно с вербальной в процессе речевого общения [10].
Кроме этого, несмотря на то, что вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации, невозможно отрицать наличие коммуникативного характера и у невербального языка. Как правило, передача знания в ходе невербальной коммуникации реализуется в виде сообщения. Человек, хорошо владеющий невербальным языком, может придумать подходящий текст к любой фразе коммуникативного акта, протекающего в абсолютном молчании. Так, на уроке ученик, поднимая руку, «говорит» учителю, что у него есть готовый ответ на заданный вопрос.
Также использование жестов для человека становится необходимым, когда другие средства недоступны или маловыразительны. Например, тренеры во время гонок сообщают промежуточные результаты лыжнику или конькобежцу, не используя слов, потому что их было бы просто не слышно. Особым случаем является язык глухонемых. С одной стороны, использование визуального канала неизбежно, с другой – это не дополнительный, а основной язык для слабослышащих, поэтому его нельзя включить в данную классификацию.
В начале XX века вышла работа Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у людей и у животных», опубликованная в 1872 году, которая стимулировала современные исследования в области «языка тела», а многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня исследователями всего мира. С того времени учеными были обнаружены и зарегистрированы более 1000 невербальных знаков и сигналов.
Как самостоятельное научное направление понятие «невербальная коммуникация» (известное в зарубежной литературе под термином nonverbal communication), как уже было сказано выше, сформировалось сравнительно недавно, в 50-х годах XX века. Понятие невербальной коммуникации тяготеет к семиотике, теории знаковых систем, а в лингвистическом аспекте имеет эквивалент, обозначаемый термином паралингвистическая или экстралингвистическая коммуникация [10].
Таким образом, люди кроме словесной речи, обладают языком тела, с помощью которого можно передать около 65 % информации. Невербальное общение обладает определенными средствами, которые выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению, выступает так же как условие познания их личности.
Невербальный язык также имеет коммуникативный характер, где передача знаний реализуется в виде сообщения. И, несмотря на то, что официально исследования по проблеме невербальной коммуникации были опубликованы лишь к концу XX столетия, язык тела составляет неотъемлемую часть человеческой жизни, не зависимо от социального статуса или расовой принадлежности индивида.
Структура невербальной коммуникации В.А. Лабунской
В основу классификации невербальных средств общения В.А. Лабунской положены основные атрибуты бытия, материи, всеобщие формы и способы ее существования: движение, время, пространство.
В основу выделения подструктур невербального поведения положены основные характеристики этих невербальных средств (движение, пространство, время), а также системы их отражения и восприятия: оптическая, акустическая, тактильная, ольфакторная.
На рис. 1 представлены структуры невербального поведения, подструктуры и элементы, показана их взаимосвязь.
Структурная схема невербального поведения человека:
ведущие системы отражения невербального поведения человека; 2 - структуры; 3- подструктуры; 4 - компоненты; 5 - элементы
Рассмотрение невербального поведения необходимо начать с подструктуры, создающую ее основное свойство — движение. Она отражается с помощью оптической системы субъекта. Такой подструктурой невербального поведения является кинесика.
Под кинесикой понимают зрительно воспринимаемый диапазон движений, выполняющих экспрессивно-регулятивную функцию в общении. Лабунская отмечает, что кинесика — это не только язык тела (жесты, мимика, позы, взгляд), но также манера одеваться, причесываться и т.д. К ней также относятся действия, связанные с использованием предмета: поскрипывание стулом, почерк, хлопанье дверью. Словом, кинесика — понятие, использующееся для обозначения различных движений человека, но чаще всего при изучении движений рук и лица.
Следующей системой невербального поведения является акустическая. Известно, что образ человека может составить также и его голос, который может дать информацию к распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности. В процессе восприятия голосовых изменений человека основная нагрузка ложится на акустическую систему общающихся людей. Голосовые характеристики человека принято относить к просодическим и экстралингвистическим явлениям. К просодической структуре относятся явления высоты, тона, длительности, силы звука, ударения, тембра голоса. Экстралингвистическая система подразумевает включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плач, кашель, смех, вздох, шепот и т.д. Интонация голоса выступает в качестве подструктуры просодической и частично экстралингвистической структуры невербального поведения.
Исследуя значение невербалики в процессе речевого общения, В.П. Морозов отводил ей важнейшую психологическую роль. Он исходил из того, что невербальная информация может как значительно усилить, так и существенно ослабить семантическое значение слова, вплоть до полного отрицания субъектом восприятия (например, во фразе: «Я рад Вас видеть», — произнесенной раздраженным или насмешливым тоном) [10].
Следующей системой отражения невербального поведения является тактильно-кинестезическая. Данные этой системы поступают от сенсорных рецепторов, находящихся в коже, мышцах, сухожилиях, суставах и во внутреннем ухе. Лабунская считает, что по сравнению со зрением тактильно-кинестезическая система дает менее точную информацию о внешнем мире и о другом человеке. Однако в определенных ситуациях эта система отражения формирует представления о положении тела в пространстве, способствует созданию схемы тела как определенной структуры. Из всех тактильно-кинестезических данных, информирующих о нашем положении в пространстве или о положении другого человека, наиболее важными являются кинестезические данные о давлении и температуре. Потому что именно мышечные рецепторы сообщают о силе рукопожатия, прикосновения, насколько близко находится другой человек. Кроме этого тактильно-кинестезическая система информирует о направлении невербальных движений, их силе, амплитуде.
Таким образом, тактильно-кинестезическое отражение дает представление о такесической структуре невербального поведения и входящих в него элементах: физический контакт и расположение тела в пространстве.
Последней системой, которая выделяет Лабунская, является ольфакторная система отражения. Она позволяет выделить такую структуру невербального поведения, как запахи: естественные и искусственные. Возможно, что система запахов, являясь безусловным невербальным индикатором индивида, может служить дополнительной характеристикой складывающегося о нем образа.
По мнению В.А. Лабунской, система запахов не обладает такой различительной силой, как кинесическая, просодическая, такесическая структуры, в первую очередь потому, что обоняние во взаимодействии людей имеет несколько приниженное значение, чем оптическая или акустическая система отражения. Только при весьма специфических обстоятельствах ольфакторная система проявляет свою дифференциальную силу, скажем, в ситуации социальной, сенсорной изоляции, в контексте определенных типов взаимодействия, например, интимного общения между мужчиной и женщиной, ухода матери за ребенком, в ситуации врач — больной и т.д. [8]
Таким образом, по мнению Лабунской, невербальное поведение имеет четыре структуры: оптическую, акустическую, тактильно-кинестезическую и ольфакторную.
Оптическая система субъекта имеет такую подструктуру невербального поведения как кинесика, под которой понимается: язык тела (жесты, мимика, позы, взгляд), манера одеваться, причесываться и т.д., а также действия, связанные с использованием предмета: поскрипывание стулом, почерк, хлопанье дверью.
Акустическая система может дать информацию к распознанию состояния, выявления психической индивидуальности человека по его голосу. Голосовые характеристики человека относят к просодическим (высота, тон, длительность, сила звука, удар, тембр голоса) и экстралингвистическим ( паузы, плач, кашель, вздох, смех, шепот и т.п.). Немаловажная роль отводится интонации.
Тактильно-кинестезическая система основывается на данных, поступающих от сенсорных рецепторов, находящихся на коже, мышцах, сухожилиях, суставах и во внутреннем ухе. Наиболее важным является кинестезические данные о давлении и температуре.
Ольфакторная система основывается на запахах, которые могут выступать безусловным невербальным индикатором индивида.
Язык телодвижений
Исходя из сложной структуры невербального поведения, можно сделать вывод о сложности и многообразии изучаемой проблемы. В нашей работе мы остановимся на некоторых моментах этого явления. Хочется отметить, что в силу своей универсальности язык телодвижений рассматривается отечественными и зарубежными психологами в одном русле и, как правило, существенные расхождения в толкованиях жестов отсутствуют.
В книге «Язык тела: как прочесть мысли окружающих по их жестам» А. Пиз составил настоящее руководство по практически не исследованной области распознавания сигналов тела и понимания их связи с ментальной сферой человека.
Исследователи в этой области считают, что, для правильной интерпретации жестов кроме учета совокупности жестов и соответствия между словами и телодвижениями необходимо учитывать «контекст, в котором живут эти жесты» [14, с.10]. Например, человек, сидящий со скрещенными ногами, крепко скрещенными на груди руками и опущенной вниз головой в холодный зимний день на автобусной остановке, скорее всего, замерз, а не критически относится к чему-либо. Однако, если человек в аналогичном положении будет сидеть за столом переговоров о заключении сделки, то его жесты следует трактовать как имеющие негативное или оборонительное отношение в сложившейся ситуации.
Согласно данной точке зрения, В. Биркенбил в своей книге «Язык интонации, мимики, жестов» приводит в пример концепцию о том, что ни одно утверждение не может быть доказано как абсолютно истинное. И в плане рассматриваемой темы история может предложить массу примеров. Так, например, Аристотель в свое время считал признаком высокого ума маленькую голову, а Галл двести лет тому назад выдвинул прямо противоположную концепцию. После него еще долгое время бытовало ошибочное, но до сих пор разделяемое некоторыми людьми мнение, что признаком ума является высокий лоб [2].